- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации электронного обучения
Методические рекомендации электронного обучения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Доможирова Н.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на факультете заочного обучения
Перевоз, 2015
Составитель: Доможирова Н.В.
УДК 10.03
ББК 28.0
Методические указания по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на факультете заочного обучения.
/ Перевозский строит. колледж; Сост.: Доможирова Н.В.Перевоз, 2015. - 20 с.
Данные методические указания разработаны для студентов заочной формы обучения. Даны описания организации учебного процесса, содержание учебно- методического комплекса, рекомендации по применению дистанционных образовательных технологий и доступу на учебный сервер, по необходимой литературе, указания по порядку доступа обучающихся к дистанционным учебным курсам.
Рецензент: Панькова Н.В.. - преподаватель ГБПОУ «Перевозский строительный колледж»
© Перевозский строительный
колледж, 2015
Введение
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с требованиями следующих документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
В методических указаниях, обучающегося в системе дистанционного обучения (СДО), рассмотрены все необходимые аспекты его учёбы, начиная от организации учебных процесса, формы сдачи промежуточных и итоговых аттестаций до описания работы в СДО.
Для учёбы в СДО необходимы базовые знания и навыки по следующим направлениям: работа с Интернет; web-браузеры, типовые элементы управления на web-страницах; офисные приложения: Microsoft Word, Excel; почтовые программы.
Методические указания по работе в системе ДО
1. Организация учебного процесса
График учебного процесса обучающегося, составлен таким образом, что в течение года он должен проходить две сессии - дистанционно в обучающей системе. Приезжать в колледж на очную зачётно-экзаменационную сессию ( либо по субботам) один- два раза в год для сдачи всех видов работ и экзаменов по спец. дисциплинам и модулям, по которым учебным план-графиком предусмотрены устные экзамены. При этом итоговые аттестации по всем остальным дисциплинам, к примеру: иностранный язык, философия, политология и др., сдаются в виде дистанционного тестирования в соответствии с планом -графиком и на очную сессию не выносятся.
Студенты обучаются в системе дистанционного обучения в соответствии с учебным планам и рабочими программами дисциплин (по очной форме обучения), соответствующим ФГОС. Студенты, получающие второе среднее специальное образование, обучаются по индивидуальным учебным планам, составленным с учётом возможного перезачёта дисциплин, изучаемых ранее при получении первого среднего специального или высшего образования. Перезачёт возможен при совпадении количества часов и названием дисциплины с учебным планом колледжа.
Во время очной сессии или по субботам обучающийся имеет возможность получить консультации по дисциплинам у тьютора. Консультации и подготовка к сдаче ГИА и дипломной работы проходят в системе дистанционного обучения. Сдача государственного экзамена и диплома проходят очно в колледже на заседании Государственной аттестационной комиссии. После чего, в случае их успешного прохождения, выпускнику вручается диплом Государственного образца, в приложении к которому форма обучения не указывается.
-
Общие сведения о системе дистанционного образования
Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся
Цель системы дистанционного образования - создание удобной, содержательной методической основы и интеллектуальное развитие личности обучающегося, формирование творческого мышления, умения работать с информацией на основе ЭУМК. (электронных учебно-методических комплексов).
ЭУМК - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Задача ЭУМК - донести до обучающегося учебный предмет, а не науку в целом. Из учебника обучающиеся получают основные понятия по излагаемому предмету. При изложении учебного предмета используются приемы, которые дают возможность ясно понимать текст, запоминать его и использовать для самоконтроля свои знания.
Роль ЭУМК при самостоятельной работе обучающихся:
- облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
- допускает адаптацию в соответствии с потребностями обучающегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
- освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
- предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
- дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
- выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок;
- развивает способности к самостоятельной работе.
