• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по организации педагогической практики по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Методические рекомендации по организации педагогической практики по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Методические рекомендации по организации педагогической практики студентов специальности "Коррекционная педагогика в начальном образовании". Основная цель педагогической практики заключается в подготовке студентов к одному из основных видов профессиональной деятельности учителя- внеклассной работе. В данных Методических рекомендациях систематизированы сведения о видах и формах внеклассной работы, описана методика их подготовки и проведения, к каждому виду внеклассного мероприятия составлен спис...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение

Среднее профессиональное образование

Салаватский колледж образования и профессиональных технологий










Методические рекомендации

по организации педагогической практики


по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Составитель: Шерсткина Е.А.

методист по практике, к. филос. н.

























Салават 2015

Содержание

Пояснительная записка.

1. Цели и задачи внеклассной работы.

2. Основные принципы организации внеклассной работы.

3. Методы обучения во внеклассной работе.

4. Планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач урока.

5. Права и обязанности студентов-практикантов.

6. Планирование внеклассного занятия.

7. Примерная схема анализа внеклассного мероприятия №1.

8. Схема анализа внеклассного мероприятия №2.

9. Ориентировочная программа изучения личности школьника.

10. Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

11. Изучение мотивации учения младших школьников (М.В. Матюхина)

Методика «Закончи рассказ».

12. Методика выбора любимых занятий на уроке (изучение познавательных мотивов).

13. Наблюдение за умением младших школьников правильно вести себя на уроке.

14. Рекомендации по составлению характеристики учащегося.

15. Поддержание дисциплины на уроке.

16. Практические советы начинающему учителю.

17. Советы, памятки.



Пояснительная записка

В профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов немаловажное значение имеет «Внеучебная практика».

Основная цель педагогической практики заключается в подготовке студентов к одному из основных видов профессиональной деятельности учителя - внеклассной работе.

Исходя из цели, главными задачами практического обучения студентов являются:

  1. формирование интереса к педагогической деятельности;

  2. формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном процессе современного образовательного учреждения;

  3. изучение специфики труда учителя;

  4. формирование у студентов представления о том, что учитель - главный субъект образовательного процесса в школе;

  5. формирование культуры педагогического общения в системе «учитель-ученик», «учитель-учитель», «учитель-родитель».

  6. развитие потребности в самопознании, самосовершенствовании и рефлексии;

  7. формирование у студентов умения планировать и осуществлять внеклассную работу в соответствии с планом работы учителя;

  8. формирование коммуникативной компетентности будущих учителей, в частности коммуникативных и организаторских умений и коммуникативных качеств речи.

  9. Формирование способности аккумулировать и использовать чужой опыт проведения внеклассных мероприятий, отраженный в методической литературе.

  10. Формирование способности анализировать свою собственную деятельность.

Основные трудности, с которыми сталкиваются студенты 3-х курсов при прохождении практики "Внеклассная работа":

1) затрудняются в определении темы внеклассного занятия и подборе материала;

2) не знают специфики проведения внеклассной работы, строят ее по образцу уроков или дополнительных заданий;

3) не используют всего многообразия форм и методов организации внеклассной работы по предмету.

В настоящее время в многочисленных научно-методических изданиях в большом количестве публикуются материалы различных видов внеклассной работы, разработанные учителями из разных школ нашей страны. Но книг, посвященных методике подготовки и проведения того или иного вида внеклассного занятия, очень мало. В связи с этим появилась необходимость создания Методических рекомендаций к практике "Внеклассная работа" по специальности Преподавание в начальных классах. Ее цель - помочь студентам в преодолении затруднений, связанных с организацией и планированием внеклассной работы, а также повысить уровень профессиональной подготовки специалиста.

В данных Методических рекомендациях систематизированы сведения о видах и формах внеклассной работы, описана методика их подготовки и проведения, к каждому виду внеклассного мероприятия составлен список методических книг и статей из научно-методических журналов, в которых студенты найдут конкретные практические материалы для проведения внеклассных занятий.

А также в пособии даются рекомендации студентам по организации внеклассной работы, планированию, проведению и анализу мероприятий в ходе практики "Внеклассная работа".

1. Цели и задачи внеклассной работы

Учебно-педагогическая практика является одним из этапов непрерывной профессионально-педагогической подготовки студентов к будущей педагогической деятельности. Она проводится в рамках учебного процесса параллельно с изучением базовых курсов педагогики и психологии и позволяет не только применить усвоенные студентами психолого-педагогические знания на практике, но и значительно расширить их, а также адаптироваться в режиме работы учителя и классного руководителя.

Цель учебно-педагогической практике состоит в том, чтобы закрепить и расширить знания студентов по педагогике и психологии, выработать у них педагогические умения и навыки организации учебно-воспитательной работы со школьниками.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности

  • овладение воспитательными, обучающими, диагностическими, оздоровительными, социально-педагогическими видами деятельности;

  • овладение студентами умения планировать и вести внеучебную воспитательную работу;

  • накопление представлений о характере и содержании воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя;

  • овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

  • формирование умений осуществлять методологическую рефлексию.

