Рабочая программа Профессиональная лексика

Рабочая программа по "Профессиональной лексики является нормативным документом, в котром представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственно образовательной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ·        строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами; ·        анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; ·        устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменно...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















РАБОЧАя ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Профессиональная лексика





















2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО): 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, 230401 Информационные системы (по отраслям), 230701 Прикладная информатика (по отраслям), 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «ВТСТ»








СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. условия реализации программы учебной дисциплины

11

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

2. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО): 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, 230401 Информационные системы (по отраслям), 230701 Прикладная информатика (по отраслям), 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина является вариативной и входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

2.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-применять нормы литературного языка в письменной и устной речи;

- правильно употреблять термины по своей специальности в письменной и устной речи;

- работать со словарями;

-использовать фонетические, лексические, фразеологические, синтаксические средства выразительности в речи;

- находить грамматические, фонетические, стилистические ошибки в речи и текстах и исправлять их;

- определять стилевую и жанровую принадлежность текста;

-анализировать речь с точки зрения её нормативности;

- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-основные единицы языка и речи;

- типы норм литературного языка и качества хорошей речи;

- основные словари русского языка;

- фонетические, лексические, фразеологические единицы русского языка;

- правила употребления грамматических и форм и слов в речи;

- стилистические возможности словообразования и синтаксиса;

- принципы русской орфографии и пунктуации;

- стилевые и жанровые разновидности текстов, особенности их продуцирования в соответствии с требованиями профессиональной подготовки студентов.

- правила употребления терминов по специальности;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

10

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:


индивидуальное проектное задание;

подготовка индивидуальных заданий;

подготовка рефератов;

выполнение домашней работы;


внеаудиторной самостоятельной работы:

подготовка к контрольным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя;

систематическая проработка конспектов занятий;

работа с первоисточниками, учебной и справочной литературой


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.

  1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Профессиональное общение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.




Тема1.1.

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Язык и речь. Понятие о языковой норме и литературном языке. Словари русского языка. Понятие культуры речи.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: написание рефератов на тему: В.И. Даль - создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». «Словари русского языка».

1

Тема 1.2

Фонетические единицы языка

Содержание учебного материала

2

1

Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение упражнений на произношение с использованием методических указаний.

1

Тема 1.3

Орфоэпические нормы

Содержание учебного материала

2

1

Орфоэпические нормы. Нормы произношения и ударения. Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов..

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с орфоэпическим словарём

Составление индивидуального словаря орфоэпических трудностей.

1

Тема 1.4

Варианты русского литературного произношения

Содержание учебного материала

2

1

Варианты русского литературного произношения Упражнения на произношение.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с орфоэпическим словарём. Подготовка реферата на тему: Варианты произношения и ударения в речи представителей разных профессий.

1

Тема 1.5

Фонетические средства речевой выразительности

Содержание учебного материала

2

1

Фонетические средства речевой выразительности : ассонанс, аллитерация.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия №1 Построение речевых высказываний с учётом требований культуры речи. Упражнения по определению ударения в слове.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка к выполнению практической работы №1с использованием методических рекомендаций преподавателя

2

Раздел 2.




Тема 2.1.

Слово, его лексическое значение

Содержание учебного материала

2

1

Слово, его лексическое значение. Многозначные слова. Омонимы.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов на темы: Заимствованные слова в моей специальности. Происхождение заимствованных слов. Значения русских имён. Происхождение и значение русских фамилий. Работа с толковыми, этимологическими, словарями, словарями иностранных слов.

1

Тема 2.2.

Лексические и фразеологические единицы языка

Содержание учебного материала

2

1

Лексические и фразеологические единицы языка. Паронимы, синонимы, антонимы, заимствованные слова, их роль в речи специалиста.

1

Лабораторные работы



Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка рефератов на темы: Диалекты. Жаргонизмы в моей специальности. Происхождение и значение фразеологизмов;

1

Тема2.3

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Содержание учебного материала

2

1

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Тропы. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся Работа с толковыми, этимологическими, словарями, словарями иностранных слов; подготовка рефератов на темы: Профессионализмы, их роль в речи специалиста.

1

Тема 2.4

Лексические ошибки и их исправление


Содержание учебного материала

2

1

Лексические ошибки и их исправление. Плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с толковыми, этимологическими, фразеологическими словарями, словарями иностранных слов. Подготовка реферата на тему: Лексические ошибки в СМИ.

