Материалы для родительских собраний

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Материалы для родительских собранийДидактические материалы для работы с родителями.


Что такое стресс.

(памятка для родителей)

Стресс с точки зрения физиологии - это интенсивный, стойкий очаг возбуждения, так называемая ДОМИНАНТА, которая подчиняет себе всю деятельность организма.

Механизм стресса.

1.Появляется доминанта.

2.Происходит цепная реакция, которая готовит организм к интенсивной мышечной нагрузке.

3.Гипофиз выделяет в кровь большое количество адренокортикотропного гормона.

4.Этот гормон вызывает усиление образования в надпочечниках адреналина и др. физиологическиактивных веществ (гормонов стресса).

5.Сердце начинает биться сильнее.

6.Повышается АД.

7.Дыхание учащается.

8.В крови повышается содержание сахара.

9.Ускоряются биохимические реакции, повышается энергетический потенциал.

10.Организм готов к взрывным действиям, к тому, чтобы сражаться с врагом или убегать.

Резюме.

Не снимая стресс, мы даем возможность биологическиактивным веществам в повышенных концентрациях циркулировать в крови, то есть не даем нервной системе успокоиться. Если стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, все повторяется. То есть, в кровь (может быть постоянно) выделяются гормоны стресса.





Способы снятия стресса.

(памятка для родителей)

Релаксация по Джекобсону.

Эта техника основана на связи между тревогой и ее физическими проявлениями (мышечным напряжением). Мышечное напряжение - естественная реакция организма на стресс, подготавливающая организм к бегству или нападению. Поэтому состояние тревоги часто сопровождается ощущением мышечного напряжения. Американский врач Эндмунд Джекобсон заметил, что, устраняя мышечное напряжение, можно уменьшать и другие проявления тревоги (в частности, эмоциональную тревогу).

Выполнение этой техники занимает всего 2 минуты, ее можно делать в транспорте или на рабочем месте.

Регулярные тренировки (2р в день) помогут уменьшить уровень тревоги и ускорить выздоровление, научиться в случае необходимости быстро уменьшать тревогу при приближении панической атаки.

1. Во время этого упражнения нужно попеременно напрягать и расслаблять мышцы. В ходе упражнения Вы будете постепенно увеличивать силу напряжения мышц, затем резко расслабляя их. Наиболее легко научиться выполнять это упражнение с мышцами рук.

2. Сядьте прямо - так, чтобы спина касалась стула, ноги стояли на полу, а руки лежали на коленях.

3. Можно выполнять это упражнение с закрытыми глазами - это поможет Вам лучше расслабиться. Если с закрытыми глазами Вы чувствуете себя некомфортно, делайте упражнение с открытыми глазами.

4. Начните с мышц кисти. Медленно считая до 5, с каждым счетом увеличивайте напряжение в мышцах кисти.

5. На счет 5 резко расслабьте мышцы кисти. Вы почувствуете, как расслаблены кисти рук. Сравните это с ощущением напряжения в мышцах.

6. Теперь повторите это упражнение, напрягая не только мышцы кисти, но и мышцы предплечья.

7. Затем подключите мышцы плеча, затем мышцы предплечья, далее мышцы плеча. В конце упражнения Вы будете напрягать все мышцы рук и мышцы спины.

Когда Вы научитесь делать это упражнение с мышцами рук, Вы можете научиться прорабатывать и другие мышцы - мышцы ног, живота. При этом следите за тем, чтобы сидеть прямо.

В последнюю очередь учитесь делать это упражнение с мышцами шеи и лица.

Чтобы увеличить степень расслабления, Вы можете представить, что делаете его в каком-либо месте, где Вы чувствуете себя расслабленно - на природе или в каком-то месте из своего детства.

Вы можете выполнять это упражнение каждый раз, когда чувствуете напряжение - на работе, в метро, дома.

Регулярное выполнение этого упражнения (2 раза/ день) поможет снизить общий уровень тревоги, увеличит шансы и ускорит выздоровление.

Дыхательные упражнения:

-сделайте три глубоких вдоха и выдоха;

- просто глубоко подышите;

- подышите на счет: на 4 счета- вдох, на 4 счета- выдох.

Визуализация:

-представьте себя на берегу озера, моря, в лесу, на природе, в бассейне, в сауне;

-представьте себе, как Вы вдыхаете воздух в воздушный шар, и он раздувается. При этом воображайте, как вместе с воздухом Вы отправляете в шар весь свой стресс и напряжение. Затем увидьте, как Вы отпускаете шар и ощущаете покой и гармонию;

Рисование:

-восьмерки на бумаге;

-цветочки, листочки, облака - в воздухе.

Аффирмации ( утверждения):

-любые позитивные, наполненные жизненностью слова;

-строки из любимых стихов;

-жизнеутверждающие цитаты.