2. Основные принципы организации внеклассной работы

При организации внеклассной работы следует в совокупности опираться на общедидактические и принципы организации внеклассной работы.

Общедидактические принципы:

Принцип избирательности. Единой программы по внеклассной работе не существует, что заставляет учителя и Методическое объединение самостоятельно устанавливать тематику и направление внеурочных занятий. Выбор темы, формы, содержания конкретного внеклассного занятия должен определяться следующими условиями: возрастом и подготовленностью учеников, наличием у них интереса к предмету, направленностью и качеством этого интереса, этапом внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассными занятиями по другим предметам и участием в них школьников, традициями школы, наличием факультативных занятий и др.

Принцип научности. Изучаемый материал должен соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возраста учеников (действует принцип доступности), преподносятся на внеклассных занятиях без вульгаризации и упрощенчества.

Принцип последовательности и системности изложения материала. Этот принцип предполагает не только систематичность проведения внеклассной работы в течение всего учебного года, но и систематичность содержания внеклассных занятий. Внеклассная работа должна представлять собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически.

Принцип преемственности и перспективности. Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу - возможность участия школьников в работе факультативов.

Принцип связи теории с практической направленностью. Проявляется во взаимосвязи уроков и внеклассных занятий. Опора на имеющиеся у детей знания расширяет сферу их применения, содействует укреплению умений и навыков.

Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. Соблюдение этого принципа должно способствовать развитию интереса к внеклассной работе у учащихся. Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно; он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем. Такими условиями могут быть: чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений; успех в учении (повышение успеваемости); осознание значения языка в жизни общества; удовлетворение от самого участия во внеклассных мероприятиях. Индивидуальный подход к ученику позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае.

Принцип развивающего обучения. Внеклассные занятия дают учителю неограниченные возможности для:

1) развития у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: умения самостоятельно подобрать материал, составить по нему доклад или провести беседу; навыков правильной литературной речи; навыков публичных выступлений; умения пользоваться разнообразными словарями-справочниками и др.;

2) развития творческих способностей учащихся (составление грамматических загадок, шарад, кроссвордов и т.д.; написание небольших сочинений или рассказов на грамматические и свободные темы);

3) приобщения школьников к научно-исследовательской работе, к научному поиску, пускай еще не совсем самостоятельному.

Принципы внеклассной работы по предмету:

Принцип добровольности. Добровольность вступления в тот или иной вид внеклассной работы обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.

Принцип равноправного участия школьников. Этот принцип позволяет участвовать во внеклассной работе школьников с разной успеваемостью.

Принцип самодеятельности. Предполагает самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий.

Принцип занимательности. Этот принцип находит свое выражение, прежде всего в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. Использование игр, занимательных заданий активизирует деятельность учащихся во внеклассной работе.

3. Методы обучения во внеклассной работе

Внеклассная работа использует тот же, что и урок, арсенал дидактических методов обучения:

Слово учителя - этот метод выполняет несколько функций: сообщения, воздействия, популяризации во внеурочной работе. Существенным отличием является то, что слово на внеклассных занятиях не всегда произносится учителем: лекцию может читать приглашенный специалист, доклад делает обычно ученик, подготовленный учителем, с рассказом может выступить очевидец, участник (встречи с интересными людьми).

Наглядные методы - предполагают использование всех средств наглядности (зрительных, слуховых, зрительно-слуховых).

Метод работы с учебной, научной, научно-популярной и справочной литературой - используется при разработке темы внеклассного занятия и подготовки к нему, для более глубокого и подробного ознакомления учащихся с заинтересовавшим их материалом, для поиска школьниками дополнительных данных, которые, возможно послужат темой для нового вида внеклассного мероприятия по предмету.

Методы исследования, самостоятельного добывания знаний - предполагают организацию поисковой деятельности учащихся. Этой цели служит использование различного рода заданий, что способствует воспитанию у школьников самостоятельности, инициативы, развитию их творческих возможностей, выработке умения применять знания в новых условиях, активизации познавательной деятельности.

Планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач урока

1. Образовательные задачи - какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока?

  • проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках--------

  • обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока----------

  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу---------

  • сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале урока----------

2. Развивающие задачи - какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов:

  • в целях решения задач развития у учащихся умений выделить главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия------------

  • обеспечить в ходе урока развитие у школьников самостоятельности мышления -----

  • обеспечивать развитие речи учащихся-----------

  • формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний---------

  • для развития у учащихся познавательного интереса-----------

  • в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений в новые ситуации------------

3. Воспитательные задачи - к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока:

  • содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (познаваемость мира и природы, развитие природы)------

  • в целях решения задач трудового обучения и воспитания--------

  • осуществлять нравственное, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, толерантность, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения-----------------

  • для решения задач эстетического воспитания-----------

  • в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления------------

  • формировать бережное отношение к природе----------

Права и обязанности студентов-практикантов

В период педагогической практики студент является членом педагогического коллектива образовательного учреждения - базы практики. Он имеет право по всем вопросам обращаться к руководителю практики, администрации и преподавателям.

