- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружка Мастерим из древесины
Рабочая программа кружка Мастерим из древесины
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванов А.Г. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида г. Меленки»
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №____
от «___»____________ 20__ г.
Председатель МО А.Г. Иванов
_______________
Согласовано с МС
Зам. директора по УВР
__________________
В.А. Лапшина
«__» __________ 20__ г.
Утверждаю
Директор
_________________
О.Н. Наркизова
«__» _________20__ г.
Рабочая программа
кружка
«Мастерим из древесины»
Разработал:
Учитель Иванов Андрей Германович
Меленки 2015 г.
Содержание
-
Пояснительная записка……………………………………………3
-
Учебно-тематический план……………………………………….5
-
Темы программы…………………………………………………..6
-
Календарно - тематическое планирование………………………8
-
Планируемые результаты…………………………………………16
-
Формы оценивания…………………………………………...…...17
-
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………18
Пояснительная записка.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования личности, обладающей способностью эффективно решать новые, поставленные жизнью задачи и адаптироваться к современным социально-экономическим условиям. Поэтому, важной целью работы педагога является развитие творческого потенциала подрастающего поколения.
Деревообработка и резьба по дереву всегда сопутствовала Руссой деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовала простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров. И в настоящее время древесина является востребованным материалом, и специалисты по ее обработке востребованы в обществе.
Программа рассчитана на приобщение школьников к самостоятельному творчеству, расширению их художественного кругозора, совершенствованию творческих умений и навыков.
Занятия по данной программе позволяют узнать основы множества специальностей связанных с обработкой древесины, что облегчит выбор будущей профессии. Она воспитывает художественный вкус, прививает навыки безопасного общения с инструментами и приспособлениями, работы с измерительными приборами и чертежными принадлежностями. На занятиях вырабатываются навыки выполнения столярных работ, составление композиций, художественной обработке древесины. Расширяются знания о породах и свойствах древесины и древесных материалах, клеях и лакокрасочных материалах. Межпредметный характер тем позволяет обучающимся осознать многообразие и сложность связей технического и художественного миров. Во времена научно-технического прогресса все острее осуществляется необходимость в высококвалифицированных, технически образованных, способных к художественному и творческому мышлению специалистах. Программа имеет большое практическое значение для подготовки молодежи и отвечает принципам дополнительного образования.
Объем часов в год составляет - 144 часа, по 4 часа в неделю. Расписание строится из расчета 2 занятия в неделю. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста и предусматривает обучение старших. Занятия проводятся на базе ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Меленки». Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями, что предполагает необходимую коррекцию времени и режим.
Целью программы является воспитание общественно-активной творческой личности и целеустремленности у обучающихся. Привлечение учащихся к народно-прикладному творчеству в свободное от занятий время. Закрепление и расширение знаний и совершенствование умений, полученных на уроках профессионально-трудового обучения и других школьных предметов. Приобретение знаний и умений не входящих в школьную программу.
Задачи.
- Дать основы теоретических и практических навыков и умений по работе с древесиной.
- Расширить знания полученные на уроках.
- Способствовать развитию творческих способностей.
- Способствовать развитию понятийного аппарата.
- Формировать и развивать качества творчески думающей, активной личности легко адаптирующейся к новым социально-экономическим условиям.
- Выработать навыки здорового образа жизни.
Учебно-тематический план.
Рабочая программа составлена на 136 часа в год, 4 часов в неделю.
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1
Вводное занятие
2
2
Экскурсия
2
3
Основные сведения о древесине и ее свойствах
2
4
Искусственные древесные материалы
2
5
Инструменты для ручной обработки древесины
46
6
Токарный станок по дереву
20
7
Сверлильный станок
8
8
Ручной электрофицированный инструмент
14
9
Геометрическая резьба
11
10
Отделка изделий
29
Итого:
136 часа
Темы программы.
Тема №1. Вводное занятие - 2 часа.
Знакомство с видами и способами обработки древесины, изделиями учащихся. Инструктаж по технике безопасности.
Тема №2. Экскурсия - 2 часа.
Тема №3. Основные сведения о древесине и ее свойствах - 2 часа.
