- Преподавателю
- Другое
- Программа по основам электротехники
Программа по основам электротехники
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Икрина Т.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
гбоу спо со «Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СПО СО
«Уральский государственный
колледж имени И.И. Ползунова»
Е.А. Рыбаков ________________
«______»___________________2012 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
для специальности
270802 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
(базовая подготовка)
Екатеринбург 2012
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», укрупненной группы 270000 «Архитектура и строительство», направление подготовки 270800 «Строительство» от «15» апреля 2010 г., № 356
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова»
Разработчик: Икрина Т.В., преподаватель ГБОУ СПО СО «Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова»
СОГЛАСОВАНО:
Кафедра промышленного электромеханического оборудования
«_____»________________ 2012 г.
Зав. кафедрой
_______________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ:
Заключение № _______ от «_____»________________2012 г.
Эксперты: ___________________________
___________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
20
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
22
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», укрупненной группы 270000 «Архитектура и строительство», направление подготовки 270800 «Строительство».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышении и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессиям 12680 «Каменщик», 13450 «Маляр», 15220 «Облицовщик-плиточник», 16671 «Плотник», 19727 «Штукатур».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в раздел 1 «Общие профессиональные дисциплины» профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать электрические схемы;
- вести оперативный учет работы энергетических установок;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы электротехники и электроники;
- устройство и принцип действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления электроустановками.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
в том числе:
Лабораторно - практические занятия
14
контрольные работы (тестирование)
2
курсовая работа (проект) не предусмотрено
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20
в том числе:
Заполнение таблицы «Классификация электрического оборудования строительных площадок»
1
Дифференцированная самостоятельная работа (в зависимости от уровня подготовленности студента)
3
Самостоятельное изучение вопроса
2
Выполнение упражнений по теме
3
Разработка презентации
1
Решение задач
10
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение. Раздел 1
Входное тестирование
1
.
Тема 1.1.
Электрические цепи постоянного тока.
Основы электротехники
12
1, 2, 3
Значение электротехники в профессиональной деятельности. Цели и задачи дисциплины, её связь с другими дисциплинами учебного плана. Роль электротехнической подготовки техника в развитии и освоении новой техники и прогрессивных строительных технологий. Постоянный электрический ток. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Электрическая цепь, ее элементы. Закон Ома для участка и полной электрической цепи. Законы Кирхгофа и Джоуля - Ленца. Нагревание проводников электрическим током и потери электроэнергии. Выбор сечения проводов по допустимому току.
Способы соединения резисторов, определение эквивалентного сопротивления. Расчет цепей постоянного тока. Измерительные приборы постоянного тока и их характеристики. Основы расчета электрических цепей постоянного тока.
2
Практические работы
2
1. «Соединение резисторов»: Изучение основных законов последовательного, параллельного и смешанного соединения резисторов.
2
Самостоятельная работа студентов:
4
-
Дифференцированная самостоятельная работа (в зависимости от уровня подготовленности студента) по теме «Расчет электрических параметров бытовых приборов», «Электромагнитная индукция и взаимодействие проводника с магнитным полем», «Расчет магнитной цепи».
-
Решение задач:
«Расчет цепей постоянного тока с применением законов Ома», «Расчет цепей постоянного тока со смешанным соединением резисторов»;
«Расчет сложных цепей методом узловых и контурных уравнений».
2
2
Тема 1.2.
Однофазная электрическая цепь.
Переменный однофазный ток. Его параметры, уравнения, графики и векторные диаграммы. Сопротивления в цепях переменного тока.
Основы расчета электрических цепей переменного тока. Мощность переменного тока.
1
2,3
Практические работы.
2
1. «Цепь переменного тока активным, индуктивным, емкостным сопротивлениями»: Параллельное соединение конденсатора с катушкой, содержащей активное и индуктивное сопротивление. Компенсация реактивной мощности.
2
Самостоятельная работа студентов:
4
Решение задач:
-
«Расчет цепи переменного тока с последовательным соединением активного сопротивления, индуктивности и емкости»,
-
«Расчет цепи переменного тока при параллельном соединении элементов», «Расчет цепи переменного тока символическим методом»
2
2
Тема 1.3.
Трехфазные электрические цепи.
Основы расчета электрических цепей трехфазного тока. Электроизмерительные приборы, их классификация. Линейные и фазные напряжения.
Соединение потребителей трехфазного тока по схемам «звезда» и «треугольник». Линейные и фазные токи. Мощность трехфазной цепи. Расчет трехфазной цепи при симметричной нагрузке. Измерительные приборы переменного тока и их характеристики.
2
2,3
Практические работы
2
1. Трехфазные цепи при соединении потребителей «звездой» и «треугольником»: Изучение схемы трехфазной цепи при соединении потребителей треугольником и звездой. Исследование зависимости между линейными и фазными значениями тока и напряжения. Электроизмерительные приборы.
2
Самостоятельная работа студентов:
2
-
Решение задач:
«Расчет трехфазной цепи переменного тока при соединении потребителей по схеме «звезда с нулевым проводом» и «треугольник»
«Расчет симметричной трехфазной цепи переменного тока»
«Расчет цепи переменного тока с несинусоидальным напряжением»
-
Самостоятельное изучение вопроса: классификация электроизмерительных приборов
1
1
Раздел 2.
