Выступление требования ФГОС к современному уроку

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Требования ФГОС к современному уроку

Структура урока.

Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному образованию. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности .

И только творческий учитель, с высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения.

Основной формой организации обучения в школе является урок. УРОК - форма организации учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических и воспитательных целей, определяемых учебной программой. Урок - это взаимодействие и общение учителя и учащихся. Организация современного урока это расставание с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований.

Требования к структуре урока.

1. Правильно определять дидактические и воспитательные задачи, цели урока, его значения в системе уроков по теме.

2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны).

3. Связать данный урок с предыдущими и последующими.

4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала.

5. Обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащихся.

6. Продумать систему закрепления и повторения изученного.

7. Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока.

1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников.

2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по теме.

3. Своевременно готовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал.

4. Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по теме.

5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию и процессу учения.

1.Урок должен быть воспитывающим.

2. Должны выполняться требования, вытекающие из основных дидактических принципов.

3. На уроке следует воспитывать любовь к природе.

4. Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска.

5. В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.

Требования к технике проведения урока.

1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке.

4. Создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.

6. Управлять учебным процессом на уроке так, чтобы большую часть урока активно работали учащиеся.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

  • - логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

  • - используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

  • - соблюдены нормы педагогической этики;

  • - темп урока оптимален для данного коллектива детей;

  • - в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

  • - соблюдены гигиенические условия учебного труда;

  • - созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;

  • - дидактическая задача урока решена.

Сопоставление действий учителя на уроке.

Компоненты деятельности

Учитель в традиционной школе

Учитель в современной школе

1. Цель

Цель ставит сам.

Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

2. Мотив

Мотивирует сам, чаще за счет внешних стимулов.

Опора на внутренние мотивы.

3. Средства

Выбирает сам.

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.

4. Действия

Организует и регламентирует действия.

Вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями школьника.

5. Результат

Подводит весь класс к результату, который наметил сам.

Достижение учениками личностно-значимого результата, в центре внимания учителя - внутренние позитивные изменения в личности школьника.

6. Оценка

Оценивает сам.

Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата.

Структура современного урока.

1. Организация начала занятия (организационный момент) - такой же, как и в традиционной школе; главное - настроить детей на доброжелательный лад.

2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение ранее пройденного материала) - построить вопросы и задания так, чтобы дети смогли сами определить цели, задачи, тему предстоящего урока.

3. Подготовка к основному этапу занятия - определение темы урока, целей, задач, мотивации.

4. Усвоение новых знаний и способов действий - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания - установление правильности усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция; ликвидация типичных ошибок.

6. Закрепление знаний и способов действий - обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний - формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей; активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний - выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции; получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятия - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы; адекватность самооценки учащегося оценке учителя; получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия - мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения - мотивации, способов деятельности, общения; усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества; открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании - обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверка соответствующих записей; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.



© 2010-2022