• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству

Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Методическая разработка


«Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству»















Содержание

Стр.

Введение

3

1. Основная часть

4

1.1. Цели технического творчества

4

1.2. Задачи технического творчества

4

1.3. Принципы отбора содержания и организации учебного материала

4

1.4. Требования к подготовке у обучающихся творческих навыков

5

1.5. Виды контроля

6

2. Изучение массообменных процессов на уроках технического творчества

7

2.1. План урока технического творчества

2.2. Ход урока технического творчества

Заключение

Источники информации

Приложение

















ВВЕДЕНИЕ

Техническую мысль нельзя остановить так же, как нельзя повернуть историю вспять.

Техническое творчество обучающихся по специальности 240107.01Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ - это "мост" к знаниям специальным, полученным на занятиях технического творчества, к техническому опыту и к профессии.

Большое внимание уделяется в последние годы вопросам технического творчества. При этом, техническое творчество не сводят к кружкам "умелые руки", а понимают под этим процесс поиска новых идей и решений в различных областях человеческой деятельности, учитывающий не только саму процедуру постановки и решения задачи, но и разнообразные аспекты, связанные с организацией поисковых групп, управлением их деятельностью, развитие творческих способностей каждого конкретного решателя.

Научно-техническое творчество - одно из важнейших направлений работы с обучающимися в сфере образования, которое позволяет наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности.

Система научно-технического творчества обучающихся призвана содействовать эффективному решению проблемы воспроизводства инженерно-технических кадров, обладающих способностью к опережающему развитию и создать условия для формирования и развития основных компетенций обучающихся по конструированию и моделированию в области технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.

Научно-техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность - это и школа формирования высоких нравственных качеств человека, основа инновационной деятельности и важнейшая составляющая образования.

Техническое творчество является одним из замечательных видов досуговой деятельности.


1. Основная часть

1.1. Целями технического творчества являются формирование:

- у обучающихся технических знаний,

- технологических умений и навыков,

- абстракционного мышления во внеклассной деятельности по профессиональной подготовке;

1.2. Задачами технического творчества являются:

(согласуются с типовыми задачами согласно ГОСТу)

- дать понятие технического творчества как особой творческо-конструкторской деятельности в области техники;

- обеспечить получение обучающимися новых знаний в области техники и технического творчества;

- ознакомить обучающихся с основными задачами и проблемами

творческо-технической деятельности, видами, направлениями и методами творческого технического конструирования;

- ознакомить обучающихся с основами рационализации и изобретательства, возможностями получения научно-технической и патентной информации;

- ознакомить обучающихся с методами решения технических творческо-конструкторских и изобретательских задач;

1.3. Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Основными принципами отбора содержания и организации учебного материала являются:

- принцип гуманизации, предполагающей формирование позиции обучающегося как субъекта своей образовательной и профессиональной деятельности;

- принцип приоритетности - значимости фундаментальных основ технического творчества, технических наук, технологий и производства;

- принцип преемственности - использование межпредметных связей с учебными курсами, изученными обучающимися ранее ( процессы и аппараты химической технологии, технология производства химических продуктов, материаловедение и слесарные работы);

- принцип практической направленности - востребованность полученных знаний и умений в будущей практической деятельности;

- принцип научности - соответствие содержания обучения и приобретаемых студентами знаний уровню научно-технического и социального прогресса, построение его на основе новейших достижений науки, техники и технологий; использование методов научного познания, развивающих мышление обучаемых, подводя к поисковой и творческой работе;

- принцип модульности - укрупнение дидактических единиц.

В основу структурирования учебного материала положена логика системного и последовательного раскрытия теоретических основ технического творчества.

Методической особенностью обучения обучающихся является: использование на занятиях различных педагогических технологий и ролевых игр, элементов творческого проектирования.

Для реализации творческого потенциала обучающихся предусмотрено использование традиционных форм обучения:

- лекционные и практические занятия,

- итоговые творческие проекты, выполненные в процессе самостоятельной работы обучающихся.


1.4. Требования к подготовке у обучающихся творческих навыков

В результате изучения курса обучающийся должен

знать:

- теоретические основы и особенности технического творчества и творческо-конструкторской деятельности;

- основные виды творчества,

- направления творческой технической деятельности;

- методы конструирования;

- возможности поиска;

- накопления научно-технической и патентной информации;

- основы рационализации и изобретательства;

-методы решения технических творческо-конструкторских и конструкторско-технологических задач;

уметь:

- самостоятельно решать технические, творческо-конструкторские задачи различной направленности;

- самостоятельно проектировать, организовывать техническую творческую деятельность на уроках и во внеклассной деятельности;

- пользоваться специальной и справочной литературой, научно-технической и патентной информацией;

владеть:

- методами творческого конструирования;

-методами решения технических, творческо-конструкторских и изобретательских задач и применения их в практической деятельности;

1.5. Виды контроля

Входной контроль - тестирование.

Текущий контроль знания и умения обучающихся осуществляется:

- в устной и письменной формах, по результатам творческих работ;

- проектирование и проведение уроков (изготовление стендов, макетов, презентаций);

- конспектирование, анализ и реферирование научно-методической и учебной литературы;

- подбор дидактических материалов; выступления с сообщениями на практических занятиях (доклады);

- сбор материалов для методического портфеля, техническая творческая работа.

Рубежный контроль проводится между модулями - тестирование,

собеседование, контрольные срезы, доклады, творческие работы, проверка результатов выполнения заданий.

Промежуточный контроль - участие в выставке технического творчества.

