Здоровьесберегающие технологии на уроках коми языка 1-4 классы

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»











Использование элементов здоровьесберегающих и других современных образовательных технологий на уроках коми языка





Лобанова Т. С.

Сыктывкар

2014г.





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И ДРУГИХ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КОМИ ЯЗЫКА

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа. По оценкам специалистов Институт возрастной психологии РАО от 20 до 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой.[6, с.39]

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. К сожалению, все чаще и громче звучат слова о том, что школьное образование опасно для здоровья, а «свет просвещения» приносит ученикам целый букет вполне конкретных хронических заболеваний. Современная система обучения такова, что она порой не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению.

В современной школе умственная деятельность относится к числу самых трудных для детей. Для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации внимания. Учебная работа требует и длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Таким образом, в режиме дня современного школьника соотношение между динамическими и статистическими нагрузками не сбалансировано, резко преобладает статистическое напряжение.

При интенсивной и длительной умственной деятельности у школьников начинает развиваться утомление. При неблагоприятных гигиенических условиях, при несоблюдении рационального режима учебного труда и отдыха может наблюдаться и переутомление.

В сложной системе факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность. Её ограничение противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии и приводит к снижению темпа психического развития учащихся. Пониженная двигательная активность и сопутствующие ей симптомы функциональных расстройств и хронических болезней не позволяют возникнуть столь необходимому для учеников любого возраста состоянию функционального комфорта (комфорта в деятельности), которое определяется как оптимальное сочетание высокого уровня успешности человеческой деятельности и низких нервно-психических затрат. При блокировке естественных желаний ребенка, интереса, свободы активных действий, т.е. именного того, что нужнее всего для успешного развития, в первую очередь подавляются моторные функции организма. В результате ограничения двигательной потребности создается и закрепляется «установка» неприятного. Уменьшаются симпатии к учителю, падает его авторитет. [4,с. 12] В свою очередь, это тормозит формирование благоприятного отношения и положительной мотивации к учебной деятельности, поскольку школьные успехи даются ценой большого напряжения и на пределе психофизических возможностей детей, которые не становятся активными участниками учебного процесса. Но только оптимальный режим двигательной активности создает основу хорошего физического самочувствия и ярко выраженного повышения умственной работоспособности.

Во время физкультурных пауз на уроках, которые рекомендуется проводить в целях предупреждения утомления и повышения работоспособности учеников, необходимого кратковременного, но эффективного активного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку во время урока, расслабления мышц туловища, особенно спины, испытывающих наиболее статистическое напряжение, включаются игровые компоненты малой интенсивности. Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в значительной пользе такого кратковременного отдыха еще К.Д.Ушинский (1948)[4, с.22].

Движения для физкультминуток подбираются так, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы, движению рук детей во время урока и снимали застойные явления, вызываемые сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье не только физическое, но и духовное. В современном мире эта проблема стоит на особом месте. Мы всё чаще стали сталкиваться с равнодушием, безнравственностью, неуважением культуры своего и других народов. Толерантность и культура мира - важнейшие ценности межэтнических отношений в условиях роста многонациональности[2,с.8].

Моя цель, как учителя, помочь молодому поколению стать достойной заменой старшему поколению, обогатить его внутренний мир духовно. Огромна роль коми фольклора, через народную музыку, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки дети «впитывают» мудрость народа. Так же мы воспитываем нравственно здоровое поколение посредством знакомства с культурой коми, привлекаем детей к сохранению, возрождению традиций и обычаев национальной культуры, воспитываем толерантное отношение к коми культуре. Культура - это великое богатство, накопленное человечеством[3, с. 11].

Считаю возможным на своих уроках создать такие условия обучения и воспитания, которые способствуют укреплению духовно-нравственного здоровья, улучшению физического развития, повышению общей работоспособности и успешной учебной деятельности.

I глава

Виды работ с использованием элементов здоровьесберегающей технологии на уроках коми языка.

