• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект Вводное занятие с элементом тренинга на занятиях туристских объединений

Конспект Вводное занятие с элементом тренинга на занятиях туристских объединений

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Центр детско-юношеского туризма и краеведения»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Инновации в дополнительном образовании.

Использование элементов психологического тренинга

на занятиях творческих объединений»











Автор: Аппазов Сервер Меметович, педагог дополнительного образования ГБОУ ДО РК «ЦДЮТК»








Симферополь, 2015

Вводное занятие.

Педагог представляется, коротко рассказав о себе.

Начинаем тренинг с того, что, рассадим участников полукругом. Раздаем участникам заявления о принятии в ТО и анкеты. Объясняем воспитанникам для чего необходимы эти анкеты и заявления и, как и когда родители должны их заполнить. Если есть возможность, можно предоставить слово для приветствия учащихся представителю администрации. После приветствия администрации можно коротко рассказать о деятельности вашего ТО, ввести учащихся в курс дела, рассказать о целях и задачах объединения. Можно намекнуть на значение ТО, прочитав притчу о странниках.

Притча о странниках.

Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: «Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером Вы будете радоваться и грустить одновременно». После этого и свет, и голос исчезли.

Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько камешков.

Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение - грусть: алмазов было так мало!

После этого следует ознакомить участников с расписанием работы и перейти к процедуре знакомства. Для этого заранее необходимо подготовить два плаката «НАДЕЖДЫ» и «ОПАСЕНИЯ». Предлагаем участникам, опираясь на слайд (рис 1), рассказать немного о себе.

  • Имя?

  • Школа, класс?

  • Занимались ли когда-то туризмом, если да, то где и как долго?

  • Ваши надежды, связанные с занятиями?

  • Ваши опасения, связанные с занятиями?

Рис. 1 Знакомство.

  • Предложите учащимся, опираясь на слайд, рассказать о себе.

  • Бросьте мяч первому участнику.

  • Затем первый участник, сказав о себе, бросает мяч следующему

  • Фиксируйте ожидания и опасения участников на соответствующих плакатах.

  • Когда все участники представились (необходимо спросить, нет ли участников, которые не держали бы в руках мяч), завершите процедуру.

  • По мере возможности прокомментируйте ожидания и опасения, уточнив, что и когда они будут делать, узнают и получат.

Такой метод знакомства с учащимися позволяет сконцентрировать внимание учащихся друг на друге (они внимательно следят за мячом, чтобы не передать его участнику который уже представился), раскрепощает их.

Для восстановления энергии группы предложим учащимся провести энергизатор «Мы с тобой похожи тем, что…»

  1. Необходимо рассчитать учащихся на 1-й и 2-й.

  2. Предложите первым номерам встать в круг, а вторым - образовать круг вокруг первых номеров.

  3. Попросите первые номера повернуться лицом ко вторым так, чтобы получилось два круга: внутренний (первые номера) и внешний (вторые номера).

  4. Проследите, чтобы у каждого участника был партнер. В случае необходимости сами встаньте в круг вместе с учащимися.

  5. Задание: участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» (Например: мы с тобой похожи тем, что живем в одном городе…).

  6. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (Например: мы с тобой отличаемся тем, что у нас разного цвета глаза…).

  7. Затем дайте команду участникам внутреннего круга сделать шаг вправо, чтобы поменять партнера.

  8. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участников внешнего круга.

Для регламентирования и облегчения дальнейшей работы группы в кружке рекомендуется провести упражнение «Правила общения группы». В данном упражнении учащимся предлагается самостоятельно разработать свод правил которые они должны соблюдать при занятиях в ТО и которые являются обязательными и общими для всех.

  • Объедините участников в несколько групп. Для этого можно положить на стол разные картинки изнаночной стороной и предложить участникам взять по одной. Затем пусть участники соберутся в группы в соответствие с картинками.

  • Предлагаем группам сесть в разных углах аудитории, желательно в кружок.

  • Распределяем роли в группах: «ведущий», «хронометрист», «стенографист», «лаборант», «докладчик» в соответствии со случайными признаками (самый высокий в группе, самые короткие волосы и проч.)

  • Даем инструкции каждой роли. Ведущий» - организует обсуждение. «Хронометрист» - следит за временем выполнения задания. «Стенографист» - записывает за участниками группы их высказывания. «Лаборант» - обеспечивает группу необходимыми материалами (лист бумаги, скотч, ножницы, маркеры). «Докладчик» - представляет результаты работы всей группы.

  • Даем задание каждой группе: Выработайте 3-4 правила работы группы во время занятий в кружке. Отводим на выполнение задания 10-15 минут.

  • По окончанию работы заслушиваем докладчиков. Благодарим за проделанную работу.

  • Проводим групповую дискуссию, предложив всем участникам выбрать до 10 самых важных правил. (Например: Не опаздывать на занятия. Никого не критиковать. Внимательно слушать говорящего и т.д.). Если какие-то из правил не были предложены, предложите их сами, объяснив их важность для совместной работы в группе.

  • Записываем правила на отдельном, красиво оформленном, плакате, озаглавив его «ПРАВИЛА». Можно предложить учащимся в знак согласия с правилами работы группы поставить на плакате свои подписи.

  • Оформленный плакат вывешиваем в кабинете для общего обозрения.

Если в процессе занятий в кружке у учащихся возникают какие-то новые правила, влияющие на работоспособность группы, ими можно дополнить список уже существующих правил. Завершаем процесс выработки правил, зачитав членам кружка притчу об экономии воды.

Притча об экономии воды.

В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал приказ «Об экономии воды». Приказ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали приказ.

В тот же день с наступлением сумерек напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что наутро воды в озере осталось совсем мало.

Владыка сильно разгневался и приказал тайной полиции организовать слежку за нарушителями приказа, арестовать и казнить их. В течении следующей ночи несколько человек были арестованы, а утром при большом стечении народа обезглавлены на городской площади. Следующей ночью горожане вышли на поливку, выставив дозоры. Ситуация с водой вышла из под контроля.

В другой восточной стране так же случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Горожанам сообщили об истощении запасов воды в озере и предложили вместе искать пути выхода из создавшегося положения. После многочисленных споров, крика и легкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили ограничить полив личных участков двумя днями в неделю.

Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желанные плоды: люди ограничили полив так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.


Проводим энергизатор - «Ладони».

  1. Участники стоят или сидят в кругу.

  2. Ведущий начинает какое-то движение и визуально (например, посмотрев в глаза) передает его соседу справа, который, в свою очередь, передает это движение соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять это движение до тех пор, пока не получит от соседа слева новое движение, которое он должен передать.

  3. Затем ведущий начинает новое движение и т.д.

  4. Движения: 1) трение ладоней; 2) щелканье пальцами; 3) хлопанье ладонями по бедрам; 4) топанье ногами; 5)хлопанье по бедрам; 6) щелканье пальцами; 7) трение ладоней; 8) руки вверх и аплодисменты.

Благодарим участников за работу. Прощаемся с учащимися и напоминаем им:

  • Время начала следующего занятия.

  • О необходимости принести на следующее занятие заполненные родителями заявления и анкеты

  • Другое.




© 2010-2022