1

Тема 2.5

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Содержание учебного материала

2

1

Ошибки в употреблении фразеологизмов. Происхождение, строение и значение фразеологизмов.

2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие №2 Исправление лексических ошибок

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся Работа с толковыми, этимологическими, фразеологическими словарями, словарями иностранных слов. Подготовка к выполнению практической работы №2 с использованием методических рекомендаций преподавателя

2

Раздел 3.


Тема 3.1

Способы словообразования.

Содержание учебного материала

2

1

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования .

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: реферата на тему: Способы образования профессиональной лексики по специальности.

Работа со словообразовательными словарями.

1

Тема 3.2

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов

Содержание учебного материала

2

1

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Работа со словообразовательными словарями. Подготовка реферата на тему: Ошибки в образовании слов в рекламном тексте.

1

Раздел 4.




Тема 4.1

Нормативное употребление частей речи


Содержание учебного материала

2

1

Нормативное употребление частей речи.. Выполнение упражнений .

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений с использованием методических рекомендаций преподавателя по отработке навыков нормативного словоупотребления в соответствии со стилистическими особенностями создаваемого текста. Работа со словарями грамматических трудностей Подготовка реферата на тему: Назначение и структура словаря грамматических трудностей.

1

Тема 4. 2.

Нормативное употребление форм слова.

Содержание учебного материала

2

1

Нормативное употребление форм слова. Выполнение упражнений .

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений с использованием методических рекомендаций преподавателя

по отработке навыков нормативного употребление форм слова. Работа со словарями грамматических трудностей

1

Тема4.3

Ошибки в речи.


Содержание учебного материала

2

2

1

Ошибки в речи. Ошибки в формообразовании слов. Упражнения по выявлению грамматических ошибок в тексте.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений с использованием методических рекомендаций преподавателя

по выявлению грамматических ошибок в чужом и своём тексте. Работа со словарями грамматических трудностей.

1

Тема 4.4

Стилистика частей речи.

Содержание учебного материала

2

1

Стилистика частей речи. Использование заданных форм слова в предложении и тексте.

2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие №3: Использование лексики со стилистически окрашенными морфемами и формами в тесте.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Работа со словарями грамматических трудностей

Подготовка к выполнению практической работы №3 с использованием методических рекомендаций преподавателя

2

Раздел 5.

*

Тема 5.1.

Выразительные возможности русского синтаксиса.


Содержание учебного материала

2

1

Выразительные возможности русского синтаксиса. Фигуры речи: инверсия, бессоюзие, многосоюзие.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений с использованием методических рекомендаций преподавателя

1

Тема5.2

Синтаксическая синонимия








Содержание учебного материала

2

2

1

Синтаксическая синонимия. Конструирование текста в определённом жанре с использованием заданных синтаксических структур.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений с использованием методических рекомендаций преподавателя

1

Раздел 6


Тема 6.1

Принципы русской орфографии и пунктуации.

Содержание учебного материала

2

1

Принципы русской орфографии и пунктуации. Упражнения на исправление ошибок правописания.

3

Лабораторные работы

-


Практическое занятие № 4 Применение правил управления в речи. Упражнения на правописание профессиональной лексики и терминов

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений с использованием методических рекомендаций преподавателя Работа с орфографическими словарями. Подготовка к выполнению практической работы № 4 с использованием методических рекомендаций преподавателя

2

Раздел 7.


Тема 7.1.

Текст и его структура

Содержание учебного материала

2

1

Текст и его структура. Функционально-смысловые стили речи: описание, повествование, рассуждение.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений с использованием методических рекомендаций преподавателя на продуцирование разных типов речи.

1

Тема 7.2


Функциональные стили литературного языка.

Содержание учебного материала

2

2

1

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Сфера их использования, их языковые признаки, особенности строения текстов разных стилей.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение упражнений с использованием методических рекомендаций преподавателя на создание текстов учебно-научного и официально-делового стилей . в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки обучающихся.

1

Тема 7.3

Жанры деловой и учебно-научной речи

Содержание учебного материала

2

1

Жанры деловой и учебно-научной речи. Упражнения на на создание текстов учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки обучающихся.

3

Лабораторные работы

-


Практическое занятие № 5

Создание текстов в жанрах официально-делового стиля.

2

Контрольная работа: выполнение тестовых заданий по разделам дисциплины.

