Парацентрическая технология на уроках окружающего мира в нач. школе

Парацентрическая технология обучения на уроках окружающего мира   в начальной школе. «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». Л.Дистервег Подготовила: Тайгамбаева Т.В,учитель начальной школы Теоретическая   часть.  Парацентрическая технология обучения (ПЦТО) – обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций, с последующим выходом на контроль и эталонное собеседование с педагогом. Автором данной  технологии является Надежда Николаевна Суртаева, д...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Парацентрическая технология обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить».
Л.Дистервег

Подготовила: Тайгамбаева Т.В,учитель начальной школы

Теоретическая часть.

Парацентрическая технология обучения (ПЦТО) - обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций, с последующим выходом на контроль и эталонное собеседование с педагогом. Автором данной технологии является Надежда Николаевна Суртаева, доктор педагогических наук, профессор РПГУ им.Герцена, Н.Н.-инициатор многих нововведений, которые обогатили и расширили современную педагогику. Со структурой этой технологии можно познакомиться в учебном пособии «Педагогические технологии».- СПб: НОУ «Экспресс»,2008, автор Н.Н. Суртаева.

Под средствами обучения понимается все то, что используется педагогом для организации учебно-воспитательного процесса по данной теме. При ПЦТО возможно реальное осуществление процесса индивидуализации, предоставление ученику права выбора метода и способа обучения, благодаря организации различных видов диалогового учения, одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса (ученик - ученик, ученик - средства обучения, ученик - педагог). В каждом диалоговом взаимодействии ученик затрачивает нужное ему количество времени для изучения материала, выбирает наиболее подходящее для него (для его стиля мышления и деятельности) средство обучения (из большого числа), выбирает методические указания наиболее доступные для него. Такая организация учебно-воспитательного процесса предполагает прохождение учащимися четырех-шести диалоговых видов общения. Из предложенных на занятии по ПЦТО средств обучения должны быть обязательные для изучения и дополнительные (используются по желанию учащегося), так же обязательным должен быть и диалог с педагогом. Для организации учебно-воспитательного процесса по ПЦТО педагогу необходимо подготовить следующий материал:

1)Подобрать основные и дополнительные средства обучения;

2) Маршрутные листы учителя и учащихся.( Приложение 1)

3)Разработать информационные листы(методические рекомендации) к каждому средству обучения;(Приложение 2)

3) Разработать Листы контроля учета ЗУН;(Приложение 3)

4) Продумать расстановку парт, расположить средства обучения;

Алгоритм работы по ПЦТО для учащихся.

Для отбора средств обучения на занятие по ПЦТО нужно учесть, чтобы они были доступны для понимания учащихся, какую бы последовательность общения с ними не выбрал ученик. В качестве средств обучения (СО) могут выступать специально разработанные учебные тексты с заданиями, учебные пособия, задачники, учебники, таблицы, видеоматериалы, электронные пособия, дидактические карточки и т.п. К каждому СО готовится методическое указание, в котором указывается, что делать при работе с ним. К началу изучения темы по ПЦТО педагог готовит контрольный лист, в котором указывает объем знаний, умений, который должен получить ученик при изучении темы. Это может быть представлено в виде вопросов, конкретных заданий, упражнений как образцов. Лист дается учащимся перед началом изучения темы. Хороший эффект дает применение ПЦТО при изучении таких тем, где требуется отработка каких-то навыков и умений до автоматизма. Парацентрическую технологию целесообразно осуществлять на сдвоенных уроках или отводить несколько пар уроков на предмет. Обучаясь по ПЦТО не только экономится время учения, устраняя неадекватные способы работы, но и позволяет учащимся сознательно отнестись к собственной мыслительной деятельности, управлять ею, целенаправленно осуществляя самоконтроль своих действий (зная структуру приема учащиеся успешнее рефлексируют собственные действия). При такой организации учебного процесса увеличивается возможность развития компетентностей учащихся в: - познавательной сфере деятельности (сами регулируют необходимость использовать несколько источников информации, планируют свою работу по изучению темы, отбору информации, самоконтроль и взаимоконтроль) - коммуникативной сфере (общение на разных уровнях) - профессиональной сфере (возможность решать профессиональные проблемы друг с другом или при помощи педагога).

