Доклад «Активные методы обучения на уроках производственного обучения»

Доклад «Активные методы обучения на уроках производственного обучения»Формы и методы производственного обученияГлавное место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессионально-техническом учебном заведении занимает производственное обучение. Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются: -соединение обучения с производительным трудом обучающихся; -формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию, пере...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯШКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕХАНИЗАЦИИ»












ДОКЛАД



ТЕМА: «Активные методы обучения на уроках производственного обучения»





Автор: Плотникова Л.М. мастер п/о



















Формы и методы производственного обучения


Главное место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессионально-техническом учебном заведении занимает производственное обучение.

Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:

  • соединение обучения с производительным трудом обучающихся;

  • формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию, передовой производственный опыт;

  • разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;

  • применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование прочных профессиональных умений и навыков;

  • развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;

  • выработка умений применять знания в производственных условиях;

  • формирование навыков самоконтроля;

  • комплексное использование наглядных пособий, технических средств обучения и информационных технологий.

В соответствии с этими направлениями разрабатывается. Производственное обучение как часть учебного процесса современная методика производственного обучения, которая включает деятельность мастера - инструктирование и деятельность учащихся - учение. Инструктирование и учение тесно связаны и влияют друг на друга.

Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности - выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях.

Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки.

Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью учащихся составляют сущность инструктирования деятельности мастера, которая включает следующие основные элементы:

  • создание у учащихся ориентировочной основы деятельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнения и контроля действий;

  • руководство деятельностью учащихся при выполнении ими трудовых действий;

  • контроль и анализ учебных успехов учащихся, про­верка и оценка их знаний, умений и навыков.

Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся зависит от конкретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обучения.

Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами.

Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности учащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно-производственных участках предприятий является урок. При урочной форме организации обучения все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры - вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

При обучении в условиях производства основными формами организации учебного процесса являются:

  • обучение учащихся в составе ученических бригад;

  • обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;

  • индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим.

Специфической формой организации производственного обучения следует считать производственную практику. Для производственного обучения характерны такие формы, как производственные экскурсии и домашняя учебная работа учащихся.

Формами учебно-производственной деятельности учащихся являются фронтально-групповая, бригадная и индивидуальная. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учащихся.

Методы производственного обучения - это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются умственные, физические и творческие способности.

Чтобы правильно выбрать методы обучения, необходимо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно примеряют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдения учащихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач).

Словесные методы используют при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании учащихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования учащихся. Среди этих методов обучения следует выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в сознании учащихся образ трудовых действий, которые они должны освоить.

Важнейшими для производственного обучения являются практические методы. Это основные методы формирования умений и навыков учащихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучением нужно, глубоко знать их дидактические возможности.

В последние годы внимание мастеров производственного обучения профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности учащихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Мастера производственного обучения дают учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством мастера в зависимости от сложности: разработка или улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность труда; составление технологической карты и т. п. Широко в производственном обучении мастера применяют межпредметные домашние задания, выполнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.

Таким образом, в передовой педагогической практике уже наметились определенные пути применения проблемно-поисковых методов в производственном обучении. Задача состоит в расширении этих поисков, в доведении имеющегося опыта до широких кругов практических работников.

Мы дали общую характеристику процесса, форм и методов производственного обучения. Это основа общей методики производственного обучения, которая дает ориентиры при выборе форм и методов применительно к основным периодам обучения.







© 2010-2022