Все участники учебного процесса имеют различный набор функций и разрешений для выполнения их задач. В СДО имеются 4 базовые роли: обучающийся; преподаватель (тьютор); учебная администрация; администратор. Все эти роли, за исключением администратора, имеют аналоги в традиционном очном обучении.
Процесс обучения на факультете по специальностям ведет преподаватель-тьютор (далее тьютор). Тьютор закреплен за определенной специальностью приказом директора.
3 Содержание ЭУМК
ЭУМК разрабатывались преподавательским составом колледжа и полностью соответствуют рабочим программам колледжа и действующему ГОС и ФГОС.
При разработке ЭУМК учитывались особенности обучения дистанционно, то есть отсутствие личного контакта обучающегося с преподавателем и основной упор на самостоятельную работу. Поэтому материал лишен излишнего обнаучивания, и изложен свободно, заинтересовывая и стимулируя обучающегося к изучению комплекса. Все материалы комплекса взаимосвязаны между собой, имеют перекрестные ссылки на необходимые разделы.
3.1 Руководство по изучению ЭУМК включает: требования к уровню освоения дисциплины; план-график изучения дистанционного курса; нормативный блок, учебно-информационный блок, блок мультимедиа сопровождения, контрольный блок, методический блок; список используемых обозначений; презентации; глоссарий.
Требования к уровню освоения дисциплины определяют основные минимальные навыки и умения, которыми должны владеть обучающиеся после окончания изучения и сдачи всех промежуточных и итоговых аттестаций каждого курса.
План-график изучения дистанционного курса - план прохождения разделов курса, практических и лабораторных работ; график выполнения и сроки сдачи курсовых работ или проектов; график выполнения и сдачи промежуточных заданий; график и форма прохождения итоговых аттестаций по дисциплине (зачет, экзамен).
Список используемых обозначений соответствует современным ГОСТам. Глоссарий включает перечень основных терминов и понятий с краткими формулировками.
Презентация курса включает набор иллюстративного материала (слайды, рисунки) с основными выдержками, указаниями и пояснениями из теоретического материала, практических и лабораторных работ, а также образцы курсовых работ (проектов).
3.2 Учебно-информационный блок включает:
- курс лекций;
-
глоссарий;
-
сборник документов и материалов;
-
словари, справочники;
-
библиография;
-
сборник задач;
-
сборник упражнений;
-
сборник лабораторных работ и практических занятий;
-
сборник планов семинарских занятий;
-
сборник иностранных текстов;
-
задания к выполнению курсовых и дипломных работ.
т.е. имеет вид конспекта лекций, в котором приводится краткое содержание курса с указанием того, на что необходимо обратить внимание при изучении конкретного раздела, показана взаимосвязь между темами курса, объяснены наиболее трудные для понимания законы, теории, теоремы и т.д. При этом выделен основной и второстепенный материал (по важности для освоения дисциплины); размещены рисунки, графики, схемы, чертежи. В каждом разделе сделаны ссылки на соответствующие разделы учебника или учебного пособия, приведенных в перечне литературы, с указанием страниц (ссылка может отправлять студента к источнику, размещенному в системе в электронном виде или к печатному изданию, которое можно найти в свободном доступе).
Включает перечень и содержание практических работ; задания для их выполнения; варианты расчётов и методические указания по выполнению расчётных и расчетно-графических работ, форму отчётности, ссылки на литературу. Библиография помимо перечня учебников и учебных пособий включает справочные материалы, необходимые для выполнения каких-либо учебных занятий, а также ссылки на источники, размещенные в сети Интернет.
-
Контрольный блок:
-
тестовые задания (текущие, рубежные, итоговые);
-
вопросы к зачету, экзамену и контрольным работам.