Студент-практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка и распоряжениям администрации образовательного учреждения. В случае невыполнения требований администрации и других нарушений студент может быть отстранен от прохождения педагогической практики.

Студент-практикант обязан приходить в образовательное учреждение - базу практики. Посещение и анализ уроков преподавателей и других студентов, внеурочных мероприятий является обязательным.

Не менее чем за два дня до проведения урока или воспитательного мероприятия студент должен представить преподавателю конспект урока (сценарий воспитательного мероприятия).

Во время практики студент ежедневно ведет записи в дневнике педагогической практики. Дневник является обязательным рабочим документом практиканта, в котором отражается его педагогическая деятельность. Студент использует дневник для отчета по педагогической практике.

Отчет студента-практиканта подготавливается им в период прохождения педпрактики в образовательных учреждениях. Он представляется на листах бумаги формата А4. Обязательные компоненты отчета:

1. Титульный лист (приложение 7).

2.Содержание.

3. Планы - конспекты 2-х проведенных мероприятий.

4. Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

5. Психолого-педагогическая характеристика группы.

6. Самооценка готовности к педагогической практике и предложения по улучшению подготовки к ней.

7. Исследовательские методики (описание и интерпретация).

8. Педагогическую копилку.

Конспекты уроков и воспитательных мероприятий должны быть подписаны руководителем практики от образовательного учреждения, методистом и практикантом.

Планирование внеклассного занятия

При подготовке и планировании внеклассного мероприятия, студенту необходимо:

1) определить тему либо в соответствии с интересами и запросами школьников того класса, в котором он проходит практику, либо в соответствии с содержанием обязательной программы, либо в соответствии с планом внеклассной работы учителя;

2) определить задачи: образовательную, развивающую, воспитательную;

3) определить наиболее приемлемые формы и методы доведения целей до учащихся;

4) отобрать дидактический материал, наглядные пособия, продумать оформление мероприятия;

5) определить структуру мероприятия, продумать начало и конец, основные этапы, их последовательность и взаимосвязь;

6) продумать формы работы, направленные на формирование у учащихся самостоятельности мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся;

7) продумать домашнее задание творческого, развивающего, дифференцированного характера;

8) ориентировочно установить продолжительность мероприятия.

9) если внеклассное занятие требует длительного подготовительного этапа, в котором будут задействованы и школьники, то необходимо расписать поручения отдельным ученикам, указать сроки для каждого, проконсультировать, отрепетировать и др.

Одной из важных составляющих профессиональной компетентности учителя является умение анализировать свою собственную деятельность. Поэтому после проведения внеклассного мероприятия студент должен сделать его анализ.




ГОУ СПО САЛАВАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ПЛАН - КОНСПЕКТ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема:

ШКОЛА №________ КЛАСС _________

Ф.И.О.



Практикант:_____________

Методист_______________

Учитель________________



2015






Тема:

Цель:

Задачи:

  1. Образовательная:

  2. Развивающая:

  3. Воспитательная:

Оборудование:

План:

  1. Организационное начало:

А) Вступительное слово

Б) Постановка целей, задач

  1. Основная часть:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

  1. Заключительная часть:

А) Подведение итогов.

Б) Награждение.

Оформление доски

Ход мероприятия.

  1. Организационное начало:

А) Вступительное слово.

Б) Постановка целей и задач.

  1. Основная часть:

А) …

Б) …

В) …

Г) …

Д)…

  1. Заключительная часть:

А) Подведение итогов

Б) Награждение

Примечание: При печатании текста мероприятия использовать 14 шрифт. Поля: верхнее и нижнее по 2 см, левое- 3 см, правое 2 см.

Примерная схема анализа внеклассного мероприятия №1

1. Определить место внеклассного мероприятия в системе внеклассной работы по предмету. Соотнести тему и содержание мероприятия с параллельно изучаемым материалом на других уроках.

2. Определить цель мероприятия с учетом темы и цели внеклассной работы по предмету в текущем учебном году, программных требований, уровня подготовленности и интересов учащихся.

3. Определить форму и методы проведения внеклассного мероприятия и обосновать их целесообразность.

4. Определить структуру мероприятия в соответствии с его видом и целью, охарактеризовать последовательность и взаимосвязь этапов, организацию начала и конца, оптимальный темп ведения мероприятия.

5. Охарактеризовать содержание мероприятия: логичность, доступность, научность изложения; связь содержания занятия с жизнью, потребностями и интересами учеников.

