Рабочая программа Основы светской этики (УМК Студеникина) 5 класс

Данная рабочая программа разработана к учебному комплекту М.Т. Студеникина "Основы светской этики" в рамках комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". В программе учтены ФГОС-требования к составлению рабочих программ. Включены метапредметные, личностные и предметные результаты обучения, планирование составлено с учетом основных видов учебной деятельности обучающихся. Дана краткая характеристика курса, роль родителей в системе подготовки учебных проектов, система...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по комплексному учебному предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»


для 4 класса

на 2015-2016 учебный год


УМК - М.Т. Студеникин. Основы светской этики





Составитель:

Русецкая Марина Альфредовна

учитель ОРКСЭ























Обнинск, 2015











Пояснительная записка

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» дополняет обществоведческие аспекты традиционных предметов, том числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для неродной, личности, ориентированной на патриотическое отношение к родной стране, уважение её истории и традиций независимо от этнических и мировоззренческих симпатий.

В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определённой культуры к миру.

Нормативные опорные документы программы

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. «Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этике» (Приказ №69 Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012г.)

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] - М. Просвещение, 2010г. (стандарт второго поколения).

  4. Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий).

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 8.07.2011г. № мд-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ».

  6. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  7. Программа курса к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс/ авт.-сост. М.Т.Студеникин. - 2-е изд., испр. М.: ООО «Русское слово», 2014 г.

Цели и задачи курса


Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрост­ка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан­ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Ценностные ориентиры программы

Изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлено на:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Рабочая программа составлена с учетом исторической и обществоведческой подготовки учащихся, помогает увидеть его взаимосвязь и интегрированность истории культуры края в общероссийское пространство. Обязательный минимум учебного содержания обеспечивает: понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; знание норм светской морали; формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах светской этики в России.

Принципы отбора содержания:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- ориентация на духовно-нравственное развитие и воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- учитывается междисциплинарная связь (история, литература, окружающий мир, русский язык и др.);

- ориентация на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков.

Рабочая программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, общедидактических принципов наглядности, посильности. Одними из важнейших принципов являются принципы коммуникативной дидактики.

Курс позволит учащимся освоить понятие «культура» как сложное, многогранное и динамичное явление; «мораль» как объект изучения с позиций нравственных норм, патриотизм - исторического отношения к малой Родине. Значительное место отводится развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Содержание учебно-методического комплекса

  1. М. Т. Студеникин. Основы светской этики. 4 класс /авт. сост. К. А. Кочегаров, М. Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское слово», 2014г.

  2. Основы светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. Автор: М. Т. Студеникин. « Русское слово», 2014г. 72 стр.

  3. Программа курса к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс/ авт.-сост. М.Т.Студеникин. - 2-е изд.,испр. И доп. -- М.: ООО «Русское слово» -- учебник, 2011 г.

Место учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа. В учебном плане на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю. В рабочей программе объединены две программ курса: программа 4 класса (17 часов) и программа 5 класса (17 часов). В программы были внесены следующие изменения: 17 тема «Итоговое повторение» (4 класс) и 1 тема «Введение», 17 тема «Итоговое повторение» (5 класс) были заменены на темы «Подготовка творческих проектов» и «Выступление учащихся с творческими работами». Изменение сделаны в связи с тем, что в авторской программе не предусмотрены часы на выполнение проектных работ.

Краткая характеристика учебного курса

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету

«Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника - это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни. Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал - это сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка - все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создаёт дополнительные возможности для увеличения объёма и повышения качества знаний учащихся.

Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Без взаимодействия с семьёй, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений на ступени начального общего образования в организации преподавания учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 87 Закона «Об образовании в РФ». Итоговые творческие исследовательские работы учащихся могут стать и семейными работами. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.


Формы организации учебного процесса


К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы светской этики» относятся:

  • коллективное осуждение вопросов,

  • работа с учебником,

  • групповая работа,

  • взаимообъяснение,

  • интервью,

  • драматизация (театрализация).

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,

  • составление галереи образов,

  • использование информационных и здоровьесберегающих технологий (В.Ф.Базарного, брейн-гимнастики).

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников - это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие

выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов - выступлений детей. Или же ученикам дается задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты.


