Особенности формирования доверия и привязанности в раннем детском возрасте

Рассмотрение особенностей формирования доверия и привязанности в раннем детском возрасте приобретает большое значение как в теоретическом плане, так и в практическом – так как это отражает специфику эмоционального состояния детей, проявляет качество взаимодействия между родителями и детьми, способствует выявлению причин, влияющих на это взаимодействие.  Понимание этих причин способствует организации адекватной психологической поддержки семьям, воспитывающим детей раннего возраста. Изучение фено...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности формирования доверия и привязанности в раннем детском возрасте.

Проблема изучения феномена доверия и исследование процессов формирования привязанности в контексте психологических исследований развития в раннем детском возрасте актуальна как с теоретической, так и с практической точек зрения. Несмотря на внимание к данным проблемам как в российской, так и в западной психологии, на сегодняшний день все еще недостаточно изучена их роль на раннем этапе онтогенеза, что вызывает несомненный интерес к работе в данном направлении. Изучение феномена доверия в русле научных знаний позволит полнее осмыслить влияние социальных и психологических факторов на развитие личности, выявить психологические механизмы и условия гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Необходимо выявить взаимосвязь доверия и привязанности на самом раннем этапе становления личности человека, так как этот аспект представляется одним из важнейших механизмов взаимодействия индивидуума с социумом.

Доверие, как отдельный феномен, впервые выделил выдающийся психолог и психотерапевт Э.Эриксон - автор теории стадий психосоциального развития. Доверие человека к миру рассматривалось им как базовая установка, без которой невозможно достижение «психического здоровья» личности. Чувство базового доверия и недоверия рассматривалось психотерапевтом как основа для подготовки почвы для возникновения различных чувств, влияющих на формирование собственного «Я», самооценки, уверенности в себе. Исходя их внешнего окружения и индивидуального опыта человека, на различных жизненных этапах доверие/недоверие может приобретать различный «удельный вес», но фундаментальные основы доверия/недоверия закладываются в младенческом возрасте: «Это чувство формируется на основании опыта первого года жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и к миру».

Э.Эриксон считал, что доверие и недоверие в качестве главной витальной установки формируется в ранние годы жизни ребенка, проистекая из «качества связей» его с матерью. О качестве отношений между ребенком и его матерью также говорил известный английский психиатр и психоаналитик, признанный специалист в области психологии развития, психологии семьи Дж.Боулби, используя термин «привязанность». Теория привязанности Дж.Боулби и его подход к механизму появления и закрепления привязанности оказал существенное влияние на представления о взаимоотношениях между младенцем и значимым взрослым, дал возможность установить связи, влияющие на последующие способности ребенка адаптироваться к окружающему миру. Дети не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, так как от этого зависит их чувство доверия к миру, отношения с людьми, развитие и готовность исследовать мир в целом. Именно в этом контексте особенно сильно выделяется взаимосвязь доверия и привязанности, так как именно в привязанности ребенок формирует базовое доверие к миру, позитивную картину самого себя и первые конструктивные модели взаимодействия, которые лежат в основе новых взаимоотношений.

Таким образом, рассмотрение особенностей формирования доверия и привязанности в раннем детском возрасте приобретает большое значение не только в теоретическом плане, но и в практическом - так как отражает специфику эмоционального состояния детей, проявляет качество взаимодействия между родителями и детьми, способствует выявлению причин, влияющих на это взаимодействие. А понимание этих причин может способствовать организации адекватной психологической поддержки семьям, воспитывающим детей раннего возраста.


© 2010-2022