Рабочая программа кружка Мастерим из древесины

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида г. Меленки»


Рассмотрено на заседании МО

Протокол №____

от «___»____________ 20__ г.

Председатель МО А.Г. Иванов

_______________

Согласовано с МС

Зам. директора по УВР
__________________

В.А. Лапшина

«__» __________ 20__ г.


Утверждаю

Директор

_________________

О.Н. Наркизова

«__» _________20__ г.






Рабочая программа

кружка

«Мастерим из древесины»



Разработал:

Учитель Иванов Андрей Германович



Меленки 2015 г.




Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………3

  2. Учебно-тематический план……………………………………….5

  3. Темы программы…………………………………………………..6

  4. Календарно - тематическое планирование………………………8

  5. Планируемые результаты…………………………………………16

  6. Формы оценивания…………………………………………...…...17

  7. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………………18








Пояснительная записка.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования личности, обладающей способностью эффективно решать новые, поставленные жизнью задачи и адаптироваться к современным социально-экономическим условиям. Поэтому, важной целью работы педагога является развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

Деревообработка и резьба по дереву всегда сопутствовала Руссой деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию способствовала простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров. И в настоящее время древесина является востребованным материалом, и специалисты по ее обработке востребованы в обществе.

Программа рассчитана на приобщение школьников к самостоятельному творчеству, расширению их художественного кругозора, совершенствованию творческих умений и навыков.

Занятия по данной программе позволяют узнать основы множества специальностей связанных с обработкой древесины, что облегчит выбор будущей профессии. Она воспитывает художественный вкус, прививает навыки безопасного общения с инструментами и приспособлениями, работы с измерительными приборами и чертежными принадлежностями. На занятиях вырабатываются навыки выполнения столярных работ, составление композиций, художественной обработке древесины. Расширяются знания о породах и свойствах древесины и древесных материалах, клеях и лакокрасочных материалах. Межпредметный характер тем позволяет обучающимся осознать многообразие и сложность связей технического и художественного миров. Во времена научно-технического прогресса все острее осуществляется необходимость в высококвалифицированных, технически образованных, способных к художественному и творческому мышлению специалистах. Программа имеет большое практическое значение для подготовки молодежи и отвечает принципам дополнительного образования.

Объем часов в год составляет - 144 часа, по 4 часа в неделю. Расписание строится из расчета 2 занятия в неделю. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста и предусматривает обучение старших. Занятия проводятся на базе ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Меленки». Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями, что предполагает необходимую коррекцию времени и режим.

Целью программы является воспитание общественно-активной творческой личности и целеустремленности у обучающихся. Привлечение учащихся к народно-прикладному творчеству в свободное от занятий время. Закрепление и расширение знаний и совершенствование умений, полученных на уроках профессионально-трудового обучения и других школьных предметов. Приобретение знаний и умений не входящих в школьную программу.

Задачи.

- Дать основы теоретических и практических навыков и умений по работе с древесиной.

- Расширить знания полученные на уроках.

- Способствовать развитию творческих способностей.

- Способствовать развитию понятийного аппарата.

- Формировать и развивать качества творчески думающей, активной личности легко адаптирующейся к новым социально-экономическим условиям.

- Выработать навыки здорового образа жизни.







Учебно-тематический план.

Рабочая программа составлена на 136 часа в год, 4 часов в неделю.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Экскурсия

2

3

Основные сведения о древесине и ее свойствах

2

4

Искусственные древесные материалы

2

5

Инструменты для ручной обработки древесины

46

6

Токарный станок по дереву

20

7

Сверлильный станок

8

8

Ручной электрофицированный инструмент

14

9

Геометрическая резьба

11

10

Отделка изделий

29

Итого:

136 часа






















Темы программы.

Тема №1. Вводное занятие - 2 часа.

Знакомство с видами и способами обработки древесины, изделиями учащихся. Инструктаж по технике безопасности.

Тема №2. Экскурсия - 2 часа.

Тема №3. Основные сведения о древесине и ее свойствах - 2 часа.

Породы древесины и их практическое применение. Физические и механические свойства. Понятие текстуры древесины.