Требования к результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Предметные требования к уровню подготовки обучающихся

понимать

- культурную динамику, исторический процесс формирования культуры народов России;

- характеризовать основные понятия культуры и морали; особенности этнокультурных потребностей народов, граждан полиэтничной России;

знать:

- правила поведения обучающихся - в школе, дома, во дворе, на улице, в общественном транспорте;

сравнивать:

- основные понятия морали;

- взаимодействие семейных традиций и образцов нравственного поведения;

- нравственные идеалы;

объяснять:

- причины духовной преемственной поколений;

- этапы формирования и синтез культуры народов России;

называть:

- основные особенности культурно-исторического развития России;

- особенности развития морального поведения в жизни человека, семьи и общества;

- имена защитников Отечества, примеры их подвигов;

иметь представление о традиционных религиозных и моральных ценностях;

- знать основные социальные роли людей.


Способы и формы оценивания образовательных результатов учащихся


Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются, т.е. при преподавании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. (См.: Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. № мд-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ».)

Согласно Общим требованиям по ведению классных журналов в строке «предмет» необходимо указывать комплексный учебный курс, а затем модуль. Для обучающихся, выбравших модуль «Основы мировых религиозных культур», запись в классном журнале будет выглядеть следующим образом: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».

Содержание учебного курса

Россия - наша Родина. Патриотизм. Предки. Славяне.

Культура. Что такое этика и мораль. Этика и этикет. Правила приличия.

Вежливость. Вежливые слова.

Добро и зло. Благожелательность. Культура общения. Язык жестов.

Дружба и порядочность. Друг, приятель, товарищ. Что помогает и мешает дружбе.

Честность и искренность. Репутация. Два вопроса Сократа. Нравственная ценность.

Гордость и гордыня. Самоуважение. Альтруизм и эгоизм.

Обычаи и обряды русского народа. Сватовство. Помолвка. Венчание. Терпение и труд.

Терпение и труд. Труд свободный, посильный, постоянный. Отдых.

Семья. Родословие и род. Род и семья - исток нравственных отношений. О чем говорит фамилия. Семейные традиции. Семейные праздники. Традиции годовщин супружества. Сердце матери. Счастье - это…

Правила твоей жизни. Дисциплина. Дома. Во дворе. На улице. В школе. В общественном транспорте. Что такое нравственное совершенствование.

Праздники народов России. Пасха. Рамадан-байрам. Сабантуй. Годовой круг русских праздников. Масленичная неделя - один из старинных славянских праздников.

Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и совесть. Образцы нравственности.

Любовь и уважение к Отечеству. Защитники Отечества. Примеры героизма.

Итоговые творческие работы учащихся.

Тематический поурочный план


№ урока

Тематическое планирование

Виды учебной деятельности

1

Ведение в предмет

Беседа об истории возникновения и особенностях религиозных культур, знакомство с учебником, самостоятельная работа с источниками информации (проектная деятельность)

2

Россия - Родина моя

Сократовская беседа: мы патриоты (что делает нашу страну сильной). Работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение кроссворда

3

Наши предки - древние славяне

Поиск информации о группах славян, о проживании народов на территории нашего края в древности (кривичи, вятичи, голядь). Работа с картами, поиск топонимов. Самостоятельная работа с источниками информации (по карточкам), пересказ основного материала группе

4

Основные понятия курса. Что такое этика и мораль

Определение взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации - толковым словарем

5

Этика и этикет

Беседа о различии между этикой и этикетом, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа «Викторина об этикете»

6

Язык цветов

Работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. Составление опорного конспекта

7

Вежливость. Вежливые слова

Анализ жизненных ситуаций, умение выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Составление «вежливого букета». Работа с пословицами

8

Добро и зло

Определение основных понятий этики, культуры, морали. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрациями, самостоятельная работа с источниками информации. Составление кроссворда по теме

9

Язык жестов

Просмотр и обсуждение учебного видеофильма. Учебные скетчи - пробуем язык жестов

10

Дружба и порядочность

Определение понятия «порядочность». Творческая работа «Дружба - это…». Парная работа с пословицами

11

Милосердие и сострадание

Определение различия между состраданием и милосердием. Милосердие и дела. Примеры милосердия в истории нашей страны. Соблюдения правил отношения к живым существам

12

Честность и искренность

Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Просмотр и обсуждение видеофрагмента