2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к выполнению практической работы №4 с использованием методических рекомендаций преподавателя. Подготовка к выполнению итоговой контрольной работы с использованием методических рекомендаций преподавателя

3

Всего

84

4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гуманитарных дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебно - методической документации; рабочая программа дисциплины; технологические карты (планы) уроков; конспекты уроков; методические рекомендации для выполнения практических работ; методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ; задания для выполнения самостоятельных работ.

- раздаточный материал: тексты для анализа; тестовые задания;

- информационные стенды;

- комплект учебников и сборников упражнений;

- словари.

Технические средства обучения:

- мультимедиапроектор;

- экран;

- мультимедиапрезентации.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Лекант П.А., Маркелова Т.В., Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи: учеб. для ссузов/под ред. П.А.Леканта . - М.: Дрофа, 2010.

2.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи.- М.:ОИЦ «Академия», 2012.

3.Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. - М.: издательство «КноРус», 2010.

Дополнительные источники:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

2.Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов: Учеб. Пособие. - 2-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2010.

3.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 2010.

4.Русский язык ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/ Л.И. Пучкова. - М.: «Экзамен», 2012.

5. Единый государственный экзамен по русскому языку: Метод. Пособие для учителя. - Воронеж: - ВОИПКРО, 2012.

6. ЕГЭ по русскому языку: учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки/ сост. Т.Ю. Угроватова. - М.: АСТ; СПб.: Астрель - СПб, 2011.

7. Большой словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2010.

8. Словарь русского языка: В 4-т./РАН, Институт лингвистических исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. - М.: Русский язык, 2010.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е изд. Дол.- М.: Азбуковник, 2011.

10. Толковый словарь русского языка конца 20 века. Языковые изменения / под ред. Г.Н. Скляревской.- СПб.: Фолно-Пресс, 2010.

11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. В 2-х т.- М.: Русский язык, 2010.

12. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. 10-е изд., стер. - М.: Русский язык, 2011.

13. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - Ростов на/Д: Феникс, 2010.

14. Орфоэпический словарь русского языка/Под ред. Р.И. Аванесова. - М.: Русский язык, 2010.

15. Полный справочник по орфографии и пунктуации/ Под ред. О.А. Соболевой. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.

16. Словарь сочетаемости слов русского языка. 2-е изд., испр. - М.: Русский язык, 2009.

17. Фелицина В.П., Мокиенко В.М. Русский фразеологический словарь. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2009.

18. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 4-е изд., испр. И доп. М.: Русский язык, 2010.

19. Белянин В.П., Бутенко И.А. Живая речь. Словарь разговорных выражений. - М.: ПАИМС, 2010.

20. Колесникова Н.П. Словарь паронимов и антонимов. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.21. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2010.

Интернет-ресурсы

Русский язык для школьников, абитуриентов, студентов. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www. Classes.ru/all/Russian - свободный - Загл. с экрана

Русские словари. [Электронный ресурс]: Режим доступа: Slovari.ru - свободный - Загл. с экрана

Русский язык в Интернете - каталоги, сайты, полезные ссылки. . [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www Classes.ru\all - Russian- свободный - Загл. с экрана


5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- применять нормы литературного языка в письменной и устной речи;

Работать со словарями

Оценка выполнения письменных и устных заданий; упражнений в учебнике; тестирование; Оценка выполнения практических работ;

- использовать фонетические, лексические, фразеологические; синтаксические средства выразительности в речи

Оценка выполнения практических работ; Оценка выполнения индивидуальных заданий;

Оценка выполнения рефератов

-анализировать речь с точки зрения её нормативности;

Оценка выполнения упражнений, тестов;

Знания:

- основные единицы языка и речи;

- типы норм литературного языка и качества хорошей речи;

- основные словари русского языка;

Оценка выполнения практических работ; Оценка устных и письменных ответов;

- фонетические, лексические, фразеологические единицы русского языка;

Оценка выполнения упражнений, тестирования

- правила употребления грамматических и форм и слов в речи;

Оценка выполнения упражнений и практических работ;

Оценка тестирования;

- стилистические возможности словообразования и синтаксиса;

Оценка выполнения упражнений.

стилевые и жанровые разновидности текстов, особенности их продуцирования в соответствии с требованиями профессиональной подготовки обучающихся.

Оценка выполнения практических работ


© 2010-2022