• Преподавателю
  • Другое
  • План коучинг – занятия Как добиться практического понимания учебного материала через развитие метапознания у учащихся

План коучинг – занятия Как добиться практического понимания учебного материала через развитие метапознания у учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чеготаева Айгуль СисенгалиевнаПлан коучинг – занятия Как добиться практического понимания учебного материала через развитие метапознания у учащихся

учитель биологии

сш.им.В.Г.Белинского

Алматинская область

Карасайский район

г.Каскелен


Коучинг и менторинг в процессе обучения.


«Коучинг фокусируется на будущих возможностях,

а не на прошлых ошибках» (Джон Уитмор).

В рамках Программы второго уровня, учителя должны выполнять лидирующую роль в процессе совместного с коллегами планирования, с целью реализации в школе эффективной практики, предполагающей установление междисциплинарной связи, содействовать активизации сотрудничества с коллегами и оказания помощи другим, менее компетентным учителям, в удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей их учащихся. Ключевыми приоритетами Программы являются процессы коучинга и менторинга, посредством которых происходит процесс обучения коллег и преобразование практики в условиях школы.

Коуч, работая с мышлением человека, опираясь на его личные знания, опыт, помогает открыть человеку собственные возможности, увидеть ошибки и постараться в ходе активной практики найти решения для их устранения. Поэтому приступая к коучингам в школе, я провела анкетирование среди учителей, с целью выявления потребностей, не решенных проблем, на которые многие педагоги не могут найти ответ. В ходе анализа анкеты определила для себя, что проблемы практически одни и те же: снижение интереса к предмету, дети мало говорят, мало читают, домашнее задание многими игнорируется, а про анализ и размышление говорить не чего. Значит любая тема коучинг - занятия, вытекающая из 7- модульной программы, должна заинтересовать учителей школы.

Первое занятие было разработано в конце первого месяца обучения в контексте модуля «Новые подходы в обучении и преподавании», так как для меня самой было важно изменить структуру урока для повышения эффективного усвоения учебного материала, для активизации самостоятельной деятельности учеников в процессе обучения. В ходе коучинга, при выполнении практического занятия по созданию мозаики, учителя смогли для себя сделать вывод о значимости групповой работы на уроке. Важно на занятии не только услышать материал, но и попробовать его в действии, только тогда картина вырисовывается ясная и понятная для всех участников коучинга. Себе взяла на заметку, что в дальнейшей практике, необходимо правильно подбирать творческие задания для групп, которые смогли бы раскрыть суть темы, проблемы, поставленной перед учителями. Занятие прошло в благоприятной обстановке, которая смогла помочь участникам занятия раскрыться, участвовать в процессе обсуждения и анализе темы коучинга «Как добиться практического понимания учебного материала через развитие метапознания у учащихся?» В конце занятия взяли на вооружение, что ученикам необходимо дать возможность самореализоваться через процессы познания самого себя, своего потенциала, создать условия для активного самостоятельного участия ученика в процессе обучения. И принять во внимание, что саморегулируемый процесс, это не самостоятельные и творческие работы, а обучение, связанное с возможностью высказаться, осмыслить и проанализировать материал, самостоятельно найти пути решения проблемы, поставленной перед учеником и оценить свою работу.