Тема №4. Искусственные и древесные материалы - 2 часа.

Виды древесных материалов, их свойства, способы получения и практическое применение.

Тема №5. Инструменты для ручной обработки древесины - 46 часов.

Инструменты для строгания. Инструменты для пиления. Контрольно - измерительный инструмент. Показ инструментов. Знакомство с приемами работы и техника безопасности.

Практические занятия: строгание древесины вручную, пиление ножовкой вдоль и поперек волокон, криволинейное пиление ручным лобзиком, резание стамеской и долбление долотом.

Тема №6. Токарный станок по дореву - 20 часов.

Устройство и назначение станка, порядок подготовки станка к работе, приемы работы и техника безопасности.

Практические занятия: вытачивание цилиндрических и фигурных деталей.

Тема №7. Сверлильный станок - 8 часов.

Устройство и назначение станка, порядок подготовки станка к работе, приемы работы и техника безопасности.

Практические занятия: сверление сквозных и глухих отверстий.

Тема №8. Ручной электрофицированный инструмент - 14 часов.

Устройство и назначение ручной фрезерной машины, ручной ленточной шлифовальной машины, электролобзика, электродрели. Приемы работы и техника безопасности.

Тема №9. Геометрическая резьба - 11 часов.

Виды резьбы. Инструменты для выполнения резьбы. Приемы работы и техника безопасности. Узоры и орнаменты.

Практические занятия: подготовка заготовок для выполнения резьбы, нанесение узоров и орнаментов, выполнение резьбы.

Тема №10. Отделка изделий - 29 часов.

Столярная отделка, художественная отделка (выжигание, отделка лакокрасочными материалами). Приемы работы и техника безопасности.

Практические занятия: шлифование древесины и древесных материалов, работа электровыжигателем, роспись, нанесение декоративно-защитных покрытий и лака.







































Календарно - тематическое планирование I четверть.

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Дата

Средства обеспечения

Словарь

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

3.09

2

Породы древесины.

2

7.09

Образцы пород древесины.

3

Древесные материалы.

2

10.09

Фанера, ДВП, ДСП, МДФ.

4

Выбор изделия, выполнение эскиза.

2

14.09

Техническая литература, образцы изделия.

5

Техника безопасности при пилении. Подбор заготовок.

2

17.09

Древесина.

6

Техника безопасности при строгании. Обработка заготовки строганием.

2

21.09

Пиломатериал, рубанок.

7

Контрольно-измерительный инструмент. Разметка заготовки разделочной доски.

2

24.09

Фанера, трафареты.

8

Техника безопасности при шлифовании. Выпиливание полос фанеры и заготовки разделочной доски.

2

28.09

Ручная ножовка, лобзик.

9

Подбор заготовок на токарный станок. Выпиливание заготовки разделочной доски.

2

1.10

Рубанок, ручной лобзик.

10

Подготовка заготовки на токарный станок. Подготовка фанеры под отделку выжиганием.

2

5.10

Рубанок, наждачная бумага.

11

Выполнение разметки деталей изделия. Выпиливание и шлифование заготовки разделочной доски.

2

8.10

Линейка, угольник, наждачная бумага.

12

Подготовка заготовок на токарный станок. Шлифование и нанесение рисунка на фанеру.

2

12.10

Рубанок, наждачная бумага.

13

Работа выжигателем. Техника безопасности при работе. Обработка заготовок наждачной бумагой.

2

15.10

Электровыжигатель.

14

Подготовка заготовок на токарный станок. Нанесение рисунка на заготовку разделочной доски.

2

19.10

Трафарет, пиломатериал, рубанок.

15

Разработка конструкции настенной полки. Разметка ее деталей. Работа выжигателем.

2

22.10

Контрольно измерительный инструмент, электровыжигатель.

16

Установка заготовки на токарный станок. Отделка разделочной доски выжиганием и красками.

2

26.10

Токарный станок, электровыжигатель, акварельные краски.

17

Техника безопасности на токарном станке и работа на нем. Выжигание на фанере и роспись красками.

