- Преподавателю
- Другое
- «Исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания»
«Исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хантагарова М.М. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Хантагарова Марфа Михайловна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Казачинская СОШ»
«Исследовательская деятельность
в преподавании истории и обществознания»
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Основные черты исследовательского обучения:
1.Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.
2.Учитель должен создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.
3.Знакомство с историческими фактами должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.
4.Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.
В последнее время возрастает роль исследовательского обучения как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения - создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.
Цель и задачи организации исследовательской деятельности
учащихся на уроках истории и обществознания
Учащиеся не могут получить достаточно объективные представления, сделать правильные выводы. И именно по этому, учителю истории необходимо, организовать на своих уроках исследовательскую деятельность. Учащиеся должны четко понять - изучать историю только по учебнику не возможно; оценить то или иное событие, опираясь на один, даже очень «солидный» исторический источник не является реальным.
Цель: организации исследовательской деятельности - обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.
Основные задачи:
1.Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
3.Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
Формы проведения учебных занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.
Организовывая работу учащихся, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.
Уровни организации исследовательской деятельности.
1.Первый уровень. Урочная деятельность.
На первом этапе исследовательская деятельность понимается как форма учебной работы. Здесь формируются основы исследовательской деятельности. В работу включены все ученики.
Основной задачей организации исследовательской деятельности является формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического материала.
Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ научной информации. Прежде всего, учитель рекомендует детям список литературы, необходимой для изучения исторического материала.
Выбранные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:
- библиографирование литературы по теме исследования;
- реферирование литературы по учебному вопросу;
- умение цитировать, ссылаться на авторов изученных исторических источников;
-использование технических средств, для переработки информации.
2.Второй уровень. Внеурочная деятельность
Основные задачи организации исследовательской деятельности на втором уровне:
1.формирование умений и навыков, необходимых для ведения научно- исследовательской деятельности;
2.выявление учащихся, склонных к научной деятельности.
Ведущие виды деятельности: планирование исследования, проведение исследования, оформление и защита результатов исследования.
Перечисленные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:
-постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижения;
-разработка и формулирование гипотезы исследования;
-планирование хода исследования;
-оценка практической эффективности исследования.
Исследовательская деятельность на этом этапе реализуется, главным образом, в рамках элективного курса.
3.Третий уровень. Научно-исследовательская деятельность
На высшем уровне реализуются следующие задачи:
1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;
2.Подготовка выявленных учащихся для систематичной научно- исследовательской работы.
Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.
Формируемые умения и навыки:
- обоснование выводов;
- защита перед аудиторией своих выводов;
- убедительное отстаивание своих идей;
- анализ выполненной работы.
Результат работы: участие в районных и школьных конкурсах конференциях.
Учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности:
- изучение литературы по теме исследования;
- анализ научной информации;
- планирование исследования;
- проведения исследования;
- оформление и защита результатов исследования.
Такая деятельность позволяет развивать у учащихся исследовательские умения и навыки разного характера.
Развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и исследовательской деятельности. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют: сочинения, сообщения, рефераты, рисунки, схемы, составление презентаций, кроссвордов по истории и обществознанию.
Например: список некоторых тем выполняемых учениками:
- в 5 классе - «Орудия труда первобытных людей», «Древний Восток», «Один день ассирийского земледельца (можно воина.), «Путешествие в Древнюю Финикию», страну можно взять любую, «Восстание Спартака»; « Александр Македонский». «Мой любимый исторический герой».
- в 6 классе - «Один день рыцаря», «Путешествие в средневековый город», «Мой любимый исторический герой» и т.д.
- в 7 классе - «Смутное время», «Степан Разин - народный герой или разбойник?», «Мое отношение к Петру I», «Что мне запомнилось из истории России XVII-XVIII вв.», «Участник крестового похода», «Участник Столетней войны» «Мой любимый исторический герой».
- в 8 классе - «Отечественная война 1812г.», «Что мне запомнилось из истории России XIX вв.», «Мой любимый исторический герой», «Мое отношение к декабристам», «Мое отношение к народникам». «Хочу ли я быть Наполеоном?», «Мой любимый исторический герой».
- в 9 классе - «Страшное слово ГУЛАГ», «Первая Мировая война» «Вторая мировая война», «Гражданская война на Севере», «Что мне запомнилось из истории России XX вв.», «Участники и ветераны ВОв моего родного края» и т.д.
- по обществознанию с 5 по 9 класс: «Конституция», «Государство», «Экономика», «Политика», «Моя Семья», «Мои сверстники», «Личность», «Политические партии РФ», «Политический деятель» и т.д.
Результативность исследовательских работ заключается в том, что деятельность такого рода обеспечивает ее участникам:
-
формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности, а зачастую и исследовательского типа мышления;
-
сформированность большинства общеучебных информационных умений;
-
освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;
-
более осознанный подход к выбору профессии и мировоззренческих ценностей, жизненных установок.
-
Повышение качества образования, приобретение навыков самообразования.