Программа летнего загородного оздоровительного лагеря

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец...
Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа

летнего оздоровительного лагеря

Возраст детей: 7-16 лет

Срок реализации: лето 2014 - лето 2018 гг.

Разработчики:

Калашникова Ю.А., учитель высшей

квалификационной категории СОШ№23,

Сорокина Т.Г., учитель первой

квалификационной категории СОШ№13



Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь - это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность.

В песне известного барда О. Митяева поется: «Лето - это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень комфортно. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить.

Лагерь может размещаться стационарно на базе ГЦДЮТиЭ «Атамекен» или, как вариант, это может быть загородный палаточный лагерь. В основу организации лагеря закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Данная программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья. Она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, экологического и нравственно - духовного воспитания в условиях лагеря.

Основная идея нашей программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.

1. Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

-принцип коллективной деятельности;

-принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;

-принцип самостоятельности.

Цель:

развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры.

Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда

здорового образа жизни.

2. Формирование интереса к различным видам деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую и экологическую культуру.

Сроки реализации программы: лето 2014 года - лето 2018 года

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- укрепление здоровья детей;

- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом, туризмом;

- расширение социального опыта;

- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;

- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

- формирование навыков природоохранительной деятельности в рамках Международного школьного проекта по использованию ресурсов и энергии (ШПИРЭ/SPARE) при поддержке Норвежского общества охраны природы и INFORSE Europe (Европейская сеть развития устойчивой энергетики).

2. Концептуальный подход


Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию народов Казахстана.

Основная деятельность лагеря направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

3. Этапы реализации программы.

1. Подготовительный этап (апрель) включает:

проведение совещаний при директоре ГЦДЮТиЭ «Атамекен» по подготовительной работе к летнему сезону;

разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря;

подготовка методического материала, необходимого оборудования и инвентаря;

подбор кадров;

разработка документации.

2. Организационный этап (май) включает:

знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

предварительное распределение детей по отрядам;

формирование законов и условий совместной работы;

подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

3. Основной этап (ежегодный летний период) включает :

запуск программы;

реализация основной идеи лагеря;

вовлечение детей в различные виды деятельности;

мониторинг эффективности реализуемой программы.

4. Заключительный этап (сентябрь)

Основной идеей этого этапа является:

подведение итогов летнего периода;

сбор методического материала по итогам летнего периода;

анализ предложений педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;

выработка перспектив деятельности организации.

4. Механизм реализации программы.

Программа реализуется в летнем оздоровительном лагере «Атамекен"

или в загородном стационарном палаточном лагере.

Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.

Направления и виды деятельности

1. Физкультурно-оздоровительный модуль.

Задачи: вовлечение детей в различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности; выработка и укрепление гигиенических навыков; расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы работы:

музыкальная утренняя гимнастика;

подвижные игры на спортивных площадках;

эстафеты, спортивные игры соревновательного направления;

проведение малых Олимпийских игр (все виды спорта);

обливание под контролем мед. работника;

использование методики скандинавской ходьбы;

катание на лодках по р. Чаган в пределах территории лагеря;

ежедневное использование Тропы здоровья;

беседы «Моё здоровье».

2. Эстетический модуль.

Задачи: прививать детям эстетический вкус; формировать навыки культурного поведения, общения; пробуждать в детях чувство прекрасного.

Основные формы работы: Ежедневно в лагере проводятся вечерние программы, подготовленные самими участниками смены (отрядами и досуговой службой лагеря). Мероприятия смены спланированы таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актерские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и пр.)

Периодичность проведения мероприятий:

выставки рисунков и поделок (1 - 2 раза за смену)

просмотр фильмов, мультфильмов (выезд в кинотеатр)

КТД (ежедневно по 1)

концертно-развлекательные программы (по 1 - 2 в день)

3. Трудовой модуль.

Задачи: формирование трудовых навыков и их совершенствование; воспитание у детей таких личностных качеств, как привычка к трудовому усилию, ответственность, бережливость; формирование чувства коллективизма в процессе труда.

Основные формы работы:

труд по самообслуживанию (дежурство по столовой, по отряду);

уборка территории;

4. Образовательный модуль.

Задачи: расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; реализация детьми знаний и умений.

Основные формы работы:

поездки, экскурсии;

беседы, лекции;

интеллектуальные игры.

5. Патриотический модуль.

Задачи: воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими историю своей страны, культуру, традиции своей семьи;

6. Экологический модуль.

Задачи: изучение мира природы - одна из сторон деятельности человека. Ребенок еще в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе.

Основные формы работы:

организация летних полевых практик, научно-исследовательских экспедиций, тематических смен в лагере. В ходе полевой практики учащиеся активно приобщаются к исследовательской работе по изучению природной среды и экосистем родного края, происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Приобретенные знания и умения позволят учащимся лучше усвоить программу биологии, экологии и географии, а собранные материалы, принять участие в экологических конкурсах, олимпиадах, детских конференциях.