Итоговый контроль - зачет.

2. Тема: «Изучение массообменных процессов» (абсорбция, адсорбция, экстракция, ректификация и т.д.)


2.1. План урока технического творчества

Цели:

  • обобщить знания и умения по теме раздела;

  • развить умение оценивать работу обучающихся;

  • воспитывать интерес к профессии.

Метод проведения занятия:

- самостоятельная работа обучающихся.

Объект труда:

- изготовление цветных стендов по процессам химической технологии;

-изготовление объемных макетов отдельных узлов и установок технологических процессов;

- макет отдельного оборудования.

Межпредметные связи:

  • процессы и аппараты химической технологии;

  • технология производства химических продуктов;

  • общая химическая технология.

Наглядные пособия:

Технологические схемы базового производства ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Оборудование:

Картон, фанера, цветная бумага, маркеры, фломастеры, пластмасса, шаблоны.

Источники информации:

1. Сугак А.В. Процессы и аппараты химической технологии. М.: «Академия», 2005.

2. Баранов Д.А., Кутепов А.М. Процессы и аппараты. М.: «Академия», 2005.

3. Захарова А.А. Процессы и аппараты Химической технологии. М.: «Академия», 2006.


2.2. Ход урока технического творчества

1. Организационная часть (3 мин.)

1.1. Контроль посещаемости.

1.2. Проверка готовности обучающихся к урокам.

2. Повторение пройденного материала

2.1 Показ фильма «Ректификация»

Текст преподавателя о значимости массообменных процессов химической промышленности.

Массообменные и диффузионные процессы характеризуются переносом компонентов исходной смеси из одной фазы в другую посредством диффузии. К этой группе относятся процессы абсорбции, перегонки, экстракции, кристаллизации, адсорбции, сушки. Их протекание обуславливается законами массопередачи и зависит от гидромеханических и температурных условий.

Ректификация- процесс, при котором испарение исходной смеси и конденсация образующихся паров проводится многократно в колонных аппаратах, называемых ректификационными колоннами. При каждом контакте жидкости и пара из жидкости испаряется преимущественно легколетучий компонент, а из паровой фазы конденсируется в основном высококипящий компонент. В результате такого взаимодействия пары, поднимающиеся по колонне, обогащаются низкокипящим компонентом. Пары, которые отводятся из верхней части колонны и конденсируются, состоят в основном только из НК и называются дистиллятом. Жидкость, удаляемая из нижней части колонны, по составу близка к чистому ВК и называется кубовым остатком.

3. Творческая практическая работа по группам (4 группы)

3.1. "Художественное моделирование"

  • Изучение технологических схем (приложение № 1);

  • Выбор материала для изготовления стендов и макетов (приложение № 2);

  • Выполнение обучающимися заготовок (фрагментов) будущей модели (приложение № 3);

  • -Сбор модели в полном объеме (приложение № 4);

  • - Защита модели (приложение № 5).

4. Подведение итогов. Вручение приза за изготовление лучшего макета.

Приложение № 1

Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству


Технологическая схема процесса ректификации

Приложение № 2

Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству



Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству

Приложение № 3

Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству



Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству

Приложение №4

Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству

Схема получения бутилкаучука в среде метилхлорида

Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству

Стенд процесса абсорбции и десорбции

Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству

Ректификация трехкомпонентной смеси

Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству

Территория ЦГФУ (Газофракционирующей установки)


Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству

Ректификация многокомпонентной смеси


Методическая разработка «Организация работы обучающихся на занятиях по техническому творчеству

Макет оборудование химических предприятий

Заключение

Техническое творчество тесно связано с подготовкой обучающихся к будущей профессией. Оно дает представление о современных методах развития науки техники.

Воспитание творческих черт личности, характерно для рабочего современного производства, неразрывно связано с организацией и целенаправленном педагогическим руководством техническим творчеством обучающихся, которое рассматривается в качестве наиболее эффективного средства развития таких его компонентов, как техническое мышление, пространственное воображение и представление, изобретательная смекалка, умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.

В процессе творческой деятельности у обучающихся постепенно вырабатывается тенденция обдумывания вопроса, где, что нужно изменить, улучшить, совершенствовать.

Изготовление технических объектов - это практическая деятельность обучающихся, которая предполагает осмысленное применение знаний, полученных при изучении предметов профессионально-технического цикла.

Актуальность формирования творческих способностей у обучающихся реализует не только теоретическое знания процессов химической технологии, но и дает практические навыки в чтение схем технологических процессов и проектировании моделей химической промышленности.

«Продукты» технического творчества применяются на уроках производственного и теоретического обучения. Они непосредственно влияют на повышение уровня усвоения знаний и умений у обучающихся в освоении профессии.















Источники информации

1. В.А. Бесекерский, Е.Е. Попов. Теория систем автоматического управления. Изд. Профессия -Л., 2007.

2. А. И. Воячек, Основы проектирования и конструирования машин
Изд. ПГУ -М., 2008.

3. А.В. Михайлов, Д.А. Расторгуев, А.Г. Схиртладзе. Основы проектирования технологических процессов машиностроительных производств.
Изд. ТНТ -М., 2010.

4. В.Е. Селезнев, В.В. Алешин, С.Н. Прялов, Математическое моделирование трубопроводных сетей и систем каналов Изд. Макс-Пресс -М., 2007.

5. А.Г. Схиртладзе, С.И. Дворецкий, Ю.Л. Муромцев, В.А. Погонин. Моделирование систем, Изд. Академия-М.,2009.

© 2010-2022