13

Гордость и гордыня

Беседа по презентации. Работа с текстом учебника. Групповая аналитическая работа с источниками информации, представление подготовленного выступления. Учебный диспут

14

Обычаи и обряды русского народа

Составление годового круга праздников русского народа. Работа с текстом учебника. Поисковое чтение. Работа со словарем вещей и предметов

15

Терпение и труд

Беседа по презентации. Комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем. Работа с пословицами

16

Семья

Беседа о семье как основы моральных устоев человека. Самостоятельная работа с источниками информации. Подготовка плана беседы с членами семьи и рассказа о своей семье

17

Семейные традиции

Комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. Подготовка схемы «Годовой круг праздников моей семьи»

18

Традиции годовщин супружества

Составление опорного конспекта. Взаимооценка результатов работы

19

Любовь и уважение к родителям

Осознание значения матери в жизни семьи и человека, послушания как главного детского правила. Учебные скетчи семейной тематики

20

Что такое счастье

Изучение приема «Письмо самому себе». Совместный поиск счастливых жизненных моментов. Составление плана оформления мини-проекта «Мое счастье»

21

Правила твоей жизни. Дома и в школе

Заполнение таблицы по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой. Составление правил «наоборот». Обсуждение результатов работы

22

Правила твоей жизни. Во дворе, на улице, в транспорте

Работа с текстом учебника. Подготовка выступления по плану. Обмен мнениями. Освоение рефлексивных приемов

23

Праздники народов России

Подготовка групповых сообщений на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

24

Годовой круг русских праздников. Масленичная неделя

Составление опорного конспекта. Групповая работа по кругу с изучением текста учебника. Выступления представителей дней недели

25

Защитники Отечества. Великий князь Александр Невский и Александр Васильевич Суворов

Участие в сократовской беседе. Рассказ по опоре. Сравнение вклада двух Александров в историю нашей страны. Развитие умений участвовать в диспутах и слушать других выступающих

26

Защитники Отечества. Михаил Илларионович Кутузов

Участие в сократовской беседе. Работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с учебником (поисковое чтение). Ответы на вопросы

27

Защитники Отечества. Георгий Константинович Жуков

Изучение примеров героической защиты Отечества. Подготовка и проведение фрагментов урока. Составление вопросов по тексту

28

Альтруизм и эгоизм

Беседа о важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации (карточки, иллюстрации)

29

Золотое правило нравственности

Обмен мнений по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Беседа, комментированное чтение. Самостоятельный поиск необходимой информации для выполнения задания

30

Совесть

Изучение примеров из произведений искусства и различных религиозных традиций. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации

31-32

Подготовка проектов

Выбор и подготовка проектов по направлениям «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России» («С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», «Правила хозяина и гостей» и т.д.)

33-34

Защита проектов

Представление обучающимися своих творческих работ

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Проектор

Экран

Компьютер

Интерактивная доска

Экранно-звуковые средства обучения

Учебные видеофильмы и ролики, презентации, мультфильмы.

Мультимедийные средства обучения

Учебный диск «Основы светской этики. 4 класс: система уроков. УМК "Основы религиозных культур и светской этики» (издательство «Учитель»). 2013г.

Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры»


Основная литература:

1. М. Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс /авт. сост. К. А. Кочегаров, М. Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское слово», 2012г

2. М. Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс /авт. сост. К. А. Кочегаров, М. Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское слово», 2012г

3. Программа курса: к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс/ авт.-сост. М.Т.Студеникин. - 2-е изд.,испр. И доп. -- М.: ООО «Русское слово» -- учебник, 2011 г.

4. Программа курса: к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс/ авт.-сост. М.Т.Студеникин. - 2-е изд.,испр. И доп. -- М.: ООО «Русское слово» -- учебник, 2011 г.

Дополнительная литература:

  1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб. 2005 г.

  2. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. Москва. 1990 г.

Дополнительные материалы на тематических интернет-сайтах:

  1. Министерство образования и науки РФ mon.gov.ru

  2. Российское образование - федеральный портал edu.ru

  3. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, раздел ОРКС apkpro.ru/content

  4. Электронная гуманитарная библиотека - gumfak.ru

  5. Государственный музей истории религии - gmir.ru

© 2010-2022