- Преподавателю
- Другое
- Инструкция для выполнения практической работы. Тема: Определение индекса транспортной подвижности населения
Инструкция для выполнения практической работы. Тема: Определение индекса транспортной подвижности населения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Солманова В.В. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский политехнический техникум»
(ГБПОУ ВО «ВПТ»)
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии
Протокол от ___________ №______
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_____________ Т.И.Агафонова
«___»________2015 г.
ИНСТРУКЦИЯ
для практической работы № 14
Определение транспортной подвижности населения
Дисциплина: Автоматизированные системы управления
для специальности:
190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)
Разработал
преподаватель Солманова В.В.
Председатель Солманова В.В.
цикловой комиссии
г. Воронеж, 2015
Тема: Определение транспортной подвижности населения
Цель работы: Ознакомиться с алгоритмом прогнозирования транспортной подвижности населения, В среде электронных таблиц выполнить расчет индекса транспортной подвижности населения, с учетом полученных результатов выполнить расчет нормативной доли затрат на транспортные услуги в структуре потребительского бюджета, расчет индекса транспортной доступности, сделать вывод о качестве предоставляемых транспортных услуг и рациональном уровне тарифа.
Теоретическое обоснование
1 Расчет индекса транспортной подвижности населения
Транспортная подвижность населения - основная, исходная величина, знание которой позволяет обоснованно оценивать и рассчитывать потребность в транспортных средствах, обеспеченность населения услугами общественного транспорта, а также осуществлять мероприятия по улучшению транспортного обслуживания населения.
Величина транспортной подвижности населения измеряется количеством поездок на душу населения в год и является социальным нормативом предоставления минимального объема транспортных услуг с заданными показателями качества.
К социально значимым относятся повседневные транспортные услуги:
проезд на работу и обратно, учебные поездки, бытовые поездки, поездки на культурные и спортивные мероприятия, проезд к местам отдыха.
Характеристикой социально значимой потребности в транспортных услугах для населения муниципального образования (города, поселка) является транспортная подвижность населения.
Величина нормативной транспортной подвижности определяется по формуле
(поездок/год), (1)
где: - количество трудоспособного населения на территории муниципального образования, человек;
- количество пенсионеров на территории муниципального образования, человек;
- количество детей на территории муниципального образования, человек;
- количество поездок трудоспособного населения в соответствии с разделом «3.Услуги» Федерального закона от 31.03.2006 № 44-Ф «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (далее - Закон);
- количество поездок пенсионеров в соответствии с разделом «3.Услуги» Закона;
- количество поездок детей в соответствии с разделом «3.Услуги» Закона.
Среднемесячное нормативное количество поездок определяется по формуле
(поездок/месяц), (2)
где: 12 - количество месяцев в году.
Фактическое количество поездок одного пассажира определяется:
1) на основании результатов обследования пассажиропотоков, которые проводятся в соответствии с Инструкцией по изучению пассажиропотоков (приложение № 10 к приказу Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200);
2) в результате подсчета фактического объема перевезенных пассажиров приборами учета, установленными на транспортных средствах
, (3)
где: - общее количество поездок всего населения,
- численность жителей населенного пункта, определяется по формуле
(человек). (4)
Численность жителей населенного пункта определяется согласно отчету Территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
Если обследования пассажиропотоков не проводились и приборы учета на транспортных средствах не установлены, то фактическое количество поездок на одного пассажира определяется на основании форм государственного статистического наблюдения, утвержденных постановлением Федеральной службы государственной статистики от 28.06.2006 № 25 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг, транспорта и правонарушений на 2007 год», по формуле
(поездок/месяц), (5)
где: - количество пассажиров, перевезенных городским автомобильным транспортом по общему заказу всеми перевозчиками, которое определяется по строке 340 формы № 1-ТР (автотранспорт) «Сведения об автотранспорте и протяженности ведомственных и частных автодорог»;
- количество перевезенных пассажиров всеми видами городского электротранспорта и метро, определяется по формуле
, (6)
где: - количество пассажиров, перевезенных троллейбусным транспортом, которое определяется по строке 42 формы № 1-ЭТР «Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте»;
- количество пассажиров, перевезенных трамвайным транспортом, которое определяется по строке 42 формы № 1-ЭТР «Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте»;
- количество пассажиров, перевезенных метрополитеном, которое определяется по строке 01 формы № 1 МЕТРО «Сведения о работе метрополитена».
Сведения о количестве перевезенных пассажиров могут быть представлены заказчиком перевозок в сводном отчете.