6. Охарактеризовать средства и приемы, направленные на формирование у учащихся самостоятельности мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов.

7. Охарактеризовать использованные на занятии средства обучения.

8. Охарактеризовать домашнее задание: его цель, посильность для всех учащихся, предполагаемая отдача.

9. Оценить, как способствовало мероприятие общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

10. Оценить, достигнута ли поставленная цель, каковы достоинства занятия (элементы творчества, находки, результативность), недостатки занятия, указать причины недостатков, конкретные предложения по их устранению.


Схема анализа внеклассного мероприятия №2.

1. Психолого-педагогическое обоснование выбора темы и формы занятия. Учет возрастных особенностей учащихся. Место данного мероприятия в системе воспитательной работы в группе.

2. Воспитательные цели мероприятия.

3. Подготовка мероприятия, участие учащихся в его подготовке (распределение поручений, инициатива учащихся, оформление, оборудование мероприятия).

4. Содержание и ход мероприятия (или его сценарий) с методическим обоснованием (в тексте или на полях) отбора материала, композиции мероприятия, использования оборудования и наглядности, приемов эмоционального воздействия, активизации участников и др.

5. Анализ, заключение и выводы. В этом разделе студент-практикант дает развернутый анализ проведенного им мероприятия с указанием его педагогической эффективности (степени достижения поставленных целей), подкрепляя свое мнение ссылками на отношение учащихся к мероприятию, их отзывами о нем; анализирует положительные стороны и недочеты мероприятия (в структуре, дозировке времени, применении отдельных приемов, если имели место нарушения дисциплины, то указывает их причины и способы устранения), а также делает заключение о том, что дает подготовка и проведение мероприятия для его будущей работы. Завершают раздел пожелания и предложения студента-практиканта по методике и организации воспитательных мероприятий.

6. Перечень литературы, использованной при разработке внеклассного мероприятия, с указанием выходных данных.

Ориентировочная программа изучения личности школьника.

(Сбор материала для психолого-педагогической характеристики)

  1. Общие сведения о школьнике: возраст, состояние здоровья, принадлежность к детским организациям.

  2. Характеристика условий семейного воспитания школьника: культурно - бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ученику, забота о воспитании.

  3. Характеристика классного коллектива: актив класса, отношение к общественной работе и общественно- полезному труду, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, коллективизм, система традиций детского коллектива.

  4. Отношение школьника к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь, авторитет школьника в коллективе товарищей, общительность и понимание других людей, отношения к отрицательным явлениям в коллективе- списывание, подсказыванию, зависимости, круговой поруке и т.п.

  5. Направленность личности: личная, общественная, деловая.

  6. Характеристика осознанных мотивов. Интересы, их глубина, широта, устойчивость, действенность, наиболее ярко выраженные познавательные интересы.

  7. Взгляды и убеждения. Единство сознания и поведения. Стремление школьника, его намерения, мечты, идеалы.

  8. Уровень притязаний: заниженный, адекватный, завышенный. Соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение школьника к самовоспитанию.

  9. Ученик в различных видах деятельности. Отношение школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков. Отношение к трудовой деятельности, бытовой труд школьника, соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни школьника, общественная активность школьника.

  10. Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти. Соотношение творческого и воссоздающего воображения, особенности мышления, самостоятельность в суждениях и выводах, степень развития устной и письменной речи.

  11. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоциональной реакции, развитие моральных, интеллектуальных и эстетических чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их.

  12. Волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность. Решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли.

  13. Способности: общие и специальные, наиболее выделяющиеся способности ученика.

  14. Темперамент и его проявление.

  15. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению - прилежание, активность, дисциплинированность и другие показатели этого отношения; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживание успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношение к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность или неряшливость; бережливость или небрежность и т.д.; черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).

  16. Педагогические выводы. Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся.

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

  1. Общие сведения о классе: название школы, класса, количество учеников (мальчиков, девочек).

  2. Официальная структура классного коллектива. Состав класса. Его актив.

  3. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива. Ведущие мотивы учения школьников. Уровень общего развития учеников. Количество отличников. Учащиеся, отстающие в учебе, причины их неуспеваемости.

  4. Участие классного коллектива в общественно полезной работе.

  5. Состояние дисциплины в классе, нормы поведения учащихся.

  6. Общественно значимые цели классного коллектива. Сплоченность членов коллектива. Общественное мнение коллектива.

  7. Качественная и количественная характеристика межличностных взаимоотношений учащихся в микрогруппах.

  8. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива. Анализ престижа и социальных ролей учащихся (ученик - общественник, спортсмен, участник художественной самодеятельности и т.п.). Анализ конкретных фактов поведения учащегося, а также влияние отдельных школьников на коллектив.

  9. Возрастных психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива, которые можно выделить на основе анализа и обобщения всего изучаемого материала.

  10. Влияние социального окружения, родителей и общественности на коллектив класса.

