План - конспект занятия экологического объединения Основные законы экологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»














План-конспект занятия

экологического объединения «Дриада»

ДОП «Юный эколог»




Тема: Основные законы экологии











Педагог дополнительного образования

Карпачева И.Ю.










Алексин

2015



Тема занятия: Основные законы экологии


Тип занятия - комбинированное

Цель: Формировать у обучающихся понимание единства и целостности окружающего мира.

Задачи:

Обучающая - познакомить детей с основными экологическими понятиями, законами и терминами.

Развивающая - способствовать развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Воспитательная - воспитывать экологически грамотную и социально - активную личность, неравнодушную к проблемам загрязнения окружающей среды.

Оборудование: плакаты, портрет Э.Геккеля, бумага, фломастеры, краски.

Ход занятия :

I. Оргмомент.

Приветствие. Объявление темы и цели занятия.

II. Основная часть.

1. Изложение нового материала.

Экология - наука об отношениях организмов с окружающей средой. Термин "экология" был предложен немецким зоологом Э.Геккелем в 1866, но широкое распространение получил только в начале 20 в. Сам предмет этой науки не отличается новизной. Изучением животных и растений в естественных условиях обитания ранее занимались, по определению старых авторов, "естественная история" и "биономия". В течение многих лет экология оставалась сугубо специальной научной дисциплиной, мало известной широкой публике. Однако с конца 1960-х годов экологи все чаще стали предупреждать о неблагоприятных изменениях в окружающей среде, вызванных быстрым ростом населения и развитием промышленных технологий. Состояние среды обитания стало волновать общественное мнение, а природоохранные и государственные организации начали обращаться к экологам за помощью в решении проблем, вызванных загрязнением воды и воздуха или бездумным применением гербицидов и пестицидов. Развитие биологических наук пошло по двум основным направлениям: одно основывается на систематике изучаемых животных и растений, второе - на методах и подходах, применяемых в данной области биологического знания. К первому направлению относятся такие четко определенные разделы биологии, как, например, микология (наука о грибах), энтомология (наука о насекомых) или орнитология (наука о птицах). Разделить отдельные биологические дисциплины, относящиеся ко второму направлению, сложнее. Например, изучение строения животных и растений проводится в рамках нескольких наук: цитологии, гистологии, анатомии.

Экология - наука, имеющая разнообразное практическое применение. Очевидно, что экологический подход необходим для научно обоснованного ведения сельского хозяйства. Например, чтобы эффективно бороться с вредителями сельскохозяйственных культур и правильно выбрать момент для применения инсектицидов, фунгицидов или каких-либо других химических препаратов, нужно хорошо знать жизненные циклы соответствующих видов организмов.

Большой вклад в теоретические основы современной экологии внёс Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

  1. Всё связано со всем

  2. Ничто не исчезает в никуда

  3. Природа знает лучше - закон имеет двойной смысл - одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.

  4. Ничто не даётся даром

Второй и четвёртый законы по сути являются перефразировкой основного закона физики - сохранения вещества и энергии. Первый и третий законы - действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии.

Среда обитания. Среду обитания можно определить как совокупность всех внешних факторов и условий, воздействующих на отдельный организм или на определенное сообщество организмов. Таким образом, это сложное понятие подразумевает, что вычленить отдельные факторы в окружении организма очень трудно, а порой и невозможно. Говоря экологическим языком, каждое животное или растение связано со своим особым местообитанием, описание которого - это, прежде всего констатация условий, в которых это животное или растение существует.

Климат. Эколог уделяет особое внимание климату, однако стандартные данные, предоставляемые метеорологическими станциями, его, как правило, не устраивают. Ведь для эколога в первую очередь важны те условия, в которых протекает реальная жизнь конкретных животных или растений, например микроклимат, характерный для лесной подстилки, прибрежной полосы озера или сердцевины гниющего бревна. Эколог также должен учитывать изменения климата в пространстве и времени.

