Взаимодействия школы и семьи как современная педагогическая проблема

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействия школы и семьи как
современная педагогическая проблема

Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы обусловлена объективной необходимостью формирования единой воспитательной среды. Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «школа - семья - общественность - производство». Новые организации помощи семье (центры помощи семье, семейные консультации, семейные клубы) недостаточно распространены, а контакты семьи со специалистами таких центров носят разовый характер. Поэтому основной, реальной структурой, способной оказывать помощь семье, на данном этапе остается школа. Многолетние пребывание ребенка в школе позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.
Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка со как школы, так и семьи.
Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.
Несмотря на теоретическую разработанность проблемы взаимодействия школы и семьи на практике зачастую результаты теоретических исследований используются весьма ограниченно. Формализация процесса взаимодействия с семьей со стороны школы, нежелание педагогов менять сложившиеся негативные стереотипы в данной сфере обуславливают кризис существующей системы взаимодействия «школа-семья». Несмотря на это и школа и родители осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд.
Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи.

Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

К факторам семейного воспитания относятся материальные условия жизни семьи, ее структура, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотношений родителей семьи разделяются на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют. В большинстве семей, где существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми и отзывчивыми. Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но чаще плохо.

Факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. Для этого необходимо следующее:

- разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;
- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.
- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.

Взрослея, мы часто забываем свое детство, юность и как следствие перестаем понимать своих детей. Не умея поставить себя на их место, оценить их точку зрения, привыкнуть к их вкусам. Видя, всё это они (дети) отдаляются и уже не допускают нас к себе. Чтобы этого не произошло, нашим взрослеющим детям нужна не столько опека, сколько дружеские советы, умное руководство, стремление к сотрудничеству, взаимопонимание и им нужная духовная поддержка. Детям нужна не крикливая помощь, не навязчивые советы, как это часто бывает и в школе и в семье. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте, быть интересным для своих детей. Необходим тесный союз семьи и школы.

Но в этом таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Надо учесть, что серьёзной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения детей. Дети, как правило, особенно в младших и средних классах, рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, дают оценку поступкам учителей. В этих случаях исходящая от детей информация не всегда объективная (ведь перед нами ребенок). Ученик не сознательно навязывает свою точку зрения родителям, а тем подчас просто некогда разобраться. Все это мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители и классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами, и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

1.1Опыт взаимодействия школы и семьи в создании единого образовательно-культурного пространства

Сегодня, в условиях рыночной экономики, при переходе от общества индустриального к обществу постиндустриальному и информационному, мир жестко предъявляет к будущему поколению новые требования: он должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, должен учиться всю свою жизнь. И именно, "сегодняшние" школьники, станут "завтрашней" опорой нации, от их личного благополучия зависит, и благополучие общества. Воспитание такого человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, внеклассной работы, общественно-полезного труда и семейного воспитания. В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы:

  • необходимость экономического, а порой и физического выживания;

  • разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;

  • дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;

  • дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;

  • резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;

  • психолого-педагогическая неграмотность родителей.

Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешне, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу ребенка из влияния семьи". Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.

В данной ситуации, необходимо использовать все возможные формы и методы продуктивного взаимодействия семьи и школы, повысить педагогическую культуру родителей, найти механизмы совместного воздействия и сотрудничества, учитывая интересы и специфику жизни современных детей. Сегодня, школа, взяв сегодня курс не только на обучение и воспитание, но и на социализацию школьника, формирование жизненной компетентности, развитие социально значимых качеств личности, воспитание самостоятельного человека, обязана работать в "единой плоскости" с семьёй, создавая соответствующее образовательно-культурное пространство, в которой живет и развивается школьник. Педагогам школ надо осознать и принять семью - базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, во многом зависят формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни.

Партнёрские отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и её главные нравственные качества. Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Безусловно, школы накопили громадный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями.

При организации работы с родителями нужно установить между родителями и учителями доверительные, взаимообогащающие контакты, затрагивающие разные стороны воспитания и обучения детей, способствующие повышению педагогической культуры родителей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Родители учащихся школы на первом и втором году обучения ещё принимают активное участие в школьной жизни своих детей, но к старшим классам их активность постепенно угасает, они считают ребёнка самостоятельным, не требующим родительского внимания и поддержки. Поэтому первоочередной задачей нашей школы является необходимость активизации родительского участия, нахождение различных путей привлечения интереса родителей к школьной жизни своих детей. Работу педагогов нужно строить на следующих принципах сотрудничества педагогов и родителей, поддерживаемых и проводимых администрацией:

  • отношения педагогов и родителей должны строиться на принципах равенства, уважения мнения друг друга;

  • одна из важнейших сторон взаимоотношений учителей и родителей этичность;

  • все общение педагога с родителями должно быть пронизано принципом взаимопомощи;

  • одна из важнейших составляющих успеха во взаимодействии учителя и родителей - это информированность, причем должен быть налажен регулярный обмен информацией.