Электрические машины.
7
Тема 2.1.
Трансформаторы
Общие сведения. Назначение и применение трансформаторов, их классификация. Коэффициент трансформации. Устройство, принцип действия и режимы работы однофазного трансформатора. Понятие о трехфазных трансформаторах. Внешняя характеристика и КПД трансформатора. Трехфазный трансформатор, схемы соединения его обмоток.
1
2,3
Самостоятельная работа студентов:
1
-
Решение задач по теме «Внешняя характеристика и КПД трансформатора» по индивидуальным карточкам-заданиям.
1
Тема 2.2.
Электрические машины переменного тока
Назначение машин переменного тока, их классификация. Вращающееся магнитное поле. Асинхронные двигатели. Конструкция асинхронных электродвигателей трехфазного тока. Синхронные машины, их устройство.
2,3
Практические работы
2
1. Схема управления асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Сборка и проверка работы реверсивной схемы управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором.
2
Самостоятельная работа студентов:
1
-
1. Дифференцированная самостоятельная работа (в зависимости от уровня подготовленности студента) по теме «Работа источника электроэнергии на переменную нагрузку» по индивидуальным карточкам-заданиям.
1
Тема 2.3.
Электрические машины постоянного тока
Общие сведения об однофазных электродвигателях: схемы включения, область применения. Классификация машин постоянного тока по способу возбуждения. Назначение машин постоянного тока, основные элементы конструкции и их назначение. Принцип работы. Обратимость машин. Генераторы постоянного тока. Схемы включения, характеристики и область применения. Электродвигатели постоянного тока. Схемы включения, характеристики и область применения.
2
2,3
Практические работы
2
1. «Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением»: Изучение схемы управления и основных характеристик генератора постоянного тока с параллельным возбуждением.
2
Самостоятельная работа студентов:
1
1. Выполнение упражнения по теме «Электрические машины постоянного тока»
1
Раздел 3.
Основы электроснабжения
2
Тема 3.1. Источники электрической энергии. Передача и распределение электроэнергии.
Источники, передача и распределение электрической энергии. Общая схема электроснабжения. Потребители электроэнергии. Характеристики электроприемников.
1
Самостоятельная работа студентов:
1
Самостоятельное изучение вопроса: Классификация потребителей по различным признакам.
1
Тема 3.2. Схемы электрических сетей.
Схемы электрических сетей до 1000В. Схемы сетей электрического освещения. Расчет электрических нагрузок. Трансформаторные подстанции.
1
Самостоятельная работа студентов:
1
Дифференцированная самостоятельная работа (в зависимости от уровня подготовленности студента) по теме «Расчет электрических нагрузок» по индивидуальным карточкам-заданиям
1
Раздел 4.
Электрические сети строительных площадок.
4
Тема 4.1. Электрические сети.
Классификация электрических сетей. Слаботочные сети, внешние сети и сети зданий. Провода и кабели, инвентарные электротехнические устройства. Устройства электрических сетей на строительных площадках.
1
Тема 4.2. Выбор сечения проводов по допустимому нагреву и допустимой потере напряжения.
Выбор сечения проводов по допустимому нагреву (допустимому току) и допустимой потере напряжения. Допустимые длительные токовые нагрузки на провода, кабели. Наименьшие сечения проводов, допустимые по механической прочности. Электрические характеристики проводов и кабелей линий напряжением 380/ 220 В.
Практическая работа:
2
Выбор сечения проводов по допустимому нагреву и допустимой потере напряжения.
2
Самостоятельная работа студентов:
1
Выполнение упражнений по теме «Выбор сечения проводов по допустимому нагреву».
1
Тема 4.3. Электрическое освещение на строительных площадках.
Общие сведения. Источники света и осветительная арматура. Устройство электрического освещения на строительных площадках. Нормы освещенности и упрощенные способы расчета осветительных установок.
1
Самостоятельная работа студентов:
1
Решение задач по теме «Расчет осветительных установок».
1
Раздел 5.
Электропривод в строительстве.
1
Тема 5.1.
Электропривод в строительстве.
Виды электроприводов. Нагревание и охлаждение электродвигателей. Режимы работы (длительный, повторно-кратковременный, кратковременный). Понятие о продолжительности включения (ПВ) двигателя.
Выбор типа и мощности электродвигателя для различных условий работы. Эксплуатация электрических машин.
1
2,3
Самостоятельная работа студентов:
1
-
1. Упражнение по теме «Выбор типа и мощности электродвигателя для различных условий работы».
1
Раздел 6.
-
Электрическое оборудование строительных площадок
8
Тема 6.1.
Электрооборудование сварочных установок
Виды электрической сварки. Основные требования к источникам питания сварочной дуги. Сварочные преобразователи постоянного тока. Сварочные аппараты переменного тока. Электробезопасность сварочных работ.
1
Тема 6.2. Электрооборудование строительных кранов и подъемников.
