- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по экономике 10-11 класс
Рабочая программа по экономике 10-11 класс
Раздел | Другое |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голубева С.В. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Покровка
Рассмотрено
На заседании методического объединения
Руководитель МО
______/__________
Подпись ФИО
Протокол № ___ от
«_____» ___________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР Шишлянниковой С.М.
_______/______________
Подпись ФИО
«__»________________20___г.
«Утверждаю»
Приказом директора МБОУ
Покровская СОШ
Приказ № ___ от«__»_______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по праву в 10-11 классе
Составитель:
Голубева Светлана Владимировна
Учитель истории и обществознания
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской рабочей программы по экономике И.В.Липсица. Рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
1.объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
2.решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
3.применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
4.умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
5.поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,
6.Критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
7. выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
8. работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
9.самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
10.участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
11.пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
12.владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Для реализации данной рабочей программы используется следующий
Учебник:
Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1, 2.- М.: Вита-пресс, 2009 г.
УМК:
1.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2008 г!
2.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2009 г.;
3.Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. -СПб.: Питер, 2007.
4.Шевцова С, Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. - СПб.: Питер, 2006;
5.Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. - СПб.: Питер, 2006;
6.Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. - СПб.: Питер, 2005;
7.Кабанов С. А., Кулевский Л. К. Во благо России: очерки о предпринимателях и меценатах России. - СПб.: Бояныч, 1997;
8.Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;
9.Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;
10.Антология экономической классики. - М., 1993;
11.Пушкарев В. М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. - М.: Инфа-М, 1996.
^ Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно - правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
^ Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Содержание курса экономики 10-11 класс
Главные вопросы экономики (2ч) Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы
Типы экономических систем (2ч) Понятие об экономических системах. Традиционная и рыночная системы. Командная и смешанные системы
Как работает рынок (4ч) Силы, которые управляют рынком. Формирование рыночных цен.
Рынок на практике или как реально организована торговля. Мир денег.
Банковская система.(3ч)
Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны
Человек на рынке труда (2ч) Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит.
Социальные проблемы рынка труда. (2ч) Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы.
Экономические проблемы безработицы (2ч) Причины и виды безработицы. Как можно сократить безработицу.
Что такое фирма и как она действует на рынке. (3ч) Зачем создаются фирмы. Экономические основы деятельности фирмы. Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса.
Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. (3ч). Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения.
Экономические задачи государства. (2ч)
Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Микроэкономические процессы в экономике страны.
Государственные финансы. (2ч) Налоги как источник государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет
Экономический рост. (2ч) Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Какие экономические проблемы тревожат человечество в XXI веке.
Организация международной торговли. (2ч) Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок и конвертируемость валют.
Экономическое устройство России на рубеже XX-XXI вв. (2ч) К какой категории относится экономика России. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации.
Тематическое планирование по экономике 10-11 класс
Уроки
Темы уроков
Характеристика основных видов деятельности
Примерная дата проведения
Тема 1. Главные вопросы экономики (2ч)
1
Что такое экономика.
Выполнять задания в тетради. Составлять схему.
Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро- и «макроэкономика»
2
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы
Решение задач
Знать понятия «абсолютная и относительная ограниченность ресурсов»
Тема2. Типы экономических систем (2ч)
3
Понятие об экономических системах. Традиционная и рыночная системы.
Составление сравнительной таблицы, решение задач.
Знать понятия разных экономических систем приводить примеры
4
Командная и смешанные системы
Тема 3. Как работает рынок (4ч)
5
Силы, которые управляют рынком.
Решение задач.
Составление графика его анализ. Работа в группах.
Знать понятия: спрос, предложение, эластичность спроса и предложения, дефицит, затоваривание, равновесие, рынок покупателей и продавцов.
6
Формирование рыночных цен.
7
Рынок на практике или как реально организована торговля.
8
Мир денег.
Решение задач. Составление схемы «Функции денег»
Знать причины изобретения денег, функции денег, роль денег как средства обмена и сбережения, инфляция.
Тема 4. Банковская система.(3ч)
9
Причины появления и виды банков.
Решение задач в парах, анализ текстов по типу ЕГЕ
Знать зачем люди придумали банки, как выдают кредиты, почему банки являются главными создателями денег, зачем стране центральный банк.
10
Принципы кредитования.
