«Исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хантагарова Марфа Михайловна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Казачинская СОШ»



«Исследовательская деятельность

в преподавании истории и обществознания»


Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Основные черты исследовательского обучения:

1.Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.

2.Учитель должен создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.

3.Знакомство с историческими фактами должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.

4.Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.

В последнее время возрастает роль исследовательского обучения как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения - создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.


Цель и задачи организации исследовательской деятельности

учащихся на уроках истории и обществознания


Учащиеся не могут получить достаточно объективные представления, сделать правильные выводы. И именно по этому, учителю истории необходимо, организовать на своих уроках исследовательскую деятельность. Учащиеся должны четко понять - изучать историю только по учебнику не возможно; оценить то или иное событие, опираясь на один, даже очень «солидный» исторический источник не является реальным.

Цель: организации исследовательской деятельности - обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.

Основные задачи:

1.Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.

2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.

3.Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

Формы проведения учебных занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.

Организовывая работу учащихся, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.

Уровни организации исследовательской деятельности.

1.Первый уровень. Урочная деятельность.

На первом этапе исследовательская деятельность понимается как форма учебной работы. Здесь формируются основы исследовательской деятельности. В работу включены все ученики.

Основной задачей организации исследовательской деятельности является формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического материала.

Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ научной информации. Прежде всего, учитель рекомендует детям список литературы, необходимой для изучения исторического материала.

Выбранные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:

- библиографирование литературы по теме исследования;

- реферирование литературы по учебному вопросу;

- умение цитировать, ссылаться на авторов изученных исторических источников;

-использование технических средств, для переработки информации.

2.Второй уровень. Внеурочная деятельность

Основные задачи организации исследовательской деятельности на втором уровне:

1.формирование умений и навыков, необходимых для ведения научно- исследовательской деятельности;

2.выявление учащихся, склонных к научной деятельности.

Ведущие виды деятельности: планирование исследования, проведение исследования, оформление и защита результатов исследования.

Перечисленные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:

-постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижения;

-разработка и формулирование гипотезы исследования;

-планирование хода исследования;

-оценка практической эффективности исследования.

Исследовательская деятельность на этом этапе реализуется, главным образом, в рамках элективного курса.

3.Третий уровень. Научно-исследовательская деятельность

На высшем уровне реализуются следующие задачи:

1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;

2.Подготовка выявленных учащихся для систематичной научно- исследовательской работы.

Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.

Формируемые умения и навыки:

- обоснование выводов;

- защита перед аудиторией своих выводов;

- убедительное отстаивание своих идей;

- анализ выполненной работы.

Результат работы: участие в районных и школьных конкурсах конференциях.

Учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности:

- изучение литературы по теме исследования;

- анализ научной информации;

- планирование исследования;

- проведения исследования;

- оформление и защита результатов исследования.

Такая деятельность позволяет развивать у учащихся исследовательские умения и навыки разного характера.

Развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и исследовательской деятельности. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют: сочинения, сообщения, рефераты, рисунки, схемы, составление презентаций, кроссвордов по истории и обществознанию.

Например: список некоторых тем выполняемых учениками:

- в 5 классе - «Орудия труда первобытных людей», «Древний Восток», «Один день ассирийского земледельца (можно воина.), «Путешествие в Древнюю Финикию», страну можно взять любую, «Восстание Спартака»; « Александр Македонский». «Мой любимый исторический герой».

- в 6 классе - «Один день рыцаря», «Путешествие в средневековый город», «Мой любимый исторический герой» и т.д.

- в 7 классе - «Смутное время», «Степан Разин - народный герой или разбойник?», «Мое отношение к Петру I», «Что мне запомнилось из истории России XVII-XVIII вв.», «Участник крестового похода», «Участник Столетней войны» «Мой любимый исторический герой».

- в 8 классе - «Отечественная война 1812г.», «Что мне запомнилось из истории России XIX вв.», «Мой любимый исторический герой», «Мое отношение к декабристам», «Мое отношение к народникам». «Хочу ли я быть Наполеоном?», «Мой любимый исторический герой».

- в 9 классе - «Страшное слово ГУЛАГ», «Первая Мировая война» «Вторая мировая война», «Гражданская война на Севере», «Что мне запомнилось из истории России XX вв.», «Участники и ветераны ВОв моего родного края» и т.д.

- по обществознанию с 5 по 9 класс: «Конституция», «Государство», «Экономика», «Политика», «Моя Семья», «Мои сверстники», «Личность», «Политические партии РФ», «Политический деятель» и т.д.

Результативность исследовательских работ заключается в том, что деятельность такого рода обеспечивает ее участникам:

  • формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности, а зачастую и исследовательского типа мышления;

  • сформированность большинства общеучебных информационных умений;

  • освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;

  • более осознанный подход к выбору профессии и мировоззренческих ценностей, жизненных установок.

  • Повышение качества образования, приобретение навыков самообразования.


© 2010-2022