Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики «Чебоксарский электромеханический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

МЕТОДИЧЕСКОЕ РАЗРАБОТКА

по дисциплине " Экономика организации"

Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

открытый урок-конференция на тему «Основные средства предприятия»

Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия




МП.ОП.02-15




Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятияАвтор Баценкова О.Г.

(Фамилия И. О.)

Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

(подпись) (чч.мм.гггг)







2015


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК ____________

наименование ЦК

Председатель_____________

Протокол заседания ЦК

от_­­­­­_______20_ №____

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

_________И.Е. Игольникова

РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим советом

Протокол заседания

от_­­­­­_______20_ №____

Зам. директора по УМНР

____________О.Б. Кузнецова

Аннотация

Методическая разработка по дисциплине " Экономика организации" открытый урок-конференция на тему «Основные средства предприятия» предназначена для студентов групп специальности «вычислительные машины и сети» . Урок- конференция носит практический характер при овладении знаний по дисциплине «Экономика организации».

Основной акцент в изучении темы конференции был сделан в докладе «Состояние основных средств и их влияние на экономику». Были рассмотрены актуальные проблемы состояния основных средств в отраслях, последствия их изношенности и устаревания, проведены параллели по республике Чувашии. Студенты делали выводы по полученной информации.

Автор:

Баценкова Ольга Григорьевна .

Рецензенты:

Преподаватель ГАПОУ ЧР «ЧЭМК»

Ианова С.А.____________________

Преподаватель БПОУ ЧР «ЧЭТК»

Дрезина О.М. __________________


Пояснительная записка


Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, а также практически решать возникающее перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Меняющийся мир предъявляет новые требования к выпускнику колледжа.

Поскольку конференция -это собрание, совещание представителей определенной профессии, то урок-конференцию нужно рассматривать исходя из данного определения. Такой урок можно организовать как совещание историков экономической науки, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки в производстве, как собрание специалистов разных профилей, решающих общую глобальную проблему, например проблему экономического и финансового кризисов. Конференции, как правило, значительно расширяют знания учащихся. В нашем случае, конференция служит площадкой для подведения итогов уроку-экскурсии, проведенному на ЗОА «Чебоксарский электромеханический завод».

Экскурсия была запланирована специально для изучения одной из самых сложных тем дисциплины «экономика организации» - «основные средства предприятия», так как наглядное представление позволяет выявить интерес у студентов к изучению сложных вопросов. ЗАО ЧЭМЗ является сегодня одним из наиболее эффективно развивающихся предприятий республики Чувашии. Студенты увидели работу предприятия на практике, ознакомились с основными производствами, новейшим оборудованием и технологиями.

Так как на конференциях выступают с докладами и сообщениями, то доклады - основа этого типа урока. Особенность его еще и в том, что все сообщения ученики готовят самостоятельно и дома, а на уроке их только произносят. Базой, на которой зиждется эта работа, служит дополнительная литература - научно-популярные книги и журналы, газеты. Конференция не мыслима без информационных технологий. Поэтому ее лучше проводить в виде презентаций в программе Power Point.

Используя конференции как метод познания, студенты приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над конференциями, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения и самореализоваться как личность.

Экскурсия и урок-конференция были запланированы в двух группах специальности «вычислительные машины и сети» В1-07 и В2-08. Выбранные группы - в целом средние. Однако группа В1- 07 более творчески подошла к подготовке к конференции, проявила самостоятельность, творческую активность. Ими были выполнены отличные презентации с фото- и видео-сюжетами, сделан качественный подбор информации о истории развития предприятия и основной продукции завода. На конференции бала выбрана экспертная группа из числа студентов, которые по заданным критериям оценили презентации. Особенно хочется отметить студентов: Абатова К., Бреткина Е., Авдиенко Д., Тумаев М., Скворцов Д. - группа В1-07., Тащев Е., Семенов А. - группа В2-08

В начале конференции студенты описали свои ожидания, поставили цели, им было предложено на основе имеющейся информации после экскурсии и собственной интуиции составить список основных средств. В конце были высказали пожелания и отзывы как о экскурсии, так и о конференции. Единогласное мнение обеих групп - больше посещать такие предприятия, как ЗАО ЧЭМЗ, в нескольких отзывах было желание работать на этом предприятии. Хочется отметить, что наши студенты получили приглашение на прохождение практики с дальнейшим трудоустройством.

Основной акцент в изучении темы конференции был сделан в докладе «Состояние основных средств и их влияние на экономику». Были рассмотрены актуальные проблемы состояния основных средств в отраслях, последствия их изношенности и устаревания, проведены параллели по республике Чувашии. Студенты делали выводы по полученной информации.

