• Преподавателю
  • Другое
  • Статья к выступлению на региональных педагогических чтениях Духовно-нравственный аспект воспитания личности на уроках технологии. Метод творческого проектирования»

Статья к выступлению на региональных педагогических чтениях Духовно-нравственный аспект воспитания личности на уроках технологии. Метод творческого проектирования»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.Н. Сёмина

Учитель технологии,

МБОУ «Берёзовская СШ»





Духовно-нравственный аспект воспитания личности на уроках технологии. Метод творческого проектирования».

Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяются пагубные привычки; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Но готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию не может появиться у ребёнка сама собой. На помощь ему должна прийти, прежде всего, семья, со своими традициями, устоями, поддержкой друг друга и школа. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей развития личности.

Предмет «Технология» играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения, сегодня нужно научить ребенка на уроках технологии решать проблемы, включая его в творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности.

В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектно-исследовательской деятельности, как одной из главных форм организации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства. Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому ребенку работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха

Использование проектной технологии является необходимым аспектом обучения, так как образовательная область «Технология» предполагает создание проектов обучающимися на всех ступенях школьного образования.

Задача учителя -направить интерес детей в нужное русло. Но ребёнок ещё и ждёт признания его труда, поощрения и поддержки. Важна ситуация успеха, которая мотивирует ребёнка на дальнейшее творческое саморазвитие. Идея проекта - это развитие творческих, познавательных компетентностей и универсальных учебных действий обучающихся посредством вовлечения детей в реализацию коллективного проекта что способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования, поскольку развитие творческих способностей помогает:

- понимать и осваивать новое;

- быть открытыми и способными выражать собственные мысли;

- формировать представления о мире, истории, культуре, добре и зле, нравственности, толерантности;

- формировать уважительное отношение к родному краю, родной стране, семье, культуре, природе;

- уметь принимать решения и помогать друг другу;

- формулировать интересы и осознавать возможности.

Основной целью проекта является создание условий для развития гармонично-духовной личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России и самовыражения учащих.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: -воспитывать гражданско- патриотическое мировоззрение учащихся, ориентируясь на общечеловеческие ценности.

- воспитывать трудолюбие.

- способствовать проявлению и раскрытию творческих способностей через

участие в образовательных событиях разного уровня (в т. ч в городских и окружных конкурсах и фестивалях).

- формировать потребность в здоровом образе жизни.

- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение проекта. А решение данных задач успешно только тогда, когда ребёнок заинтересован, чувствует поддержку родителей, учителя, одноклассников, получает признание и поощрение своего труда. Поэтому немаловажную роль играет и алгоритм творческой деятельности по созданию изделия.

Что же включает в себя алгоритм творческой деятельности по созданию изделия: А) Обсуждение с обучающимися содержания творческой деятельности, выбор изделия, подбор необходимой исторической информации. Б) Теоретические и практические занятия, которые спланированы по следующему принципу

1.Информация, которую предоставил учитель.

2. Информация, найденная учащимися в других источниках.

Ребята сами подбирают дополнительный материал и на следующем занятии делятся своими находками. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учит и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

3.Практическое занятие.

На уроках технологии мы сначала изготавливаем изделия более простое, по образцу, а затем усложняем задачу и выполняем более сложные композиции собственного творчества.

  • Демонстрируем образец.

  • Вспоминаем правила ТБ, подготавливаем необходимые инструменты для изготовления данного изделия

  • Проверяем рабочее место.

  • Коллективно планируем дальнейшую работу.

Самостоятельные работы детей дома

Т.к. изделиям требуется не одно занятие, то предполагается завершение работы дома, где родителям отводится немаловажная роль, они должны помочь ему советом и оценить работу ребёнка.

Наши достижения- это призовые места на районных , школьных выставках, грамоты за активное участие во всероссийских акциях и конкурсах: это тоже мотивирует ребёнка на дальнейшее творческое саморазвитие, а особенно радует родителей.

В этом году учащиеся нашей школы стали победителями благочиннического а затем и дипломантами епархиального этапа областного конкурса «Свет Рождественской звезды».

В конкурсах от благочиния учащиеся нашей школы принимают активное участие не первый год. Особенно полюбились детям два самых крупных конкурса -«Пасха Красная» и «Свет Рождественской звезды»

В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:

- самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач:

- работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);

- устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

- пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Литература.

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011.

2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.

3.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия «Духовно- нравственные основы семьи»). - М.: «Школьная пресса», 2000.

4. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.

5. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.

6. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. -№ 8- 2010.

7.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж. Воспитание школьников. - № 7- 2010.

8.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж. Воспитание школьников. -№ 3-2010.

9.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н.Савотина // Ж. Воспитание школьников. -№ 5-2009.

10. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. - № 1-2010.

11.Духовность в современной школе /С.В.Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011



© 2010-2022