План-конспект занятия Печем блинчики

Данное занятие рассчитано на педагогов дополнительного образования декоративно-прикладной направленности и учителей технологии, является своего рода одной из ярких возможностей вернуться к генетической памяти, обратиться за помощью к истокам через изготовление декоративных блинчиков в технике изобразительной нити. Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МО ДИНСКОЙ РАЙОН «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»







План - конспект занятия

Тема: «Печем блинчики»

Подготовила педагог творческого объединения

«Нитяная графика»

Карсакова Лариса Анатольевна





План-конспект занятия Печем блинчики





























2015 г.

ст. Динская

Мастер-класс по изготовлению блинчиков

в технике изобразительной нити.

Тема: «Печем блинчики»

Цель: Познакомить с историей праздника ШИРОКОЙ МАСЛЕНИЦЫ. Приобщить детей к народным традициям декоративно - прикладного искусства и бытового дизайна.

Задачи

образовательные:

познакомить детей с традициями празднования Масленицы; расширить знания об обрядовой еде; показать детям, что Масленица - широкий праздник, она объединяет семьи, дарит людям надежду на будущее; научить готовить подарки;

воспитательные:

воспитывать любовь к народному творчеству, традициям; прививать эстетический вкус при выполнении работы, аккуратность, терпение;

развивающие:

развитие творческих способностей, образного мышления и познавательного интереса к национальным культурным ценностям, к народной культуре.

Основной целью является - приобщение детей к истокам русской культуры.

Оборудование и дидактические материалы: образцы блинчиков, схемы изонити «Заполнение окружности», ножницы, нитки катушечные (мулине или «Ирис»), бумажные одноразовые тарелки, бисер (желтый, оранжевый или черный), ручные иглы и игольницы, кнопки и коврики для прокалывания, клей ПВА.

Используемые технологии: игровая технология, технология индивидуализации обучения.


План занятия.

  1. Организация начала занятия.

Приветствие.

Проверка готовности к занятию.

  1. Сообщение нового материала.

Объявление темы и цели занятия.

Рассказ «История и традиции праздника «Масленица».

Презентация «Встречаем масленицу».

  1. Практическая работа.

Изготовление блинчиков в технике изобразительной нити.

Физминутка.

4. Заключительная часть.

Выставка изготовленных блинчиков.

Обсуждение творческих и цветовых решений.

Обмен идеями по применению полученного опыта.

Ход занятия.

  1. Организация начала занятия.

  2. Сообщение нового материала.

Вступительное слово педагога, рассказ:

Если спросить у любого прохожего, что такое "Масленица", каждый, наверное, ответит - это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому.

Масленицу провожали - весну встречали,
Гостья погостилася, с зимушкой простилася,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну кликают.

Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой, ядрёной бабой, с румяными щеками, коварными глазами. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

Этот праздник отмечали ещё с языческих времён, в честь бога плодородия Велеса. С приходом христианства он был принят православной церковью под названием "сырная" или "мясопустная неделя". А с XVI века стал называться Масленицей.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с ним они съедают частичку его тепла и могущества. В этот период времени - последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной.

Масленица - это, прежде всего, обильная и сытная пища. Нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

На масленицу уже нельзя есть мясную пищу. Мясоед (период, отделяющий зимний, Рождественский пост от весеннего, Великого) подходит к концу, и воскресенье накануне масленицы оказывается последним днем, когда разрешается есть мясо. Вот почему этот день получил в русском народе название "Мясное заговенье". Однако основным блюдом на масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много - с четверга по воскресенье. Это время называется широкой масленицей. В народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. Как вы, уже наверное, поняли, в отличие от многих других праздников, на масленицу чревоугодничают не только дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе.

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На санях катаемся,
Блинами объедаемся.

