Открытый урок Известные русские монастыри

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока

Тема: Известные русские монастыри

Цель урока: Знакомство обучающих с православными монастырями, их значение в духовной жизни, культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.

Задачи:

Образовательная: дать представления о православном монастыре и его обителях..

Развивающая: развивать нравственные качества личности, коммуникативные, информационные компетенции.

Воспитательная: воспитывать уважение к людям выбравшим монашеский путь, любовь и уважение к православным святыням России.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

Новые слова: монастырь, монах, мантия, ряса, камелавка, клобук, послушание, вериги, четки.

Форма урока:

Изучение нового материала, компьютерная презентация: «Монастыри».

Продолжительность урока - 45 мин.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Беседа.

  4. Объяснение нового материала (беседа с использованием презентации и материалов учебника).

  5. Подведение итогов урока.

  6. Объяснение домашнего задания.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня мы с вами откроем двери в новый для нас мир , и пусть это будет доброе открытие . Мы познакомимся с православным монастырем , узнаем кто такие монахи, чем они занимаются, какова их цель в жизни. А так же совершим путешествие по наиболее значимым монастырям России.( Идут слайды презентации . Называем монастыри: Троице-Сергиева лавра, Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптина пустынь, Псково-Печерский монастырь.)

2.Обьяснение нового материала.

Прекрасны и загадочны русские монастыри. Открыты для всех и, вместе с тем тайной веет от их особенной жизни, от стен монастыря, от строгих монашеских правил, от скромного необычного монашеского одеяния. Мощные стены монастыря,высокие колокольни, величественные храмы, многие из которых стали шедеврами мировой архитектуры.

Монастырь- особый мир. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням. Некоторые едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней. А некоторые связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.

Первые христианские монахи появились в конце третьего века от Рождества Христова. Слово «монах» означает «один». Монаха называют иначе «инок», что значит» иной , принадлежащий иному миру». Сначала они жили в далеких от людей пустынях. Строгость жизни, благочестие привлекало к себе людей. Они стали селиться поблизости от их жилищь.Так стали возникать уединённые заселения-монастыри,а вокруг них образовывались города.( Показ слайдов)

Монастырем управляет игумен или игуменья (если женский монастырь) (Показ слайдов.)

Стать монахом не просто.Сначала человек должен стать просро послушником, т.е. пожить в монастыре,посмотреть на монахов, на их жизнь. И если твёрдо решил связать свою жизнь с монастырём, принимает специаль ный обряд-постриг.

- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?

- Призвание -это ваша неповторимость в этом мире, ваш смысл жизни. Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи. Каждый должен раскрыть свои возможности и оставить о себе только хорошую память.

- Главное правило жизни монахов « Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в три-четыре часа, вы еще спите, когда монахи совершают молитву. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания- работают на полях, в монастырской кухне ухаживают за больными, ремонтируют здания монастыря. (показ слайдов).

- Они сознательно заставляют терпеть и страдать свое тело, чтобы избавиться от вредных привычек , качеств, чтобы душа стала чище. Монастыри создавали прекрасные хозяйства и в трудные голодные годы помогали людям всей округе и поломникам, нуждающимся в одежде,продуктах. Но самое сердце монастыря-храмы, где идут богослужения, возносятся монахами молитвы над святыми мощами за землю русскую, за весь мир. Именно в молитве основное значение монастыря. Издревле на Руси в монастырях жили Святые старцы. Это монахи которые своей жизнью заслужили от Бога дар предвидения или исцеления .

- Каких святых вы знаете?



История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете. На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773 - 80 годах трудами матушки Александры на том месте, где явилась ей Царица Небесная.

В центре обители в 1865-75 годах был возведён пятипрестольный Троицкий собор, где находятся мощи преподобного Серафима Саровского.

Чтобы незабвенна была тропа, по которой «стопочки Царицы Небесной прошли», батюшка Серафим благословил в 1829 году дивеевским сёстрам копать Святую Канавку. Он говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Святая Канавка устроена так как велела сама Царица Небесная пр. Серафиму.

Подведение итогов.

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашего путешествия.

- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь - это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

(Обучающиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока. При этом предлагается пользоваться различными средствами информации - компьютером, книгами, путеводителями и буклетами).

«Правила поведения в монастыре»:

В монастыре запрещается:

  • громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

  • говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

  • носить шорты на территории монастыря;

  • лицам женского пола находиться без головного убора.)

Домашнее задание.

а) Творческое задание - разработать макет буклета для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки

б) Подумайте над смыслом слов Старца Амвросия.

Рефлексия «Комплимент».

Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

За что можно похвалить соседа по парте?

За что можно похвалить себя?

За что можно похвалить учителя?

Спасибо за урок!



© 2010-2022