Родители, несомненно, хотят знать информацию о своем ребенке, и мы обязаны предоставить им абсолютно достоверную информацию, но никоим образом нельзя сводить ее к жалобам и негативной оценке. Допустим, учитель сообщает родителям действительные факты и указывает на реальные недостатки детей. Правильно ли он поступает? С его точки зрения правильно, ибо, во-первых, он говорит правду, то есть то, что было в действительности, а, во-вторых, разве смысл воспитания не в том, чтобы совместными усилиями преодолевать отрицательное поведение детей. "Неблагодарные" родители при этом уходят от такого учителя в раздражении и больше не хотят бывать ни на родительских собраниях, ни на индивидуальных беседах. В чем же дело? А дело в том, что иная правда хуже воровства. Учитель сам не разобрался в мотивах и причинах поведения своего ученика, или не хотел это сделать вовсе, нагрузил родителя информацией негативного характера, с которой родители собственно не знают что делать. Отсюда следующий принцип:

  • высокая психологическая просвещенность учителя.

Педагог всегда должен точно знать, о чем информировать и как информировать родителей. Если успешно соблюдаются предыдущие правила, то есть большая вероятность привлекать многих родителей к сотрудничеству в ведении собственно школьного, общественного воспитания, и это очень полезно. Так появляются у учащихся общие интересы с родителями, общие темы для бесед, общие позитивные впечатления о школе.

  • важность и необходимость организации работы по пропаганде педагогических психологических знаний.

Но работа эта не столь проста, потому что многие из них уверены, что и сами хорошо разбираются в том, как надо воспитывать собственных детей. Мы считаем, что родителей можно и нужно просвещать и обучать независимо от их образования и социального статуса, так как даже родителю с самым высоким образованием, порой не всегда под силу, правильно принять, понять и разобраться в существующих инновациях учебно-воспитательного процесса.

Работу с родителями можно строить в разнообразных направлениях и формах:

1. Составление характеристик семей учащихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень; социальные паспорта на каждого учащегося школы; личные дела учащихся).

2. Организация диагностической работы по изучению семей (тестирование будущих первоклассников; беседы специалистов; диагностика, в различных формах, эмоциональной сферы учащихся, показателей здоровья, уровня развития познавательной активности и эффективности воспитательной работы; работа социального педагога; индивидуальные и групповые консультации родителей специалистов школы; сотрудничество с базовыми дошкольными учреждениями).

3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей (тематические общешкольные собрания; система родительских лекториев; тематические классные собрания; работа психологической службы школы; психологические тренинги и занятия для родителей; советы и рекомендации психолога, логопеда, социального педагога, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, директора, завучей; психологическая, педагогическая и социальная поддержка, просвещение; дни открытых уроков в классах; дни открытых дверей школы).

4. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся

5. Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета

6. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса, помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (работа родительских комитетов в классах; общешкольные и классные родительские собрания; работа общешкольного родительского комитета; участие родителей в работе педагогического совета, совета профилактики и малого педсовета; свободные консультации директора, завучей, социального педагога, психолога).

7. Активное включение, при необходимости, в работу с семьей педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, библиотекаря, педагога-организатора, воспитателей ГПД (индивидуальные и групповые консультации специалистами - тематические и по требованию родителей; контроль и поддержка жизнедеятельности социально неблагополучных семей; обеспечение родителей методической литературой; психологические тренинги; анкетирование; изучение родительского мнения для определения приоритетных направлений работы).

8. Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг (функционирование группы продлённого дня; организация горячего питания и подвоза детей; расширение спектра услуг дополнительного образования: предметные кружки (информатика, математика, русский язык, иностранный язык); кружки эстетического цикла (вокальный, театральный, хореографический, изостудия), оздоровительная работа. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования города: занятия экологического направления, художественное моделирование для девочек и мальчиков, декоративное творчество, спортивные секции. Разнообразие образовательных услуг, преподавание по различным программам).