При введении лексических единиц и грамматических тем на уроках применяю методы подачи нового материала в динамике, с целью предотвращения случаев утомляемости, что непосредственно может привести к случаям:

  • снижения умственной и физической работоспособности;

  • снижения продуктивности учебного труда;

  • ослабления внутреннего торможения (двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

  • появления чувства усталости.

Для лучшего запоминания лексических единиц на каждом уроке стараюсь применять яркие наглядные пособия, особенно для учащихся младших классов. Приведу примеры видов работ на уроке, которые можно использовать при введении любого нового лексического материала, а так же при закреплении пройденных тем.

Перед каждым уроком наглядность развешивается по всему периметру кабинета, предлагаю ответить на вопросы:

  • внимательно рассмотрите рисунки, назовите тему урока;

  • подумайте и разделите данные рисунки на 2 группы;

  • почему одни рисунки висят выше, другие - ниже;

  • найдите рисунок, по которому мы могли поговорить о погоде, о временах год ( на потолке специальная разметка);

  • рассмотрите рисунки и уберите лишние.

Карточки с необходимыми на уроке словами размещаются в предусмотренных учителем местах и предлагаются следующие виды работ:

  • работа с новыми лексическими единицами на разных зрительных горизонтах. (На самом высоком уровне карточка со словом, которое будет изучаться первым, ниже - вторым, еще ниже - третьим и т.д. На одном уровне лексические единицы, на втором - карточки для введения нового грамматического материала.);

  • подбор карточек, соответствующих теме урока;

  • работа над словами, встречающимися в тексте;

  • найдите и уберите лишние карточки;

  • слова на карточках записаны разными цветами, почему? (лексический и грамматический материал, новые слова и пройденные, так же по темам «В лесу» хвойные и лиственные деревья, съедобные и несъедобные грибы, садовые и лесные ягоды; «Птицы» - перелётные и зимующие; «Животные» - домашние и дикие; «Растения» - лекарственные и обычные; «Реки РК» - располагающиеся в южных и северных районах и т. д.

  • основное слово из определения темы урока записано 2 цветами, почему?( см. в предыдущем по лексическим темам);

  • в слове перепутаны буквы, назовите правильный вариант ( для 1-2 класса - найдите правильный вариант в классе);

  • соберите из данных карточек словосочетания, предложения, тему урока;

  • найдите рисунок изображающий значение слова, записанного на этой карточке.

Наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье учеников оказывают динамические паузы и физкультминутки. Они позволяют удовлетворить потребность в движении, стабилизировать эмоции, развивать умственные и творческие способности, нравственные качества.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

В играх-физкультминутках должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук. Это содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию навыков письма младших школьников. Кроме того вызывают активацию ассоциативных зон коры головного мозга, что положительно сказывается и на развитии речевой функции[4,с.23].

Регулярно применяю на уроках динамические паузы и игры-физкультминутки обязательно с использованием пройденного материала с целью закрепления.

ВИДЫ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА:

  1. изобразить названные слова (слова произносит учитель на коми языке) только при помощи рук, мимики, движений;

  2. тематические игры;

  3. изобразить сюжеты изученных стихотворений;

  4. имитировать действия с проговариванием;

  5. «собрать» только нужные для вас предметы;

  6. «кукольный театр»;

  7. покажи соседу (классу) названное действие, слово, если он согласен повторяет за тобой.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Грамматика любого языка сложна для восприятия. На уроках коми языка закрепляем в интересной форме, многократно повторяем в разных вариантах.

При закреплении темы «Части речи» как в младших классах, так и в среднем звене мы выполняем задание такого вида:

  • услышав имя существительное - хлопок над головой, глагол - за спиной, имя прилагательное - перед собой ( движения на каждом уроке меняется, задания выполняются осознанно, а не автоматически);

  • закрепление послелогов: найдите задание, карточку, картинку, … под столом; на подоконнике; за шкафом - задание озвучивается на коми языке ( пызан улын, ӧшинь вылын, шкап сайын);

  • закрепление наречий: голову вниз, руки в стороны, шаг влево, … сначала задания предлагает учитель, на последующих уроках учащиеся вступают в роль «учителя»;

