Доклад на тему Современный урок

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок

с точки зрения компетентностной педагогики

в условиях реализации ФГОС СПО

В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе преподавателя, чтобы студенты успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения.

Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику.

Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» подростка, пришедшего в лицей. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного студента:

- резко возросла информированность детей, они перегружены информацией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной;

- уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоциональному голоду;

- уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми (нужно вернуть идеи Макаренко, детские движения: волонтёры, пионеры, тимуровцы…);

- уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении подростков;

- увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло рост ксенофобских настроений (Вводится курс Основы духовно-нравственной культуры народов России).

Современные подростки живут иллюзией свободы - падение доверия со стороны взрослых и изоляция от проблем взрослых (чрезмерная опека).

Сейчас в ОУ мало молодых преподавателей и стиль воспитания мягкий, материнский, а современные дети гиперактивные.

Особенности современной эпохи существенно влияют на роль и приоритеты образования, которые в современных условиях заметно смещаются от необходимости только программных знаний к формированию основ учебной деятельности. Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности: «Развитие личности - смысл и цель современного образования», так записано в новом образовательном стандарте.

Системно-деятельностная парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов), стандарта диктует, что усвоение и присвоение подростком накопленного социального опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного и общенческого взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. Это должно лечь в основу разработки современного урока. И это влечёт за собой необходимость нового для традиционного ОУ позиционирования преподавателя. Сегодня у нас такая модель обучения: дети «сидят правильно» и слушают преподавателя. А по-хорошему, преподаватель должен быть актёром второго плана, просто находиться рядом с работающими детьми, направлять, помогать ему самостоятельно добывать знания. Поразмыслить над этим вопросом позволяют высказывания известного педагога Ш. Амоношвили:

"Десятилетиями в голову учительству, в наши головы вбивалась мысль, что школа должна, прежде всего, давать знания, умения, навыки, - но какие и каким путём?.. Мы говорим о всеобуче, но эта прекрасная задача - всеобщее обучение - понимается крайне примитивно: все дети ходят в школу, и там им дают знания и умения. А кто не берёт их, тот, значит, не хочет учиться, и надо его заставить. Но школа - не раздаточный пункт, не склад готовых знаний... Первая задача школы - развить ребёнка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания, мог приобрести умения и навыки".

Итак, на что ориентироваться преподавателю, конструируя урок, если содержание уже определено?

- Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития студентов».

- Стандарт требует учета не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»

- Стандарт ориентирует преподавателя на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого подростка (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

- Стандарт гарантирует «достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, как основы «для самостоятельного успешного усвоения студентами новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

Однако необходимо отметить, что для реализации всех организационных установок Стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие, - создание на уроке психологически комфортной атмосферы.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач…

В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут развиваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

Замечу, что без выполнения части названных УУД просто невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне, а вот выполнять действия «по образцу» можно. Но это не будет работа по новому стандарту.

© 2010-2022