В движении:

-побоксируйте (как в Японии );

-порвите газету;

-поколотите подушки;

-напишите на бумаге то, что вас напрягает, разорвите то, что написали, растопчите;

-потанцуйте;

-посмотрите любимый фильм;

-погуляйте (поменяйте антураж).

Громко:

-покричите (лучше - в лесу);

-похохочите (лучше - лежа на полу и даже если хохотать совсем не хочется);

-спойте (что угодно).

Оздоровительны и для психики тоже:

-баня;

-сауна;

-бассейн;

-кросс;

-бадминтон;

-теннис.


Тест " Какая она, родительская любовь?"

Инструкция: уважаемые родители, отвечайте на вопросы по отдельности - папы и мамы; если вы согласны с приведенным утверждением - поставьте себе один балл, если не согласны- баллов не ставьте; ответив на все вопросы, подсчитайте общую сумму баллов.

1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его от них ограждать .

2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.

3. Если малыш говорит неправду, то он скорее всего, не лжет, а просто фантазирует вслух.

4. Современные школьные программы чересчур сложны.

5. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.

6. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

7. Наивная непосредственность- это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.

8. Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.

9. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - прирожденные воспитательницы.

10. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

11. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

12. За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.

13. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком много.

14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.

15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов.

12- 15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевающей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданы, но достичь их вы могли бы успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 8- 12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако, задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?








ОПРОСНИК "МЕРА ЗАБОТЫ"

Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция.
Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.

"Категорически не согласен" - 1 балл.
"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.
"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.
"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.

1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
6. Воспитание - это тяжелый труд.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов.
Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!

Школьный психолог, 1999, № 21, с. 13.







Подростковый возраст.

(памятка для родителей)

Некоторые главные сведения о возрастных особенностях подростков.

Следует помнить, что подростковый возраст - это один из важнейших периодов человека, когда формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Именно в этот период происходит образование собственной иерархии ценностей, формирование воли, становление личности. И от того, как ребенок пройдет этот непростой период, с каким багажом ценностей и поведенческих навыков он оттуда выйдет, в полной мере зависит от родителей.

Основная особенность подросткового возраста - это резкие гормональные и функциональные изменения в организме, что не может не отражаться на психике. Соответственно стиль взаимодействия с подростком должен отличаться от стиля взаимодействия с младшим школьником. Следовательно, родителям необходимо перестраиваться на другие формы взаимодействия.

В этом возрасте подростки становятся эмоционально неустойчивыми, чрезвычайно уязвимыми и ранимыми. Поэтому родителям необходимо следить за тем, как они разговаривают ( стиль, манера), и что говорят своему ребенку. Родителям необходимо помнить, что время монологов прошло, вместе с взрослением ребенка наступило время разговоров « на равных», то есть время диалогов.

Необходимо больше интересоваться мнением взрослеющего человека о повседневной жизни семьи. Чаще спрашивать совета, например, о серьезных покупках, о планировании расходов, о предстоящем ремонте, о поездках и т.п. Можно задавать вопросы из серии: «А почему ты так считаешь?», «А как ты думаешь?» и т.п. Можно просто сказать подростку: «Нужен твой совет» или «Посоветуй мне, пожалуйста!». Важно обязательно выслушивать мнение подростка не только на бытовом, но и глобальном уровне. Поэтому здесь уместны беседы не только о повседневной жизни и быте семьи, но и о жизни в целом. Только так можно создать атмосферу доверия.

Необходимо учесть, что в подростковый период происходит становление самооценки. Особенно важна для подростка оценка его внешности, его внутренних качеств, поэтому следует быть очень осторожным в критике. Крайне важно не сравнивать подростка с другими, не критиковать его в присутствии друзей и других взрослых, не рассказывать истории про то, как он маленьким совершал какие- то глупости. Все это может лишить доверия. Доверительность в отношениях между вами и вашим подростком развивает у него самоуважение, чувство собственного достоинства, помогает снять напряжение, усиливает чувство безопасности и эмоционального комфорта, обучает умению устанавливать хорошие отношения с другими людьми.

Родителям необходимо быть в курсе молодежных тенденций (чем увлекаются, что в моде, какую, музыку слушают, кто пользуется успехом, и т.п.) Только так можно выстроить откровенный разговор с ребенком, предложив, например, ему некую альтернативу негативным ценностям, но в его системе координат, а не в своей.

Дети в этом возрасте социально активны, им всегда хочется поделиться своим мнением с кем-то. Будьте благодарным слушателем! Если есть необходимость - деликатно, но убедительно отстаивайте свою точку зрения, потому что соглашательство может напомнить подростку о равнодушии.

