Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра.

Педагоги-практики знают, какой сложной задачей является обучение грамоте детей с ОВЗ, с признаками РАС. В школу приходят дети, имеющие различную степень нарушения интеллекта. Дети имеют разный уровень подготовленности к обучению в школе. Они прошли и разный путь: посещали 1 класс массовой школы, детский сад, или были до поступления в школу педагогически неорганизованными. Некоторые из них уже обучались грамоте, но навыки чтения и письма не сформировались. Так же при обучении грамоте нередко возникает противоречие: «застревание» на какой-либо букве в силу особенностей умственного развития детей класса, а материала для изучения, закрепления буквы не хватает. Неудачи в предшествующем обучении часто приводят к потере интереса к чтению, письму.

Мы знаем, что аутизм трактуется, как предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта. Поэтому необходимо педагогу установить эмоциональный контакт, наладить взаимодействие в пределах учебного кабинета, а родителям - дома. Педагог вместе с ребенком лепит, рисует, вырезает, показывает свой образец выполнения задания.

Для детей с РАС характерна стереотипность в поведении. Они стремятся сохранить постоянные, привычные условия жизни, испытывают страх перед изменениями в обстановке, порядке жизни. Например, изученную букву ребенок читает только в знакомом букваре. Поэтому необходимо предлагать задания, которые ведут к преодолению стереотипности в восприятии.

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектраОбучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

Предложенное пособие «Обучение грамоте» используется как рабочая тетрадь, т.е. создается «личный букварь» ученика. Это является положительным эмоциональным стимулом для ребенка научиться читать. Он сам с помощью педагога, родителей постепенно создает свой букварь, в котором можно нарисовать, что захотелось, оставить букварь на память.

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

Выполнение заданий можно организовать как совместно с классом, индивидуально, так и дома с родителями, распечатав отдельные страницы. Ребенку не дается все пособие сразу. «Личный букварь» создает у ребенка представление о букве, о том, что только в слове она приобретает смысл. Использование глобального чтения способствует тому, что слова обретают свое значение, «обрастают» смыслом, возникает чувство успеха «Я могу читать», формируется стремление быть хорошим учеником.

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектраОбучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

Для детей с признаками РАС предлагать лучше на первых этапах однообразные задания, что способствует лучшему усвоению материала, самостоятельности при выполнении заданий. Так как, усвоив алгоритм выполнения задания, ученик в любое время может выполнить аналогичное задание без помощи педагога на уроке или дома.

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектраОбучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

Рассмотрим некоторые из заданий.

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

  • Раскрашивание буквы (дети выделяют элементы, говорят, как они соединяются, на что похожа буква, сравнивают с другими изученными графемами, буква находится в кассах букв, определяется место на ленте букв, разучивают четверостишие, обводят раскрашенную букву с целью закрепления образа).

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектраОбучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра






Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра


  • Задание «Сделай букву из пластилина, палочек, веревочки, пуговиц» можно выполнить из любого подручного материала. Сначала педагог делает букву вместе с ребенком по образцу, затем дает только образец или предлагает самостоятельно выполнить задание.

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра


  • Задание «Напиши букву в воздухе, пропиши в строке»

Буква прописывается разными способами: в воздухе пальцем, можно ногой на полу, на песке в лотке. Затем прописывается с тихим проговариванием сначала по образцу, по точкам, «рука в руке», самостоятельно.


  • При выполнении задания «Вставь букву» ученик сначала называет предмет, затем педагог произносит сам слово, выделяя нужный звук голосом. Ребенок вновь произносит, тоже выделяя изучаемый звук. Определяется, где слышится звук: в начале, средине или в конце. Выделенный звук обозначается печатным образом в слове-подписи. Ребенок читает первую букву, а педагог заканчивает.

  • Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

  • Задание «Дорисуй, раскрась, вставь букву».

Ученик определяет местоположение звука, прочитывает слово с помощью педагога.

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

  • «Вставь букву, нарисуй предмет»

Сначала читается слово со вставленной буквой, определяется место звука в слове, выполняется рисунок. Слово делится на слоги, затем педагог произносит слово, а дети сигнализируют об изучаемом звуке поднятием синего или красного кружка.


Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

  • Задание «Наклей картинки, подпиши с помощью педагога» стимулирует ребенка искать предметы, имеющие изучаемый звук, в окружающем мире (газетах, журналах). Можно предложить ряд картинок, а ребенок выбирает. Затем подписывается картинка, причем слово пишет педагог, оставляя место, чтобы он мог дописать нужную букву. Слово анализируется.

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра


  • Задание «Зачеркни лишнюю букву» выполняется с целью закрепления зрительного образа.


Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

  • Задание «Напиши букву разной высоты, прочитай» учит пониманию, что буквы могут быть разной высоты. Многократное прочтение способствует запоминанию зрительного образа.

Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра

  • При выполнении задания «Найди букву Н и зачеркни» ученики учатся видеть букву в тексте. Стихотворение прочитывается педагогом, проводится работа над смысловой стороной стихотворения, затем выполняется задание. Стихотворение прочитывается еще раз педагогом, определяется количество произнесенных звуков Н, заучивается наизусть.

© 2010-2022