Отчет Е Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными?

При проведении работы по преобразованию практики обучения мы были ориентированы на реализацию цели нашего исследования: совершенствование вычислительных навыков учащихся через формативное оценивание. Мне как учителю-лидеру было необходимо, выделив приоритетные направления для проведения исследования в действии, вовлечь в процесс преобразований как можно большее количество учителей, способствовать созданию коллаборативной среды, инициировать проведение коучингов, менторингов, мастер-классов. Для этого мне нужна была поддержка учителей прошедших уровневые курсы и творчески работающих учителей, готовых к преобразованиям. Из таких педагогов была создана инициативная группа.

В процессе исследования, мы с инициативной группой, придерживались принципа распределения полномочий. Каждый учитель, был ответственен за определённый участок работы, проводил аналитический анализ произведённых действий, опираясь на результаты полученные в ходе мероприятий. Каждый отслеживал, какие изменения происходят в практике учителя в результате внедряемых преобразований. Для этого проводилась рефлексия учителей, педагоги анализировали свою деятельность во время обучения, и оценивали как полученные знания, умения используются в обучении учащихся. Каждую неделю, собираясь для анализа проведенной работы, мы обсуждали достигнутые результаты, решали, какие шаги будет целесообразно предпринять в дальнейшем. Это позволило нам судить об эффективности преобразований и о возникающих трудностях.

Чтобы понять, насколько каждое проведённое мероприятие было плодотворным, мы анализировали и оценивали его по критериям, которые составили совместно. За основу критериев мы приняли поставленные задачи к исследованию в действии. Критерии успешности заключались в следующем:

- учителя повышают уровень педагогического мастерства по развитию формативного оценивания

- внедряют в практику взаимо и самооценивание

- способствуют развитию у учащихся навыков критериального оценивания

- учителя используют рефлексивные навыки для наблюдения за динамикой познавательной активности обучающихся

- ученики проявляют активность в поисковой работе, происходит активизация мыслительной деятельности, умеют находить закономерности и особенности в решении различных видов примеров, развиваются вычислительные навыки ребёнка.

По разработанным критериям оценивались полученные результаты, мы постоянно сопоставляли их с целью исследования, с поставленными задачами.

Чтобы определить влияние происходящих преобразований на результативность процесса обучения, нужно было произвести сравнительный анализ исходных данных с итоговыми данными, полученными в конце нашего исследования в период практики. Мы провели анкетирование среди учителей, администрации, учеников.

Из диаграммы, построенной по результатам анкетирования, видно как изменилось мнение администрации о образовательном процессе в школе. Эти выводы они сделали, опираясь на свои наблюдения и анализ посещенных уроков. Заметно, что в коллективе возросла поддержка стремления быть обучающимся (1а). Позиция изменилась и в отношении членов лидерской группы(1б) и учителей, стремящихся к обучению(1в), администрация сделала выводы на основе проводимых мероприятий.Отчет Е Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными?

Не изменилось мнение администрации по вопросу о том, что обучение является в равной степени эмоциональным и социальным процессом, так же как и когнитивным (2а), в то же время, осознание воздействия психологической комфортности на качество и успешность исполнения профессиональных обязанностей повысилось (2б). Об этом говорят высказывания учителей во время проводимых мероприятий. По мнению администрации, процесс обучения способствует формированию способности учеников принимать на себя ответственность и воздействовать на окружающих (3а). Можно отметить, что возрос профессиональный рост учителя, а это не могло не сказаться на качестве обучения (4а), как следствие ученикам предоставляется больше возможностей для принятия на себя ответственности и самостоятельного выбора способов и траектории обучения (4б).

При сравнении результатов мнения администрации с результатами мнений инициативной группы, мы заметили, что они несколько отличаются. Члены инициативной группы являлись активными участниками исследования, поэтому имели возможность наблюдать за происходящими изменениями изнутри. Так, по мнению учителей поддержка стремления быть обучающимся повысилась незначительно (1а), а вот позиция их поменялась (1б), также как и позиция учителей, стремящихся к обучению (1в). Произошли изменения в практике работы в условиях классов, как следствие наблюдается взаимосвязь при обучении трех сфер: эмоциональной, социальной и когнитивной (2а). Повысилось понимание того, что психологическая комфортность оказывает воздействие на качество и успешность профессиональных обязанностей (2б), а вот уровень комфортности во время участия в процессе обучения и создания атмосферы на своих уроках остается без изменения (3а). Возросли профессиональный рост учителя и качество обучения (4а), потому что учащимся предоставляется больше возможностей для принятия на себя ответственности и самостоятельного выбора способов и траектории обучения (4б).

Результаты итогового анкетирования учителей, в котором приняли участие те же 18 педагогов, что и в начале нашей работы, показывают, что у педагогов повысилась показатели по многим вопросам. Это и оценка атмосферы, установившейся в школе, и обсуждение качества преподавания, и анализ собственной работы в классе. Радует то, что учителя видят необходимость происходящих преобразований. Но в то же время не изменилось их мнение по вопросам связанным с лидерством и систематическими исследованиями с целью установления взаимосвязи между лидерством и обучением. В результате проведенного анализа полученных данных, мы сделали вывод, что результаты говорят о необходимости проведения дальнейшего исследования с целью улучшения школьной практики.