Примерная тематика исследовательских работ:

Комплексные исследования окружающей среды - система наблюдений за состоянием всех компонентов природы: воды, почвы, атмосферного воздуха, растительного покрова и животного мира. Осуществляется с применением научных методов наблюдения и эксперимента.

1. Географическая характеристика территории лагеря «Атамекен»

2. Метеорологические наблюдения на территории Садовского озера

3. Паспорт реки Чаган

4. Гидробионты

5. Лекарственные растения

6. Земноводные

7. Пресмыкающиеся

8. Растения экологической тропы

9. Насекомые - вредители леса.

10. Лишайники

11. Влияние антропогенных факторов среды на биосостояние растений.

12. Растительность вдоль лесных троп

5. Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи:

«Правила пожарной безопасности»

«Правила поведения на прогулках»

«Правила при поездках в автотранспорте»

«Безопасность при проведении спортивных мероприятий»

«Правила дорожного движения»

«Правила поведения на воде»


6. Методическое сопровождение программы


Основными методами организации деятельности являются:

1. Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

2.Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

3. Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

4. Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

5. Метод исследовательский

Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;

Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

7. Схема управления программой

Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 15 лет различных социальных групп.

Для организации работы по реализации программы смены:

-проводятся ежедневные планерки воспитателей;

-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);

-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

В основе воспитательной системы - активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.

8. Формы и методы работы.


Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что- либо, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания.


9. Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

10. Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.

11. Методическое обеспечение.


  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

  2. Должностные инструкции всех участников процесса.

  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

  5. Проведение ежедневных планёрок.

  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов

Примерное тематическое планирование на летний период.

Содержание деятельности


Ответственные.

1.

День защиты детей.

2.

Экскурсия в природу.

3.

Интеллектуальный конкурс «В стране чудес и загадок».

4.

Творческий конкурс « В гостях у Бабы-Яги».

5.

Всемирный день окружающей среды.

6.

Состязание «Выше, быстрее, дальше»

7.

Подготовка к открытию лагеря.

8.

Конкурс рисунков «Разноцветное лето»

9.

«Президентские состязания».

10.

Развлекательная игра «Каникулы в Простоканикулово».

11.

Открытие лагеря.

12.

Интеллектуальная игра «Звездный час».

13.

День символов РК

14.

Конкурс рисунков « Я люблю тебя, мой Казахстан».

15.

Соревнование «Физкульт, Ура!»

16.

Спортивно-игровая программа «Мой веселый звонкий мяч».

17.

Развлекательно-спортивная программа «День индейца».

18.

Викторина по экологии «На лесной полянке».

19.

Малые Олимпийские игры.

20.

Спортивные игры.

21.

Конкурс фигур из песка.

32.

Викторина «По грибы, по ягоды».

33.

Шуточная олимпиада.

34.

Чемпионат по футболу.

35.

Конкурсы «самый, самый».

36.

Конкурс рисунков «Здоровье - мое богатство».

37.

Реквием памяти.

38.

Развлекательный конкурс « Когда всем весело».

39.

Вечер творчества.

40.

Музыкальная перестрелка.

41.

Интеллектуально- развлекательная игра

«Крестики-нолики»

42.

Час вопросов и ответов.

43.

КВН « Все на свете интересно».

44.

Конкурс рисунков « Мой лагерь лучше всех».

45.

Экологический спринт.

46.

День сюрпризов.

47.

Музыкальный ринг.

48.

Викторина «Квадрат или круг»

49.

День здоровья.

50.

Чемпионат по волейболу.

51.

Туристическая викторина.

52.

Вечер аттракционов.

53.

Спартакиада лагеря.

54.

День Нептуна.

55.

День прыгуна.

56.

Праздник цветов.

57.

День народных игр.

58.

Интеллектуальный конкурс « В стране чудес и загадок».

59.

Состязание «Спортивный стадион».

60.

Мультиляндия

61.

Туристический поход.

62.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

63.

Мисс «Дюймовочка» и «Мистер лагеря»

64.

Фруктовый сад.

65.

Веселые старты.

66.

Экологическая игра «Знатоки природы».

67.

Творческий конкурс «Юморина».

68.

«Сказочные эстафеты».

69.

Соревнования по теннису.

70.

Собиралочка

71.

Шип - шип шоу

72.

Викторина «Все о животных».

73.

Юморина «Крутое» яйцо

74.

«Веселые финиши».

75.

«Литературная дуэль».

76.

«Шип, шип-шоу»- развлекательная игра.

77.

Спортивно- развлекательная игра « Веселый паровозик».

78.

Спортивная игра « На рыбалке у реки».

79.

Поиграем в экономику «Энергосбережение - вот верное решение»

80.

«Песенная карусель».

81.

Конкурс знатоков.

82.

Военизированная игра «Зарница».

83.

«Яблочный бум».

84.

«По следам сказок»- познавательная игра.

85.

Соревнования по футболу.

86.

Песенный конкурс.

87.

Страна игр.

88.

«Девочки плюс мальчики» конкурсная программа.

89.

«Когда в лесу пожар».

90.

Закрытие лагеря.




© 2010-2022