Методические рекомендации электронного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»










Методические указания по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на факультете заочного обучения







Перевоз, 2015

Составитель: Доможирова Н.В.

УДК 10.03

ББК 28.0

Методические указания по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на факультете заочного обучения.

/ Перевозский строит. колледж; Сост.: Доможирова Н.В.Перевоз, 2015. - 20 с.


Данные методические указания разработаны для студентов заочной формы обучения. Даны описания организации учебного процесса, содержание учебно- методического комплекса, рекомендации по применению дистанционных образовательных технологий и доступу на учебный сервер, по необходимой литературе, указания по порядку доступа обучающихся к дистанционным учебным курсам.

Рецензент: Панькова Н.В.. - преподаватель ГБПОУ «Перевозский строительный колледж»

© Перевозский строительный

колледж, 2015

Введение

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с требованиями следующих документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

В методических указаниях, обучающегося в системе дистанционного обучения (СДО), рассмотрены все необходимые аспекты его учёбы, начиная от организации учебных процесса, формы сдачи промежуточных и итоговых аттестаций до описания работы в СДО.

Для учёбы в СДО необходимы базовые знания и навыки по следующим направлениям: работа с Интернет; web-браузеры, типовые элементы управления на web-страницах; офисные приложения: Microsoft Word, Excel; почтовые программы.

Методические указания по работе в системе ДО

1. Организация учебного процесса

График учебного процесса обучающегося, составлен таким образом, что в течение года он должен проходить две сессии - дистанционно в обучающей системе. Приезжать в колледж на очную зачётно-экзаменационную сессию ( либо по субботам) один- два раза в год для сдачи всех видов работ и экзаменов по спец. дисциплинам и модулям, по которым учебным план-графиком предусмотрены устные экзамены. При этом итоговые аттестации по всем остальным дисциплинам, к примеру: иностранный язык, философия, политология и др., сдаются в виде дистанционного тестирования в соответствии с планом -графиком и на очную сессию не выносятся.

Студенты обучаются в системе дистанционного обучения в соответствии с учебным планам и рабочими программами дисциплин (по очной форме обучения), соответствующим ФГОС. Студенты, получающие второе среднее специальное образование, обучаются по индивидуальным учебным планам, составленным с учётом возможного перезачёта дисциплин, изучаемых ранее при получении первого среднего специального или высшего образования. Перезачёт возможен при совпадении количества часов и названием дисциплины с учебным планом колледжа.

Во время очной сессии или по субботам обучающийся имеет возможность получить консультации по дисциплинам у тьютора. Консультации и подготовка к сдаче ГИА и дипломной работы проходят в системе дистанционного обучения. Сдача государственного экзамена и диплома проходят очно в колледже на заседании Государственной аттестационной комиссии. После чего, в случае их успешного прохождения, выпускнику вручается диплом Государственного образца, в приложении к которому форма обучения не указывается.


  1. Общие сведения о системе дистанционного образования

Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся

Цель системы дистанционного образования - создание удобной, содержательной методической основы и интеллектуальное развитие личности обучающегося, формирование творческого мышления, умения работать с информацией на основе ЭУМК. (электронных учебно-методических комплексов).

ЭУМК - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

Задача ЭУМК - донести до обучающегося учебный предмет, а не науку в целом. Из учебника обучающиеся получают основные понятия по излагаемому предмету. При изложении учебного предмета используются приемы, которые дают возможность ясно понимать текст, запоминать его и использовать для самоконтроля свои знания.

Роль ЭУМК при самостоятельной работе обучающихся:

- облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

- допускает адаптацию в соответствии с потребностями обучающегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

- освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

- предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

- дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

- выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок;

- развивает способности к самостоятельной работе.

Все участники учебного процесса имеют различный набор функций и разрешений для выполнения их задач. В СДО имеются 4 базовые роли: обучающийся; преподаватель (тьютор); учебная администрация; администратор. Все эти роли, за исключением администратора, имеют аналоги в традиционном очном обучении.

Процесс обучения на факультете по специальностям ведет преподаватель-тьютор (далее тьютор). Тьютор закреплен за определенной специальностью приказом директора.





3 Содержание ЭУМК

ЭУМК разрабатывались преподавательским составом колледжа и полностью соответствуют рабочим программам колледжа и действующему ГОС и ФГОС.

При разработке ЭУМК учитывались особенности обучения дистанционно, то есть отсутствие личного контакта обучающегося с преподавателем и основной упор на самостоятельную работу. Поэтому материал лишен излишнего обнаучивания, и изложен свободно, заинтересовывая и стимулируя обучающегося к изучению комплекса. Все материалы комплекса взаимосвязаны между собой, имеют перекрестные ссылки на необходимые разделы.

3.1 Руководство по изучению ЭУМК включает: требования к уровню освоения дисциплины; план-график изучения дистанционного курса; нормативный блок, учебно-информационный блок, блок мультимедиа сопровождения, контрольный блок, методический блок; список используемых обозначений; презентации; глоссарий.

Требования к уровню освоения дисциплины определяют основные минимальные навыки и умения, которыми должны владеть обучающиеся после окончания изучения и сдачи всех промежуточных и итоговых аттестаций каждого курса.