Обучающийся в СДО проходит три уровня контроля: 1 - самоконтроль после каждого раздела теоретического материала в виде вопросов, тестов или выполнения задач; 2 - текущий контроль тьютором согласно плану -графику (материалы для текущего контроля содержат необходимые контрольные вопросы, тесты, контрольные задания); 3 - итоговая аттестация (необходимые тесты для зачёта или список вопросов для подготовки к экзамену). Тестирование через Учебный сервер колледжа
3.4 Методический блок:
- методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины;
- методические рекомендации по выполнение лабораторных и практических работ включает методические указания по выполнению лабораторных работ, содержащие: цели и содержания работ; описание необходимых материалов и оборудования, установок, средств измерения; методику проведения работ; ссылки на литературу; обработку результатов; оформление отчётов о работе. Возможности обучающей системы позволяют выполнять слушателями виртуальные лабораторные работы, наглядно демонстрирующие их ход и результаты.
- методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям;
- методические рекомендации по решению задач и упражнений;
- методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ
включает темы работ (проектов) с набором необходимых заданий, включающих исходные материалы (чертежи, параметры и пр.), цель и их содержание, методические указания по выполнению расчетной и графической частей работы, алгоритм выполнения работы, форму отчётности, объём и условия выполнения, ссылки на литературу (размещаемую в системе в электронном виде), форму контроля или защиты работы, критерии оценки.
3.5. Комплект заданий для выполнения домашних контрольных работ содержит задания и контрольные вопросы, задачи, рекомендации по подготовке рефератов, эссе и др., упражнения для самоподготовки.
-
Блок мультимедиа сопровождения:
-
аудио-, видеофрагменты;
-
презентации;
-
компьютерные тренажеры.
4 Порядок доступа обучающихся к дистанционным учебным курсам
Доступ обучающихся к размещенным на сайте колледжа дистанционным учебным курсам либо полученным на электронных носителях, осуществляется после закрепления за ними учётного логина и пароля, которые сохраняется за ними на всём протяжении учёбы. Пароль может быть сменён обучающимся в системе самостоятельно. Передача пароля для входа в систему другим лицам запрещается.
Обучающийся назначается только на те дисциплины, которые входят в его план-график образовательного процесса за период обучения ( на 1 год), прочие дисциплины ему не видны. После сдачи всех видов контроля в первом и втором семестрах, обучающийся переводится на следующий курс и ему открываются новые дисциплины по сети Интернет используя пароль, закрепленный лично за ним.
5 Функции обучающегося
5.1 Начало работы
Для того, чтобы начать работу в системе дистанционного обучения, Вам необходимо:
1. Зайти в Интернет и в адресной строке ввести адрес ГБОУ «Перевозский строительный колледж» fgoupsk.ru. (сайт колледжа).
В открывшемся окне войти в «ИС Абитуриент» - информационная система.(рис.1)
Рис.1
2. Появиться предупреждение «Проблема безопасности», это стандартная функция браузера, т.к. Вы это новое соединение, нажмите «Принять». (рис.2)
Рис.2
3. Добро пожаловать в систему, нажмите «ИС Абитуриент» (рис.3)
Рис.3
4. Вы успешно вошли в систему, появилось окно с программой «Абитуриен», нажмите «ВХОД» (рис.4)
Рис.4
5. В открывшемся окне введите Ваш логин и пароль, который Вы получили при поступлении. Например : ЛОГИН: 9686 и ПАРОЛЬ: 051991
После того, как Вы ввели в оба поля логин и пароль, нажмите «войти» (рис.5)
Рис.5
6. Затем нажмите «успешный вход. продолжить» (рис.6)
Рис.6
7. Появилось окно с информацией (объявлениями) для Вас- прочитайте его обязательно. Если Вы уже изучили ЭУМК и подготовились пройти ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, необходимо войти в учебный план-график, для этого нажмите «учеба» (рис.7)
Рис.7
5.2 Выполнение заданий промежуточной и итоговой аттестации (тестирование)