Породы древесины и их практическое применение. Физические и механические свойства. Понятие текстуры древесины.
Тема №4. Искусственные и древесные материалы - 2 часа.
Виды древесных материалов, их свойства, способы получения и практическое применение.
Тема №5. Инструменты для ручной обработки древесины - 46 часов.
Инструменты для строгания. Инструменты для пиления. Контрольно - измерительный инструмент. Показ инструментов. Знакомство с приемами работы и техника безопасности.
Практические занятия: строгание древесины вручную, пиление ножовкой вдоль и поперек волокон, криволинейное пиление ручным лобзиком, резание стамеской и долбление долотом.
Тема №6. Токарный станок по дореву - 20 часов.
Устройство и назначение станка, порядок подготовки станка к работе, приемы работы и техника безопасности.
Практические занятия: вытачивание цилиндрических и фигурных деталей.
Тема №7. Сверлильный станок - 8 часов.
Устройство и назначение станка, порядок подготовки станка к работе, приемы работы и техника безопасности.
Практические занятия: сверление сквозных и глухих отверстий.
Тема №8. Ручной электрофицированный инструмент - 14 часов.
Устройство и назначение ручной фрезерной машины, ручной ленточной шлифовальной машины, электролобзика, электродрели. Приемы работы и техника безопасности.
Тема №9. Геометрическая резьба - 11 часов.
Виды резьбы. Инструменты для выполнения резьбы. Приемы работы и техника безопасности. Узоры и орнаменты.
Практические занятия: подготовка заготовок для выполнения резьбы, нанесение узоров и орнаментов, выполнение резьбы.
Тема №10. Отделка изделий - 29 часов.
Столярная отделка, художественная отделка (выжигание, отделка лакокрасочными материалами). Приемы работы и техника безопасности.
Практические занятия: шлифование древесины и древесных материалов, работа электровыжигателем, роспись, нанесение декоративно-защитных покрытий и лака.
Календарно - тематическое планирование I четверть.
№ п/п
Наименование тем и разделов
Кол-во часов
Дата
Средства обеспечения
Словарь
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
2
3.09
2
Породы древесины.
2
7.09
Образцы пород древесины.
3
Древесные материалы.
2
10.09
Фанера, ДВП, ДСП, МДФ.
4
Выбор изделия, выполнение эскиза.
2
14.09
Техническая литература, образцы изделия.
5
Техника безопасности при пилении. Подбор заготовок.
2
17.09
Древесина.
6
Техника безопасности при строгании. Обработка заготовки строганием.
2
21.09
Пиломатериал, рубанок.
7
Контрольно-измерительный инструмент. Разметка заготовки разделочной доски.
2
24.09
Фанера, трафареты.
8
Техника безопасности при шлифовании. Выпиливание полос фанеры и заготовки разделочной доски.
2
28.09
Ручная ножовка, лобзик.
9
Подбор заготовок на токарный станок. Выпиливание заготовки разделочной доски.
2
1.10
Рубанок, ручной лобзик.
10
Подготовка заготовки на токарный станок. Подготовка фанеры под отделку выжиганием.
2
5.10
Рубанок, наждачная бумага.
11
Выполнение разметки деталей изделия. Выпиливание и шлифование заготовки разделочной доски.
2
8.10
Линейка, угольник, наждачная бумага.
12
Подготовка заготовок на токарный станок. Шлифование и нанесение рисунка на фанеру.
2
12.10
Рубанок, наждачная бумага.
13
Работа выжигателем. Техника безопасности при работе. Обработка заготовок наждачной бумагой.
2
15.10
Электровыжигатель.
14
Подготовка заготовок на токарный станок. Нанесение рисунка на заготовку разделочной доски.
2
19.10
Трафарет, пиломатериал, рубанок.
15
Разработка конструкции настенной полки. Разметка ее деталей. Работа выжигателем.
2
22.10
Контрольно измерительный инструмент, электровыжигатель.
16
Установка заготовки на токарный станок. Отделка разделочной доски выжиганием и красками.
2
26.10
Токарный станок, электровыжигатель, акварельные краски.
17
Техника безопасности на токарном станке и работа на нем. Выжигание на фанере и роспись красками.