9. Психологический всеобуч педагогов школы. (Психологические тренинги. Оказание методической помощи педагогам. Наличие в библиотеке специальной литературы. Обмен положительным опытом.)

Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

При планировании работы, также нужно учитывать статус семей, образование, средний возраст родителей

1.2. Основные направления деятельности классного

руководителя в работе с учащимися и их родителями

Основная задача классного руководителя (общая с задачами родите­лей) - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потреб­ностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и пси­хического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать классному руководителю о своих трудностях.

На первое место работы педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребенка обу­словливает успехи в учебе и уровень его общего развития.

Приведем некоторые интересные факты зависимости состояния школьника от состояния его здоровья. И педагоги, и ученики должны знать, например, что головная боль, нервозность связаны школьников с ухудшением зрения. В 70% случаев постоянная раздражительности, вспыльчивость, неадекватная реакция учащихся вызвана заболеваниями желудочно-кишечного тракта или отсутствием нормального сна. Врачи считают, что если у школьника хронические кашель и на­сморк, то это явление может быть серьезным симптомом возможного заболевания селезенки, надпочечников, желез внутренней секреции.

Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:

просвещение детей по программе «Здоровье»;

привлечение к этой деятельности преподавателя физической культуры, родителей;

подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие осознания учениками самоценности здоровья;

информация для родителей о специфике физического развития, вы­несение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской и практической работе с родителями учеников и самими учениками.

Второе направление деятельности классного руководителя - об­щение.

Общение - это воздействие, обусловливающее самое макси­мальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на при­знанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя спо­собствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к че­ловеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся.

1. Высшая ценность - человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, усло­вие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.

2. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индиви­дуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Классный руководитель должен воспринимать детей как носителей автономного индивидуального внутреннего мира и поэтому быть про­стым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в органи­зации дела, то есть профессионально компетентным.

3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе - в введении ребенка в контекст современной культуры? Глав­ная их роль - стать регулятором норм общения между людьми, крите­риями оценки поступков человека.

Культура, как и вся жизнь, постоянно изменяется, находится в по­стоянном развитии. Задача педагога - помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление деятельности классного руководителя - это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области оз­начает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных осо­бенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистиче­ской» позиции (А. С. Макаренко).

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего про­фессионального определения;

б) осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познава­тельные интересы ученика, стимулирующих любознательность, ис­следовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатываю­щих программы коррекции общеучебных умений отдельных уча­щихся и всего класса;

г) организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление деятельности классного руководителя - это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Класс­ный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом про­фессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребен­ка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотно­шений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция роди­тельского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспита­ния, о целях и задачах личностного развития школьников на данный пе­риод, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных спо­собностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспи­тания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечи­вающие и коррекцию личности родителей.

1.3. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:

В практической работе с родителями учащихся классный руководи­тель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодейст­вия. Причем и в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями

  • родительские собрания

  • общеклассные и общешкольные конференции

  • индивидуальные консультации

  • посещение на дому

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями явля­ется родительское собрание.

Рекомендации по проведению родительских собраний

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением лично­стей учащихся.

Классные родительские собрания. Классные родительские собра­ния проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно прово­дить и чаше. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере ин­теллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравствен­ной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить вы­ставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учеб­ной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система органи­зации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образо­ванности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают ди­ректор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для де­монстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) име­ют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Роди­тельские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые ра­ботают в школе. В их задачу входит проведение социологических и пси­хологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они гото­вят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заяв­ленной проблеме.

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаи­модействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить ин­дивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуаль­ная консультация должна иметь ознакомительный характер и способст­вовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учи­тель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и вы­яснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;

  • его увлечения, интересы;

  • предпочтения в общении в семье;

  • поведенческие реакции;

  • особенности характера;

  • мотивация учения;

  • моральные ценности семьи.

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупре­ждения конфликтных ситуации, для налаживания взаимоотношений ме­жду родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Ис­пользовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны стано­виться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи яв­ляется посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для это­го необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

1.4. Нетрадиционные формы работы с родителями

  • тематические консультации

  • родительские чтения

  • родительские вечера

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного пла­на и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, возможно, решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тема­тической консультации с помощью специальных приглашений. В тема­тической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохрани­тельных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители полу­чают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерная тематика консультаций для родителей:

  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

  • Плохая память ребенка. Как ее развить?

  • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

  • Наказания детей. Какими им быть?

  • Тревожность детей. К чему она может привести?

  • Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

  • Грубость и непонимание в семье.