1.Перечень Ваших заданий (план-график) и объявления, касающиеся изменения графика тестирования, подлежащих выполнению у Вас открылось. Если перед итоговым тестированием необходимо еще раз просмотреть УМК или пройти пробное тестирование, то нужно нажать на дисциплину, например «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (рис.8)
Рис.8
2. Структура УМК и пробные тесты (рис.9)
Рис.9
3. Как вид промежуточной или итоговой аттестации используется тестирование. Для выполнения тестовых заданий указано количество возможных попыток (2 попытки)его прохождения, а также приведён список прошлых попыток прохождения (например 1/2) с соответствующими результатами. По каждой попытке доступен протокол результатов, фиксирующий все ответы пользователя и баллы, начисленные программой за ответы. Вопросы для тестирования составлены таким образом, что может быть один правильный ответ. Чтобы начать тестирование в графе «Прохождение итогового тестирования ЗДЕСЬ» нажмите слово «ЗДЕСЬ» (рис.10)
Рис.10
4. Если нужно пройти тестирование нажимаете на название дисциплины «Информационные технологии», если тестирование уже пройдено, просмотрите результат (в процентах) и время прохождения тестирования. (рис.11)
Рис.11
5.Посмотрите количество вопросов, время отведенное на тестирование, количество использованных попыток, для продолжения тестирования нажмите «Начать тестирование» (рис.12)
Рис.12
6. В тестах выбирается один правильный ответ и нажимаете «Далее», если в предыдущем вопросе вы сомневались к нему можно вернуться нажав «Предыдущий» (рис.13)
Рис.13
7. Пройдя итоговое тестирование по дисциплине, смотрите свои результаты, если 0/1 бал, то ответ неверный, красными крестиками вычеркнуты неправильные ответы.(рис.14)
Рис.14
8. Результат на Вашей странице выходит автоматически. (рис.15)
Рис.15
Результаты тестирования автоматически идут в ведомость к тестологу, а затем на основании ее тьютор оформляет зачетную ведомость по дисциплине и проставляет оценки в Вашу зачетную книжку. Тьютор составляет сводную ведомость по всему курсу, что необходимо для сводной статистики и процента выполнения учебного плана на отделении дистанционного обучения.
Если по какой- либо причине Вы не прошли итоговое тестирование по учебному плану-графику, то по допуску зав. отделения дистанционного обучения можете это сделать в другое удобное для Вас время.
6. Выполнение курсового проекта или работы, ГИА
Проведение консультаций по курсовому и дипломному проектированию предусмотрено как через СДО, в виде обмена файлами с расчётно-графическими материалами так и очные консультации тьюторами и преподавателем. Курсовой и дипломный проект защищается очно в колледже во время проведения сессии или по субботам.
7. Средства общения
При дистанционном методе обучения всё общение тьютора с обучающимися происходит в рамках СДО, предлагая различные инструменты для организации общения участников учебного процесса и очные консультации по спец. дисциплинам.
1. Объявления
С помощью объявлений тьютор может донести до обучающегося какую-либо необходимую и полезную информацию. Опубликованные объявления отображаются на странице сайта колледжа, а также на главной странице интерфейса обучающегося на соответствующей вкладке.
2. Электронная почта.
Обучающийся с тьютором обменивается сообщениями и заданиями. (с прикрепленными файлами)
3. Скайп (в проекте)
Скайп, так же как и форум, достаточно распространён в Интернет, и имеет ряд особенностей, связанных с использованием его в учебных целях;
- каждый тьютор СДО имеет в своем распоряжении скайп для общения с обучающимися;
- сообщения, отправляемые тьютором, визуально выделяются в общем потоке сообщений.
Скайп СДО может быть использован для проведения онлайн-консультаций с преподавателем.
Желаем Вам удачной учёбы!
Составитель: Доможирова Наталья Владимировна
Методические указания по работе
в системе дистанционного обучения на ОДО
для студентов заочной формы обучения
для всех специальностей.
Подписано в печать 10.03.2013
Перевозский строительный колледж
607400, Перевоз, пр-т. Советский, 27