Рабочая программа по модулю Основы православной культуры 5 класс ФГОС

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ, 5 класс

Учебник: А. В. Кураев «Основы православной культуры» Москва, «Просвещение », 2014 год

Программа общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2012 год

Автор программы - А. Я. Данилюк


Пояснительная записка


Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех требований к содержанию образования. Особенно - требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.

Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.

Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций

многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи:

- знакомство с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Учебный курс создаѐт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-

государственного, духовного единства российской жизни.

Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

- ориентации на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- системы связей, между другими учебными предметами.

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались принципы: научность, доступность, культуросообразность.

• Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

• Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4-5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

• Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты:

- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие этических чувств;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

- осуществлять информационный поиск;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Материально-техническое оснащение:

1. А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М., «Просвещение», 2012 г.

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. А. В. Кураев. Основы православной культуры. 4-5 класс. - М.: Просвещение, 2014 г.


КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить 3 уровня духовно-нравственного развития:

  • Низкий уровень

  • Средний уровень

  • Высокий уровень

Показатели

Планируемые результаты образовательной деятельности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нравственные чувства

Имеет представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает нравственные правила, принципы, нормы этики,

но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных и нравственных чувств в ситуациях высокого эмоционального напряжения.

Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно

аргументирует

свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные.

Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России.

Нравственная позиция

Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе.

При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует различные способы поиска

информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках.

Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует различные способы поиска

информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках.

Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики.

Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ и т.п.

Нравственное поведение

В основном выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

Преимущественно под непосредственным руководством учителя участвует в просмотре кинофильмов и другой внеурочной и внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки.

Всегда выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе, просмотре кинофильмов, путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания

Является образцом нравственного поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества.

Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем.

К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития школьников, можно отнести:

  • способы и умения осуществления сотрудничества учащихся в классе и с учащимися 5 класса;

  • личные достижения учащихся и класса в целом;

  • самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;

  • работу ученика в паре, малой группе детей;

  • заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;

  • творческие находки и уникальные «продукты» детской деятельности как формы признания их социальной значимости, «портфель» ученика и его презентацию.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

1.

Россия - наша Родина

1

II

Основы православной культуры

28

2.

Культура и религия

1

3.

Человек и Бог в православии

1

4.

Православная молитва

1

5.

Библия и Евангелие

1

6.

Проповедь Христа

1

7.

Христос и его крест

1

8.

Пасха

1

9.

Православное учение о человеке

1

10.

Совесть и раскаяние

1

11.

Заповеди

1

12.

Милосердие и сострадание

1

13.

Золотое правило этики

1

14.

Храм

1

Экскурсия в православный храм

15.

Икона

1

16.

Творческие работы учащихся

1

17.

Подведение итогов

1

18.

Как христианство пришло на Русь

1

19.

Подвиг

1

20.

Заповеди блаженств

1

21.

Зачем творить добро?

1

22.

Чудо в жизни христианина

1

23.

Православие о Божием суде

1

24.

Таинство причастия

1

25.

Монастырь

1

Посещение храма

26.

Отношение христианина к природе

1

27.

Христианская семья

1

28.

Защита Отечества

1

29.

Христианин в труде

1

III

Духовные традиции многонационального народа

6

30.

Любовь и уважение к Отечеству

1

31.

Подготовка творческих проектов

1

32.

Подготовка творческих проектов

1

33.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём селе» и т.д.

1

34.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

1

35.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

1

Всего

35


Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка - защитник Родины»

«Мои друзья - люди разных национальностей и вероисповеданий»

Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)


№ п/п


Тема урока

Учебно-методический комплекс

Словарь терминов

Межпредметная связь

Региональный компонент

ЦОРы

Дата план

Дата факт

Д./з.

  1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

    1

    Россия - наша Родина.

    С. 4-5

    Россия, Отечество, Родина, патриот, столица, президент, государственные символы, духовные традиции

    Литературное чтение, окружающий мир

    Моя малая Родина

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур.1 вопрсы и задания

    1. Основы православной культуры.

    2

    Культура и религия.

    С. 6-7

    Родина, Христианство, Православие, культура, религия

    Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО

    Культурные традиции нашей семьи

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур.2 вопрсы и задания

    3

    Человек и Бог в православии.

    С. 8-11

    Спасибо, Творец, Бог, Создатель, премудрость, всемогущество, вездеприсутствие, любовь

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур.3 вопрсы и задания

    4

    Православная молитва.

    С.12-15

    Православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

    Моя молитва

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур.4 вопрсы и задания

    5

    Библия и Евангелие.