Второе занятие я проводила согласно утвержденному директором школы плану развития школы. На весенних каникулах были запланированы два занятия, первое по применению ИКТ на уроках, второе по критическому мышлению. В связи с этим, пересмотрев ресурсы первого месяца обучения, руководство учителя второго уровня, подготовила коучинг на тему «Как развитие навыков критического мышления способствует индивидуальной направленности в процессе обучения?» Тема поглотила всех педагогов, потому что этот проблемный вопрос интересовал не только опытных учителей, но и молодых специалистов. Всех тревожил вопрос «Как заставить ученика говорить, анализировать, размышлять?» Раз у учителей в голове стоит вопрос, значит необходимо прибегнуть к методу «Клин клином вышибают». После небольшой разминки, при подаче серии вопросов, втянула учителей в процесс обсуждения о значении применения на уроках элементов критического мышления. Для многих учителей философия критического мышления на уроках связана с постановкой вопросов. О его приемах информация очень скудная. Данная проблема была разрешена в ходе показа и обсуждения презентации о критическом мышлении, где я направлено говорила о его приемах, которые можно использовать на всех трех этапах урока: вызове, осмыслении, рефлексии. На каждом приеме пыталась останавливаться подробнее: как, где и почему. Это дает возможность поделиться опытом, через знание и понимание перейти к осмыслению и применению. Я видела, как многие учителя вели записи в своих блокнотах. Значит им это интересно, им это надо. Через практическое занятие дала учителям возможность побыть на месте учеников и высказать свою точку зрения по сегодняшней теме с точки зрения критика, оптимиста и креативщика. Умение говорить, анализировать, рассуждать и при этом приводить примеры из жизни, качество которое недоступно и многим учителям. В этом и заключается одна из проблем современного образования: если учитель сам не может преподнести материал своего предмета с интересом, не может завлечь учеников, какая может быть обратная связь? Нам самим необходимо работать над дикцией, умением четко, ясно, лаконично, доступно излагать учебный материал и суть заданий, которые мы ставим перед учениками. Для детей мы являемся примером для подражания. Они часто копируют нас. Не зря говорят в обиходе «Какой учитель, такие и ученики». Мы должны вместе учиться, вместе рассуждать, вместе идти вперед и изменяться в ногу со временем.

Было понятно, что на коучинге все учителя участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение, готовы применить новые технологии и подходы в обучении на своих уроках, но как показывает практика, не все участники коучинг - занятия возвращаются к себе в кабинет и начинают меняться. Все зависит от самого человека, насколько он на данном этапе готов меняться. Этим изменениям зачастую мешают наши привычки. В какой момент учитель перестает видеть реальную ситуацию, свои ошибки и не старается что- либо изменить. Еще одной проблемой является время. Некогда задуматься о том, как и что надо поменять на уроке, чтобы устранить ту или иную проблему. Это все признаки эмоционального и профессионального выгорания. Коучинг-занятие позволяет учителю, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем. У коучинга мягкая, не назидательная форма. В ходе беседы, делением опытом, учителя сообща выявляют проблему и совместно ищут пути их решения. Учителям со стажем коучинг поможет взглянуть на привычную ситуацию или проблему по-новому. А молодым - выработать свои стратегии поведения.

Практика в школе дала возможность почувствовать себя в роли коуча. Обучение коллег - процесс сложный, со своими изюминками, порогами. Учителя, взрослые люди, со сформировавшейся точкой зрения, которых бывает очень сложно переубедить. Учитывая этот момент, в ходе своих занятий я старалась придерживаться тактики деления опытом, информацией. Слегка, ненавязчиво преподносила материал для обсуждения. В ходе обсуждения проблем, встречающихся в нашей педагогической практике, удобнее всего опираться на свой опыт. Потому что, когда ты уверенно говоришь об изменениях в процессе преподавания, тебе легче убедить аудиторию, призвать их к изменениям. Я понимаю, что после окончания курсов мне предстоит много сделать, чтобы помочь своим коллегам найти ответы на многие вопросы. Но это необходимо делать, так как система образования на современном этапе развития общества требует перемен, переосмысления. Учиться по старому шаблону, где преобладал авторитарный метод, сейчас уже невозможно. Воспитывая всесторонне развитую личность необходимо учитывать ее интересы и потребности. Для обучения детей нужны новые подходы, формы работы. Учитель должен пересмотреть свою практику, быть готовым повышать уровень своей квалификации, быть доступным к изменениям.

Коучинг-занятия - это не только умение показать свои профессиональные способности и возможности, необходимые современному учителю, но и умение подобрать эффективные способы для решения проблем в системе образования.



© 2010-2022