Особенности работы электрооборудования грузоподъемных машин. Крановые электродвигатели. Токоприемники. Провода и кабели. Кабельные барабаны. Электробезопасность при монтаже и эксплуатации грузоподъемных машин.
2
Тема 6.3.
Аппаратура управления и защиты
Назначение аппаратуры управления, ее классификация. Пускорегулирующая аппаратура ручного управления (рубильники и переключатели, пакетные выключатели, контроллеры). Аппаратура автоматического управления (контакторы, магнитные пускатели).
Аппараты защиты (плавкие предохранители, автоматические выключатели).
Простейшие схемы управления электрическими установками.
2
2,3
Самостоятельная работа студентов:
1
1. Разработка презентации по теме «Аппаратура управления и защиты»
1
Тема 6.4.Электрифицированные ручные машины и электроинструмент
Группировка электрифицированных машин по назначению. Класс изоляции электрических машин и оборудования для подключения их к сети. Примеры конструкции электроинструментов. Эксплуатация, ремонт и испытание ручных электрических машин.
2
2,3
Самостоятельная работа студентов:
1
1. Заполнение таблицы «Классификация электрического оборудования строительных площадок»
1
Тема 6.5.
Электропрогрев бетона и электрооттаивание грунта
Методы электропрогрева бетона: электродный, индукционный, инфракрасный, косвенный, вне формы, электрическими печами сопротивления и т.д. Электрооттаивание грунта. Техника безопасности при электропрогреве.
1
2,3
Раздел 7.
Электробезопасность на строительной площадке.
1
Тема 7.1. Электробезопасность на строительной площадке.
Общие вопросы электробезопасности. Действие электрического тока на организм человека. Классификация условий работ по степени электробезопасности. Мероприятия по обеспечению безопасного ведения работ с электроустановками. Защитное заземление на строительной площадке.
1
2,3
Раздел 8.
Основы электроники.
4
Тема 8.1.
Основы электроники.
Физические основы работы полупроводниковых приборов. Полупроводниковые приборы. Электронные устройства.
2
2,3
Практическая работа:
2
Исследование входных и выходных вольтамперных характеристик биполярного транзистора.
Итоговая аттестация
зачет (ФОС)
1
ИТОГО
60
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется на базе учебно-лабораторного кабинета «Электротехнические дисциплины»
Оборудование учебного кабинета:
-
30 индивидуальных посадочных мест;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника в опытах», «Полупроводниковые приборы», «Основы электротехники», «Основы электроники»;
-
УМК по дисциплине «Основы электротехники»;
-
комплект моделей по дисциплине «Основы электротехники»;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
-
Лабораторные стенды - 10 шт;
-
Измерительная аппаратура.
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
интерактивная доска;
-
мультимедийные средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Зайцев В. А., Нестерова Т. А. Электротехника, электроснабжение, электротехнология и электрооборудование строительных площадок: учеб. пособие для СПО. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 128с.
-
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: уч. пособие. - изд. 12-е, доп. и перераб. - Ростов н/ Д : Феникс, 2010. - 407с.
-
Электротехника и электроиника: учебник для СПО / под ред. Петленко Б. И. _ М.: Издат. центр «А кадемия», 2003. - 320с.
-
Андреев А.В., Горлов М.И. Основы электроники. - М.: Высшая школа, 2009
-
Москатов Е. А. Основы электронной техники. - уч. пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 378с.
-
Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. - М.: Мастерство, 2001.
-
Чекалин Н.А. Руководство по проведению лабораторных работ по общей электротехнике. - М., 1983.
Дополнительные источники:
-
Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники. - М.: Мастерство, 2000.
-
Литвинов А.И. Теоретические основы электротехники. - Методические указания и контрольные задания для студентов. - Екатеринбург, 2004.
Интернет-ресурсы:
-
Web-версия электронного учебника "Основы электротехники и электроники"
-
informika.ru/text/database/geom
-
iqlib.ru/
-
compositepanel.ru/
-
school-collection.edu.ru/
-
somit.ru/festival/index.htm
-
fcior.edu.ru/
-
profobrazovanie.org.ru/
-
vashdom/ru/gost/
-
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
уметь:
- читать электрические схемы;
- вести оперативный учет
работы энергетических
установок;
Наблюдение и оценка на практическом занятии.
Оценка выполнения практических работ.
Оценка выполнения дифференцированной самостоятельной работы
Оценка выполнения и защиты презентации
Зачет в форме тестирования.
Знания:
знать:
основы электротехники и электроники;
Наблюдение и оценка на практическом занятии.
Оценка выполнения практических работ.
Оценка выполнения дифференцированной самостоятельной работы
Тестирование
Знать устройство и принцип действия электрических машин и трансформаторов;
Наблюдение и оценка на практическом занятии.
Оценка выполнения практических работ.
Оценка выполнения дифференцированной самостоятельной работы
Тестирование
Знать устройство и принцип действия аппаратуры управления электроустановками
Наблюдение и оценка на практическом занятии.
Оценка выполнения практических работ.
Оценка выполнения дифференцированной самостоятельной работы
Тестирование - Зачет.