В подростковом возрасте хочется изменить ми. Если у вас этот случае- вы счастливый родитель! Ваш ребенок активен, полон энергии, инициативен. Однако родителям необходимо избегать насмешек и уничижения. Одна неверная интонация - и родитель легко потеряет доверие, которого так долго добивался. Необходимо поддерживать стремление подростка к общественной жизни, расширение сферы увлечений. Главное, чтобы это не носило негативный характер.

Ваш подросток ждет от вас поддержки, поэтому необходимо его чаще хвалить, даже если кажется, что не за что. Простые родительские фразы: «Спасибо, что помог», «Что бы я без тебя делал», «Молодец»- крайне важны для подростка.

Подростковый возраст - это возраст стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативы, жажды деятельности. Подросток накапливает опыт переживания различных эмоций, старается получить как можно больше разных впечатлений и ощущений. Считая, что с ним ничего плохого не может произойти, он совершает неоправданно рискованные поступки. Поэтому важно помочь вашему ребенку осознать, какие его поступки могут оказаться рискованными, и выработать правила безопасного поведения.

Родителю важно понять, что для подростков понижается значимость общения в семейном кругу, возрастает роль друзей, сверстников. Стремление к принятию друзей способствует и принятию тех ценностей и правил, которые существуют в его компании, а ценности и правила взрослых подвергаются критике, сомнению, и сохраняют свое влияние на подростка только в том случае, если они значимы и за пределами семьи. В противном случае они могут вызвать протест. Однако снижение авторитета взрослых имеет лишь временный характер, а снижения авторитета значимых взрослых не происходит вовсе.


Притчи.

О двух волках.


Когда- то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

-В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь...Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту верность...

-Маленький индеец, тронутый словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

-А какой волк побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

"Магазин "Счастливая жизнь".

Одной женщине приснился сон, будто ищет она Счастье и Радость. Приходит она в магазин "Счастливая Жизнь", а там... Господь Бог стоит за прилавком и улыбается приветливо.

-Это ты, Господи?- не веря своим глазам, спросила покупательница.

-Да, это я,- не скрывал Творец.

-А что у тебя продается?

-Здесь можно купить ВСЕ!

-Тогда ... Я хочу приобрести счастье, здоровье, успех в жизни, деньги, чувство юмора.

-Минуточку,- сказал Господь, удаляясь в подсобку за товаром.

Через несколько минут он вернулся и протянул покупательнице маленькую - не больше спичечной - коробочку.

-И это- все?!- удивилась женщина.

-В моем магазине продаются лишь семена. За всходы отвечать тебе!

Жизненный урок.


В одном селении умирал человек, прославившийся своей скупостью. Кроме старой сиделки, некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом. И вот на пороге его хижины появился путник, чьё лицо светилось мудростью и любовью. «Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя», - сказал он хозяину хижины. Тот взглянул на гостя с удивлением: «Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен». Но путник продолжал: «Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел давать мне взаймы, ты был моей последней надеждой. А твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои собственные силы. И теперь я богат, счастлив и свободен благодаря тебе».

Что нужно знать о физиологии подростка для того, чтобы лучше его понимать?

Поведение подростка

Физиологические изменения, происходящие в головном мозге

Как это учитывается при проведении беседы

Неустойчивое, непродолжительное внимание

Сокращается центр активности доминирующего центра коры головного мозга

Требуется переключение на другой вид деятельности (лучше свободно беседовать, играть, чем читать лекцию)

Ухудшается понимание излагаемого материала и усвоение информации

Ухудшается способность к пониманию информации

Важно спрашивать, что он понял и предложить пересказывать своими словами. Использовать больше ярких и понятных примеров и фактов

Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопрос, не сразу начинает выполнять задания

Увеличивается скрытый период рефлекторных реакций в головном мозге

Не торопить подростка во время работы. Не торопить с ответом. Дать ему дополнительное время. Учитывать эту особенность при планировании времени беседы

Подросток плохо владеет своими эмоциями. Не может контролировать проявление как положительных, так и отрицательных эмоций.

Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга.

Относиться с пониманием. Не оценивать. В конфликтных ситуациях переключать внимание на что-то другое.

Речь может быть замедленной, краткой, стереотипной. У подростка плохое понимание словесной информацией.

Ослабляется деятельность второй сигнальной системы.

Необходимо проявить терпение в процессе беседы. Не требовать от подростка Развёрнутых комментариев по теме беседы. Не торопить, когда ему трудно подобрать нужные слова.

Выводы

Все вышеперечисленные материалы уже были использованы в работе педагогом - психологом в 2014- 2015 году. Особой популярностью в работе с родителями пользовались тренинговые занятия. Очень хорошую активность проявляли родители, участвуя в обсуждении видеоматериалов. В результате проведенной, в частности, с родителями работы удалось достичь психологической устойчивости у всех учащихся 9-х классов во время экзамена.



© 2010-2022