В дни проводов Масленицы на главной улице города или села устраивали настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселился честной народ. По улицам ходили ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы), одетым в женские наряды. А знаете ли вы, что раньше было принято одевать чучело в мужской кафтан да лапти и непременно в руки давать посуду, на которой пекли блины. Было принято разводить повсеместно костры и бросать в огонь старое тряпье, ненужную утварь. В центре устанавливали высокий столб с колесом на вершине, символизирующий ярко пылающее солнце.

Масленица - это недельный праздник, праздник - обряд с хороводами, песнями, плясками, играми.

А вы знаете, ребята, что у каждого дня масленичной недели есть своё название?

Понедельник - "Встреча".

В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, "чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна". Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим - поминать усопших.

Вторник - "Заигрыши".

С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причём по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.

Среда - "Лакомка".

В этот день тёщи угощали своих зятьёв. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счёт: "Придёт зять - где сметаны взять", "Нет чёрта в доме, пригласи зятя".

"Широкий четверг".

Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни, пили пиво.

Пятница - "Тёщины посиделки".

В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тёщу в гости.

Суббота - "Золовкины посиделки".

Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.

"Прощёное воскресение" или "Заговенье".

Последний день Масленицы. Соломенную Маслёну сжигали, пепел рассеивали по полям, чтобы дать силу новому урожаю. Объедались блинами, "блин - не клин, брюха не расколет", - смеялся народ. Вечером с низкими поклонами и поцелуями люди просили друг у друга прощения за старые обиды и оскорбления. Шло очищение от всего греховного. Масленица заканчивалась, наутро начинался Великий пост.

Это последняя неделя перед Великим постом, едят много, вкусно, а главное блюдо - блины. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, больно я устала.
Кончилось весельице - беритесь за делице,

Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели?
Да какая же Масленица без блинов горячих и румяных…
3. Практическая работа: «Изготовление блинчиков в технике изобразительной нити».

Начинаем «печь блины»:

ШАГ 1

Нам понадобятся: бумажные одноразовые тарелки, ножницы, ручные иглы и игольницы, нитки, кнопки и коврики для прокалывания, клей ПВА.

План-конспект занятия Печем блинчики


ШАГ 2

Выполним проколы на внутренней части бумажной тарелки (по окружности, с шагом 0,5 - 1,0 см), используя коврики и кнопки с ручкой для прокалывания.

План-конспект занятия Печем блинчики

ШАГ 3

Используя схему «Заполнение окружности» в технике изобразительной нити, одним из вариантов заполним тарелку ажурной сеткой, аналогичной при выпекании блинов на сковороде.


«Заполнение окружности» в технике изобразительной нити.

План-конспект занятия Печем блинчики

План-конспект занятия Печем блинчики

План-конспект занятия Печем блинчики,,

Физминутка.

Мы стираем, мы стираем,
Поласкаем, поласкаем (имитируем движения)
Мы бельё прополоскали,
И ни сколько не устали,
А теперь его отжали,
Стряхнули и повесели (движения стряхивания, отжимания и развешивания).

ШАГ 4

«Допечем блинчик до готовности» второй ажурной сеткой, используя нитки другого цвета.

План-конспект занятия Печем блинчики

ШАГ 5

Наш блинчик в тарелочке практически готов, подадим его красиво, «вкусно» - «с ложечкой красной или черной икры по центру», а помогут нам в этом - бисер и клей ПВА.

«Блинов ажурных хоровод

Счастливым сделает наш год»

План-конспект занятия Печем блинчики





















Список использованных источников:









  1. Заключительная часть .

По мере изготовления дети свои работы выставляют на общий стенд или стол. Педагог проводит сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются декоративные блинчики, выявляются наиболее аккуратные и сделанные со вкусом. Участники мастер-класса анализируют композиционные и цветовые решения, качество выполнения. Подведя итоги, интересно обменяться идеями по применению полученного опыта.



Список использованных источников:

  1. Леонова О.В. Рисуем нитью - С.-П.: «Литера» ,2005 г.

  2. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - М.: «Ученик», 2003 г.

Личные фотографии поэтапного изготовления блинчиков из ниток.


© 2010-2022