Работа в группах Моделирование ситуации «Расчет процента кредита», решение задач.
Знать понятия: депозит, кредит, вексель, чек, чековый счет.
Уметь: рассчитывать процент за кредит, перечислять виды банковских депозитов.
11
Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны
Работа с учебником. Выполнение заданий разной сложности.
Знать
- понятия темы;
- функции ЦБРФ. Уметь объяснять процесс регулирования ЦБРФ масштабов кредитной эмиссии.
Тема 5. Человек на рынке труда (2ч)
12
Экономическая природа рынка труда.
Работа в группах. Решение проблемных задач.
Знать особенности труда как товара, деятельность продавцов и покупателей на рынке труда. Объяснять суть положения «спрос на рынке труда»
13
Что такое заработная плата и от чего она зависит.
Принятие решений по предложенным проблемам.
Знать, как формируется заработная плата, что влияет на ее величину.
Тема 6. Социальные проблемы рынка труда. (2ч)
14
Профсоюзы и трудовые конфликты
Принятие решений по предложенным проблемам.
Знать, что такое трудовой контракт, причины его заключения. Что такое трудовые договора и генеральные соглашения. Что такое профсоюз и как он работает.
15
Социальные факторы формирования заработной платы.
Решение задач, работа с вопросами разного уровня, с документом.
Знать, что такое прожиточный минимум, минимальная и средняя заработная плата. Объяснять соотношение прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы.
Тема 7. Экономические проблемы безработицы (2ч)
16
Причины и виды безработицы.
Составление таблицы «Виды безработицы в России»
Работа с документом.
Знать, что такое безработица, критерии признания человека безработным, виды безработицы и причины их возникновения.
17
Как можно сократить безработицу.
Тема8. Что такое фирма и как она действует на рынке. (3ч)
18
Зачем создаются фирмы.
Решение задач. Работа с документами.
Знать:
- понятия: фирма, предприятие, отрасль;
- понятие о добавленной стоимости.
Знать:
- понятия о внутренних и внешних ресурсах и затратах фирмы;
- понятие о нормальной прибыли владельца фирмы
19
Экономические основы деятельности фирмы.
20
Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса.
Тема 9. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. (3ч).
21
Доходы и расходы семей.
Работа с текстом учебника. Анализ текстов с анализами.
Знать понятия темы
22
Влияние инфляции на семейную экономику.
Выполнение практических заданий.
Уметь объяснять (источники дохода семьи, изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране.)
23
Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения.
Парная работа с документами.
Структура семейных расходов как индикатор уровня развития страны.
Тема 10. Экономические задачи государства. (2ч)
24
Причины и формы участия государства в регулировании экономики.
Составление схемы «Государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни страны»
Знать роль государства как экономической свободы, государственные органы, участвующие в регулировании экономической жизни.
25
Микроэкономические процессы в экономике страны.
Работа с таблицей «Экономические функции государства»
Знать понятие о слабости рынка, экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка, понятие об общественных благах.
Тема 11. Государственные финансы. (2ч)
26
Налоги как источник государства.
Анализировать материалы СМИ, работать с нормативными документами.
Знать
-понятие о прогрессивном налогообложении;
- социальные проблемы.
Уметь
- анализировать материалы СМИ
- работать с нормативными документами.
27
Как формируется и расходуется государственный бюджет
Анализ разных социальных программ
Дифицит, профицит государственного бюджета
Экономический рост. (2ч)
28
Что такое экономический рост и как можно его ускорить.
Работа с таблицей. Составление схемы «Факторы ускорения экономического роста», таблицы «Экстенсивный и интенсивный рост»
Изучить факторы ускорения экономического роста. Дать понятие экстенсивного роста, интенсивного роста.
29
Какие экономические проблемы тревожат человечество в XXI веке.
Решение экономических задач.
Знать теоретический материал и понятия темы
Тема 12. Организация международной торговли. (2ч)
30
Международная торговля и ее влияние на экономику страны.
Анализ текстов по типу ЕГЕ.
Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка для товаров зарубежных производителей.
31
Валютный рынок и конвертируемость валют.
Сделать вывод «Значение международной торговли для экономики» Анализ материалов СМИ
Знать для чего нужен протекционализм, валютный рынок, с кем и чем торгует Россия.
Тема 13. Экономическое устройство России на рубеже XX-XXI вв. (2ч)
32
К какой категории относится экономика России.
