Конспект урока: Антонимы. Подбор антонимов к слову. Нахождение антонимов в тексте

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ школа № 10




Конспект урока.




Тема:


"Антонимы.

Подбор антонимов к слову.

Нахождение антонимов в тексте".


Цели:

  • учить подбирать антоним к словам различных частей речи;

  • расширять пассивный и активный словарный запас, грамматические формы речи.

Задачи:


  1. коррекция произношения;

  2. развитие зрительного восприятия (чтение с губ);

  3. умение ловко, чётко и быстро выговаривать

трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки;

  1. работа над выразительностью чтения;

  2. развитие умения правильно соблюдать ударение в словах;

  3. развитие внимания, памяти.

Оборудование:  предметные картинки;

 записи на доске (или дидактич. материал);

 толковый словарь русского языка.



Учитель-дефектолог:

Акбашева О.В.

Санкт - Петербург

Ход занятия.


Этапы урока

Содержание

Примечание

1. Организация

начала урока

1. Приветствие.

2. Вопросы к уроку.

На доске число и тема урока

«Антонимы. Подбор антонимов к слову».

Чтение с губ вопросов к уроку.

2. Основная

часть


  1. Работа над произношением.

Орфографический диктант. (для дет. с нар. речи).


  1. Определение лексического значения слова «антонимы».

  • Прочитайте тему урока. Что такое антонимы?

  • Антонимы - это слова, противоположные по значению. Например, большой - маленький.

  • Поиграем:

Нам с тобой пришел черёд

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово «высоко» -

А ты ответишь - … .

Скажу я слово «далеко» -

А ты ответишь - … .

Скажу я слово «потолок» -

А ты ответишь - … .

Скажу я слово «потерял» -

А ты ответишь - … .

Скажу я слово «трус» -

А ты ответишь - … .

Теперь «начало» я скажу -

Ну, отвечай … .


  1. Подбор антонимов - имён существительных.

  • Отгадайте загадки и найдите слова-антонимы.

Я - антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима).

Я - антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех,-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это … (плач).

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня … (прохлада).

Я антоним к слову «холод».

В речке все - стар, и молод,

Меня любит детвора,

Называюсь я … (жара).

Я антоним к слову «день».

Всем давно трудиться лень,

И игрушки тоже прочь,

Спать пора, пришла уж … (ночь).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я … (конец).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь … (тишина).

  • Как называются слова, противоположные по смыслу?

  • На какой вопрос отвечают данные слова? (Что?) Какая это часть речи? (Имя существительное).


  1. Подбор антонимов-наречий, антонимов-глаголов и т.д.


  1. Нахождение антонимов в загадках.

  • Прочитайте и отгадайте загадку, найдите антонимы.

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран - барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну - обезьяна.

(К.Чуковский).


  • Объясните, что означают слова-антонимы: мудрец - глупец.

  • Послушайте и отгадайте загадку, найдите антонимы.

Одной рукою всех встречает,

Другой рукою провожает.

(Дверь).


  1. Нахождение антонимов в контексте.

  • Прочитайте текст.

Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка… Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песня птиц и тишина. И грустно, и радостно!

По Н.Сладкову.

  • Почему автор говорит о том, что в это время года «и грустно, и радостно!»?

  • В чём автор видит странность леса?

  • Найдите в тексте слова, противоположные по значению, которые употребил писатель, чтобы мы ярко представили лес ранней осенью.


  1. Нахождение ошибок в употреблении антонимов в текстах пословиц.

  • Прочитайте пословицу. Исправьте ошибки.

Радость старит, а горе молодит.

Новый друг лучше старых двух.

Что пожнёшь, то и посеешь.

Храбрость бежит, трусость стоит.

  • Разъясните смысл каждой пословицы.


Чтение слоговых

таблиц, слов, чистоговорок, скороговорок.












































По ходу работы идёт словарная работа.




3. Организация

конца урока


  • Как называются слова с противоположным значением?

  • Сегодня мы хорошо поработали. Молодец. Иди на урок. До свидания.


© 2010-2022