Химическая среда. Химическому составу среды особое внимание обычно уделяют исследователи, имеющие дело с водными организмами. Свойства растворенных веществ и их концентрация, конечно, важны сами по себе как условия, обеспечивающие питание (прежде всего растений), но они оказывают и другие воздействия. Например, соленость может влиять на удельный вес организмов и осмотическое давление внутри клеток. Важны для организмов также реакция среды (кислая или щелочная), состав и содержание растворенных газов. В наземной среде химические особенности почвы и почвенной влаги оказывают существенное воздействие на растительность, а через нее и на животных.
Биотическая среда. Биотические факторы среды проявляются через взаимоотношения организмов, входящих в одно сообщество. Исследовать растения или животные в "чистых культурах", вне связей с другими живыми существами, можно только в лаборатории. В природе многие виды тесно взаимосвязаны, и их отношения друг к другу как к компонентам окружающей среды могут носить чрезвычайно сложный характер. Что касается связей между сообществом и окружающей неорганической средой, то они всегда являются двусторонними, обоюдными. Так, характер леса зависит от соответствующего типа почв, но сама почва того или иного типа формируется в значительной мере под влиянием леса. Подобно этому, температура, влажность и освещенность в лесу определяются растительностью, но сформировавшиеся в результате климатические условия в свою очередь влияют на сообщество обитающих здесь организмов.

2. Физкультминутка.

3. Викторина «Знаешь ли ты растения?»

■ Как называется наука о растениях? Ботаника.

■ Какие бобы легко превратить в конфеты, гусятину, курятину и даже молоко? Бобы сои можно превратить во многие продукты питания.

■ Какое масло не дает дыма? Кокосовое масло.

■ Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко вдоль? Поперек мы рассекаем стенки сосудов, а вдоль - отделяем одну группу сосудов от другой.

■ Из чего ученые с помощью микроорганизмов (плесени, дрожжей) получили питательные жиры? Эти жиры могут использоваться как лекарство, для производства маргарина, туалетного мыла. Древесные стружки.

■ Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот.

Он снизу седоватый,

Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей. Мох.

■ Какие ядовитые растения вам известны? Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, болиголов.

■ Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка, долек сколько?

8, 10, 20, 30...

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть дольки снова перечесть? Тысячелистник, лекарственное растение, препараты которого применяются при различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечений.

■ Что послужило основанием для выражения «Дрожит как осиновый лист»? Листья осины имеют очень длинные черешки, легко дрожат от малейшего ветерка.

■ Почему орешник цветет весной, а липа - летом? Орешник опыляется ветром, а липа - пчелами.

■ О каком растении говорят:

«Эй, брат комарик, берегись!

На куст ее ты не садись -

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь - вновь уж не подняться»? Росянка, это растение питается мухами и комариками. Из нее готовят лекарство от бородавок.

■ На какой год созревают шишки у сосны? А у ели? У сосны на 2-й год, у ели на 1-й.

■ Сколько лет может жить дуб? До 2000, а в среднем 400-500.

■ Как определить возраст спиленного дерева? По количеству колец на стволе.

4. Вводный контроль знаний учащихся. Выполнение тестового задания

Вопросы теста:

1.Что вы понимаете под словом Экология?

2. Чем отличается живое от неживого?

3. Чем отличается дерево от кустарника?

4. К какому царству живой природы относятся грибы?

5. Что придает листьям зеленый цвет?

6. Почему осенью листья желтеют?

7. Как называются охраняемые природные территории?

8. Какие растения называются сукулентами?

9. Кого заносят в Красную книгу?

10. Почему нельзя рвать первоцветы?

11. Каких ты знаешь перелетных птиц?

12. Как называется орган дыхания рыб?

13. Какие ты знаешь лекарственные растения?

14. Какие ты знаешь ядовитые растения?

III. Практическая работа.

Ребята, на прошлом занятии, мы с вами выбрали эмблему нашего объединения, из предложенных мной вариантов. Я растиражировала этот рисунок. Но он пока в чёрно - белом варианте. Сейчас мы с вами возьмем кисточки и краски и раскрасим эмблему. После завершения работы мы выберем самый удачный вариант, который будет украшать стенд нашего объединения «Дриада». А у кого есть идеи, желание и способности может нарисовать свой вариант эмблемы и поучаствовать в конкурсе на лучшую эмблему.

IV. Закрепление учебного материала.

Контрольные вопросы:

- Кто и в каком году впервые ввёл термин экология?

- Что изучает наука экология ?

- Что гласит 1 закон экологии?

- Что гласит 2 закон экологии?

- Что гласит 3 закон экологии?

- Что гласит 4 закон экологии?

V. Подведение итогов занятия.

Общая характеристика работы группы. Отметить успешность выполнения заданий каждым учащимся.







© 2010-2022