- Преподавателю
- Другое
- План-конспект урока с применением игровых технологий
План-конспект урока с применением игровых технологий
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лаухин Е.А. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образование Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области «Чеховский техникум»
Структурное подразделение - 4
ПЛАН- КОНСПЕКТ
УРОКА
с применением игровых технологий
Составил
Преподаватель
ГБПОУ МО «Чеховский техникум»
Лаухин Е.А.
Введение
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Направления по реализации игровых приемов
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
-
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
-
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-
учебный материал используется в качестве ее средства;
-
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
-
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
-
познавательные, воспитательные, развивающие;
-
репродуктивные, продуктивные, творческие;
-
коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Цели игровых технологий
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
-
дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
-
развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
-
воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
-
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Игры обеспечивают эмоциональное воздействие, активизируют резервные возможности личности. Они облегчают овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их активизации, создают учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игры дают возможность моделировать реальную жизнь, в ходе которой ее участники ведут напряженную умственную работу, производят более интенсивный обмен идеями, информацией, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.
Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки, позволят специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.
Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, тренировать как отдельных людей, так и целую команду. Учить быть командой.
ъ
Деловая игра
Деловая игра представляет собой форму деятельности в условной обстановке, направленной на воссоздание содержания будущей профессиональной деятельности. В деловой игре с помощью знаковых средств (язык, речь, график, таблица, документ и др.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной производственной обстановки.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
ПЛАН УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ:
Тактика аварийно- спасательных работ
Гр.П-14.
Тема урока: «Отработка действий дежурной смены спасателей при ЧС».
Тип урока: Комбинированный с элементами игровых технологий.
Цели урока:
Образовательная:
-сформировать у учащихся умение и навыки с гидравлическим и аварийно-спасательным инструментом;
- отработать практические действия при различных ЧС.
Воспитательная: - воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплину на уроке
-способствовать развитию самостоятельности мышления по применению знаний
-воспитывать организованность, уверенность себе, самостоятельность, ответственность, умение работать в команде.
Развивающая: Развивать у учащихся способность применять полученные знания на местах, технологическое мышление и память;
- развить познавательный интерес к выбранной профессии.
ОСНАЩЕНИЕ УРОКА
Материальная база урока: «Учебник спасателя», карточки с заданиями.
Инструмент: средства имитации ЧС, гидравлический и аварийно-спасательный инструмент, бланки отчетных документов.
Наглядные пособия: технологические карты.
Оборудование: Мультимедийная установка, ноутбук.
ХОД УРОКА
1.Организационная часть урока (подготовка к уроку, осмотр внешнего вида, отметки в журнале,): проверил наличие обучающихся, отметил в журнале и сообщил цель занятия и ход урока.
Вступительное слово: «Сегодня мы с вами проведем урок виде деловой игры. Урок будет разбит на 2 этапа:
1 Этап актуализация знаний по пройденным темам.
2 Этап практический
Группа будет разбита на три команды, в каждой команде по 6 человек:
1старший смены (командир), отвечающий за координацию и правильность
выполнения действий;
2 медика, отвечающих за оказание первой доврачебной помощи;
3 спасателя, выполняющие действия по спасению «пострадавших».
Оцениваться будет общий результат команды, кто наберет наибольшее количество баллов тот и станет победителем, остальные займут призовые места. От занятого места будет зависеть ваши оценки».
Методом жеребьевки разбиваем учащихся на 3 команды. Даем название командам: «Поисково-спасательный отряд №1», «Поисково-спасательный отряд №2», «Поисково-спасательный отряд №3». В каждой команде преподаватель назначает старшего смены (капитана команды)
В команде каждый участники выбирает себе роль: 2 спасателя - медика (для оказания доврачебной помощи «пострадавшим») и 3 спасателя (выполняют действия по спасению «пострадавших»).
Остальные учащиеся выполняют роль «пострадавших».