  • закрепление темы «Отрицательные глаголы»: проговорите и изобразите - Ме ог мун. - Ме сулала./ Ме ог чеччав. - Ме пукала./ Ме ог гиж. - Ме лыддьыся.;

  • тема «Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов -а, -я, -тӧм» : изобразите - бордъя, синма, пельтӧм, паськӧма, шондіа, коктӧм, …;

  • закрепление темы «Имена существительные, образованные от глаголов с помощью суффикса -ысь»: изобразите действие, назовите имя существительное, которое можно образовать с суффиксом - ысь: гижа (гижысь), велӧдча (велӧдчысь), серпасала (серпасалысь), …

  • тема «Звукоподражательные глаголы»: изобразите названные действия - чибук гӧрдлӧ, кань нявзӧ, понпи тявзӧ, пон увтӧ, мӧс баксӧ.

При прохождении и закреплении лексических тем задания варьируются. Особенно трудно воспринимаются ребятами значения различных суффиксов. Мы закрепляем их при выполнении физкультминуток - интересно, необычно, запоминаемо:

  • закрепление падежных суффиксов ( всё проговариваем на коми языке несколько раз и повторяем движения):

  • суффикс -лӧн - у ученика тетрадь, у мамы сын дочь, …

  • суффикс -лысь - возьмите у соседа книгу;

  • суффикс - лы - дайте учителю, соседу пенал, ручку,…

  • суффиксы -ӧс, -сӧ, -тӧ - вижу окно, кошку, твою сестру, его альбом;

  • суффикс -ӧн - едем на лыжах, пишем ручкой, стану хорошим учеником;

  • суффикс -кӧд - идём с учителем, с одноклассником;

  • суффикс -тӧг - пишем без ручки, рисуем без карандаша;

  • суффикс -ла - иду с коромыслом за водой;

  • суффикс -ын - изобразите дома, в школе, в столовой;

  • суффиксы -ысь, -ӧ - «постройте домик» (руки треугольником над головой), выхожу из дома, захожу в дом;

  • суффикс -лань - приближаемся, передвигаемся в сторону окна, доски, учителя;

  • суффикс -сянь - отдаляемся то парты, с места;

  • суффиксы -ӧд, -ті - иду по полу, мосточку;

  • суффикс -ӧдз - дотянулись до потолка, до носа, дошли до доски, до двери. В зависимости от изучаемой лексической темы меняем ситуации, в начальной школе обыгрываем ситуации.

  • Закрепление глагольных суффиксов - ась. -ясь: изобразите и проговорите: пасясь, шарпась, гынкӧмась, дӧрӧмась;

  • Закрепление суффикса -пи: изобразите и произнесите за мной - каньпи, понпи, ручпи, порсьпи, ошпи.

Приведем примеры и других наиболее сложных грамматических тем:

  • Изобразите знак, который ставится в конце этих предложений: Ме радейта Чужан му! Коми муын эм уна озырлун. Кутшӧм каръяс эм миян республикаын? Когда все ребята изображают правильно, хором произносим термин.

  • Изобразите правильно значение омонимов: Пӧльтӧ кӧдзыд тӧв.- Воис кӧдзыд тӧв./ Вой, ме узя. - Пӧльтӧ вой тӧв./ Велӧдчан пӧв. - Син пӧв./ Визувтӧ ю. - Ю йӧв./

  • Изобразите антонимы: джуджыд-ляпкыд, муна-котӧрта, улын-вылын, шуйга-веськыд да с.в.

  • Тема «Слова с удвоенными мягкими согласными», правильно проговорите и изобразите: мыссьӧ, лыддьысьӧ, аттьӧ, чеччӧ, килльӧ.

Данные лексические темы повторяются из года в год, упражнения усложняются, дополняются учителем и учениками.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения для глаз обязательно включаю в физкультминутки, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.



  • Представьте, что данный предмет (называются слова по изученной лексике) находится очень далеко, попытайтесь его четко увидеть, «возьмите взглядом» и перенесите, посадите себе на нос. То же самое выполняем в обратном порядке.

  • С закрытыми глазами «нарисуйте» в воздухе названное слово.