План-график изучения дистанционного курса - план прохождения разделов курса, практических и лабораторных работ; график выполнения и сроки сдачи курсовых работ или проектов; график выполнения и сдачи промежуточных заданий; график и форма прохождения итоговых аттестаций по дисциплине (зачет, экзамен).

Список используемых обозначений соответствует современным ГОСТам. Глоссарий включает перечень основных терминов и понятий с краткими формулировками.

Презентация курса включает набор иллюстративного материала (слайды, рисунки) с основными выдержками, указаниями и пояснениями из теоретического материала, практических и лабораторных работ, а также образцы курсовых работ (проектов).

3.2 Учебно-информационный блок включает:

- курс лекций;

  • глоссарий;

  • сборник документов и материалов;

  • словари, справочники;

  • библиография;

  • сборник задач;

  • сборник упражнений;

  • сборник лабораторных работ и практических занятий;

  • сборник планов семинарских занятий;

  • сборник иностранных текстов;

  • задания к выполнению курсовых и дипломных работ.

т.е. имеет вид конспекта лекций, в котором приводится краткое содержание курса с указанием того, на что необходимо обратить внимание при изучении конкретного раздела, показана взаимосвязь между темами курса, объяснены наиболее трудные для понимания законы, теории, теоремы и т.д. При этом выделен основной и второстепенный материал (по важности для освоения дисциплины); размещены рисунки, графики, схемы, чертежи. В каждом разделе сделаны ссылки на соответствующие разделы учебника или учебного пособия, приведенных в перечне литературы, с указанием страниц (ссылка может отправлять студента к источнику, размещенному в системе в электронном виде или к печатному изданию, которое можно найти в свободном доступе).

Включает перечень и содержание практических работ; задания для их выполнения; варианты расчётов и методические указания по выполнению расчётных и расчетно-графических работ, форму отчётности, ссылки на литературу. Библиография помимо перечня учебников и учебных пособий включает справочные материалы, необходимые для выполнения каких-либо учебных занятий, а также ссылки на источники, размещенные в сети Интернет.


  1. Контрольный блок:

  • тестовые задания (текущие, рубежные, итоговые);

  • вопросы к зачету, экзамену и контрольным работам.

Обучающийся в СДО проходит три уровня контроля: 1 - самоконтроль после каждого раздела теоретического материала в виде вопросов, тестов или выполнения задач; 2 - текущий контроль тьютором согласно плану -графику (материалы для текущего контроля содержат необходимые контрольные вопросы, тесты, контрольные задания); 3 - итоговая аттестация (необходимые тесты для зачёта или список вопросов для подготовки к экзамену). Тестирование через Учебный сервер колледжа

3.4 Методический блок:

- методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины;

- методические рекомендации по выполнение лабораторных и практических работ включает методические указания по выполнению лабораторных работ, содержащие: цели и содержания работ; описание необходимых материалов и оборудования, установок, средств измерения; методику проведения работ; ссылки на литературу; обработку результатов; оформление отчётов о работе. Возможности обучающей системы позволяют выполнять слушателями виртуальные лабораторные работы, наглядно демонстрирующие их ход и результаты.

- методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям;

- методические рекомендации по решению задач и упражнений;

- методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ

включает темы работ (проектов) с набором необходимых заданий, включающих исходные материалы (чертежи, параметры и пр.), цель и их содержание, методические указания по выполнению расчетной и графической частей работы, алгоритм выполнения работы, форму отчётности, объём и условия выполнения, ссылки на литературу (размещаемую в системе в электронном виде), форму контроля или защиты работы, критерии оценки.

3.5. Комплект заданий для выполнения домашних контрольных работ содержит задания и контрольные вопросы, задачи, рекомендации по подготовке рефератов, эссе и др., упражнения для самоподготовки.


  1. Блок мультимедиа сопровождения:

  • аудио-, видеофрагменты;

  • презентации;

  • компьютерные тренажеры.

4 Порядок доступа обучающихся к дистанционным учебным курсам

Доступ обучающихся к размещенным на сайте колледжа дистанционным учебным курсам либо полученным на электронных носителях, осуществляется после закрепления за ними учётного логина и пароля, которые сохраняется за ними на всём протяжении учёбы. Пароль может быть сменён обучающимся в системе самостоятельно. Передача пароля для входа в систему другим лицам запрещается.

Обучающийся назначается только на те дисциплины, которые входят в его план-график образовательного процесса за период обучения ( на 1 год), прочие дисциплины ему не видны. После сдачи всех видов контроля в первом и втором семестрах, обучающийся переводится на следующий курс и ему открываются новые дисциплины по сети Интернет используя пароль, закрепленный лично за ним.

5 Функции обучающегося

5.1 Начало работы

Для того, чтобы начать работу в системе дистанционного обучения, Вам необходимо:

1. Зайти в Интернет и в адресной строке ввести адрес ГБОУ «Перевозский строительный колледж» fgoupsk.ru. (сайт колледжа).