Проведя повторное анкетирование учащихся, мы увидели, что в учебном процессе заметны улучшения, и как нам кажется это благодаря происходящим преобразованиям. Именно мнение учащихся говорит о том, что внесенные преобразования являются эффективными. Многие ученики отметили, что учителя стали применять на уроках различные стратегии, дают им возможность самостоятельно находить пути решения проблем, они без опаски высказывают свое мнение. Для получения более ясной картины, мы провели интервью. Ряд учеников высказали мнение, что не на всех уроках им интересно, предмет даётся с трудом, не всегда понятно объяснение темы учителем. Это говорит о том, что в ходе практики мы не смогли объяснить учителю, донести до него те приемы, стратегии и методы, которые позволили бы подойти к обучению индивидуально и достучаться до каждого ребёнка. Процесс обучения тому, как учиться, до конца ещё учителями не понят, вот этому нам и предстоит уделить больше внимания в процессе дальнейшей исследовательской деятельности.

Постер

"Модель современной школы"Продолжая анализировать проведенную работу мы обратились к коучингам и мастер-классу. По посещению нашими коллегами этих занятий, мы пришли к выводу, что на каждый следующий коучинг приходило на один-два человека больше. Это говорит о желании учителей узнать больше о нововведениях в школьную практику, о их заинтересованности. Наши опасения, что конец четверти, отчеты и сильная загруженность учителей могут помешать запланированной работе не оправдались и мы провели два коучинга и мастер-класс. Использование различных видов деятельности на коучингах помогало в процессе занятий поддерживать творческую работоспособность участников, что и приводило к созданию каждой группой конкретных продуктов, в которых прослеживается осмысление изученного материала, в работах отражались мысли о важности оценивания по критериям. Каждый присутствующий на занятии высказал свое мнение о том, как можно применить полученные знания и умения на практике. Отчет Е Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными?

К сожалению нужно сказать, что часть педагогического коллектива осталась все-таки в стороне, они не проявили никакой активности, не были заинтересованны в происходящих мероприятиях. В процессе выяснения причин, выявилось следующее, учителя решили, что изменения носят локальный характер, так как тема нашего исследования во время практики «Совершенствование вычислительных навыков учащихся через формативное оценивание», поэтому многие коллеги и не проявляли интереса к коучингам. Это говорит о том, что мы не смогли правильно донести до учителей цель проводимого мероприятия и к этому в следующий раз нужно подходить более продуманно.

Продолжая анализировать коучинги хочется отметить активность учителей, работающих в группах и оценивая содержание их постеров, можно сказать, что они связаны с теорией. Внедрение в планирование уроков элементов формативного оценивания говорит о пользе проведенных занятий.

Многие участники первого коучинга находились в небольшой растерянности, объясняется это тем, что они привыкли получать готовые знания и чтобы все пояснялось на примерах. Им же пришлось работать в группах и, используя полученные сведения, самостоятельно интерпретировать их при выполнении различных заданий.

Эссе учителейУчастники коучингов, были единодушны во мнении, что практически все продемонстрированные приёмы при творческом подходе можно применять на любом уроке, и многие из присутствующих использовали их в процессе обучения, это говорит о положительной оценке внесённых преобразований. В своих эссе учителя отмечали, что идеи, донесенные до них коучем, позволяют анализировать, оценивать деятельность каждого ученика, дает возможность развивать из недостатков скрытые возможности. Отчет Е Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными?

Анализируя с инициативной группой посещенные уроки, мы поняли, что коучинги необходимо планировать и проводить, ориентируясь на то, что учителя впоследствии могут принять их за отправную точку в своем уроке. Необходимо продумывать каждый шаг, соблюдать логическую последовательность, потому что допущенные нами ошибки, могут повториться и при планировании конкретного урока учителем. Если же ошибки были допущены, нужно, осмыслив их, объяснить учителям, в чем именно недостатки и как их не повторить на своих уроках.

С этим нам пришлось столкнуться на практике. Учитель, посетив коучинг учителя 3 уровня, запланировал и провел урок с использованием различных стратегий, но ошибка допущенная коучем (перенасыщенность приемов) и вовремя не донесенная до коллег, привела к тому, что учитель, повторил её на своем уроке. Учитель менти умело использовала полученные знания, руководила процессом обучения, направляла детей в нужном направлении. С другой стороны, перенасыщенность стратегиями не позволила учителю провести рефлексию и завершить урок как планировалось. Во время беседы менти, проведя самоанализ урока, сама увидела допущенные ошибки, что говорит о наличии у учителя высоких рефлексивных качеств.