  • Закрытыми глазами повторяем изученные слова, сосчитайте про себя на коми языке до 10, открыв глаза, постарайтесь воспроизвести запомнившиеся слова.

  • Только при помощи взгляда укажите на названный предмет.

  • Закроем глаза, слегка их помассируем, поморгаем.

  • Вертикальные движения глазами вверх-вниз.

  • Горизонтальные движения влево-вправо.

  • Вращение глазами по часовой стрелке и против.

Игры- физкультминутки (перевод с русского)

для снятия утомления с глаз

Зэр.

Медводз войтыс усис - кап! (дети показывают пальцем траекторию ее движения) Со и мӧдыс - кап! (то же самое)

Енэжӧ ми видзӧдлім, (смотрят вверх).

Войтъяс кап-кап сьылісны, кӧтасисны чужӧмъяс. (вытирают лицо руками)

Чужӧмъяс ми чышкалім.

Кӧмъясным - видзӧдлӧй- ваӧсь лоӧмаӧсь.( показывают руками на ноги и смотрят вниз)

Пельпомъясӧн нуӧдам, став войтсӧ ми уськӧдам. (выполняются движения плечами)

Зэрысь пышъям, пуяс улӧ пуксям. (дети приседают)



Гут.

Гортӧ пырис ыджыд гут, сьывны пондіс: «ж-ж-ж».( дети скдадывают ладони рук под углом - крыша «домика»)

Веськыдвылӧ сійӧ лэбис- быдӧн сэтчӧ жӧ видзӧдліс, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом)

Шуйгавылӧ лэбис - быдӧн сэтчӧ жӧ видзӧдліс, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом)

Мӧдӧ пуксьыны ныр вылӧ, ог ми сетӧй сылы (правой рукой выполняется движение к носу со стороны)

Гутным джоджӧ пуксис, (направление движения вниз и приседание)

Мича миян йӧктіс. (делают вращательное движение руками типа волчка и встают).

При использовании дыхательных упражнений улучшается кровообращение, повышается работоспособность на уроке.

Дыхательная гимнастика:

  • Выполняется в предварительно проветренном помещении: дышим чистым, свежим лесным воздухом, подошли к ели, вдыхаем запах ели через нос, выдыхаем через рот.( тема «В лесу»).

  • Тема «Сёян-юан»: проверим на запах коми национальные блюда - вдыхаем 1 ноздрей, другой выдыхаем. Высказываем воображаемое мнение: чӧскыд-абу.

  • Изображаем лёгкий ветер: вдыхаем через, губы вытягиваем в трубочку и медленно выпускаем воздух; сильный, порывистый ветер - вдыхаем через нос, выдыхаем быстро, большим потоком воздуха.

  • Попеременно нажимая то на 1 ноздрю, вдыхая воздух, то на 2 ноздрю выдыхая - изображаем музыкальный инструмент, наигрывая мелодии изученных песен.

Включаю в физкультминутки игры и игровые упражнения для снятия напряжения мышц кисти. Это не только позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статистической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков, и в первую очередь навыков письма. Кроме того, положительно сказывается и на развитии речевой функции[с.23].

Физкультминутки для снятия напряжения

мышц кисти и пальцев рук

Тайӧ чуньыс.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Тайӧ чуньыс кӧсйӧ узьны,

Тайӧ чуньыс - пӧлатьӧ чеччис!

Тайӧ чуньыс кусыньтчис.

Тайӧ чуньыс узьӧ нин.

Лӧнь, тэ, чуньӧ, эн сернит,

Вокъястӧ тэ эн садьмӧд…

Чуньяс чеччисны, ура!

Ёртасьӧм.

Ёртасьӧны миян классын нывкаяс да зонкаяс.(пальцы обеих рук соединяются в замок)

Ми тэкӧд ёртасям ичӧт мича чунь.( ритмичное касание пальцев обеих рук)

1, 2, 3, нёль и вит- лыддьы выльпӧв, заводит.(поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинца)

Ӧти, кык, куим, нель, вит - помалім ми лыддьӧдлӧм. (опустить руки вниз, встряхнуть кистями).