2

29.10

Электровыжигатель, токарный станок, акварельные краски.

Календарно - тематическое планирование II четверть.

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Дата

Средства обеспечения

Словарь

1

Работа на токарном станке, выпиливание лобзиком.

2

09.11

Токарный станок, лобзик.

2

Работа на токарном станке, выпиливание лобзиком.

2

11.11

Токарный станок, лобзик.

3

Отделка изделий выжиганием и лакокрасочными материалами.

2

16.11

Выжигатель, лак, кисти.

4

Работа на токарном станке, выпиливание лобзиком.

2

18.11

Токарный станок, лобзик.

5

Подбор заготовок, выполнение разметки.

2

23.11

Пиломатериал, разметочный инструмент.

6

Выпиливание заготовок, обработка строганием.

2

25.11

Ножовка, рубанок.

7

Работа на токарном станке, шлифование заготовок.

2

30.11

Токарный станок, наждачная бумага.

8

Выпиливание лобзиком, отделка выжиганием.

2

02.12

Лобзик, электровыжигатель.

9

Работа на токарном станке, шлифование заготовок.

2

07.12

Токарный станок, наждачная бумага.

10

Работа на токарном станке, шлифование заготовок.

2

09.12

Токарный станок, наждачная бумага.

11

Работа на токарном станке, шлифование заготовок.

2

14.12

Токарный станок, наждачная бумага.

12

Выпиливание лобзиком, отделка выжиганием.

2

16.12

Лобзик, электровыжигатель.

13

Отделка изделий.

2

21.12

Лак, кисти, краски.

14

Отделка изделий.

2

24.12

Лак, кисти, краски.

15

Работа на токарном станке, отделка изделий.

2

28.12

Токарный станок, лак, кисти.

16

Подбор материалов, выпиливание лобзиком.

2

30.12

Фанера, МДФ, лобзик.










Календарно - тематическое планирование Ш четверть.

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Дата

Средства обеспечения

Словарь

1

Устройство сверлильного станка. Подбор заготовок.

2

13.01

Сверлильный станок, рулетка, ножовка.

2

Техника безопасности при работе на сверлильном станке. Сверление сквозных отверстий.

2

18.01

Сверлильный станок, пиломатериал.

3

Разметка заготовок, строгание рубанком.

2

20.01

Древесина, рубанок.

4

Пиление ножовкой вдоль и поперек волокон. Строгание рубанком.

2

25.01

Ножовка, рубанок.

5

Разметка гнезд и проушин. Строгание рубанком.

2

27.01

Линейка, угольник, рубанок.

6

Долбление гнезд и проушин. Техника безопасности при работе.

2

1.02

Долото, киянка.

7

Долбление гнезд и проушин. Выполнение разметки.

2

3.02

Долото, киянка, линейка, угольник.

8

Резание стамеской. Техника безопасности при работе.

2

8.02

Стамеска, заготовки.

9

Работа на токарном станке. Сборка изделия.

2

10.02

Токарный станок, заготовки.

10

Работа на токарном станке. Сборка изделия.

2

15.02

Токарный станок, заготовки.

11

Выпиливание изделий лобзиком. Шлифование.

2

17.02

Лобзик, наждачная бумага.

12

Выпиливание изделий электролобзиком. Техника безопасности при работе. Шлифование.

2

22.02

Электролобзик, наждачная бумага.

13

Шлифование ЛШМ. Техника безопасности при работе. Отделка выжиганием.

2

24.02

ЛШМ, электровыжигатель.

14

Сверление отверстий электродрелью. Техника безопасности. Шлифование.

2

29.02

Электродрель, ЛШМ.

15

Шлифование изделия и отделка выжиганием.

2

2.03

Наждачная бумага, ЛШМ, электровыжигатель.

16

Шлифование изделия и отделка выжиганием.

2

7.03

Наждачная бумага, ЛШМ, электровыжигатель.

17

Обработка кромок фрезерной машиной. Техника безопасности при работе. Шлифование.

2

9.03

Ручная фрезерная машина, наждачная бумага.

18

Пиление и строгание древесины вручную.