Работа с текстами по типу ЕГЕ, работа в группах. Дискуссии.
Знать, что такое открыто-ориентированная экономическая стратегия и наоборот. Уметь анализировать материалы СМИ.
33
Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации.
34
Контрольное тестирование.
Решение тестов по типу ЕГЕ
Итого: 34 часа
^ УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ( 10 класс)
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
1
Экономика
5 часов
2
Типы экономических систем
3 часа
3
Рынок
4 часа
4
Деньги и инфляция
4 часа
5
Рынок труда и безработица
6 часов
6
Роль фирм в экономической жизни
5 часов
7
Экономика семьи
2 часа
8
Дифференциация доходов
4 часа
9
Роль государства
3 часа
Итого 36 часов
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ( 11 класс)
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
1
Экономическое устройство России
3 часа
2
Закономерности формирования спроса
4 часа
3
Закон предложения и поведения фирм на рынке
3 часа
4
Экономическая конкуренция, эффективность фирм
2 часа
5
Монополия
4 часа
6
Структура и закономерность функционирования рынка капитала
4 часа
7
Банковская система
4 часа
8
Проблемы экономического роста
4 часа
9
Экономические основы международной торговли и валютного рынка
4 часа
10
Экономические проблемы мирового хозяйства
2 часа
Итого 34 часа
^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
^ Тема урока
Кол-во
часов
Вид
урока
Дидактические
единицы
Компетенции и
компетентности
по ГОС.
Формы контроля.
Элементы дополнительного содержания
ОУУН по ГОС
Дата
^ Тема1 Экономика ( 5 часов)
1
Что такое экономика.
Разделы экономической науки
1
Урок изучения
нового
материала
Понятие об экономической науке, микро- и макроэкономике, круг изучаемых ими проблем
Знать понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика»
Составить словарик темы, составить схемы: «Микроэкономика», «Макроэкономика»
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
2
Основы хозяйственной жизни человечества.
Ограниченность. Блага.
2
Комбинированный урок
Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов человека.
Знать:
-виды потребностей
Людей;
-причины, по которым
потребности людей не мо
гут быть удовлетворены
- понятия «абсолютная и
относительная ограни
ченность ресурсов»;
-виды ограниченных ре
сурсов;
-причины невозможности
преодоления ограничен
ности ресурсов
Составить схему «Виды потребностей людей»
Индивидуальный опрос
Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена
3
Факторы производства и факторные доходы.
3
Лекция
Виды факторов производства.
Знать:
Земля, капитал, предпринимательство и информация, труд.
Индивидуальный опрос
4
Специализация, производительность, Разделение труда
4
Лекция
Специализация, производство, производительность.
Знать:
- главные вопросы экономической жизни общества
- Основные понятия, производство, специализация, производительность
Индивидуальный опрос
5
Ограниченность экон. ресурсов. Альтернативная стоимость
5
Лекция
Примеры отказов от одного в пользу другого.
Знать:
- Альтернативная стоимость;
- ограниченность
^ Тема 2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (3 часа)
6
Главные вопросы экономики.
Кривая производственных возможностей
1
Изучение нового материала
Основные главные вопросы экономики
Знать:
- главные вопросы экономической жизни общества.
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
7
Типы экономических систем.
Собственность,
Конкуренция, Экономическая свобода
2
Изучение нового материала
Комбинированный урок
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Командная система: ее особенности и формы практической реализации
Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы, основные признаки
^ Знать понятия «традиционная экономическая система», «командная экономическая система». Уметь подбирать примеры к каждой из них
Знать:
признаки рыночной, смешанной экономики; - причины эффективности и роль рыночных механизмов.
Уметь решать задачи по теме, приводить примеры и анализировать их
Заполнение таблицы
Решение задач. Задания по группам: составить таблицу «Признаки рыночной экономической системы», «Признаки смешанной экономики»
Экономическая свобода. Рациональный потребитель
8
Повторение по теме: «Типы экономических систем».
3
Урок обобщения и закрепления знаний
Тестирование.
Решение задач
^ Тема 3 . Рынок (4 часа)
9
Понятие о спросе. Факторы величины спроса. шкала и кривая спроса
1
Урок изучения нового материала
Понятие о спросе и предложении. Факторы формирования величины спроса и предложения.