Томан.

Ӧдзӧс вылын томан. (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»)

Коді миян сійӧс восьтас? ( повтрение движений)

Нюжӧдлам ми сійӧс, (сцепленные в «замок» руки потянуть в одну, потом в другую сторону)

Бергӧдлыштам, (движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе).

Тотшкӧдыштам (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)

Со и восьтім! ( пальцы расцепить, ладони в стороны)

Керка да дзиръя.

Эрд вылын сулалӧ керка, (пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев - «крыша дома»)

Туйыс сэтчӧ пӧдса. (большие пальцы обеих рук - вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются)

Дзиръясӧ ми восьтам, ( ладони поворачиваются парллельно друг другу)

Гӧстьясӧс ми корам. (пальцы обеих рук под углом друг другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев)

Так же широко использую для выполнения различных упражнений игрушки, картинки дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Элементы театрализации являются отличным средством снятия психоэмоционального напряжения.

Ребятам нравятся такие виды работ на уроке. Рациональное использование перечисленных приемов позволяет детям во время учебного процесса усваивать и закреплять материал, сложный для восприятия в интересной форме, не принудительно ребята запоминают лексические и грамматические темы. Важнейшим условием психофизиологического комфорта школьника является рациональная организация учебного процесса, при которой получение разносторонних знаний не сопровождается нарушением здоровья школьников[1,с.24].

II глава

Использование ИКТ и метода проектов на уроках коми языка

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

Наш предмет уникален и для воспитания духовно здоровой личности. Ребята, изучая предложенные темы, непосредственно сталкиваются с национальными традициями, культурой, национально-этнической обрядностью, привычками. Ученик попадает в мир, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Но не каждый ребенок готов принять это сразу. В этом мне помогает внедрение инновационных педагогических технологий - использование ИКТ и метод проектной технологии.

Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память. Так же ИКТ позволяет в яркой интересной форме овладеть основными способами общения на коми языке: говорение, чтение, письмо, аудирование, закреплять материал в интересной форме с использованием дисков, слайдов, видео роликов, что способствует четкому восприятию материала по той или иной теме. К положительным аспектам присутствия ИКТ в учебно-воспитательном процессе относится повышение уровня образования, качества знаний учащихся, а так же рост профессиональной компетенции учителя. При использовании ИКТ решаю следующие задачи:

  • повышаю интерес к изучению своего предмета;

  • предоставляю знания о коми культуре, традициях и обычаях народа в непринужденной занимательной форме;

  • знакомлю с историческими сведениями, необходимыми при научно-исследовательской деятельности;

  • развиваю критическое мышление, память;

  • создаю проблемные ситуации;

  • повышаю умение слушать и понимать коми речь (аудирование), говорить на языке, читать фонетически грамотно, писать грамматически правильно;

  • развиваю культуру работы в парах, микрогруппах, коллективно.

Использование ИКТ и метода проектов позволяет:

  • поиск яркой наглядности к урокам при помощи сети Интернет;

  • печатный раздаточный материал с различными заданиями;

  • карточки с изучаемыми лексическими единицами, материал по грамматике;

  • тесты;

  • изготовление мини брошюрок: поздравительные открытки, меню, …

  • использование медиатеки, имеющейся в кабинете;

  • мультимедийные компьютерные презентации.

Большую помощь мне оказывают мультимедийные учебные пособия: например, «Коми язык. Курс 1 для начинающих». Школьников обучает другая «учительница», которая объясняет правила, пройденный материал закрепляется в различных интересных формах. Прекрасные задания, игры делают обучение азам простым и приятным.