2
29.10
Электровыжигатель, токарный станок, акварельные краски.
Календарно - тематическое планирование II четверть.
№ п/п
Наименование тем и разделов
Кол-во часов
Дата
Средства обеспечения
Словарь
1
Работа на токарном станке, выпиливание лобзиком.
2
09.11
Токарный станок, лобзик.
2
Работа на токарном станке, выпиливание лобзиком.
2
11.11
Токарный станок, лобзик.
3
Отделка изделий выжиганием и лакокрасочными материалами.
2
16.11
Выжигатель, лак, кисти.
4
Работа на токарном станке, выпиливание лобзиком.
2
18.11
Токарный станок, лобзик.
5
Подбор заготовок, выполнение разметки.
2
23.11
Пиломатериал, разметочный инструмент.
6
Выпиливание заготовок, обработка строганием.
2
25.11
Ножовка, рубанок.
7
Работа на токарном станке, шлифование заготовок.
2
30.11
Токарный станок, наждачная бумага.
8
Выпиливание лобзиком, отделка выжиганием.
2
02.12
Лобзик, электровыжигатель.
9
Работа на токарном станке, шлифование заготовок.
2
07.12
Токарный станок, наждачная бумага.
10
Работа на токарном станке, шлифование заготовок.
2
09.12
Токарный станок, наждачная бумага.
11
Работа на токарном станке, шлифование заготовок.
2
14.12
Токарный станок, наждачная бумага.
12
Выпиливание лобзиком, отделка выжиганием.
2
16.12
Лобзик, электровыжигатель.
13
Отделка изделий.
2
21.12
Лак, кисти, краски.
14
Отделка изделий.
2
24.12
Лак, кисти, краски.
15
Работа на токарном станке, отделка изделий.
2
28.12
Токарный станок, лак, кисти.
16
Подбор материалов, выпиливание лобзиком.
2
30.12
Фанера, МДФ, лобзик.
Календарно - тематическое планирование Ш четверть.
№ п/п
Наименование тем и разделов
Кол-во часов
Дата
Средства обеспечения
Словарь
1
Устройство сверлильного станка. Подбор заготовок.
2
13.01
Сверлильный станок, рулетка, ножовка.
2
Техника безопасности при работе на сверлильном станке. Сверление сквозных отверстий.
2
18.01
Сверлильный станок, пиломатериал.
3
Разметка заготовок, строгание рубанком.
2
20.01
Древесина, рубанок.
4
Пиление ножовкой вдоль и поперек волокон. Строгание рубанком.
2
25.01
Ножовка, рубанок.
5
Разметка гнезд и проушин. Строгание рубанком.
2
27.01
Линейка, угольник, рубанок.
6
Долбление гнезд и проушин. Техника безопасности при работе.
2
1.02
Долото, киянка.
7
Долбление гнезд и проушин. Выполнение разметки.
2
3.02
Долото, киянка, линейка, угольник.
8
Резание стамеской. Техника безопасности при работе.
2
8.02
Стамеска, заготовки.
9
Работа на токарном станке. Сборка изделия.
2
10.02
Токарный станок, заготовки.
10
Работа на токарном станке. Сборка изделия.
2
15.02
Токарный станок, заготовки.
11
Выпиливание изделий лобзиком. Шлифование.
2
17.02
Лобзик, наждачная бумага.
12
Выпиливание изделий электролобзиком. Техника безопасности при работе. Шлифование.
2
22.02
Электролобзик, наждачная бумага.
13
Шлифование ЛШМ. Техника безопасности при работе. Отделка выжиганием.
2
24.02
ЛШМ, электровыжигатель.
14
Сверление отверстий электродрелью. Техника безопасности. Шлифование.
2
29.02
Электродрель, ЛШМ.
15
Шлифование изделия и отделка выжиганием.
2
2.03
Наждачная бумага, ЛШМ, электровыжигатель.
16
Шлифование изделия и отделка выжиганием.
2
7.03
Наждачная бумага, ЛШМ, электровыжигатель.
17
Обработка кромок фрезерной машиной. Техника безопасности при работе. Шлифование.
2
9.03
Ручная фрезерная машина, наждачная бумага.
