- Преподавателю
- Другое
- Трудовое воспитание детей на занятиях в кружке
Трудовое воспитание детей на занятиях в кружке
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Громова А.И. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Оренбургской области отдел образования администрации Тюльганского района МБУДОД «Центр дополнительного образования детей». П. Тюльган.
Трудовое воспитание детей
на занятиях в кружке.
Выполнил: педагог
дополнительного образования детей
Громова Анастасия Ивановна
Тюльган. 2015 г.
Детство не должно быть постоянным праздником
- если нет трудового напряжения, посильного для детей,
для ребенка останется недоступным и счастье труда.
В. А. Сухомлинский.
Трудовая деятельность, отношение к труду - одна из основных форм нравственной деятельности. В процессе трудовой деятельности формируются морально - волевые качества, в которых проявляются признаки - трудолюбие, чувства долга, коллективизма, честность, бережливость, творческое отношение к работе, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. У детей школьного возраста важно заложить, что труд является почетной обязанностью каждого человека, воспитать интерес к труду, стремление быть трудолюбивым и приносить людям пользу. В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развить в них познавательные интересы и творческие способности. Руководитель имеет возможность расширить знания кружковцев, используя экскурсии, конкурсы, викторины, историю. Практические занятия дают простор для проявления инициативы, выдумки, творчества, сообразительности. В разнообразии вида труда на практических занятиях формируются трудовые умения и навыки. Их приобретение имеет большое психологическое значение для детей - у них повышается интерес к труду и деловым знаниям, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать свои знания. Формируя трудовые навыки и умения необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям. Практика показывает, что развитие склонностей у детей школьного возраста, оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем и на выбор рода занятий в жизни. Дети, которые рано приобщаются к труду, отличаются большей самостоятельностью, ответственностью, рассудительностью. Они увереннее берутся за дело, более настойчивы в преодолении трудностей. Ещё одно обстоятельство делает труд своеобразным и незаменимым фактором воспитательного влияния - он выступает как способ познания, объект применения знания и как критерий их необходимости. В трудовых действиях детей одновременно проявляются знания, умения и способы их проверки. Таким образом, ребенок с помощью взрослых имеет возможность приобретать знания, умения, навыки, - из непосредственного источника - трудовой практики, на деле проверяя и оценивая их. Важная задача - полнее использовать труд и трудовые занятия в целях эстетического воспитания. Осуществление этой задачи требует отбора богатого в эстетическом отношении содержания трудовой деятельности форм и методов занятий, которые развивали бы у детей эстетические чувства, пробуждали творческую фантазию, интерес к художественному творчеству и потребность вносить красоту в свой труд. На занятиях в кружке дети получают первоначальные знания по технике безопасности в обращении с иглой, ножницами, утюгом, швейной машиной. Знакомятся с инструментами, которые нужны и необходимы для работы с тканью и построению чертежа. Узнают о профессиях занятых в швейной промышленности. На занятиях дети получают первоначальные знания по материаловедению. Они получают практические представления о хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шёлковых тканях. Приобретают простейшие навыки по разметке, раскрою ткани, шитью и технологической обработке. Им дается возможность потренироваться в правильном выборе цвета. Занимаясь в кружке, они узнают историю декоративно - прикладного искусства (инструмента, игрушки и т. д.).
Что нужно для того, чтобы научить детей качественно выполнять работу?
Первое необходимое условие - педагог должен в совершенстве владеть трудовыми приемами, которыми обучает детей, знать все тонкости работы, уметь обратить на эти тонкости внимание детей.
Второе условие - формирование и развитие у ребенка навыков самоконтроля. Здесь дело осложняется тем, что детям всегда нравятся выполненные ими работы, они не видят в них недоработок. Практические занятия дают простор для выдумки, творчества, художественного оформления. Интерес к обработке различных материалов у детей велик. Они любят мастерить, клеить шить, выдумывать новое применение вещей. Это стремление нужно поддерживать и предлагать те виды работ, которые нравятся детям. Отечественная промышленность выпускает различные виды текстиля. Это нитки, пряжа, ленты, тесьма, кружево и различные виды ткани. Их этого материала можно выполнить много интересных вещей и поделок - это могут быть сувениры к празднику и дню рождения. Одни виды работ простые по выполнению, а другие требуют определенных умений и навыков. С детьми первого года обучения мы начинаем по принципу « от простого - к сложному».
Изготавливая игрушки, дети стремятся, чтобы она была красиво оформлена, аккуратно выполнена. Вначале они не достигают высокого уровня исполнения игрушки, но главное что у них развивается художественное видение, эстетический вкус, творческое отношение к своей работе. Используя старые вещи обрезки ткани, лоскутки мы приучаем их бережливости. Человек всегда стремился к красоте - украшая свое жилище, одежду, поэтому цветовое сочетание важный компонент в оформлении изделия. Одна и та же вещь оформленная материалами разного цвета, в одном случае становится привлекательной, в другом не совсем, в третьем может вызвать раздражение. Это зависит от правильно подобранного цветового сочетания отдельных частей изделия. Важно не только научить детей шить, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки и, стало быть, не разорвать тончайшую нить связывающую нас с прошлым или сформировать основы духовной культуры.