Рефлексивный отчет учителя по проведенному урокуРезультат другого процесса менторинга тоже говорит о том, что внесенные преобразования оказывают положительный результат. Менти, получив консультацию о среднесрочном планировании, продолжила работу в этом направлении самостоятельно. Менти стал применять на своих уроках обратную связь, что говорит о том, что он понимает эффективность использования формативного оценивания, рефлексии. Менторинг с данным учителем будет продолжен по её просьбе, так как сам учитель не совсем удовлетворен своей практикой. Менти выразила желание совершенствовать педагогическую деятельность, в дальнейшем планирует обучаться на уровневых курсах, и в перспективе сама будет проводить процесс менторинга. Отчет Е Как понять, что внесенные преобразования являются эффективными?

Процесс менторинга был полезен и для меня. В начале практики у меня возникала трудность в отборе валидного материала, с помощью которого можно было бы донести до менти информацию. В процессе работы, используя интернет ресурсы, помощь участников групчата, коллег из инициативной группы мне удалось решить эту проблему. В ходе работы я поняла насколько важно установить взаимоотношения с командой и работать в сотрудничестве.

В начале практики директор во время интервью посоветовала мне провести уроки Lesson Study. Проводя исследование я предложила учителям, провести Lesson Study. На мое предложение с готовностью откликнулись учитель 3 уровня и мой менти. Выбрали мы класс, в котором все преподаем, знаем проблемы детей и в результате определили следующие задачи:

-Проанализировать серию уроков в исследуемом классе, с целью выбора исследуемых учеников.

-Провести совместное планирование уроков и последующее проведение серии последовательных уроков

- Провести анализ уроков, рефлексию деятельности учителя.

- Наметить дальнейшие пути исследования, учитывая произошедшие изменения.

В ходе проведенной работы учитель - менти высказала мнение о том, что проведение уроков LS оказывает положительный результат на обучение и развитие учеников. Во время наблюдения за тремя детьми, имеющими различный уровень знаний мы отметили, что формативное оценивание позволяет ученику повысить уровень своих знаний, а самооценивание и взаимооценивание помогает ученикам в самовыражении и самореализации. Можно отметить повышение мотивации и заинтересованности учащихся. Кроме этого к положительному моменту можно отнести и то, что после проведения урока Lesson Study менти увидела, как эффективен диалог «ученик-ученик». Ученица со средними способностями смогла донести изучаемый материал до слабого ученика и он принял активное участие в работе своей группы. В дальнейшем мы планируем продолжить работу в исследуемом классе.

К положительному результату относятся проведенные профессиональные беседы, способствующие созданию доверительных отношений среди коллег, профессиональному росту учителей. Беседы имели ознакомительный характер, учителя познакомились с информацией о происходящих преобразованиях, с семью модулями в обучении, получили ответы на интересующие вопросы. Проводимые беседы были направлены на выявление существующих проблем, и по возможности оказание помощи в их решении. Мы определили степень готовности коллег к сотрудничеству, организовали взаимообучение в целях повышения компетентности педагогов. Каждый член инициативной группы выбрал себе подопечного с целью оказания ему необходимой помощи.

Проведенная работа во время практики это только начало, но опросы учителей и учеников, их обратная связь говорят об успешности изменений. Посещая уроки коллег, можно отнести к положительным моментам то, что учителя пришли к мнению, что развитие вычислительных умений учащихся зависит не только от содержания материала, а также от используемых методических приёмов. Применение на уроках таких приемов, как «Ситуация успеха» позволяет учащимся совершенствовать вычислительные навыки за счет того, что педагог на время игнорирует недостатки работы и усиливает оценочный акцент на достоинствах. Наглядно это было продемонстрированно на уроках.

Проанализировав проведенное исследование, осмыслив допущенные ошибки и недочёты, мы с инициативной группой провели корректировку плана и наметили дальнейшие пути развития. Больше внимания следует уделить работе школьного сетевого сообщества. Совместная работа, обмен опытом, знаниями и идеями может способствовать успешному преобразованию практики учителей. Будем продолжать работу по теме исследования, проводя коучинги, организуя мастер-классы и тренинги, направленные на углубление знаний учителей. Продолжим работу по организации менторинга среди коллег. Взаимообучая друг друга, учителя смогут преобразовать свою практику, будут отрабатывать навыки эффективного применения стратегий формативного оценивания. Планируем проводить мероприятия, вовлекая учителей и учащихся в активную деятельность, отрабатывая это умение на основе обратной связи, рефлексии. У учителей необходимо развивать предвидение возможностей использования математических знаний для рациональных вычислений. Обучение вычислениям способствует развитию скорости мышления, внимания, памяти, формирует умение логически рассуждать. Над развитием этих навыков мы и будем работать в дальнейшем. Подводя итоги проведенной работы во время практики, я могу сказать, что не все мои коллеги готовы играть лидирующие роли, поэтому нужно направить наши усилия на повышение самооценки учителей, развитие у них лидерских качеств и готовность к самосовершенствованию. Это и будет являться приоритетным направлением в нашей исследовательской деятельности в дальнейшем.



© 2010-2022