• Преподавателю
  • Другое
  • Использование современных педагогических технологий как средства саморазвития учащихся

Использование современных педагогических технологий как средства саморазвития учащихся

Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию. Эта цель может быть достигнута через проектирование урока с использованием различных педагогических технологий, которые располагают всеми средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, и составляют главную идею и причину эффективности результатов. Образовательная технология – это процессная система совмес...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный методический семинар

«Использование современных педагогических технологий

как средство саморазвития учащихся»


Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить.

А. А. Дистервег.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

К. Д. Ушинский

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.

Константин Симонов


Потребности общества определяют цель современной школы - сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию. Эта цель может быть достигнута через проектирование урока с использованием различных педагогических технологий, которые располагают всеми средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, и составляют главную идею и причину эффективности результатов.

Существует несколько подходов к определению педагогической технологии.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология - это хорошо спроектированная, целенаправленная деятельность, представляющая ряд логически построенных учебных этапов с применением ряда точно обозначенных приёмов, когда для каждого этапа предполагается определённый результат, который может быть быстро выявлен.

Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам процесса.

Однако надо учитывать и личностный фактор. Так нужно помнить, что живое общение является одним из факторов успешного познания мира. Таким образом, знания становятся средством становления личности, а творческая активность педагога и учащихся становятся частью педагогической технологии.

Современная наука даёт учителю возможность использовать целый ряд педагогических технологий, таких как:

-педагогика сотрудничества,

- игровые технологии,

-проблемное обучение,

- коллективный способ обучения (КСО),

-групповые технологии,

- технологии мастерских,

- здоровьесберегающие технологии,

- технологии развивающего обучения,

- проектные технологии,

- технологии критического мышления и др.

Таким образом, каждый учитель имеет возможность выбирать и использовать различные педагогические технологии, с целью достижения намеченного образовательного результата.

Школа работает по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий перехода школы на образовательные стандарты нового поколения», что позволяет учителям-предметникам использовать различные педагогические технологии:


  1. информационно-коммуникативные (Пиманов А.Н. - учитель физкультуры, Тюлюкина О.А. - учитель математики, Мельникова О.Н. - учитель истории);

  2. технология проектного обучения (Пац М.В. - учитель английского языка, Тараненко А.В. - учитель изобразительного искусства, Деменкова Н.А. - учитель технологии, Харитонова Ольга Викторовна - педагог-организатор, Кублова Ирина Николаевна - учитель музыки);

  3. технология саморазвивающего обучения (Кирпиченко Т.В. - учитель физической культуры);

  4. технология уровневой дифференциации (Седых В.Н. - учитель математики);

  5. технология проблемно-диалогического обучения (Чернышова О.В. - учитель обж);

  6. игровые технологии (Лежнева А.Д. - учитель физики).

Использование данных технологий позволило стимулировать самостоятельность учащихся, повысить самооценку ученика, развить наблюдательность, творческие способности, раскрыть потенциальные возможности личности.

Давайте познакомимся с этими технологиями поближе.

1) Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным образованием, является подготовка обучающихся к взрослой жизни, реализации своих интересов, способностей, к выполнению жизненных планов. Огромную важность приобретают вопросы индивидуализации обучения, активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей обучающихся, что является одним из условий их успешной социализации. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает обучающихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ в образовании позволяет повысить эффективность обучения и самообучения. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно. В школе необходимо создавать условия для обеспечения возможности вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс и свободного доступа к необходимой информации. И это задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства.

Среди основных компетентностей, требующих формирования и развития в современной школе, выделяют ИКТ-компетентности, которые включают в себя умение работать с информацией, решать распространённые информационные задачи с помощью современных общедоступных информационных ресурсов (инструментов и источников). Обучение в значительной степени строится на работе с информацией. Обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности.

Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса является следующие аспекты: в центре технологии обучения - ученик; в основе учебной деятельности - сотрудничество; позиция обучающегося в учебном процессе - активная; перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию. Задачи, решаемые с помощью ИКТ: формирование умения работать с информацией; развитие коммуникативных способностей; воспитание личности «информационного» общества; возможность дать обучающимся так много учебного материала, как он может усвоить; формирование исследовательских умений и умений принимать оптимальные решения.

В результате применения информационно-коммуникационных технологий на уроке: повышается мотивации обучающихся к учебной деятельности; происходит активизация деятельности учащихся; расширяются возможности дифференциации и индивидуализации процесса обучения; появляется возможность самостоятельного получения обучающимися дополнительных знаний, что способствует саморазвитию учащихся.

2) Современный взгляд на обучение требует использования технологий, которые способствовали бы формированию активности, самостоятельности и инициативной позиции учащихся в учении, развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; способствовали бы реализации принципа связи с жизнью.

Все это приводит нас к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.

К таковым относится проектные технологии.

Чтобы понять сущность проектных технологий нужно рассмотреть понятия «проект», «метод».

Проект - целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Он включает в себя не только изучение теории, но ее практическое применение.

Метод - (от греч. «мethodos» - путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Используя данный метод, учитель, может подсказать источники информации или направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. При этом ученики должны, самостоятельно или совместно действуя, решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Построенное таким образом сотрудничество приобретает черты проектной деятельности.

Основные принципы проектной деятельности:

- принцип детоцентризма.

В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.

- принцип кооперации.

В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.

-принцип опоры на субъектный опыт учащихся.

Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.

-принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;

-принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.

- принцип связи исследования с реальной жизнью.

- принцип трудной цели.

Говоря о методе проектов как о педагогической технологии нужно понимать что, эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

В основу проектных технологий положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектная деятельность позволяет получить два различных результата:

- внешний результат.

- внутренний результат.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, попробовать применить в практической деятельности.

Внутренний результат - это полученный опыт деятельности. Данный результат наиболее ценен, так как соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Благодаря использованию проектных технологий повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.

3) На сегодняшний день существует много концепций направленных на улучшение российского образования. Одна из них - технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко. Данная технология придает обучению естественный характер, основываясь на биологических особенностях человеческой психики, как саморазвивающейся, саморегулирующейся системы, делает школу для ребёнка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность - средством развития личных особенностей учащегося. В рамках данной технологии обучение - это развитие способностей и познавательных интересов детей. Каждый человек по своей природной сущности воспринимается как саморазвивающая система. Следовательно, вся организация учебно-воспитательного процесса направлена на развития социализированного интеллекта, приспособленного к реально существующим условиям жизни, посредством постоянного самосовершенствования человека. Саморазвитие человека основывается на серьезном биологическом фундаменте и является, по сути, частным случаем индивидуального развития (онтогенеза) человека. Феномен самосовершенствования человека основывается на особенностях функционирования и строения организма человека, и прежде всего высшей нервной деятельности. Самосовершенствование человека есть процесс природосообразный, заложенный в самой природе человека, возникший в результате длительного исторического развития человека.

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

Что такое доминанта? Доминанта - это потребность!

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. И мы, учителя, обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников потребности вести здоровый образ жизни. Ведущая роль в решении поставленной проблемы принадлежит уроку физкультуры.

Формирование мотивов здорового образа жизни - процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Модель формирования мотивов здорового образа жизни у подростков представлена ценностным, личностным, целевым, деятельностным, когнитивным и результативным компонентами, взаимосвязанными между собой.

Целевой компонент связан с формированием ответственного отношения к здоровому образу жизни на основе самосознания ценности формирования положительной «Я-концепции» (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю). Ценностный компонент модели представляет собой самоопределение в сфере здорового образа жизни, отношение к здоровью как к ценности; когнитивный компонент - получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости; личностный компонент - личностные структуры, востребованные в процессе формирования здорового образа жизни (чувства, характер, воля, креативность); деятельностный компонент - опыт овладения здоровым образом жизни, здоровьетворением, самодиагностикой, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент - целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами.