Теоретическая часть конференции прошла в виде лекции с использованием презентации. В ходе лекции студентам было предложено на основании новых знаний поправить список основных средств, заполненный в начале конференции. Такой метод позволяет оценить свои первоначальные представления и сравнить их с полученными в ходе лекции знаниями. Для проверки и контроля знаний в заключении проведена викторина с фото- и видео- сюжетами. Результаты показаны хорошие и отличные.

На перспективу необходимо наметить проведение таких экскурсий и конференций в ходе изучения других, не менее сложных тем дисциплины «экономика организации».


Сценарий урока-конференции

Тема «Основные фонды предприятия»


  1. Организационная часть

1.1. Приветствие (слайд 1.)

1.2. Раздаются карточки - задания, опорные конспекты. (пункты 1,2,3 карточки студенты заполняют перед конференцией, а в заключении - пункт 4., слайд 4), (Приложение 1).

1.3. План конференции (слайд 2)

  1. Организационная часть: приветствие, регистрация участников

  2. Доклад «Состояние основных фондов и их влияние на экономику» - преподаватель О.Г. Баценкова.

  3. Отчет студентов по уроку-экскурсии на ЗАО «Чебоксарский электромеханический завод»

  • Доклад «История развития ЧЭМЗ»

  • Доклад «Экскурсия на завод»

  • Доклад «Продукция ЧЭМЗ»

  1. Краткая лекция «Основные фонды предприятия», викторина.

  2. Подведение итогов: оценки презентаций экспертной группой студентов, самоанализ викторины, рефлексия.

1.4. Цель урока-конференции: (слайд 3)

  • Развить познавательный интерес и мотивы у студентов в изучении как экономики в целом, так и в частности, одной из наиболее сложных тем «Основные фонды предприятия».

  • Обеспечить знание понятия «Основные средства».

  • Развивать навыки устной речи и слушания, умение сопоставлять факты и события

  • Воспитывать активную жизненную позицию.

1.5. Задачи: (слайд 3)

  • Дать представление о проблемах и состоянии основных фондов в России и Республике Чувашия.

  • Познакомить учащихся с оборудованием, инструментами и другими основными средствами конкретного предприятия (в ходе экскурсии на предыдущем занятии на ЧЭМЗ).

  • Самостоятельная домашняя работа студентов по сбору и анализу информации о ЗАО «ЧЭМЗ» и подготовка презентаций к конференции.

  • Дать возможность самостоятельно оценивать свои выступления, доклады других студентов и преподавателя.

  • В начале конференции студентам предложено описать свои ожидания, поставить цели. Им было предложено на основе имеющейся информации после экскурсии и собственной интуиции составить список основных средств.

1.6.Обеспеченность занятия

- Мультимедийное оборудование

- Презентации

- Опорный конспект по теме «Основные средства»

  • Раздаточный материал «Карточка участника конференции»

1.7. Источники информации для подготовке к конференции:

сайты новостных информационных агентств:

  • rian.ru

  • rbc.ru

  • interfax.ru

  • reuters.ru

  • kommersant.ru

официальный сайт ЗАО «ЧЭМЗ» - chemz.ru

2. Доклад «Состояние основных средств и их влияние на экономику» (презентация преподавателя, слайды 5 - 17)

В настоящее время состояние основных производственных фондов России характеризуются большой долей износа, а их технологический уровень является отсталым .

- Можем ли мы сказать, что в России наблюдается экономический рост?

На начало 2010г. по состоянию основных фондов наилучшие показатели имела пищевая промышленность с уровнем износа оборудования 33,5%, наиболее сложная ситуация была зафиксирована в электроэнергетике, топливной промышленности, машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности.

Почти половина всего оборудования (48,2%) была произведена более 20 лет назад. Средний возраст оборудования на российских предприятиях, по данным государственных статистических органов, составляет 20,7 лет.

В нефтяной промышленности свыше 20 лет эксплуатируется около 70% магистральных нефтепроводов. Износ основных фондов НПЗ приближается к 80%.

В газотранспортной системе России, наиболее интенсивно развивавшейся в период с 1975 по 1985 годы, требует замены парк установленных на компрессорных станциях газоперекачивающих агрегатов. При проектном моторесурсе 15-17 лет, 15% мощностей ГПА эксплуатируются более 25-ти лет. Парк ГПА на 85% представлен газотурбинными установками, до 30% которых морально и физически устарели.