-
Этап. Актуализация знаний. Каждой команде раздаются карточки с заданиями с указанием конкретной ЧС. Задачей команды на этом этапе является теоретическое обоснование своих действий, возможные последствия данной ЧС и порядок действий по ее ликвидации. Оцениваться это задание будет по 2 показателям: «возможные последствия» (по одному баллу за каждый правильный ответ) и «порядок работы по ликвидации последствий ЧС»( стандартный порядок - 5 баллов за правильную последовательность и по 1 баллу за каждый дополнительный специфический пункт).
«Поисково-спасательный отряд №1» получает задание описать землетрясения, «Поисково-спасательный отряд №2» описывает аварии на автотранспорте, «Поисково-спасательному отряду №3» достаются наводнения.
Общая последовательность действий:
-
Определить границы зоны ЧС;
-
Выяснить угрозу жизни и здоровью людей;
-
Определить вероятные места нахождения пострадавших;
-
Определить необходимое количество сил и средств для ликвидации последствий ЧС;
-
Разработать детальный план по ликвидации ЧС.
Специфическая деятельность:
1. Землетрясения:
а) оценить состояние объектов в зоне ЧС,
б)определить наличие очагов пожара, радиационного, химического заражения,
в) определить подъездные пути для техники,
г)отключить электро-, газо-, водоснабжение
д)установить постоянный контроль за состоянием завала.
2. Аварии на автотранспорте
а)ликвидировать вторичные опасные факторы ДТП,
б)отключить аккумуляторы на всех поврежденных автомобилях
в)стабилизировать транспортное средство
г)провести осмотр и опрос пострадавших, заблокированных в автомобиле,
д)произвести вскрытие элементов автомобиля для извлечения пострадавшего.
3. Наводнение.
а)выяснить необходимость использования самолетов и вертолетов для проведения поисков,
б)рассчитать возможные траектории движения объектов с учетом природных факторов,
в)провести регистрацию спасенных людей и сверить списки с официальными документами,
г)тщательно проверить все здания и сооружения,
д)перед началом поисков проверить наличие необходимого запаса предметов первой необходимости.
-
Этап. Практический. Поисково-спасательные отряды получают практическое задание с ЧС.
- для первой команды «Обрушение жилого дома в городе»
- для второй команды «Дорожно-транспортное происшествие»
- для третьей команды «Спасение 2 рыбаков провалившихся под лед»
Оцениваться это будет по 5-ти бальной системе по 4 показателям ( правильность выполнения задания, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правильность оказания доврачебной помощи, правильность работы с инструментом).
Подведение итогов урока
Подведение итогов урока начинаем с разборки ошибок по теоретическому и практическому заданию.
Теоретическое задание.
№
Поисково-спасательный отряд
Возможные последствия
Порядок работы по ликвидации последствий ЧС.
Итог
1
2
3
Практическое задание.
№
Поисково-спасательный отряд
Правильность выполнения задания
Соблюдение правил охраны труда и
техники
безопасности
Правильность оказания помощи
Правильность работы с инструментом
Итог
1
2
3
Оценочная таблица при подведении итогов.
-
№п\п
Количество баллов
Оценка
1.
35-40
5 (отлично)
2.
30-34
4(хорошо)
3.
25-29
3(удовлетворительно)
4.
меньше 25
неудовлетворительно
Заключение.
Игровая деятельность очень важна в учебном процессе, так как учащийся - личность, ему необходима разносторонняя деятельность. Игра - это естественная и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как учащимся удобно и естественно его взять.
Игровые технологии занимают достойное место среди других педагогических технологий, они позволяют формировать новые знания, умения, навыки, мыслительные и творческие способности. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для учащихся, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игровая деятельность дает возможность создать и сплотить коллектив, а так же меняет взаимоотношения между учителем и учащимися, они больше понимают друг друга, а их отношения строятся на взаимопонимании и уважении друг к другу.
Таким образом, цель, поставленная в начале урока, была достигнута, а задачи решены.