И тогда, учащиеся будут осмысленно, выполнять задания по физической культуре в индивидуальной и коллективной деятельности, включать задания физической культурой и спортом в активный отдых и досуг, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4) Потребности общества определяют цель современной школы - сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.

Эта цель может быть достигнута через использование технологии уровневой дифференциации, которая располагает всеми средствами активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся и составляют главную идею и причину эффективности результатов.

В основе данного обучения лежит дифференцированный подход к ученикам с учетом их интеллектуального развития, уровня подготовки по данному предмету, уровня развития их способностей и задатков.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

5) Все школы в настоящее время переживают очень важный и ответственный период своего развития - переход на новый стандарт - ФГОС. В основу образовательных стандартов второго поколения положен системно-деятельностный подход, основанный на концепции Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др.

Одно из главных отличий ФГОС от стандартов предыдущих поколений заключается в новых целях образования, сформулированных в виде требований к результатам образования - личностным, метапредметным, предметным, что, естественно, диктует необходимость выбора педагогических технологий, позволяющих достичь этих результатов и обеспечить развитие универсальных учебных действий учащихся - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса .

Сегодня главная задача школы - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться. То есть речь идет о формировании метапредметных умений.

Что значит научить учащихся учиться. Это значит сформировать у них ценностные мотивы учения, развить способность определять конкретные цели познавательной деятельности, выбирать и использовать необходимые источники информации, применять эффективные приемы познавательной деятельности. Поэтому уроки можно выстроить в технологии деятельностного подхода, более точное название - проблемно-диалогическое обучение.

Первая часть «проблемно-» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Иначе говоря, учитель посредством диалога помогает сформулировать тему или вопрос для исследования, а затем в диалоге же организует открытие школьниками знания, добиваясь действительного понимания материала, ибо нельзя не понять то, что ты открыл сам.

6) Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Практика использования игровых технологий показывает, что при работе по данной технологии раскрываются потенциальные возможности личности. В процессе взаимодействия развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, соревнование, реализуемые в таких формах как интеллектуальный контакт, сотрудничество, деловое общение. В итоге повышается качество знаний учащихся.

Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления, формировать стратегию саморазвития, которая необходима нашим школьникам для успешной самореализации, для развития его навыков самоорганизации, самопознания, самоопределения.










Подведение итогов семинара.


Тема нашего сегодняшнего семинара: «Использование современных педагогических технологий как средство саморазвития учащихся».

Давайте закончим семинар и подведем итоги с использованием одного из приемов технологии критического мышления - написание синквейна.

Синквейн - это стихотворная форма из пяти строк. Представляет собой краткую, сжатую характеристику предмета, позволяющую ученику, (в данном случае - нам с вами) обобщить и синтезировать информацию, развить творческие способности, а учителю выяснить, насколько у учащихся сформировалось представление о теме обсуждения, оценить понятийный багаж.

На составление синквейна не требуется много времени. Достаточно 5-10 мин. Возможна как индивидуальная, так и групповая или коллективная работа, когда из двух или более синквейнов создается один. Это дает возможность еще раз критически рассмотреть тему, повторить материал.

Правила написания синквейна

В первой строке одним словом, обычно существительным, задается тема обсуждения. Во второй строке приводятся два прилагательных, характеризующие тему обсуждения. В третьей строке, как правило, приводятся три глагола, связанные с темой обсуждения. Четвертая строка выражает отношение автора к теме обсуждения. Обычно это фраза, состоящая из четырех слов. Может быть использована какая-либо крылатая фраза, строчка из стихотворения или песни. В пятой строке приводится одно слово - синоним исходного, который расширяет представление о теме синквейна.

Этот прием используется чаще всего на стадии рефлексии, когда учащиеся закрепляют полученные знания, описывают какое-либо понятие или явление. При этом использование синквейна может придать этому процессу творческий, занимательный характер.

Выполнение творческой работы участниками семинара.

Предложить учителям зачитать, полученные стихотворные формы.

7


© 2010-2022