Уроки с использованием дисков с коми песнями «На берегах Печоры. Любимые песни», «Коми композиторы детям», «Подвиг отцов прославляя. Песни о войне на коми языке» и мелодиями снимают напряжение, усталость, восстанавливают работоспособность учащихся, дают мощный эмоциональный заряд. Песенный материал содержит аутентичный разговорный язык. Обращение к песням и музыке приобщает к культуре изучаемого языка. Исполнение песен под фонограмму или «караоке» способствует совершенствованию произносительных навыков, одновременно развивая навыки аудирования и эмоционально окрашивая занятие. Узнаём об истории своей Родины, занимаемся исследовательской работой с помощью дисков: «Где ты живёшь. Гипермедиа энциклопедия», «Сказ о Пере Богатыре», «Творчество народа коми», «Достопримечательности Сыктывкара», «Наш тёплый дом», «Государственный гимн Республики Коми», «Коми народный костюм»; много информации о знаменитых людях Коми земли можно найти из дисков «Певец родного края», «Я.М.Рочев олӧмысь», «Иван Алексеевич Куратов», этот материал позволяет окунуться в атмосферу изучаемого, понять личность писателя.

ИКТ несут в себе огромный мотивационный потенциал, способствуют успешному усвоению языкового материала. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная цель - постановка целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения.

В своей работе я использую мультимедийные презентации, которые позволяют:

  • значительно сэкономить время на уроке;

  • повысить уровень наглядности;

  • внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Презентации использую по-разному:

  • Для введения новой темы презентация как стимул к изучению новой темы. Демонстрируемые слайды, сопровождающиеся краткой информацией, служат хорошим стимулом к порождению собственных высказываний учащихся, если сопровождаются заданиями, можно даже разноуровневыми, индивидуальными.

  • Для проведения итоговых уроков в презентации включаю изученный материал, который закрепляется в ходе выполнения различных заданий: вопросы проблемного характера, различные викторины, кроссворды, комментарии учащихся по ходу презентации.

  • Для проведения уроков-соревнований.

Благодаря таким урокам повышается интерес к предмету, активизируются все познавательные процессы.

Мультимедийные презентации успешно выполняют сами учащиеся. Этому способствует использование в работе проектной технологии. При воплощении в реальность каждого проекта развиваются у детей познавательные навыки, критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, а главное, приобщить к культуре, дать возможность самому «прикоснуться» к традициям, обычаям, истории народа, на земле которого они проживают и воспитываются. В самом кабинете создан этнографический уголок как пример из жизни коми.

Проект - это специально организованный учителем (вместе с учащимися) и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта.

Тема каждого проекта актуальна, даёт настрой на сотрудничество и позитив.

В своей работе в системе использую следующие виды проектов:

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) - этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении.

Практико-ориентировочные (прикладные). Эти проекты тоже отличает обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Встречающиеся виды проектов на уроках коми языка:

  • словарь,

  • наглядные пособия,

  • занимательный материал: домино, ребусы, перфокарточки.

Исследовательские проекты:

  • выявление и постановка проблемы исследования;

  • формулировка гипотезы;

  • планирование и разработка исследовательских действий;

  • сбор данных;

  • сопоставление данных и умозаключений, их проверка;

  • подготовка и написание сообщения;

  • выступление с подготовленным сообщением;

  • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

  • построение выводов, заключений;

  • оформление результатов.

При использовании проектной технологии пришла к выводу :

  • учащиеся используют межпредметные связи (история, краеведение, география, информатика, русский язык, коми литература);

  • проекты дают возможность учащимся выбрать для итогового контроля наиболее интересную для него область знаний или форму защиты;

  • метод проектов воспитывает исследовательскую культуру, развивает навыки эстетического оформления и презентации результатов своего труда;

  • используя метод проектов, я получаю возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, найти индивидуальный ключик к раскрытию интеллектуальных и творческих задатков ребенка.

Именно поэтому наиболее часто встречаются творческие проекты .Их отличает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта развивается в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников. Перечислим виды творческих проектов:

  • совместная газета,

  • сочинение,

  • праздник,

  • альбом,

  • мультимедийный компьютерный проект.

Ребята спешат на такие уроки, ждут их с нетерпением, предлагают новые идеи. После проведенной работы учащиеся самостоятельно создают информационные и ознакомительные проекты, оказывают большую помощь в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий. Учащиеся готовят компьютерные презентации соответствующие учебной программе, при выполнении работы они с интересом изучают темы, позволяющие воспитывать духовно здоровую личность. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать своё мнение, рассуждать.