    С. 16-19

    Священное писание, Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Откровение

    Литературное чтение

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    Презентация к уроку

    Ур.5 вопрсы и задания

    6

    Проповедь Христа.

    С. 20-23

    Христианство, Нагорная проповедь, вера, православие

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур.6 вопрсы и задания

    7

    Христос и Его Крест.

    С. 24-27

    Богочеловек, Боговоплощение, Крест, жертва

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур.7 вопрсы и задания

    8

    Пасха.

    С. 28-31

    Спаситель, Пасха Христова, Великий пост, пасхальное яйцо,

    Воскресение

    ИЗО

    Праздник в нашей семье

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур.8 вопрсы и задания

    9

    Православное учение о человеке.

    С. 32-35

    Тело, душа, внутренний мир человека.

    Литературное чтение

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур.9 вопрсы и задания

    10

    Совесть и раскаяние.

    С. 46-39

    Добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой,

    раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур. 10 вопрсы и задания

    11

    Заповеди.

    С. 40-41

    Заповедь, различение добра и зла, этика, блаженство, царство небесное, миротворец

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур. 11 вопрсы и задания

    12

    Милосердие и сострадание.

    С. 42-45

    Милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня

    Любовь к ближнему

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур. 12 вопрсы и задания

    13

    Золотое правило этики.

    С. 46-47

    «Золотое правило этики», неосуж-дение, нрав ственность

    Литературное чтение

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 13 вопрсы и задания

    14

    Храм.

    С. 48-51

    Икона, иконостас, Царские врата, алтарь

    ИЗО

    Храм Пресвятой Богородицы

    в нашем селе

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 14 вопрсы и задания

    15

    Икона.

    С. 52-55

    Икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.

    ИЗО

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 15 вопрсы и задания

    16

    Творческие работы учащихся.

    С. 56

    ИЗО, музыка, литературное чтение

    Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

    lib.pstgu.ru/icons/, pravolimp.ru

    zakonbozhiy.ru, azbyka.ru/tserkov/

    Ур. 16 вопрсы и задания

    17

    Подведение итогов.

    С. 57


    Ур.

    17 вопрсы и задания

    18

    Как христианство пришло на Русь.

    С. 58 - 61

    Церковь, крещение

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 18 вопрсы и задания

    19

    Подвиг.

    С. 62 - 63

    Подвиг, человеческая жертвенность,

    подвижник

    Литературное чтение

    Их подвиг будет жить вечно

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 19 вопрсы и задания

    20

    Заповеди блаженств.

    С. 64 - 67

    Миротворцы

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 20 вопрсы и задания

    21

    Зачем творить добро?

    С. С. 68-69

    Самоотверженность, святой

    Литературное чтение

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур. 21 вопрсы и задания

    22

    Чудо в жизни христианина.

    С. 70 - 71

    Христианские добродетели

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур. 22 вопрсы и задания

    23

    Православие

    о Божием суде.

    С. 72 - 75

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 23

    вопрсы и задания

    24

    Таинство Причастия.

    С. 76 - 79

    Причастие, литургия,

    церковное таинство

    Причастие

    в твоей жизни

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 24 вопрсы и задания

    25

    Монастырь.

    С. 80 - 83

    Монах, монахиня, монашеские обеты, послушание, инок

    Литературное чтение

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 25 вопрсы и задания

    26

    Отношение христианина

    к природе.

    С. 84 - 87

    Милосердие, «экологический кризис»

    Окружающий мир

    Милосердие

    к животным.

    Мои домашние питомцы

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 26 вопрсы и задания

    27

    Христианская семья.

    С. 86 - 87

    Венчание, обручальное кольцо, венец, тактичность

    Литературное чтение

    Традиции нашей семьи

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур. 27 вопрсы и задания

    28

    Защита Отечества.

    С. 88 - 91

    Оборонительная война

    Литературное Чтение

    Защитники Родины

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Презентация к уроку

    Ур. 28 вопрсы и задания

    29

    Христианин

    в труде.

    С. 92 - 93

    Грех людей, пост

    Литературное чтение

    Пост в нашей семье

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 29 вопрсы и задания

    III. Духовные традиции многонационального народа России


    30

    Любовь и уважение

    к Отечеству.

    С. 94 -95

    Отечество, Россия, Родина

    Литературное чтение

    Любовь

    к ближнему

    Эл. Приложение

    к учебному пособию

    А. В. Кураева

    Ур. 30 вопрсы и задания

    31-32

    Подготовка творческих проектов.

    Подготовка творческих проектов

    33

    Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

    Подготовка творческих работ

    34

    Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг» и т. д.

    Подготовка творческих работ

    35

    Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

    Творческое задание на лето




    © 2010-2022