Педагогическая статья Дополнительное образование детей

                                                 Педагогическая статья.                                      «Дополнительное образование детей».   Дополнительное образование – необходимый компонент современного образования, важное и необходимое звено в развитии и социализации многогранной личности. Оно предназначено для свободного выбора детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы.   Проблема взаимо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая статья.

«Дополнительное образование детей».

Дополнительное образование - необходимый компонент современного образования, важное и необходимое звено в развитии и социализации многогранной личности. Оно предназначено для свободного выбора детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы.

Проблема взаимоотношений личности и общества - одна из наиболее интересных тем не только в социологии, но и в психологии, философии и многих других дисциплинах. Социальная адаптация человека как личности, его самоопределение одинаково актуально как для прошлых столетий, так и для настоящего времени. Историки считают, что понятие «личность» появилось в XVI-XVII веках, в эпоху Просвещения. На протяжении многих веков мыслители и ученые пишут и спорят о воспитательном процессе, но до сих пор нет единства взглядов в определении процесса воспитания личности. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» шире, чем понятие «воспитание», другие считают, что оно уже, т.к. формирование - это внутренняя сторона воспитания.

В наш век компьютеров, нанотехнологий, жестких, бескомпромиссных решений многие проблемы связаны с безнравственностью, черствостью, жестокостью человека, которые неразрывно связаны с низким уровнем образованности и культуры.

Сегодня крайне редко можно встретить неграмотного человека, а вот интеллектуально и эмоционально не богатого - часто. Главной целью родителей и учеников стало получение высоких баллов на едином национальном тестировании, поступление в престижный ВУЗ, и как результат мы получаем поколение, не способных к сопереживанию, сочувствию. Нередко возникающие в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни общества кризисные и критические ситуации, требуют от человека не только физического и психического, но и социального здоровья для эффективной социализации. Совершенствование и реформирование всех сторон жизни общества зависят, прежде всего, от непосредственного участия в этих процессах личности. Вполне естественно, что сейчас акцентируется развитие индивида, создается система воспитания, учитывающая этот фактор. Индивиду требуются определенные знания, способы деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в обществе в данный период истории. Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, которая очень эффективно дополняет государственные структуры, поскольку отражает более широкий спектр проблем развития и образования детей и подростков.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен. Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ

В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит - учатся сотрудничеству и сотворчеству. Изначально процесс творчества является развивающим, обогащающим личность, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

Можно выделить несколько основных функций дополнительного образования:

1) образовательная - получение ребенком новых знаний, умений и навыков, обучаясь по дополнительным образовательным программам;

2) воспитательная - определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;

3) функция социализации - приобретение ребенком основных навыков воспроизводства социальных связей, освоение социального опыта;

4) интеграционная - создание психологического климата, позволяющего объединить взрослых и детей не только в рамках учреждения дополнительного образования, но и в повседневной жизни;

5) функция самореализации - личностное саморазвитие, самоопределение ребенка в культурно и социально значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха;

6) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов;

7) компенсационная - предоставление ребенку в избранных им сферах творческой деятельности определенных гарантий достижения успеха;

8) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

9) профориентационная - содействие определению жизненных планов ребенка, предпрофессиональную ориентацию, формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности.

Перечисленные функций показывают, что дополнительное образование детей должно стать неотъемлемой частью любой образовательной системы.

Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;

  • научно-техническое;

  • спортивно-техническое;

  • эколого-биологическое;

  • физкультурно-оздоровительное;

  • туристско-краеведческое;

  • военно-патриотическое;

  • социально-педагогическое;

  • культурологическое;

  • экономико-правовое.

Для того, чтобы дети в условиях дополнительного образования могли проявить свои дарования, нужна умелая поддержка со стороны взрослых, педагогов дополнительного образования, должны развивать и укреплять ту частичку добра, которая заложена в каждом человеке. Задачей педагогов является помощь детям постичь красоту искусства, увидеть и услышать весь спектр красок.

Пример: «Школа искусств».

В нашем городе есть школе искусств возраст обучающихся в ней колеблется от 5 до 17 лет. В юном возрасте ребенок, получает множество сведений об окружающих звуках, мелодиях, пытается выяснить происхождение того или иного музыкального инструмента, задает преподавателям и родителям тысячи «почему?» и требует ответа. У него формируются первые «моральные ориентиры», понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Школа искусств предоставляет благоприятные условия для разностороннего развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую познавательную активность. Для этого преподаватели должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся. Редко встретишь преподавателя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

  • общая атмосфера комфорта в процессе учения;

  • отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;

  • привлечение преподавателем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Преподавателю следует подходить к мотивации как к постоянно развивающемуся явлению. Так, постоянно осуществляются взаимовлияния и взаимопереходы мотивов и целей учения. По мере усложнения задач обучения у учащихся не только повышается мотивации к обучению, но и развиваются личностные качеств детей. Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование, как правило, имеют больше возможностей полноценно прожить детство, реализовать свой творческий потенциал. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

Таким образом, дополнительное образование - необходимый компонент современного образования, важное и необходимое звено в развитии и социализации многогранной личности. Оно предназначено для свободного выбора детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект.

© 2010-2022