  • Талантливый ребенок в семье.

  • Друзья детей - друзья дома или враги?

  • Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родите­лями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсу­ждения.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопро­сы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель со­бирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиоте­каря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтени­ях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя кни­гу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изме­нение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно спла­чивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собст­венный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров

  • Год рождения ребенка - каким он был, этот первый год?

  • Первые книжки ребенка.

  • Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

  • Друзья моего ребенка.

  • Праздники нашей семьи.

  • «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

  • День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

  • Песня, которые пели мы и поют наши лети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуж­дениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительские тренинги. Родительские тренинги - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодейст­вие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверитель­ным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был ре­зультативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает воз­можность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоцио­нально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые зада­ния, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный об­раз», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье».

Родительские тренинги - одна из дискуссионных форм общения ро­дителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Во­просы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудито­рии в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей апло­дисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодейст­вия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель - счастье подрастающей личности, входящей в современную куль­турную жизнь.

Заключение

Учителя, дети, родители живут в необычном временном измерении: их календарный год исчисляется от сентября до сентября. Сентябрь точка отчета и каждый раз это новый этап жизни. Подводя итоги, прошлого мы стараемся больше заострять внимание на положительных моментах в деятельности школы, радуемся успехам, новым идеям, ведь именно они благоприятно влияют на весь большой коллектив, дают возможность сохранить духовный потенциал школы.

Концепция модернизации образования подчеркивает исключительную роль семьи и школы в решении задач воспитания, поэтому сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Однако сколько существует школа, столько и существует проблема взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Мне хотелось бы повести разговор о положительном сотрудничестве школы и родителей, о степени их влияния на ребенка. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной работы. Приходится отмечать, что система семейного воспитания претерпевает значительные изменения, разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:


  1. Однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях.

  2. Снижение во многих семьях влияния старшего поколения.

  3. Утрата многих традиций народной педагогики.

  4. Урбанизация общества, усиливающая проблему общения детей и взрослых.

  5. Гипертрофированная телемания общества, то есть родители отдают предпочтение просмотру телевизора, нежели общению с детьми.

Почему школа сегодня стремится к активному взаимодействию с родителями, в первую очередь, чтобы совместными усилиями решать проблемы воспитания и образования. Задача совместной деятельности учителей и родителей - создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы. На протяжении нескольких лет наша школа использует творческие формы работы с родителями, в основе которых заложены следующие ориентиры:


  • взаимоуважение;

  • тактичность;

  • активность всех участников воспитательного процесса.

Пути руководства семейным воспитанием:


  • непосредственное воздействие воспитателей и учителей на родителей с целью педагогически - целесообразной организации жизни семьи;

  • воздействие на родителей через учащихся;

  • влияние воспитательной системы школы, ее атмосферы на создание здорового климата в семье.

Взяв за основу творческие формы работы с родителями, именно такие неординарные формы способствуют взаимодействию школы и родителей, помогают родителям лучше понять детей.

Анкетирование, проводимое среди учащихся школы, по оцениваю жизненно - важных ценностей, среди которых здоровье, знания, друзья, карьера, любовь и др., показывает, что семья занимает самое важное место в жизни ребенка. Поэтому значимым в воспитательной работе школы является использование творческих форм работы с родителями по многим воспитательным направлениям, таким как нравственное, эстетическое, гражданско - патриотическое воспитание, через коллективно творческие дела.

Есть выражение «достучаться до сердца», а мы хотим достучаться до родителей, чтобы им хотелось чаще бывать в школе, видеть какой интересной школьной жизнью живут дети. Школа должна для родителей быть открытой, ведь главная ее цель заключается в том, чтобы родители принимали школу как дом, где хорошо и тепло их детям. В свою очередь школа должна оказывать помощь родителям в установлении с детьми отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, любимым и необходимым. Конечно, не все родители посещают школьные мероприятия, а тем более принимают в них непосредственное участие, но, такие мероприятия носят объединяющий характер, сближают родителей, учителей, детей. Такой комплекс мероприятий помогает определить оптимальные пути воспитания ребят, повышает приоритет семьи у всех субъектов воспитания.

Воспитание - это посев зерна, чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Однако можно растение выращивать и в болоте и на песках, только это потребует траты стольких сил, которые будут совершенно неравнозначны полученному результату. Следовательно, как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Думается, что сложившаяся система творческих взаимоотношений между школой и родителями - является добротной почвой, которая даст хороший урожай.


© 2010-2022