Знать:
-понятие о спросе
-факторы формирования
величины спроса
Решение задач. Составление графика
10
Понятие о предложении. Шкала, величина предложения.
2
Комбинированный урок
Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов
Знать: формирование на рынке предложения;
-факторы формирования
величины предложения.
Решение задач
11
Как работает рынок
Рыночное равновесие.
3
Практикум
Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие. Механизм формирования рыночного равновесия. Рынок покупателей и продавцов
Знать:
-типы рыночных ситуа
ций: дефицит, затовари
вание, равновесие;
-механизм формирования
рыночного равновесия;
-рынок покупателей и
продавцов.
Описывать действие рынка
Решение задач.
Схема «Типы рыночных ситуаций»
Основные рыночные структуры
12
Повторение по теме « Рынок».
4
Итоговый урок
Решение задач
^ Тема 4. Деньги, инфляция (4 часа)
13
Деньги и их функции. Виды денег. История возникновения денег.
1
Урок изучения нового материала
Причины изобретения денег. Понятие о бартере.
Функции денег. Роль денег как средства обмена и сбережения
Знать:
-причины изобретения
денег;
-функции денег;
-роль денег как средства
обмена и сбережения
Решение задач. Составить таблицу «Функции денег»
Понятие об эмиссии денег. Современная структура
денежной массы
поиск нужной информаци по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников,
14
Факторы формирования величины денежной массы.
Роль банков.
2
Комбинированный урок
Понятие о денежном обращении. Закон обмена и его использование. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения. Понятие о ликвидности.
Знать:
-понятие о денежном об
ращении;
-закон обмена и его использование.
- Ликвидность
Индивидуальный опрос
Основы денежной политики государства
15
Причины и виды инфляции. Последствия. Антиинфляционные меры.
3.
Урок изучения
нового
материала
Причины возникновения инфляции и ее влияние на покупательную способность денег. Виды инфляции
Знать: Инфляция и причины, ее определяющие. Влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране
Составить таблицу «Виды инфляции», словарик темы
Понятие об инфляционной психологии. Последствия инфляции
16
Повторение по теме «Деньги».
4
Урок обобщающего повторения
К\Р
^ Тема 5. РЫНОК ТРУДА И БЕЗРАБОТИЦА (6 часов )
17
Рынок труда. Спрос на труд и его факторы. Факторы формирования з/платы.
1
Лекция
Понятие о рынке труда. Особенности труда как товара. Продавцы и покупатели на рынке труда. Понятие о характере спроса на рынке труда
Факторы, формирующие предложение и спрос на рынке труда
Знать:
-особенности труда как
товара;
-деятельность продав
цов и покупателей на
рынке труда. Объяснять
суть положения «спрос на
рынке труда»
-факторы, формирующие
предложение и спрос на
рынке труда;
-закон предложения на
рынке труда.
Словарик темы. Моделирование ситуаций и их анализ
18
Предложение на рынке труда. Факторы предложения на рынке труда. Различия в оплате труда.
2
Изучение нового материала
. Закон предложения на рынке труда. Понятие об эффективности дохода и его влиянии на предложение труда
Заработная плата как равновесная цена труда. Влияние на заработную плату изменений в соотношениях спроса и предложения на рынках труда,
Объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда
Знать, как формируется заработная плата, что влияет на ее величину.
Решение задач. Привести примеры, объясняющие положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда
Роль государства на рынках труда
19
Профсоюзы на рынке труда
3
Изучение нового материала
Роль профсоюзов и государства на рынке труда
Знать: способы повышения и понижения заработной платы.
Экономическая игра « Как добиться, чтобы
Человек хорошо работал».
20
Безработица и полная занятость, причины и виды безработицы .
4
Лекция
Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Виды безработицы и причины их возникновения.
Знать:
-что такое безработица;
-критерии признания
человека безработным;
-виды безработицы и
причины их возникновения
Решение задач. Составить словарик темы
Роль
профсоюзов и государства на рынках труда
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-дело-вого стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации .
21
Уровень безработицы и уровень занятости, Методы сокращения безработицы и экономические последствия.
5
Решение задач
Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы
Знать:
-основные способы
стимулирования трудовой
активности работников;
Составить таблицу «Виды безработицы
Основные формы безработицы в России
22
Повторение по теме « рынок труда».
6
Урок обобщение знаний
к\р