План-конспект урока с применением игровых технологий

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образование Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области «Чеховский техникум»

Структурное подразделение - 4











ПЛАН- КОНСПЕКТ

УРОКА

с применением игровых технологий














Составил

Преподаватель

ГБПОУ МО «Чеховский техникум»

Лаухин Е.А.






Введение

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Направления по реализации игровых приемов

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Цели игровых технологий

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игры обеспечивают эмоциональное воздействие, активизируют резервные возможности личности. Они облегчают овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их активизации, создают учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игры дают возможность моделировать реальную жизнь, в ходе которой ее участники ведут напряженную умственную работу, производят более интенсивный обмен идеями, информацией, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки, позволят специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, тренировать как отдельных людей, так и целую команду. Учить быть командой.

ъ

Деловая игра

Деловая игра представляет собой форму деятельности в условной обстановке, направленной на воссоздание содержания будущей профессиональной деятельности. В деловой игре с помощью знаковых средств (язык, речь, график, таблица, документ и др.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной производственной обстановки.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.


ПЛАН УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ:


Тактика аварийно- спасательных работ

Гр.П-14.

Тема урока: «Отработка действий дежурной смены спасателей при ЧС».

Тип урока: Комбинированный с элементами игровых технологий.

Цели урока:

Образовательная:

-сформировать у учащихся умение и навыки с гидравлическим и аварийно-спасательным инструментом;

- отработать практические действия при различных ЧС.

Воспитательная: - воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплину на уроке

-способствовать развитию самостоятельности мышления по применению знаний

-воспитывать организованность, уверенность себе, самостоятельность, ответственность, умение работать в команде.

Развивающая: Развивать у учащихся способность применять полученные знания на местах, технологическое мышление и память;

- развить познавательный интерес к выбранной профессии.





ОСНАЩЕНИЕ УРОКА

Материальная база урока: «Учебник спасателя», карточки с заданиями.

Инструмент: средства имитации ЧС, гидравлический и аварийно-спасательный инструмент, бланки отчетных документов.

Наглядные пособия: технологические карты.

Оборудование: Мультимедийная установка, ноутбук.


ХОД УРОКА

1.Организационная часть урока (подготовка к уроку, осмотр внешнего вида, отметки в журнале,): проверил наличие обучающихся, отметил в журнале и сообщил цель занятия и ход урока.

Вступительное слово: «Сегодня мы с вами проведем урок виде деловой игры. Урок будет разбит на 2 этапа:

1 Этап актуализация знаний по пройденным темам.

2 Этап практический

Группа будет разбита на три команды, в каждой команде по 6 человек:

1старший смены (командир), отвечающий за координацию и правильность

выполнения действий;

2 медика, отвечающих за оказание первой доврачебной помощи;

3 спасателя, выполняющие действия по спасению «пострадавших».

Оцениваться будет общий результат команды, кто наберет наибольшее количество баллов тот и станет победителем, остальные займут призовые места. От занятого места будет зависеть ваши оценки».

Методом жеребьевки разбиваем учащихся на 3 команды. Даем название командам: «Поисково-спасательный отряд №1», «Поисково-спасательный отряд №2», «Поисково-спасательный отряд №3». В каждой команде преподаватель назначает старшего смены (капитана команды)

В команде каждый участники выбирает себе роль: 2 спасателя - медика (для оказания доврачебной помощи «пострадавшим») и 3 спасателя (выполняют действия по спасению «пострадавших»).

Остальные учащиеся выполняют роль «пострадавших».


  1. Этап. Актуализация знаний. Каждой команде раздаются карточки с заданиями с указанием конкретной ЧС. Задачей команды на этом этапе является теоретическое обоснование своих действий, возможные последствия данной ЧС и порядок действий по ее ликвидации. Оцениваться это задание будет по 2 показателям: «возможные последствия» (по одному баллу за каждый правильный ответ) и «порядок работы по ликвидации последствий ЧС»( стандартный порядок - 5 баллов за правильную последовательность и по 1 баллу за каждый дополнительный специфический пункт).

«Поисково-спасательный отряд №1» получает задание описать землетрясения, «Поисково-спасательный отряд №2» описывает аварии на автотранспорте, «Поисково-спасательному отряду №3» достаются наводнения.

Общая последовательность действий:

  • Определить границы зоны ЧС;

  • Выяснить угрозу жизни и здоровью людей;

  • Определить вероятные места нахождения пострадавших;

  • Определить необходимое количество сил и средств для ликвидации последствий ЧС;

  • Разработать детальный план по ликвидации ЧС.

Специфическая деятельность:

1. Землетрясения:

а) оценить состояние объектов в зоне ЧС,

б)определить наличие очагов пожара, радиационного, химического заражения,

в) определить подъездные пути для техники,

г)отключить электро-, газо-, водоснабжение

д)установить постоянный контроль за состоянием завала.

2. Аварии на автотранспорте

а)ликвидировать вторичные опасные факторы ДТП,

б)отключить аккумуляторы на всех поврежденных автомобилях

в)стабилизировать транспортное средство

г)провести осмотр и опрос пострадавших, заблокированных в автомобиле,

д)произвести вскрытие элементов автомобиля для извлечения пострадавшего.

3. Наводнение.

а)выяснить необходимость использования самолетов и вертолетов для проведения поисков,

б)рассчитать возможные траектории движения объектов с учетом природных факторов,

в)провести регистрацию спасенных людей и сверить списки с официальными документами,

г)тщательно проверить все здания и сооружения,

д)перед началом поисков проверить наличие необходимого запаса предметов первой необходимости.


  1. Этап. Практический. Поисково-спасательные отряды получают практическое задание с ЧС.

- для первой команды «Обрушение жилого дома в городе»

- для второй команды «Дорожно-транспортное происшествие»

- для третьей команды «Спасение 2 рыбаков провалившихся под лед»

Оцениваться это будет по 5-ти бальной системе по 4 показателям ( правильность выполнения задания, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правильность оказания доврачебной помощи, правильность работы с инструментом).

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока начинаем с разборки ошибок по теоретическому и практическому заданию.

Теоретическое задание.

Поисково-спасательный отряд

Возможные последствия

Порядок работы по ликвидации последствий ЧС.

Итог

1


2


3



Практическое задание.

Поисково-спасательный отряд

Правильность выполнения задания

Соблюдение правил охраны труда и

техники

безопасности

Правильность оказания помощи

Правильность работы с инструментом

Итог

1


2


3






Оценочная таблица при подведении итогов.


№п\п

Количество баллов

Оценка

1.

35-40

5 (отлично)

2.

30-34

4(хорошо)

3.

25-29

3(удовлетворительно)

4.

меньше 25

неудовлетворительно

Заключение.


Игровая деятельность очень важна в учебном процессе, так как учащийся - личность, ему необходима разносторонняя деятельность. Игра - это естественная и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как учащимся удобно и естественно его взять.

Игровые технологии занимают достойное место среди других педагогических технологий, они позволяют формировать новые знания, умения, навыки, мыслительные и творческие способности. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для учащихся, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игровая деятельность дает возможность создать и сплотить коллектив, а так же меняет взаимоотношения между учителем и учащимися, они больше понимают друг друга, а их отношения строятся на взаимопонимании и уважении друг к другу.

Таким образом, цель, поставленная в начале урока, была достигнута, а задачи решены.


© 2010-2022