  11. Содержание работы, проведенной студентом- практикантом в классе в целях повышения общественной активности учащихся и привитие им коллективистских черт характера.

  12. Предложение по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом (со стороны учителей, родителей)

Изучение мотивации учения младших школьников

Методика «Закончи рассказ» (М.В. Матюхина)

« Однажды на перемене в классе завязался между ребятами разговор о том, для чего они учатся.

- Я считаю своей обязанностью ходить в школу, - сказала Галя.

- А мне нравится в школе получать хорошие отметки, - сказал Яша.

_ Я люблю думать, рассуждать на уроках, - заявил серьезно Коля.

Ваня заявил, что он обязательно поступит в авиационный институт и будет строить самолеты. Вдруг раздался тихий голос Вали: « А меня мама заставляет ходить в школу. Она говорит, что она идет на работу и мне надо идти в школу, так как это моя работа».

А что ты скажешь? Для чего ты учишься.

Методика с готовым перечнем мотивов.

Каждый из перечисленных ниже мотивов пишется на отдельной карточке. Ребенок должен выбрать 3 карточки, на которых написаны особенно важные для него побуждения.

  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

  3. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.

  4. Хочу закончить школу и учиться дальше.

  5. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.

  6. Хочу быть культурным и развитым человеком.

  7. Хочу получать хорошие отметки.

  8. Хочу получать одобрения учителей и родителей.

  9. Хочу, чтобы товарищи всегда были хорошего мнения обо мне.

  10. Хочу быть лучшим учеником в классе.

  11. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

  12. Хочу занять достойное место среди товарищей.

  13. Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохое учение.

  14. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

  15. Не хочу получать плохие отметки.

  16. Нравится узнавать на уроке о слове и числе.

  17. Люблю узнавать новое.

  18. Нравиться, когда учитель рассказывает интересное.

  19. Люблю решать задачи разными способами.

  20. Люблю думать, рассуждать на уроке.

  21. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

Суждения 1-3 направлены на выявление мотивов долга и ответственности, 4-6 самоопределения и самосовершенствования, 7-9 мотивации благополучия, 10-12 -престижной мотивации, 13-15- мотивация избегания неприятностей, 16-18- мотивация содержанием, 19-21- на выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Методика выбора любимых занятий на уроке

(изучение познавательных мотивов)

Учащимся предлагается выбрать из перечня занятий самые любимые.

  1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.

  2. Выводить правила на уроке математики.

  3. Выполнять упражнения по русскому языку.

  4. Узнавать, откуда произошли числа.

  5. Самому составлять упражнение по русскому языку.

  6. Решать задачи по математике.

  7. Узнавать, почему предмет называется определенным словом.

  8. Самому составлять задачи.

  9. Узнавать правила написания слов.

  10. Слушать, когда учитель рассказывает что - нибудь необычное.

  11. Узнавать о математических действиях.

  12. Выводить правила на уроках русского языка.

Суждения 1,4, 7, 9, 10, 11 отражают содержательную сторону, суждения 2,3, 5, 6, 8, 12 - процессуальную сторону обучения.

Наблюдение за умением младших школьников правильно вести себя на уроке.

Цель задания: формирование у учащихся педагогического колледжа умения наблюдать за поведением младших школьников, фиксировать и анализировать его результаты.

Выполнение задания: Перед выполнением данного задания необходимо на отдельном листе переписать из дневника педагогической практики схему посадки детей в классе. На одном уроке наблюдения проводится за поведением нескольких школьников. Посетив несколько уроков, учащийся - практикант охватывает наблюдением всех учащихся класса. Во время наблюдения необходимо обратить внимание на следующие особенности поведения младших школьников:

- правильность посадки на уроке

-проявление учеником внимания при объяснении учителем начальных классов учебного материала.

-умение ученика правильно обратиться к учителю с вопросом.

-умение ученика правильно ответить на вопросы учителя.

Результаты наблюдений фиксируются в следующем исследовательском протоколе.

Протокол наблюдений за умением учащихся правильно вести себя на уроке.

№ п/п

Фамилия и имя ученика



Правильно сидит за столом

Внимательно слушает объяснение учителя

Не отвлекается при выполнении самостоятельной работы

Не выкрикивает с места, а поднимает руку.

Отвечает на вопросы учителя полным ответом




Примечание: Результаты наблюдения отмечаются в протоколе знаком «+», если ученик правильно ведет себя на уроке.

Результаты наблюдения, зафиксированные в протоколе, математически обрабатываются и оформляются в дневник.

После выполнения задания анализируются данные протокола наблюдения, делается вывод об умении учащихся правильно вести себя на уроке.


Рекомендации по составлению характеристики учащегося.

1. Новообразование возраста, их наличие и проявления.

2. Отношение ученика к учению: желание учится лучше; отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, осознание общественной и личной значимости учения.

3. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:

  • умение планировать учебную работу: навыки планирования учебной и трудовой деятельности, навыки составления плана ответа, плана сочинения, плана лабораторной работы, плана решения задачи;

  • умение выделять главное в учебном материале; стремление выделять и излагать наиболее существенные, делать обобщения, выводы;

  • Умение осуществлять самоконтроль в учении, собранности, внимательность, умение работать сосредоточенно;

  • уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленных целей, стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния, умение проявлять собранность, организованность.

4. Ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности в кружках и факультативах, олимпиадах и конкурсах, в различного рода внешкольных учреждениях, интерес к предполагаемой профессии, по самообразованию, стремление поделиться своими знаниями и умениями с товарищами в лекторской группе, на классных часах, участие в оформлении и оборудовании кабинетов; награды за успехи в урочной и внеурочной учебной работе.

5. Культурный кругозор: начитанность школьника, широта его культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни, желание делиться своими знаниями по эстетической культуре с товарищами, художественные способности и способ их реализации

6. Общественная и трудовая активность школьников: инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах, отношение к труду, добросовестность в выполнении общественных поручений, стремление включаться в дела, заинтересованность в делах коллектива.

7. Состояние здоровья, физическая закалка, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, вид спорта, которым увлекается ученик. Занятие в спортивных кружках и секциях, награды за разного рода спортивные достижения.

8. Нравственная воспитанность школьника: сформированность таких качеств как гуманизм, сознательная дисциплина, забота об общественном состоянии, степень развитости чувства долга, нетерпимость к проявлениям не дисциплинированности, честность, порядочность.

9. Взаимоотношение учащегося с коллективом класса, отношение к нему товарищей, степень общительности, его место в коллективе класса.

10. Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствование достоинств, работе над недостатками.

11. Рекомендации родителям и учителям в работе с данным ребенком.

Поддержание дисциплины на уроке.

1. На уроке преобладают доброжелательные и деловые отношения. Учитель обращается к ученикам в спокойном и дружеском тоне. Выслушивает их мнение, вопросы, предложения. Старается учитывать их на следующих уроках. Атмосфера урока зависит от эмоционального состояния учителя и учащихся. Улыбка или шутка учителя оказываются иногда лучшим стимулом к работе, снимают напряжение и усталость.

2. Сохраняется в течение всего урока рациональный, относительно устойчивый порядок. Педагогическая мудрость гласит: «Точным началом урока учитель заслуживает уважение, а точным окончанием - любовь своих учеников!».

Учитель не должен суетиться во время урока. Он должен перед его началом убедиться, все ли средства обучения подготовлены и лежат или висят на своих местах. Следует привлекать учащихся к ответственности за внешний порядок в классе, за его чистоту.

3. Учащихся целеустремленно и настойчиво побуждают к активности.

При ведении урока обращайтесь ко всему классу. Все вопросы, обращения, замечания и задания адресуйте сначала ко всему классу. Сделайте не большую паузу для обдумывания, а потом вызывайте ученика. Дайте возможность остальным стать соучастниками беседы, оценить ответ, дополнить его.

4. Требуйте само собой разумеющихся действий последовательно и твердо. Не впадайте в командирский или упрашивающий тон.

5. Соблюдайте верный стиль и тон обращения учащихся. Особенности стиля и тон педагога: деловитость, приветливость, сдержанность. Не стоит одних учеников называть по имени, других - по фамилии.

6. Постоянно следите за тем, какое впечатлении производят ваши манеры, поведение и внешность. Не давайте поводов для обсуждения ваших манер, одежды и прически.

7. Анализируйте свое поведение, помните о тех своих действиях, которые невольно привели к неудачам учащихся. Их можно было избежать.

8. Действенность поощрения или наказания зависит от того, принимает ли их ученический коллектив. Нельзя перехваливать или захваливать детей, нельзя постоянно порицать их. Нельзя учителю быть вспыльчивым.

9. Работайте с родителями, но не перекладывайте проблему с дисциплиной на них. Учитель продумывает систему воспитательных мер и точно определяет долю помощи в ней родителей.

10. Воспитание дисциплины это воспитание отношений в коллективе. Пусть обеспечение и развитие дисциплины будут делом самих учеников.

Учителю надо знать и предусмотреть заранее те ситуации урока, в которых особенно велика опасность срывов дисциплины. Критическими ситуациями считаются те моменты урока, в которых дисциплина учащихся отличается наибольшей неустойчивостью. К таким ситуациям относятся:

  • начало урока;

  • устная проверка заданий;

  • момент оценки и выдачи работ;

  • проверка домашнего задания;

  • разъяснение организационных вопросов;

  • переход от одного вида деятельности к другому;

  • окончание урока;

  • демонстрация опыта;

  • групповая работа;

  • взаимопроверка.