Таким образом, по отношению к ребенку эта технология является личностно- ориентированной (цель - развитие личности ребенка посредством учебного предмета), гуманно-личностной (нет принуждения), а также технологией сотрудничества и свободного воспитания .

Апробация технологии. Практическая часть.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего спектра современных инновационных технологий, обмена опытом, апробирования в практике новых форм и методов обучения.

В современной школе все большую популярность приобретают нетрадиционные образовательные технологии обучения. Несомненно, учитель должен не только иметь представление о новых педагогических технологиях, но и овладевать ими, а также включать их в собственную практику. Познакомившись с современными технологиями обучения в ИРОО ,на курсах повышения квалификации ,я заинтересовалась парацентрической технологией обучения (ПЦТО) и апробировала ее на своем 4 классе.

Мое внимание привлекла парацентрическая технология , так как она обеспечивает высокий уровень индивидуализации обучения. Специфика младшего школьного возраста не позволяет перевести процесс обучения в начальной школе на ПЦТО полностью, однако ,на некоторых дисциплинах эта технология вполне применима.

Реализовать я ее попробовала на уроках окружающего мира, предмета, который на мой взгляд больше всего основывается на имеющихся у учащихся знаниях, где учебный материал доступен для самостоятельного изучения, связан с практическим опытом младших школьников.

При этом главная функция моя ,как учителя - управление, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общей образовательной цели. Такой подход позволяет создать психологический климат, в основе которого - доверительность, взаимопомощь, сотрудничество. Учитель становится «проводником» в мир знаний.

Систематическая самостоятельная познавательная деятельность учащихся формирует у них активную деятельностную позицию.

ПЦТО формирует следующие компетенции: умение ставить перед собой цель; умение планировать свою деятельность; умение контролировать результат; самостоятельно работать по плану; самостоятельно оценивать свою учебную деятельность; определять проблемы собственной деятельности и устранять их причины.

Формы контроля: конспект; беседа; тест; схема; таблица; выполнение задания по атласу, контурной карте.

2 года года работая по ПЦТ, я считаю, что принципиальные отличия данной технологии от других систем заключаются в следующем:

  • На занятиях школьники работают самостоятельно по инструкционным картам с разными средствами обучения;

  • Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников;

  • У учащихся формируются навыки самообразования.

Одной из главных целей работы учителя на уроках окр.мира является выработка у школьников необходимых компетенций:

  • Собирать и анализировать материалы, которые находятся в разных источниках;

  • Уметь обосновывать свою точку зрения, выстраивать свой ответ при собеседовании с учителем

Мой опыт работы по данной методике показывает, что она дает положительные результаты. Нестандартная расстановка ученических столов, возможность самим искать ответы на вопросы, которые зачастую формируют сами учащиеся, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, поиск истины - все это способствует формированию мотивации учащихся к получению знаний.

На этих уроках задействованы одновременно и работают согласно своим интеллектуальным возможностям и способностям все учащиеся класса. В данной технологии при составлении методических инструкций учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Методические инструкции строятся так, что даже самый слабый ученик, добывая знания, получает свою необходимую часть информации. А сильный ученик имеет возможность получить знания в большем объеме, а также проявить самостоятельность и использовать свой потенциал во всю силу.

Апробирование данной технологии показало, что самостоятельное добывание информации дает более прочные знания, так как каждый ученик участвует в процессе обучения, что не позволяет никому «отсиживаться» на уроках. Контрольные работы показали высокую результативность и успешное продвижение учащихся по учебной программе. Я бы назвала эту технологию - «уроки для ленивых». Нетрадиционные уроки нравятся всем учащимся без исключения, они даже стали спрашивать: «А когда у нас следующий урок по ПЦТО?»

