Урок для детей с ограниченными возможностями Зоопарк

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике и формированию социально- бытовых навыков

Тема: «Зоопарк »

Лексическая тема: Дикие животные

Цели: I. Обучающие:

  • Закрепить и уточнить знания о диких животных.

  • Уточнить знания детей об обитателях зоопарка.

  • Закрепить в активном словаре названия животных.

  • Познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», понятием «хищник».

  • Научить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенностями питания.

  • Закрепить знания о геометрических фигурах, основных цветах (раскладывание фигур в определенном порядке, ориентируясь на образец).

  • Закрепление умения решать примеры и задачи, используя простые арифметические действия.

  • Познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке.

  • Дальнейшее формирование умений выполнять аппликацию по образцу, используя готовые детали.

II. Коррекционно-развивающие:

  • Развитие познавательных способностей, творческого воображения.

  • Развитие логического мышления.

  • Развивать слуховое восприятие и внимательность.

  • Развитие мелкой и общей моторики.

III. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к миру животных.

  • Воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них.

  • Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.

Оборудование:

  1. Картинки с изображением животных (целые и разрезанные на четыре-шесть частей), картинки с силуэтным изображением животных

  2. Схема-карта "Путь в зоопарк"; схемы построения дорожек через реку;

  3. Геометрические фигуры разных цветов на каждого ребёнка;

  4. Конверт с письмом;

  5. Презентация «Детки в клетке»

  6. Схема для рассказа о животных

  7. Карточки с заданиями от животных

  8. Карточки «Дорисуй животных»

  9. Материалы для аппликации, цветные карандаши.





Ход занятия

  1. Организационный момент

Психологический тренинг

Дефектолог и соц. педагог приглашают детей в круг.

Соц. педагог:

- Ребята, посмотрите, какой замечательный морозный сегодня день. Солнце уже проснулось и заглядывает к нам в окошки. Наверное, оно хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? (Хорошее).

- Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми? (Конечно).

- Тогда давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся солнцу и всем - всем на свете! Замечательно! (Дети посылают улыбки друг другу и солнцу).

2. Основная часть

Беседа

Дефектолог:

- А у меня для вас есть вот такой конверт. (Показывает конверт).

- Как вы думаете, что в нем? (Варианты ответов).

- Да, конечно, в нем письмо. Утром мне этот конверт передал почтальон. Давайте откроем конверт и прочтём письмо. Дефектолог открывает конверт, читает письмо:

"Здравствуйте, ребята! В нашем зоопарке случилась беда: сильным ветром были сломаны дома для зверей, а на улице стало уже холодно. Наши строители заболели и не могут нам помочь. Может быть, вы сможете? Помогите, пожалуйста! С уважением, директор зоопарка"

Соц. педагог:

- Кто из вас бывал в зоопарке? (Ответы детей). Вслушайтесь в это слово - «зоопарк». На иностранном языке слово «зоо» означает - «животное», а слово «парк» всем вам хорошо известно.

-Что получится, если соединить эти слова? (Ответы детей). Парк, в котором живут животные. Давайте послушаем стихотворение С. Я. Маршака «Детки в клетке»?

Просмотр ПРЕЗЕНТАЦИИ

Беседа

Дефектолог:

-Итак, из письма мы узнали, что в зоопарке случилось несчастье, бедные звери! Что же мы сможем сделать для них? (Построить зверям новые крепкие, теплые дома)

- Верно, но сначала нам нужно добраться в зоопарк к зверям. А как будем добираться? (Дети предлагают варианты)

- Ваши предложения очень интересны. Но посмотрите, в конверте еще что-то лежит. Дефектолог достает схему-карту, дети рассматривают её (приложение №1)

-Это схема- карта, которая поможет дойти до зоопарка. Из каких геометрических фигур она состоит? Назовите цвета этих фигур (Ответы детей).

- Чтобы дойти до зоопарка (показ), нужно через что перейти? (Нужно перейти через лес, реку). А как же мы перейдем через реку? (по мосту, по дороге). Хорошо, но посмотрите, вот наша речка, а где же мост? (Нет). Что же делать? (Надо мост построить).

Конструирование из геометрических фигур по образцу

- Ой, смотрите, здесь что-то есть! Это, наверное, строители оставили материал для постройки моста.

Под материалом дети находят три схемы-постройки (приложение № 2).

- Итак, интересно, а это что? (варианты ответов). Да, это схемы постройки мостов, их четыре, столько же, сколько и вас. Вот весь необходимый материал, выбирайте то, что вам нужно и стройте мосты через речку.

Дети подбирают материал, в ходе строительства дефектолог задает вопросы "Сколько на схеме треугольников? Какого они цвета? Почему положил сюда именно эту фигуру?"

- Очень хорошо, давайте посмотрим, какие у нас получились мостики.

Дефектолог обобщает, соответствует ли мост схеме, дети активно участвуют в обсуждении.

- Итак, через мост мы попали в зоопарк.

Соц. педагог:

- Прежде чем начнется наша прогулка по зоопарку, давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зоопарк и не настоящий, расскажите, как нужно вести себя в зоопарке? (Ответы детей).

Правила поведения в зоопарке

НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных. НЕ бросайте ничего в животных. НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки. Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

- А нас уже кто-то ждет!

Комментированный показ с элементами проблемной ситуации

-Взгляните на эти тени животных (показ темных силуэтных изображений животных). Попробуйте угадать кому принадлежит эта тень.

(Показ «тени» слона).

-Это слон. А вот и он. (Показ цветной картинки с изображением слона).

Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом - так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей). Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога. Огромными ушами слон обмахивается как веером, чтобы не было так жарко. Слоны очень любят воду и если есть поблизости река или озеро, обязательно зайдут искупаться, как дети держатся за руку матери, так и слонята ходят, держась хоботком за хвост слонихи.

- Переходим к следующему животному. Вот его тень. Кто же это? (Показ «тени» крокодила).

- Это крокодил. Грозное и опасное животное. А почему, как вы думаете? (Ответы детей).

Сильные зубы нужны крокодилу для того, чтобы хватать добычу, разрывать и пережевывать. Знаете ли вы, чем питается крокодил? (Ответы детей). Молодые крокодилы едят рыбу, птиц, насекомых, а взрослым по зубам даже зебры, прибежавшие к водоему попить воды. Такие животные, которые как крокодилы, питаются другими животными, называются - хищники. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Ну, и конечно, такие зубы служат надежной защитой от врагов. Крокодил может жить и на земле и в воде. Но именно в воде они чувствуют себя спокойнее. Плавать крокодилам помогают лапы, которыми они гребут, и хвост, который они используют как руль. Крокодилиха откладывает яйца в ямку недалеко от воды. А детеныши крокодила вылупляются из яиц, совсем как цыплята или утята.

- Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать вот по этой тени. (Показ «тени» обезьяны). (Ответы детей).

- Это обезьяна.

Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые: купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных.

Давайте поиграем в игру «Родители и детеныши».

Дидактическая игра «Родители и детеныши»

У медведей - … (медвежата), у зайцев - … (зайчата), у слонов - … (слонята), у лисиц - …(лисята), у львов - …(львята), у волков - …(волчата), у оленей - …(оленята), у ежей - …(ежата), у тигров - …(тигрята), у мышей - … (мышата), у белок - …(бельчата).

Соц. педагог проводит физминутку.

Физминутка "Зоопарк"

По зоопарку мы шагаем (Маршируют на месте)

И медведя там встречаем (Раскачивание туловища)

Этот мишка косолапый

Широко расставил лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте. (Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса. (Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)

Мы лисичку обхитрим

На носочках пробежим. (Бег на месте на носках)

Вот волчата спинку выгнули (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнули. (Легкий прыжок вверх)

Подражаем мы зайчишке (Ладони на голову, подскоки)

Непоседе-шалунишке.

Но закончилась игра

Заниматься нам пора. (Вернуться на места)

Дефектолог:

-Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка. Это животное трудно узнать по тени. Поэтому отгадать о ком пойдет речь вам поможет загадка.

Загадка про зебру

Надели коняшки

Полосатые рубашки.

Вы догадались? (Ответы детей).

-Это - зебра.

Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго - устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами. Люди много раз пытались приручить зебр, приучить их помогать человеку, как например, лошадь. Но ничего из этого не вышло. Зебра не переносит на своей спине ни людей, ни грузы.

-А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное? (Показ «тени» жирафа). (Ответы детей).

-Это жираф.

Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. В этом положении жираф не может сразу же убежать, этим пользуются хищники и нападают на пьющих воду жирафов. Шерсть жирафа пятнистая - покрытая пятнами. Живут жирафы стадами, разделенными на две группы: в одной мамы с детенышами, в другой папы.

(Игрушки выставлены в ряд: медведь, заяц, лиса, белка).

- Кто же это? (Дети называют зверей). Зачем нас ждут? Они хотят с нами поговорить и услышать, что вы о них знаете.

Индивидуальные рассказы детей о животных по схеме(приложение №3)

(Дети рассказывают о животных, изображённых у них на карточках-

1 животное - каждому ребёнку)

Дефектолог:

- Ребята, наши звери предлагают вам решить их задачи. Посмотрите у каждого животного своё задание (на карточках).

Решение примеров и задач. (приложение №4)

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Дефектолог:

-А сейчас вам предлагается выполнить такое задание: составить из частей целую картинку и определить, какое животное на ней изображено.

-Это лев. Льва называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается его обидеть. Львы - хищники. Что это значит? Чем питаются львы? (Ответы детей). Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами - львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.

- Лев- царь зверей. Он предлагает вам закончить рисунки животных. (Показ заготовленных рисунков). Зебре дорисуйте полоски, льву - гриву, слону - хобот, крокодилу - зубы, жирафу - пятна, а обезьяне - длинный цепкий хвост. Чтобы подготовить наши пальчики к работе, поиграем с ними немного.

Пальчиковая гимнастика "Крокодил"

Как-то раз по речке Нил

Плыл огромный крокодил.

Рядом вынырнул другой,

Закричал ему: «Постой!».

Дети на каждой руке соединяют попарно указательный и средний, мизинец и безымянный. Получаются два воображаемых крокодила, которые плывут, открывая и закрывая пасти.

Задание «Дорисуй животных» (приложение №5)

Соц. педагог:

- Ребята, а вы помните, зачем мы пришли в зоопарк? Построить домики для животных. Давайте этим сейчас и займёмся.

- Вам необходимо подобрать нужную крышу к домику вашего животного. И заселить животное в свой домик.

- Для того, чтобы наши звери не простыли, выполнять работу нужно быстро - пока сыпется песок в этих часах (показывает песочные часы).

Аппликация «Домики для животных» (приложение №6)

- Ребята, время закончилось, наши дома уже построены.

Педагоги:

Все звери спрятались в домики. Звери очень благодарны вам и хотят сделать вам подарок.

Педагоги предлагают детям встать в круг, раздают детям книжки.

3. Итог занятия

Беседа

-Понравилось ли вам занятие?

- Где мы сегодня побывали?

-Что нового узнали? Ит.д.



© 2010-2022