Интегрируя метод проектов и использование элементов информационно- коммуникативных технологий начиная с младших классов, изучаем темы: «Мой дом» - сравнение современного жилья с коми избой; «Мои игрушки» - знакомство с коми национальной игрушкой акань; «Одежда» - знакомство с одеждой коми оленеводов; «Посуда. Продукты.» - коми традиционные блюда, посуда; (2 класс). «Семья» - сравнение состава современной семьи с семьями предков; «В лесу» - отношение к лесу коми человека в старину; «Продукты» - знакомство с фольклорной песней, некоторые рецепты и способы приготовления блюд, здоровая пища [1, с.87 ]; «Дикие животные» - отношение коми к животным, их почитание; «Растения весной» - знакомство с лекарственными растениями; «На рыбалке» - рыболовство одно из главных занятий коми мужчины, сохранение традиции; (3 класс). «Коми имена, фамилии, отчества» - знакомство с особенностями обращения к друг другу в коми деревнях; «Человек и его характер» - знакомство с национальными чертами коми; «Из жизни народа коми» - знакомство с легендами и преданиями , финно-угорским корнями, с верой народа до прибытия Степана Пермского; «Моя Родина» - воспитание патриотических чувств, знакомство с символикой, с богатствами края, с писателями; «Вежливые слова» - уроки вежливости, сравнение с русскими фразами; ( 4 класс). В среднем звене темы дублируются, но мы их рассматриваем на более высоком уровне, глубже «внедряемся» в историю. Так же есть возможность освоить новые интересные темы, позволяющие детей сделать духовно богатыми: «Знакомство с коми сказками», «Детские годы чудесные», «Заглянем в бабушкин сундук», «Из жизни наших предков», «Занятия коми народа», «Выдающиеся люди Коми Республики», «Традиции и обычаи коми народа», «Мастеровые люди Коми земли», «Коми фольклор».

При разработке уроков соблюдаю принципы здоровьесберегающей технологии: создаю условия для здорового развития детей: учитываю время трудоспособности, утомляемость, учебную нагрузку, провожу физкультминутки, динамические паузы. Компьютер не используется в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний. Общее время использования компьютера на уроке не превышает 15 минут. Но возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применяя на уроках описанные виды работ с использованием элементов здоровьесберегающих, ИКТ, проектной технологии забочусь о здоровье учащихся, стараюсь обучать их интересными методами и приёмами, каждый раз меняя, включая разнообразные, творческие задания. Стараюсь не допускать утомления ни одного из учеников, добиваться активности и удовлетворения своей работой каждого. Формирую благоприятное отношение и положительную мотивацию к учебной деятельности. Уроки проходят в оптимальном темпе, что позволяет успешно усваивать предложенный к изучению материал. Учащиеся с уважением относятся к культуре своего края, которое прививается на уроках коми языка, с увлечением находят нужный для проектов материал, охотно участвуют в мероприятиях, оказывают помощь при подготовке и проведении. По-моему мнению, ребятам нравятся уроки, большинство из них готовы встречаться ежедневно.

Итак, с помощью рассмотренных технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровнего и группового обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса.

Считаю, материалами данной разработки может воспользоваться не только учитель коми языка, но и любой другой учитель предметник. По каждому предмету учителя используют наглядность, карточки с записями, которые также можно развесить по периметру всего кабинета и организовать работу на уроке, дыхательную гимнастику и упражнения для глаз при желании тоже можно найти интересные формы работы с использованием материала по своему предмету, заинтересовать ИКТ и включить метод проектов.





Литература:

  1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. - М.: Издательство «Глобус»,2009.

  2. Северина О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

  3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.:ТЦ Сфера, 2008.

  4. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

  5. Тихомирова Л.Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни. - Ярославль: Академия развития, 2007.

  6. Уланова С.А. «Школа - территориальный центр здоровьесбережения» - эксперимент в республике// Образование в Республике Коми. С.,2008.-. №3.-С.39-42.

Здоровьесберегающие технологии на уроках коми языка 1-4 классы

© 2010-2022