Практические советы начинающему учителю

Наши советы - ряд заметок, практических наблюдений и указаний, взятых из жизни. Они касаются главным образом организации школьного обучения, условий его успеха, правил и приемов хорошего преподавания. Но надо помнить, что суть педагогического дела не в форме, не в приемах, а в учителе, в его живой личности. Поэтому мы и начинаем с отношения учителя к самому себе и к своему делу.

1. Кто любит детей, любит школу, охотно и радостно принимается за труд обучения, в ком есть призвание к труду учителя, тот смело может браться за дело! Вера творит чудеса, верь и твердо иди вперед, ты достигнешь цели. Не унывай и не падай духом перед неудачами; живая сила твоего призвания даст тебе победу. Школа для тебя будет источником живых, неумирающих наслаждений; она наполнит теплотой и светом твоё скромное существование; она создаст в тебе самом лучший мир; она вдохновит тебя и даст силы для труда.

2. Но, принимаясь за важное и святое дело воспитания и обучения детей, надо обдумать себя. Если начинающий учитель не может считать себя вполне готовым, то он должен прежде всего позаботиться о самообразования, о пополнении пробелов соей подготовки. Итак, учитесь всему, что можно узнать, пока свежи силы. Вы сохраните свои лучшие стремления, своё достоинство, и если с первого реза станете на прямой и верный путь, то труд ваш будет успешен.

3. Уча других, учитесь сами. Кто думает, что ему нечему учиться, тот ничему не научится: истинно умный человек никого не впадет в самообольщение совершенства, а будет стараться ежегодно пополнять свои познания. Хорошо советовали старые педагоги: «Ни одного дня не проводи так, чтобы или не прочитать, или не услышать, или не написать что-нибудь, что умножало бы ученость, рассудок или добродетель». И еще: «Учителя всегда надобно размышлять о трех вещах: как хорошо рассуждать, как хорошо говорить и как хорошо жить».

4. Хорошо можно учить только тому, что сам хорошо знаешь. Поэтому долг учителя - прежде всего основательно изучить предметы школьного учения. …Для того, чтобы хорошо преподать немногое, нужно много знать. …Учитель без основательной подготовки связан книгой и не отрывается от нее.

5. Кто назначает себя к педагогической деятельности, тот должен изучить свой характер; должен научиться сдерживать себя, приготовиться переносить неудачи, не впадая в уныние, сохраняя бодрость духа и веру в свой труд, должен научиться владеть собою, обуздывать свою раздражительность. … Молодые учителя особенно склонны к раздражительности. Имея перед собой беззащитных детей, они не считают нужным сдерживать себя. Пусть учитель чаще думает о вреде, который отсюда вытекает и для него лично и для учеников.

6. Человек воспитывает только человека, а хорошего человека может воспитать только человек хороший. Таковым надо быть, а не казаться. Учитель прежде всего должен заботиться о приобретении доверия и любви своих учеников как главных средствах своего влияния и управления школою. Надо быть снисходительным без слабости, серьёзным без притязательности, весёлым и живым без шутовства, солидным без горделивости и высокомерия, точным без педантизма, требовательным без придирчивости. С детьми надо обращаться отечески: учите и наставляйте спокойно, не позволяя себе иронии, оскорбления и насмешки, не допуская крика и гнева, злобы и лицемерия. Речь и внешние манеры учителя должны вызывать расположение детей, хотя не должны быть ребяческими. Преподавайте с сердечной теплотою и расположением. Помните, что даже выражение на лице учителя спокойствие, снисходительности и довольства, показывающие в нем человека, счастливого исполнением своих обязанностей, благотворно влияет на настроение учащихся.

7. В стремлении улучшить свой труд надо оберегаться увлечений. Учитель не должен быть упрямым чтителем старины и слишком увлекающимся поклонником новизны. Одностороннее увлечение стариною может вести к рутине и косности, а увлечение новизной - к поспешным опытам, к вредным колебаниям и изменениям в деле обучения. На всякое нововведение в школе надо решаться только после зрелого обсуждения. Нельзя обращать школу в материал для опытов - ведь предметами этого опыта будут не бездушные вещи, а дети, живые и разумные существа.

8. Речь учителя должна быть оживленной, но не торопливою. Однообразие и монотонность речи учителя утомительно действуют на учеников. Следует обращать внимание и на внешние качества своей речи. В школе следует говорить для всех, следовательно, достаточно громко и отчетливо. В произношении надо отчетливо выговаривать звуки каждого слова и правильно делать ударение, как в отдельных словах, так и в целой речи. Не следует говорить слишком медленно, чтобы не утомить внимание детей; не надо говорить слишком громко и быстро, чтобы слова не упреждали мысли. Сохраняйте приличие и вежливость кА в речи, так и манерах. Будьте просты, ясны и немногословны в своих уроках.

9. Учите так, чтобы ученики жалели, что урок оканчивается, чтобы конец его был для них неприятным перерывом, чтобы они шли из класса с неохотою, а в него с радостью торопились.

