Герой ирландского эпоса (конспект урока)

В среднем звене, а именно в 7 классе, мы изучали одну из ирландских саг - "Угон быка из Куалнге". Взятое в отдельности, то есть вырванное из контекста ирландских саг о Кухулине, это произведение не может вызвать у школьников ничего, кроме недоумения. На мой взгляд, совершенно необходимо познакомить ребят с несколькими сагами, где Кухулин преподносится с разных сторон. Можно даже сравнить Кухулина с русским богатырем Ильей Муромцем, так как в ряде ирландских саг и русских былин об Илье Муромце ес...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №3 города Дубны Московской области








Герой ирландского эпоса.



Материал для урока об ирландских сагах

учителя русского языка и литературы

Мадигожиной Натальи Валентиновны






















г. Дубна

2013






Судьба героя: цикл ирландских саг о Кухулине.

В 7 классе изучается одна из саг о Кухулине - « Угон быка из Куалнге», в которой показаны мужество и благородство главного героя. Но цикл саг о Кухулине довольно большой, и в каждом отдельном произведении высвечены разные качества этого персонажа, который является нравственным идеалом ирландского народа. Поэтому для более глубокого понимания характера главного героя необходимо рассмотреть несколько саг, в которых Кухулин преподносится с разных сторон.

Ирландские саги - это самый значительный памятник кельтской литературы средних веков. Более всего в гордой Ирландии были распространены так называемые «героические» саги, среди которых особое значение имеет « уладский цикл». Величайшим из уладских героев саги изображают племянника короля Конхобара - непобедимого Кухулина, в котором ирландский народ воплотил свой идеал доблести и нравственного совершенства. Он занимает в ирландском эпосе примерно такое же место, как Илья Муромец - в русских былинах.

Как и многим героям древности, народ дает Кухулину в отцы - одного из могущественных богов, а именно - Луга, бога света. Мать его - земная женщина. К семи годам малыш стал настоящим воином. В это время звали его Сетанта, но вскоре он получит другое имя.

Первый его «подвиг» - расправа над псом кузнеца Кулана. Завидев страшного пса, малыш « изо всех сил кинул мяч, который попал псу в открытую пасть и разворотил ему кишки. Сетанта же, недолго думая, схватил пса за задние лапы и, ударив о ближайший камень, вышиб из него дух» (1,288). Можно, конечно, восхититься смелостью и силой мальчика, но следует заметить, что в ирландских сагах подвиги героев часто описываются с кровожадными пдробностями, иногда излишне физиологичными. А кузнец Кулан опечалился и попенял мальчику, что тот убил его любимца, охранника, «доброго члена семьи»... И тогда Сетанта изумил всех, найдя удивительно мудрое решение. Он пообещал, что несколько лет сам будет служить у Кулана, охранять его дом и стада. Даже друиды восхитились умом малыша и сказали, что он теперь должен носить имя Кухулин, что означает - « пес Кулана». И еще друиды пообещали, что «наступит день, и имя Кухулина будет на устах у всех мужей на земле.» (1,288)

Прошло несколько лет , и вот ...один из дней друиды провозгласили «особенным». Они заявили, что «если сегодня юноша возьмет в руки меч мужа, то его имя воссияет ярче всех других имен в Ирландии. Однако короткой будет нить его жизни». ( 1, 289) И только Кухулин ни на минуту не усомнился в том, что это ЕГО день. Будущий герой сказал: « Даже если бы мне остались до смерти всего один день и одна ночь, но мое имя и мои подвиги пережили бы века, я и то согласился бы»(1,290). Отметим здесь эту его любовь к славе, которая и станет одной из причин преждевременной гибели.

Когда Кухулин из мальчика стал юношей, то множество женщин полюбили его за красоту лица, за мудрость решений, за мужество в бою... Кроме того, герой отлично играл в шахматы и шашки, много читал, судил без обид... Никогда его поступки не были продиктованы корыстными намерениями! « Недостатков же было у него всего три. Слишком он был юн годами и лицом тоже, так что если кто не знал его, то мог и на смех поднять. Еще он был слишком храбр. И слишком красив.» (1, 296). В этих словах нет иронии , здесь важно это «слишком» - он был часто безрассуден от излишней храбрости, гневался на врагов, которые щадили его из-за детского вида, много женщин любили его за красоту и те, кого Кухулин не удостоил вниманием, мстили ему.

И вот решил Кухулин взять в жены Эмер, которую счел он равной себе « в красоте и знатности, в уме и ловкости», да еще и шила Эмер лучше всех в Ирландии...Как это часто делалось в фольклоре любых народов, Эмер сначала проверила ум претендента загадками, а потом дала ему поручение - истребить множество врагов их королевства. Чтобы справиться с этим заданием, Кухулин решил подучиться воинскому искусству у жены-воительницы Скатах. В отличие от русских былин, где крайне редки воины - женщины, в ирландском эпосе сплошь и рядом воспеваются кровожадные воительницы, которые в искусстве боя нередко превосходят мужчин.

