- Преподавателю
- Другое
- Статья к выступлению на региональных педагогических чтениях Духовно-нравственный аспект воспитания личности на уроках технологии. Метод творческого проектирования»
Статья к выступлению на региональных педагогических чтениях Духовно-нравственный аспект воспитания личности на уроках технологии. Метод творческого проектирования»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сёмина В.Н. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В.Н. Сёмина
Учитель технологии,
МБОУ «Берёзовская СШ»
Духовно-нравственный аспект воспитания личности на уроках технологии. Метод творческого проектирования».
Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяются пагубные привычки; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Но готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию не может появиться у ребёнка сама собой. На помощь ему должна прийти, прежде всего, семья, со своими традициями, устоями, поддержкой друг друга и школа. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей развития личности.
Предмет «Технология» играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения, сегодня нужно научить ребенка на уроках технологии решать проблемы, включая его в творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности.
В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектно-исследовательской деятельности, как одной из главных форм организации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства. Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому ребенку работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха
Использование проектной технологии является необходимым аспектом обучения, так как образовательная область «Технология» предполагает создание проектов обучающимися на всех ступенях школьного образования.
Задача учителя -направить интерес детей в нужное русло. Но ребёнок ещё и ждёт признания его труда, поощрения и поддержки. Важна ситуация успеха, которая мотивирует ребёнка на дальнейшее творческое саморазвитие. Идея проекта - это развитие творческих, познавательных компетентностей и универсальных учебных действий обучающихся посредством вовлечения детей в реализацию коллективного проекта что способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования, поскольку развитие творческих способностей помогает:
- понимать и осваивать новое;
- быть открытыми и способными выражать собственные мысли;
- формировать представления о мире, истории, культуре, добре и зле, нравственности, толерантности;
- формировать уважительное отношение к родному краю, родной стране, семье, культуре, природе;
- уметь принимать решения и помогать друг другу;
- формулировать интересы и осознавать возможности.
Основной целью проекта является создание условий для развития гармонично-духовной личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России и самовыражения учащих.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: -воспитывать гражданско- патриотическое мировоззрение учащихся, ориентируясь на общечеловеческие ценности.
- воспитывать трудолюбие.
- способствовать проявлению и раскрытию творческих способностей через
участие в образовательных событиях разного уровня (в т. ч в городских и окружных конкурсах и фестивалях).
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение проекта. А решение данных задач успешно только тогда, когда ребёнок заинтересован, чувствует поддержку родителей, учителя, одноклассников, получает признание и поощрение своего труда. Поэтому немаловажную роль играет и алгоритм творческой деятельности по созданию изделия.
Что же включает в себя алгоритм творческой деятельности по созданию изделия: А) Обсуждение с обучающимися содержания творческой деятельности, выбор изделия, подбор необходимой исторической информации. Б) Теоретические и практические занятия, которые спланированы по следующему принципу
1.Информация, которую предоставил учитель.
2. Информация, найденная учащимися в других источниках.
Ребята сами подбирают дополнительный материал и на следующем занятии делятся своими находками. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учит и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
3.Практическое занятие.
На уроках технологии мы сначала изготавливаем изделия более простое, по образцу, а затем усложняем задачу и выполняем более сложные композиции собственного творчества.
-
Демонстрируем образец.
-
Вспоминаем правила ТБ, подготавливаем необходимые инструменты для изготовления данного изделия
-
Проверяем рабочее место.
-
Коллективно планируем дальнейшую работу.
Самостоятельные работы детей дома
Т.к. изделиям требуется не одно занятие, то предполагается завершение работы дома, где родителям отводится немаловажная роль, они должны помочь ему советом и оценить работу ребёнка.
Наши достижения- это призовые места на районных , школьных выставках, грамоты за активное участие во всероссийских акциях и конкурсах: это тоже мотивирует ребёнка на дальнейшее творческое саморазвитие, а особенно радует родителей.
В этом году учащиеся нашей школы стали победителями благочиннического а затем и дипломантами епархиального этапа областного конкурса «Свет Рождественской звезды».
В конкурсах от благочиния учащиеся нашей школы принимают активное участие не первый год. Особенно полюбились детям два самых крупных конкурса -«Пасха Красная» и «Свет Рождественской звезды»
В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:
- самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач:
- работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
- устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Литература.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011.
2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия «Духовно- нравственные основы семьи»). - М.: «Школьная пресса», 2000.
4. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
5. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
6. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. -№ 8- 2010.
7.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж. Воспитание школьников. - № 7- 2010.
8.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж. Воспитание школьников. -№ 3-2010.
9.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н.Савотина // Ж. Воспитание школьников. -№ 5-2009.
10. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. - № 1-2010.
11.Духовность в современной школе /С.В.Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011