Отношение фактического количества поездок одного пассажира к среднемесячной нормативной величине количества поездок характеризует индекс транспортной подвижности :
. (7)
2 Расчет нормативной доли затрат на транспортные услуги в структуре потребительского бюджета
Среднемесячная сумма затрат на транспортные услуги , исходя из утвержденного нормативного количества поездок, рассчитывается по формуле
(рублей), (8)
где: - действующий на территории муниципального образования средний тариф на одну поездку.
Доля затрат на повседневные транспортные услуги в стоимости минимального потребительского бюджета рассчитывается по формуле
, (9)
где: - стоимость минимального потребительского бюджета одного человека в месяц, рублей.
3 Расчет индекса транспортной доступности
Индекс транспортной доступности рассчитывается по формуле
, (10)
где: - социальный норматив максимально допустимой доли расходов на повседневные транспортные услуги, принимается в размере 5%.
Оптимальным считается индекс транспортной доступности, когда .
Практическая часть
Задание:
-
Ознакомиться с примером расчета величины нормативной транспортной подвижности населения, критерия доступности транспортных услуг и рационального уровня тарифа перевозок с учетом платежеспособного спроса населения
Исходные данные для расчета:
человек, в том числе:
человек,
человек,
человек.
- и поездок в год соответственно.
В результате подсчета фактического объема перевезенных пассажиров приборами учета, установленными на транспортных средствах:
- общее количество поездок всего населения за месяц =33 367600,
Предельно допустимые тарифы:
на городской автомобильный транспорт - 10 рублей,
на городской электрический транспорт - 8 рублей.
Таким образом, рублей.
Стоимость минимального потребительского бюджета - 5800 рублей.
Рассчитываем величину нормативной транспортной подвижности:
поездок/год,
поездка/месяц.
Рассчитываем величину фактической транспортной подвижности:
поездок/месяц.
Рассчитываем индекс транспортной подвижности:
.
Рассчитываем среднемесячную сумму затрат на транспортные услуги:
рублей.
Рассчитываем долю затрат на повседневные транспортные услуги в стоимости потребительского бюджета:
.
Рассчитываем индекс транспортной доступности:
.
Выводы:
-
Индекс транспортной подвижности населения, равный 61%, показывает, что существующая транспортная схема и уровень качества обслуживания, в том числе действующий тариф, не обеспечивают достижения нормативного уровня, что приводит к ухудшению качества жизни населения.
-
Индекс , равный 0,78, показывает, что утвержденные тарифы не обеспечивают полной доступности транспортных услуг.
-
Рациональный уровень тарифа рассчитывается по формуле:
9 0,78 = 7 (рублей)
Таким образом, рациональный уровень тарифа должен составлять 7 рублей.
-
Создать в среде электронных таблиц форму для выполнения расчета
критерия доступности транспортных услуг и рационального уровня тарифа перевозок с учетом платежеспособного спроса населения, разной цветовой заливкой определить в форме область исходных и расчетных данных, ввести данные из примера, проверить точность выполнения расчета.
-
Выполнить расчет, изменив исходные данные согласно варианту работы.
-
Данные
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
H
1 210 037
1 310 000
1 000 000
700 000
A
710 413
700 410
650 000
480 000
Б
327 446
310 100
150 000
120 000
В
172 178
299 490
200 000
100 000
619
629
600
510
150
160
200
130
396
400
300
350
33 167600
33 267 600
33 000 000
25 456 789
Предельно допустимые тарифы:
на городской автомобильный транспорт
10 рублей,
12 рублей
8 рублей
10 рублей
на городской электрический транспорт
8 рублей.
10 рублей
6 рублей
8 рублей
Стоимость минимального потребительского бюджета (рублей)
5800
5900
6000
5800
-
Оформить отчет в соответствии с контрольными вопросами
Контрольные вопросы
-
Определение понятия - транспортная подвижность населения, единицы измерения её величины.
-
Какие показатели являются исходными данными для определения транспортной подвижности населения?
-
Основные формулы для расчета транспортной подвижности населения, критерия доступности транспортных услуг и рационального уровня тарифа перевозок с учетом платежеспособного спроса населения
-
Приведите в отчете числовые данные, для которых выполнялся расчет, сделайте выводы по полученным результатам.
Список использованных источников
-
В.А. Гудков, Л.Б. Миротин и др. Пассажирские автомобильные перевозки. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006.
-
А.Б.Николаев, С.В. Алексахин и др. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.