Когда Кухулин освоил все, что знает Скатах, то решил проверить себя в бою с Айфе, которая была не только воительницей, но и колдуньей.Узнал герой, что для Айфе очень дороги ее повозка с конем и возница и крикнул во время сражения : «Глядите! Упали в пропасть и разбились кони Айфе, ее возница и повозка!» (1,307) Попалась на хитрость Айфе, отвернулась на мгновение, тут Кухулин и приставил ей к груди меч... Но поскольку колдунья попросила пощады, воин проявил благородство - после чего две бывшие противницы, Скатах и Айфе, помирились. А Айфе даже на свою беду полюбила Кухулина , и родился у них сын, который потом погиб от руки отца.

Много еще подвигов совершил Кухулин, так как дал слово Эмер вернуться к ней уже прославившимся героем - и наконец стала Эмер женой Кухулина, самого главного воина Улада. Но еще не единожды в Уладе возникал спор о том, кто же лучший боец королевства, и каждый раз Кухулин отвоевывал пальму первенства и доказывал, что он самый умный, храбрый, честный...

И вот когда наконец нашел себе Кухулин достойного противника, то оказался юноша его собственным сыном. Сын был послан матерью, Айфе, помериться силами с главным героем Улада, но юноша, узнав Кухулина, бросил копье мимо, а вот ослепленный яростью отец убил незнакомца . И только перед самой смертью сын сказал правду о своем происхождении. Потом долго и горько плакал Кухулин над сыном брошенной им Айфе, и проклинал короткую любовь свою к жестокой женщине-воительнице.

В былинной жизни нашего Ильи Муромца тоже есть похожий эпизод. Короткое время любил Илья воинственную амазонку, и не знал многие годы, что родился у них сын, которого мстительная женщина воспитывает в ненависти к отцу. Но в русском эпосе Илья вовремя узнал о родстве и в первый раз пожалел побежденного сына. А обозленный юноша через несколько лет сделал попытку еще раз убить «старого казака» - и уж тогда защитник земли русской вынужден был убить отпрыска. После чего тоже долго горевал и оплакивал одинокую свою старость. Но вернемся в Ирландию.

Через несколько лет еще раз пришлось принять Кухулину бой с равным и дорогим противником - с побратимом своим Фердиадом. Это один из самых трогательных эпизодов «уладского цикла»! Как не хотели друзья вступать в бой между собой! Но прислала королева Медб к Фердиаду друидов , и они спели ему три «цепенящих» песни, в которых упрекали Фердиада в трусости и обещали ему богатые дары от королевы, если он победит друга. И не захотел этот герой пасть « от копья позора, стыда и поношения»

.Битва длилась три дня, и описывается она в эпосе очень подробно. Долго не мог себя заставить Кухулин сражаться в полную силу... Только когда очень серьезно ранил его Фердиад, то взял в руки Кухулин свое страшное оружие - рогатое копье - и победил названного брата. А бросал это копье герой не рукой, а пальцами ноги, поэтому Фердиад, умирая, гордо сказал, что никто не сможет спеть в «злой песне», что пал Фердиад от РУКИ Кухулина.

От этой «победы» Кухулин никогда до конца не оправился душевно, но и самому ему уже было отпущено не много времени. В назначенный судьбой день понял Кухулин, что жизнь его подходит к концу. Мать попросила его в этот день не принимать участие в боях, на что герой ответил, что доброе имя ему дороже жизни и что судьбу не переспоришь...Как видим, в средневековых ирландских сагах очень важен мотив предопределенности, Судьбы, хотя из самих описаний событий видно, что друиды и колдуны часто обманывают героев, манипулируют ими, угрожают потерей «доброго имени»...

По дороге встретил Кухулин трех старух-колдуний, которые упросили его разделить с ними трапезу и заставили его съесть кусочек мяса собаки. А с тех пор, как Кухулин взял себе имя Пса, он дал зарок не потреблять в пищу мяса своих «сородичей»... Так потерял герой часть своей силы... Затем трижды встречал Кухулин злых друидов, и они выпрашивали у него разное оружие, а в случае отказа грозились пустить о герое «дурную славу». И так важна была для Кухулина посмертная слава, что трижды попадался он на уловки врагов!

Кровавой и мучительной описана смерть «лучшего мужа Ирландии»! Копье соперника пробило ему живот, и вывалились кишки на землю. Но Кухулин засунул их обратно и пошел к озеру, чтобы вымыться и встретить смерть «как подобает». Еще и в таком состоянии Кухулин сумел убить сотни врагов. Но вот «геройский огонь погас над головой Кухулина»...

Тогда боец привязал себя к камню - колонне, чтобы встретить смерть свою стОя.

Выводы:

Кухулин - нравственный и физический идеал ирландского народа.

Его основные качества:

- физическая сила
- смелость, мужество
- честность
- благородство
- красота
- мудрость
- любовь к славе

Кухулин обладает некоторыми волшебными свойствами, так его отец - бог Света.

Использованная литература:

1 - Кельтские мифы. Екатеринбург, У-Фактория, 2005.



© 2010-2022