10. Для того чтобы увлекать других, необходимо самому быть увлеченным, самому работать с любовью и охотою. Только искреннее настроение учителя может сообщаться ученикам.

11. Никогда не следует приходить в класс без подготовки. Испытывая неудачу, учителя охотно слагают вину на учащихся: и глупы-то они, и невнимательны, и неспособны; а на самом деле неудача от того и происходит, что учитель не приготовился сам и вел урок, как пришлось, наудачу. Прежде чем войти в класс, учитель должен определенно знать, что, как и в каком порядке он будет там делать.

12. Если все ученики привлечены к делу, то в классе царит жизнь, от учеников веет свежею бодростью. Посмотрите на эти светлые личики, на эти ярко светящиеся глаза, полные жизни, любопытства, участия, на эту жизнь, которая сквозит в каждом движении класса, создает в нем бодрую, веселую настроенность! Всякая задача - общее дело. Разумеется, для такого настроения необходимо, чтобы дети чувствовали себя весело, были неестественными, не боялись учителя, чтобы за неудачным ответом следовало не строгое порицание или насмешка, а простое замечание учителя и взаимная поправка учеников одно другим, без всякого стремления унизить одних и возвысит других. Нужно всеми мерами развивать и поддерживать между учениками дух дружелюбия, взаимных услуг и доброжелательства.

13. Особое внимание должно быть обращено на предложение вопросов ученикам. Часто от неумения учителя давать вопросы зависят плохие ответы учеников. Каждый вопрос, обращенный к ученику, должен быть прост, точен и ясен.

14. Пусть учитель чаще думает над малоуспевающими учениками. Нередко слабая успеваемость составляет плод неумелости или невнимания учителя. Не торопитесь со словами «ты неспособен», - подумайте: кто может определить меру способностей детей? Быть может, эта слабая способность есть не более как позднее развитие или следствие случайных внешних причин. Помните, что, публично признавая человека - ребенка неспособным, вы ослабляете в нем веру в свои силы, вы делаете бесцельными его дальнейшие труды, и, называя его так перед товарищами, вы действительно можете образовать из него неудачника; вы создадите в нем скорбное убеждение, что глупость - его доля, его участь между людьми. Будьте же осторожны и не спешите с жестоким приговором.

15. Учитель должен заботиться не об одном обучении, но и о добром воспитании детей. Преподавание тогда только может иметь воспитательный характер, когда оно во всем своем течении и объеме рассчитано на образование ума, воли и сердца ребенка.

16. В отношении к ученикам одинаково вредны как изнеженная распущенность, так и чрезмерная суровость. Первая обессиливает и расшатывает ученика, вторая устрашает и отталкивает его от учителя. Правильно действуя, учитель должен всегда различать в отношении учеников дело и лицо.

17. В наградах, как и наказаниях, учитель должен быть бережлив. Излишество и щедрость в наградах уменьшают значение их в глазах учеников. Награды представляют искусственное средство побуждения к занятиям, почему в них нужна умеренность. Даже в простой похвале нужна мера - она должна быть выражением справедливости, признания достоинства работы, но никак не знаком удивления.

18. Берегите в школе мир - здесь он настолько же важен, как и в самом обществе. Заботьтесь о том, чтобы школа жила товарищеским духом, чтобы каждый спешил на помощь к другому. Для этого любите всех одинаково, не имейте особых любимцев, не имейте доносчиков; ведите все прямо, открыто и устраняйте немиролюбие, вражду, неуживчивость. Каков кто в школе, таков будет и в жизни.

Советы, памятки

Заповеди учителя

Заповедь 1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Заповедь 2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Заповедь 3. Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

Заповедь 5. Не пропустите момент, когда будет достигнут первый успех.

Заповедь 6. Укажите ребенку на его ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Заповедь 7. Оценивайте поступок, а не личность (не «Ты плохой», а «Ты поступил плохо»). Сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже.

Заповедь 8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять, (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент будет исчерпан.

Заповедь 9. Воспитание - это последовательность целей.

Заповедь 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

(А.Толстых).

При общении с детьми надо помнить:

  • Дети учатся жить у жизни.

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

  • Если ребенка высмеивают, он становиться замкнутым.

  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

  • Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя.

  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

  • Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбие он учится находить любовь в этом мире.

Способствуют успеху урока.

1. Хорошее знание материала урока.

2. Бодрое самочувствие.

3. Продуманный план урока.

4. Чувство «физической раскованности, свободы на уроке.

5. Правильный выбор методов обучения.

6. Разнообразие методов обучения.

7. Занимательность изложения.

8 Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.

9. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.

Затрудняют проведение урока

1. Неуверенность в своих знаниях.

2. Безразличное отношение к уроку.

3. Рыхлая композиция урока.

4. Скованность движений.

5. Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.

6. Однообразность методов обучения.

7. Бесстрастный рассказ учителя.

8. Монотонность и сухость при изложении нового материала.













© 2010-2022