Мы обучаем детей нового века. Их креативное мышление требует постоянного совершенствования нашей педагогической деятельности. Мы понимаем это и готовы осваивать новую технологии, изучать новаторские методики. Педагогический потенциал плюс творчество учащихся позволят стать школе конкурентоспособной.

Приложения

Приложение 1.

Маршрутный лист ( составляется учеником на все занятия самостоятельной работы)

Дата

С.О.1

С.О.2

С.О.3

С.О.4

Примечания

16.01

+

+

17.01

+

19.01 …..

+

+

……….

Маршрутный лист учителя

Ф.И.О. учеников

С.О.1

С.О.2

С.О.3

С.О.4




Приложение 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУКЦИИ

Тема: «Растениеводство»(3 кл.)

СО1(Рабочая тетрадь)

Методические инструкции

  1. Прочитай в учебнике на с. 53 первый абзац.

  2. В рабочей тетради напиши определение, что такое растениеводство (задание № 1 на с. 29).

  3. Запомни это определение.

Тема: «Растениеводство» (3 кл.)

СО2 (Учебник)

Методические инструкции

  1. Прочитай материал учебника на с.53, 56, 57.

  2. Ответь на вопрос:
    На какие три группы делят все культурные растения?

  3. В тетради нарисуй схему «Разнообразие культурных растений».

Тема. Природные зоны России (4 класс)

СО 1.(Учебник)

Методические инструкции

1.Прочитай материал учебника с.6-7.

2.Ответь на вопрос «Что называют природной зоной?»

3.Запомни это определение.

СО 2.(Географическая карта Природных зон России)

Методические инструкции

1.Найди природные зоны Арктики и тундры,тайги.

2.Пользуясь «легендой карты» расскажи о обитателях этих природных зон.

СО 3.(Рабочая тетрадь по предмету «Окружающий мир»)

Методические инструкции

1.Рассмотри иллюстрации животных на с.3-4. Найди лишнее.

2.Заполни таблицу «Обитатели природных зон» с.5

3. Запомни основных обитателей каждой из природных зон.

СО 4.(Гербарий)

Методические инструкции

1.Рассмотри образцы растительности природных зон.

2.Проведи сортировку растений в зависимости от зоны их произрастания.

Образец. Зона Тундры - ягель, карликовая береза,……

Зона Тайги - пихта, сосна, мхи……

И т.д.

СО 5.(Энциклопедии)

Методические инструкции

1.Изучи материал учебника на с.26-29.

2.Запомни обитателей смешанного леса.

3.Пользуясь энциклопедиями, составь паспорт любого обитателя смешанного леса по плану:

1)название

2)особенности внешнего вида

3)место обитания

4)способ питания

СО 1.(Учебник)

Методические инструкции

1.Изучи материал учебника на с.30-34.

2.Сравни зону степей и пустынь, назови основные отличительные особенности.

3.Назови обитателей растит и жив.мира этих зон.

СО 6.(Тест)

Методические инструкции

1. Внимательно прочитай задания(вопросы) теста. Выбери обычный или повышенный уровень будешь выполнять.

2.Выбери 1 из предложенных вариантов ответа, обведи его.

3.Внимательно проверь себя.

Приложение 3

Лист контроля учета ЗУН

Степень овладения материалом

Вопрос 1(СО 1)

«ПЗ -это…?»

Вопрос 2(СО 2)

В каких ПЗ распол.Россия?

Вопрос 3(СО 3)

Обитатели каждой изПЗ?

Вопрос 4(СО 4)

Расти.мир ПЗ России?

1.Уверенно знаю.


2.Почти знаю.


3.Впервые слышу.


(Учащиеся выстраивают «Кривую собственных достижений)








© 2010-2022