2

14.03

Рубанок, ножовка.

19

Работа на токарном станке. Зачистка изделий.

2

16.03

Токарный станок, наждачная бумага.

20

Выпиливание ручным электрическим лобзиком. Шлифование.

2

21.03

Электролобзик, наждачная бумага.

21

Выжигание и отделка лакокрасочными материалами.

2

23.03

Электровыжигатель, лак, краски.


Календарно - тематическое планирование IV четверть.

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Дата

Средства обеспечения

Словарь

1

Геометрическая резьба, виды и назначение. Подготовка заготовок.

2

4.04

Пиломатериал, рубанок.

2

Узоры и орнаменты, их нанесение.

2

6.04

Трафареты, шаблоны.

3

Инструмент для выполнения резьбы. Техника безопасности при работе. Подготовка заготовок.

2

11.04

Стамески, древесина, рубанок.

4

Выполнение резьбы. Работа на токарном станке по дореву.

2

13.04

Стамески, токарный станок.

5

Выполнение резьбы. Сборка изделий.

2

18.04

Стамески, детали изделий.

6

Отделка изделий лакокрасочными материалами. Выполнение резьбы.

2

20.04

Лаки, краски, стамески.

7

Зачистка и сборка изделий на клею. Выполнение отделки.

2

25.04

Наждачная бумага, клей, лаки, краски.

8

Зачистка и сборка изделий на клею. Выполнение отделки.

2

27.04

Наждачная бумага, клей, лаки, краски.

9

Работа на токарном станке. Выполнение отделки.

2

2.05

Токарный станок, лаки, краски.

10

Выполнение резьбы по дереву. Работа ручной фрезерной машиной.

2

4.05

Фрезерная машина, стамески.

11

Выпиливание электролобзиком и сверление электродрелью.

2

11.05

Электролобзик, электродрель.

12

Сборка и отделка изделий.

2

16.05

Заготовки, клей, лаки, краски.

13

Сборка и отделка изделий.

2

18.05

Заготовки, клей, лаки, краски.

14

Сборка и отделка изделий.

2

23.05

Заготовки, клей, лаки, краски.

15

Проведение выставки работ учащихся.

2

25.05









Планируемые результаты.

При реализации данной программы планируется получение следующих результатов.

1. Формирование высокой степени самостоятельности при изготовлении изделий.

2. Воспитание устойчивого интереса к профессии столяр.

3. Формирование художественного и технического стиля пиления, творческого подхода к труду.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

1. Наблюдение.

2. Беседа.

3. Лекция.

4. Тестирование (проводится с целью выявления: склонностей художественной группе; самооценки; мотивации; познавательных интересов).

5. Экскурсия (экскурсия по городу, музей культуры и быта, коллективные посещения городских выставок, а также знакомство с работами старых и современных мастеров.

6. Практическая работа.

В конце усвоения учебной программы учащиеся должны знать:

1. Правила техники безопасности при работе с древесиной.

2. Строение древесины, ее особенности и породы.

3. Искусственные древесные материалы.

4. Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины.

5. Токарный и сверлильный станки, электрофицированный инструмент.

6. Технологию геометрической резьбы.

Должны уметь:

1. Работать с древесиной и искусственными древесными материалами.

2. Работать инструментами для ручной обработки древесины.

3. Использовать приспособления для обработки.

4. Работать на токарном и сверлильных станках.

5.Работать электрофицированным инструментом.

6. Выпиливать лобзиком, собирать и отделывать изделие.

7. Выполнять узоры геометрической резьбы.


Формы оценивания.

Критериями оценки работы учащихся являются:

1. Качество изготовленных изделий, их сложность и нестандартность.

2. Успешность участия в различных конкурсах и выставках.










Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

1. Глинкин М.С. Декоративные работы по дереву на станке. М.:1975.

2. Овчинников А.Н. «Особенности трудового образования в процессе внеклассной и внешкольной деятельности». Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №6,2008.

3. Логачева Л.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. М.:2004.

4. Федотов Т.Я. Волшебный мир дерева. М.: 1987.

5. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М. Просвещение 2001.








18


© 2010-2022