В угольной промышленности состояние основного шахтного и карьерного оборудования характеризуется, как и в других отраслях ТЭК, высокой степенью износа, оцениваемой в 60-70%. (слайд 6, фотографии последствий взрыва на шахте «Распадская» в мае 2010 года)

Степень износа производственных фондов в электроэнергетике составила к 2012 году свыше 50%, причем степень износа активной части основных фондов достигла 65% и из них полностью изношенных около 26%. (слайды 7, 8, 9 - фотографии последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС)

В медицине. Приведу пример, Архангельск. Медики собирались провести 29 мая 2010 митинг протеста. 450 врачей и медсестер из нескольких больниц требовали не повышения зарплаты, а оснащения медучреждений минимальным набором необходимого оборудования и лекарств. Во многих больницах области устарело или вышло из строя оборудование для гастроскопии, ЭКГ, рентгеноскопии, эндоскопии, оборудование для операционных. Это не только местная проблема: по стране износ основных фондов в здравоохранении составляет около 60%. Новое оборудование в больницы все же поставляется. Но врачей архангельской больницы № 1 возмутила как раз покупка за огромные деньги томографа, в то время как кардиограмму сделать не на чем.

В ходе реализации национального проекта «Здоровье», федеральных целевых программ в Чувашскую Республику поставлено новейшее диагностическое оборудование, которое позволило в разы увеличить число необходимых исследований. Полностью обновлен автопарк скорой медицинской помощи, введено оперативное управление машинами в условиях единой диспетчерской с использованием спутникового позиционирования, что позволило сократить среднее время ожидания врачей с 20, 9 до 13, 5 минут - это один из лучших показателей в России. Введены в эксплуатацию уникальные медицинские республиканские центры: перинатальный, кардиохирургический, диагностический, эндокринологический, гемодиализа, центр по лечению и реабилитации детей, Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования.

Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ достиг:

котельных - 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54%,

канализации - 56%.

Можно сделать вывод - износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. ( предлагается студентам привести примеры)

Транспорт: В последнее время, признал недавно В.В. Путин, потребности в транспортных услугах «только растут, однако существующая инфраструктура просто не в состоянии их обеспечить».

Объекты выходят из строя, устаревают технически и морально. «Приведу лишь несколько цифр: за 15 лет количество действующих аэропортов сократилось в четыре раза, большая часть железнодорожного парка воздушных и речных судов уже выработали предельные сроки эксплуатации, износ основных фондов речных портов составляет от 50% до 70%, а аэродромной сети приблизился к критическим 80%», - констатировал президент. (слайд 13)

Сельское хозяйство. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается:

снижение плодородия почв,

ухудшается состояние земель,

почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.

В результате проводимых с начала 90-х годов реформ произошло резкое снижение объёмов и экономической эффективности производства продукции животноводства. Существенно сократилось поголовье животных, разрушился генетический и производственный потенциал отрасли,обострилась конкуренция со стороны резко возросшего импорта (слайды 14,15).

Чем помогает государство: государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.", «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года», приоритетный национальный проект "Развитие АПК" и др.

- В завершении доклада можно выделить основные последствия изношенности и неэффективного использования основных фондов: (слайд 16)

  • снижение производительности труда,

  • уменьшение объемов производства,

  • увеличение себестоимости продукции,

  • снижение квалификации работников,

  • ухудшение условий труда,

  • отставание в научно- техническом и технологическом развитии,

  • неконкурентоспособность продукции на рынке,

  • техногенные и экологические катастрофы, травмы на производстве и т. д.

- Что можно сделать?

1. Расширение практики внедрения инноваций как одного из основных направлений модернизации промышленности.

2. Обновление основных фондов будет происходить с использованием потенциала отраслевой науки. Поэтому у предприятий должны складываться сегодня партнерские отношения с научными институтами и учебными заведениями.

3. Обновление и модернизация сегодня не возможны без грамотных, разносторонне развитых, высококвалифицированных специалистов.


  1. Отчет по уроку-экскурсии на ЗАО «ЧЭМЗ»

3.1. Выбор экспертной группы из числа учащихся (4 человека) для оценки докладов по критериям, представленным в приложении 3, (слайд 20)

3.2. Предлагается всем учащимся заполнить пункт № 4 в карточках участников. Не имея теоретической подготовки, используя информацию из доклада преподавателя и информации, полученной во время экскурсии на ЗАО «ЧЭМЗ», привести примеры основных средств и отнести их к определенной группе. (В завершении урока мы вернемся к этому пункту еще раз).

3.2.. Доклады студентов.

  • «История развития ЧЭМЗ»,

  • «Экскурсия на завод»,

  • «Продукция ЗАО «ЧЭМЗ».

3.3. Оценки экспертов.


  1. Постараемся систематизировать знания в ходе краткой лекции по теме «Основные фонды предприятия» и подкрепим их теоретическим материалом.

4.1. Основные фонды предприятия - это совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени (более 12 месяцев), сохраняют при этом на протяжении всего периода натурально-вещественную форму и переносят стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.

4.2. В опорных учащиеся заполняют структуру основных средств на рисунке1 (слайд 22).

Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятияОткрытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятияОткрытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятияОткрытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятияОткрытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия


Рис. Структура основных средств


Существуют следующие группы основных средств (слайд 23) :

1) Здания (корпуса цехов, складские помещения, производственные лаборатории и т. п.);

2) Сооружения (инженерно-строительные объекты, создающие условия для осуществления процесса производства: эстакады, автомобильные дороги, туннели, мосты);

3) Передаточные устройства (электросети, теплосети, газовые сети);

4) Машины и оборудование, в том числе:

- Силовые машины и оборудование (генераторы, электродвигатели, паровые машины, турбины и т. п.).

- Рабочие машины и оборудование (металлорежущие станки, прессы, электропечи и т. п.).

- Измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование.

- Вычислительная техника.

- Автоматические машины, оборудование и линии (станки-автоматы, автоматические поточные линии).

5). Транспортные средства (вагоны, автомобили, кары, тележки).

Сделаем выводы и запишем их в карточку участника:

  • чем выше доля активной части ОПФ, тем больше продукции будет произведено.

  • несмотря на то, что непроизводственные фонды не принимают участия в производстве, они играют важную роль - повышают материальный и культурный уровень жизни работников, улучшают благосостояние работников

Вернемся к пункту 4 в «карточке участника».Еще раз проанализируйте группы основных средств, если что-то было написано неправильно, отметьте и внесите изменения.

Проверим, насколько вы были внимательны на экскурсии и как усвоили информацию во время лекции (слайды 25-29).

Ответы студенты дают в карточках участника, которые заранее были выданы перед конференцией.

Вопросы викторины:

1. К какой группе ОПФ отнесете данное основное средство? (слайд 25)

2. Является ли инструмент в руках рабочего основным средством? (слайд 25)

3. Является ли основным средством то, что вы видите?. Если «да», то к какой группе относится? (слайд 26)

4. Перед вами склад комплектующих материалов. Являются ли они основными средствами? (слайд 27)

5. Что это за оборудование? (слайд 28)

6. Как называется этот станок? (слайд 29)


  1. Подведем итоги.

- оценки презентаций экспертной группой студентов,

- самоанализ викторины, оценка викторины.

- оценка конференции, отзывы и пожелания (заполняется пункт7 карточки участника)

Урок -конференция, как заметили студенты, «пролетел» незаметно. Атмосфера была очень творческая, конструктивная, психологически комфортная.

Цели открытого мероприятия достигнуты. Студенты усвоили сложный учебный материал, получили много новой информации, увидели практическое применение своей будущей профессии, у них появилось желание работать на производстве, они ощутили гордость за выбранную профессию (из отзывов студентов). Они стали яснее понимать роль экономических знаний в их будущей профессиональной деятельности.

На перспективу необходимо наметить проведение таких экскурсий и конференций в ходе изучения других, не менее сложных тем дисциплины «экономика организации».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка участника урока- конференции

Ф.И.О. _______________________________________________________

группы ____________________

1. Знали ли Вы до конференции, что такое «Основные средства»? _______ (да, нет)

2. Были ли Вы на каких-нибудь предприятиях до экскурсии на ЧЭМЗ?

_____________________________________________ __________________

(«нет», если «да», то на каких?)

3. Что ожидаете от конференции, какие цели ставите перед собой? ________________________________________________________________

4. Структура основных производственных фондов:

  1. Здания____________________________________________________

  2. Сооружения_______________________________________________

  3. Передаточные устройства ___________________________________

  4. Машины и оборудование ____________________________________

  5. Транспортные средства _____________________________________

  6. Инструмент _______________________________________________

  7. Производственный инвентарь ________________________________

  8. Хозяйственный инвентарь ___________________________________

  9. Рабочий и продуктивный скот________________________________

  10. Многолетние насаждения ___________________________________

5.

Вывод 1._______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Вывод 2. ________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Викторина

Правильный ответ

1. ______________________________________________ ____________

2. ______________________________________________ ____________

3. ______________________________________________ ____________

4. ______________________________________________ ____________

5. ______________________________________________ ____________

6. ______________________________________________ ____________

7. Ваши отзывы и пожелания ______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Критерии оценки презентации


Критерий

Презентация

№ 1

Презентация

№ 2

Презентация

№ 3

Умение выделять главную мысль


Логичность и последовательность изложения


Качество информации


Выделение смысловых разделов


Дизайн работы


Выразительность


Оценка информации, выводы

Итог


Эксперт ______________________________________ ___________ ________________

Ф.И.О. № группы подпись

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

3Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

4Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

5Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

6Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

7Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

8Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

9Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

1Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

0

1Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

1

1Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

2

1Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

3

1Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

4

1Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

5








16

1Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

7

1Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

8

1Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

9

2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

0

2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

1

2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

2

2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

3

2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

4

2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

5

2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

6

2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

7

2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

8


2Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

9

3Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

0



3Открытый урок-конференция на тему Основные средства предприятия

1







© 2010-2022