18
Пиление и строгание древесины вручную.
2
14.03
Рубанок, ножовка.
19
Работа на токарном станке. Зачистка изделий.
2
16.03
Токарный станок, наждачная бумага.
20
Выпиливание ручным электрическим лобзиком. Шлифование.
2
21.03
Электролобзик, наждачная бумага.
21
Выжигание и отделка лакокрасочными материалами.
2
23.03
Электровыжигатель, лак, краски.
Календарно - тематическое планирование IV четверть.
№ п/п
Наименование тем и разделов
Кол-во часов
Дата
Средства обеспечения
Словарь
1
Геометрическая резьба, виды и назначение. Подготовка заготовок.
2
4.04
Пиломатериал, рубанок.
2
Узоры и орнаменты, их нанесение.
2
6.04
Трафареты, шаблоны.
3
Инструмент для выполнения резьбы. Техника безопасности при работе. Подготовка заготовок.
2
11.04
Стамески, древесина, рубанок.
4
Выполнение резьбы. Работа на токарном станке по дореву.
2
13.04
Стамески, токарный станок.
5
Выполнение резьбы. Сборка изделий.
2
18.04
Стамески, детали изделий.
6
Отделка изделий лакокрасочными материалами. Выполнение резьбы.
2
20.04
Лаки, краски, стамески.
7
Зачистка и сборка изделий на клею. Выполнение отделки.
2
25.04
Наждачная бумага, клей, лаки, краски.
8
Зачистка и сборка изделий на клею. Выполнение отделки.
2
27.04
Наждачная бумага, клей, лаки, краски.
9
Работа на токарном станке. Выполнение отделки.
2
2.05
Токарный станок, лаки, краски.
10
Выполнение резьбы по дереву. Работа ручной фрезерной машиной.
2
4.05
Фрезерная машина, стамески.
11
Выпиливание электролобзиком и сверление электродрелью.
2
11.05
Электролобзик, электродрель.
12
Сборка и отделка изделий.
2
16.05
Заготовки, клей, лаки, краски.
13
Сборка и отделка изделий.
2
18.05
Заготовки, клей, лаки, краски.
14
Сборка и отделка изделий.
2
23.05
Заготовки, клей, лаки, краски.
15
Проведение выставки работ учащихся.
2
25.05
Планируемые результаты.
При реализации данной программы планируется получение следующих результатов.
1. Формирование высокой степени самостоятельности при изготовлении изделий.
2. Воспитание устойчивого интереса к профессии столяр.
3. Формирование художественного и технического стиля пиления, творческого подхода к труду.
В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Лекция.
4. Тестирование (проводится с целью выявления: склонностей художественной группе; самооценки; мотивации; познавательных интересов).
5. Экскурсия (экскурсия по городу, музей культуры и быта, коллективные посещения городских выставок, а также знакомство с работами старых и современных мастеров.
6. Практическая работа.
В конце усвоения учебной программы учащиеся должны знать:
1. Правила техники безопасности при работе с древесиной.
2. Строение древесины, ее особенности и породы.
3. Искусственные древесные материалы.
4. Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины.
5. Токарный и сверлильный станки, электрофицированный инструмент.
6. Технологию геометрической резьбы.
Должны уметь:
1. Работать с древесиной и искусственными древесными материалами.
2. Работать инструментами для ручной обработки древесины.
3. Использовать приспособления для обработки.
4. Работать на токарном и сверлильных станках.
5.Работать электрофицированным инструментом.
6. Выпиливать лобзиком, собирать и отделывать изделие.
7. Выполнять узоры геометрической резьбы.
Формы оценивания.
Критериями оценки работы учащихся являются:
1. Качество изготовленных изделий, их сложность и нестандартность.
2. Успешность участия в различных конкурсах и выставках.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
1. Глинкин М.С. Декоративные работы по дереву на станке. М.:1975.
2. Овчинников А.Н. «Особенности трудового образования в процессе внеклассной и внешкольной деятельности». Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №6,2008.
3. Логачева Л.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. М.:2004.
4. Федотов Т.Я. Волшебный мир дерева. М.: 1987.
5. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М. Просвещение 2001.
18