В открывшемся окне войти в «ИС Абитуриент» - информационная система.(рис.1)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.1

2. Появиться предупреждение «Проблема безопасности», это стандартная функция браузера, т.к. Вы это новое соединение, нажмите «Принять». (рис.2)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.2


3. Добро пожаловать в систему, нажмите «ИС Абитуриент» (рис.3)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.3

4. Вы успешно вошли в систему, появилось окно с программой «Абитуриен», нажмите «ВХОД» (рис.4)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.4



5. В открывшемся окне введите Ваш логин и пароль, который Вы получили при поступлении. Например : ЛОГИН: 9686 и ПАРОЛЬ: 051991

После того, как Вы ввели в оба поля логин и пароль, нажмите «войти» (рис.5)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.5

6. Затем нажмите «успешный вход. продолжить» (рис.6)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.6

7. Появилось окно с информацией (объявлениями) для Вас- прочитайте его обязательно. Если Вы уже изучили ЭУМК и подготовились пройти ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, необходимо войти в учебный план-график, для этого нажмите «учеба» (рис.7)Методические рекомендации электронного обучения

Рис.7

5.2 Выполнение заданий промежуточной и итоговой аттестации (тестирование)

1.Перечень Ваших заданий (план-график) и объявления, касающиеся изменения графика тестирования, подлежащих выполнению у Вас открылось. Если перед итоговым тестированием необходимо еще раз просмотреть УМК или пройти пробное тестирование, то нужно нажать на дисциплину, например «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (рис.8)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.8

2. Структура УМК и пробные тесты (рис.9)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.9

3. Как вид промежуточной или итоговой аттестации используется тестирование. Для выполнения тестовых заданий указано количество возможных попыток (2 попытки)его прохождения, а также приведён список прошлых попыток прохождения (например 1/2) с соответствующими результатами. По каждой попытке доступен протокол результатов, фиксирующий все ответы пользователя и баллы, начисленные программой за ответы. Вопросы для тестирования составлены таким образом, что может быть один правильный ответ. Чтобы начать тестирование в графе «Прохождение итогового тестирования ЗДЕСЬ» нажмите слово «ЗДЕСЬ» (рис.10)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.10

4. Если нужно пройти тестирование нажимаете на название дисциплины «Информационные технологии», если тестирование уже пройдено, просмотрите результат (в процентах) и время прохождения тестирования. (рис.11)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.11

5.Посмотрите количество вопросов, время отведенное на тестирование, количество использованных попыток, для продолжения тестирования нажмите «Начать тестирование» (рис.12)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.12

6. В тестах выбирается один правильный ответ и нажимаете «Далее», если в предыдущем вопросе вы сомневались к нему можно вернуться нажав «Предыдущий» (рис.13)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.13

7. Пройдя итоговое тестирование по дисциплине, смотрите свои результаты, если 0/1 бал, то ответ неверный, красными крестиками вычеркнуты неправильные ответы.(рис.14)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.14

8. Результат на Вашей странице выходит автоматически. (рис.15)

Методические рекомендации электронного обучения

Рис.15

Результаты тестирования автоматически идут в ведомость к тестологу, а затем на основании ее тьютор оформляет зачетную ведомость по дисциплине и проставляет оценки в Вашу зачетную книжку. Тьютор составляет сводную ведомость по всему курсу, что необходимо для сводной статистики и процента выполнения учебного плана на отделении дистанционного обучения.

Если по какой- либо причине Вы не прошли итоговое тестирование по учебному плану-графику, то по допуску зав. отделения дистанционного обучения можете это сделать в другое удобное для Вас время.

6. Выполнение курсового проекта или работы, ГИА

Проведение консультаций по курсовому и дипломному проектированию предусмотрено как через СДО, в виде обмена файлами с расчётно-графическими материалами так и очные консультации тьюторами и преподавателем. Курсовой и дипломный проект защищается очно в колледже во время проведения сессии или по субботам.

7. Средства общения

При дистанционном методе обучения всё общение тьютора с обучающимися происходит в рамках СДО, предлагая различные инструменты для организации общения участников учебного процесса и очные консультации по спец. дисциплинам.

1. Объявления

С помощью объявлений тьютор может донести до обучающегося какую-либо необходимую и полезную информацию. Опубликованные объявления отображаются на странице сайта колледжа, а также на главной странице интерфейса обучающегося на соответствующей вкладке.

2. Электронная почта.

Обучающийся с тьютором обменивается сообщениями и заданиями. (с прикрепленными файлами)

3. Скайп (в проекте)

Скайп, так же как и форум, достаточно распространён в Интернет, и имеет ряд особенностей, связанных с использованием его в учебных целях;

- каждый тьютор СДО имеет в своем распоряжении скайп для общения с обучающимися;

- сообщения, отправляемые тьютором, визуально выделяются в общем потоке сообщений.

Скайп СДО может быть использован для проведения онлайн-консультаций с преподавателем.

Желаем Вам удачной учёбы!






Составитель: Доможирова Наталья Владимировна


Методические указания по работе

в системе дистанционного обучения на ОДО

для студентов заочной формы обучения

для всех специальностей.




Подписано в печать 10.03.2013

Перевозский строительный колледж

607400, Перевоз, пр-т. Советский, 27



© 2010-2022