• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для специальности среднего профессионального образования 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для специальности среднего профессионального образования 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

     паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Культура речи  1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО   240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий».     Программа учебной дисциплины предназначена для изучения культуры речи в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу сред...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


  1. "Себряковский технологический техникум"










РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Культура речи

для специальности среднего профессионального образования

220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)


























2012

РАССМОТРЕНА

Протокол заседания ПЦК

№ _________

от «______» ____________ 20 _____ г.

_______________ О. И. Урюпинская


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

________________Н.А. Фирсова

«______» ____________ 20 _____ г.




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).



Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»

Разработчики:

ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум» преподаватель О. И. Урюпинская


Эксперты:

____________________ __________________________ __________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________________ __________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11






  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Культура речи


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий».

Программа учебной дисциплины предназначена для изучения культуры речи в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих специалистов среднего звена.

  1. 1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- знать лексические и фразеологические единицы языка;

- знать служебные и самостоятельные части речи;

- знать синтаксический строй предложения;

- знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;

- владеть нормами словоупотребления, уметь пользоваться словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологизмов;

- уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте;

- уметь редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

- уметь различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; создавать тексты учебно-научного и официально делового стилей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

Составление таблиц


4

Выполнение упражнений

7

Реферативные работы

5

Исправление предложений с нарушением языковых норм

4

Мини-сочинение

1

Лингвистический анализ текста

2

Составление деловых бумаг

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (в 1 семестре)



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение


Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества речи.

4

1


Самостоятельная работа:

Составление таблицы: «Языковые нормы».

2


Раздел 1. Фонетика.

10

Тема 1.1. Фонетические единицы языка.

Фонемы. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

2



1



Тема 1.2. Орфоэпические нормы.

Произносительные нормы и нормы ударения, орфоэпия отдельных форм и отдельных слов.

2


2

Тема 1.3. Варианты русского литературного произношения.

Произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.

2


1

Тема 1.4. Фонетические средства речевой выразительности.

Ассонанс и аллитерация. Ритм и интонация.

2

1

Самостоятельная работа:

Реферативная работа: «Фонетические средства речевой выразительности».

2


Раздел 2. Лексика и фразеология.

12

Тема 2.1. Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность слов.

2

1

Тема 2.2. Лексические и фразеологические единицы русского языка.

Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

2

1

Самостоятельная работа:

Задание 100 (внести исправления в предложения).

2


Тема 2.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Употребление в устной и письменной речи синонимов, антонимов паронимов. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.

2

2

Тема 2.4. Речевые ошибки.

Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

2

2

Самостоятельная работа:

Задание 106.

2


Раздел 3. Словообразование.

6

Тема 3.1. Способы словообразования.

Морфологический, лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический способы образования слов. Стилистические возможности словообразования.

2


1

Самостоятельная работа:

Н. В. Кузнецова. Задание 8, стр. 140.

2


Тема 3.2. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Нормы словообразования применительно к общенаучной и профессиональной лексике.

2


1

Раздел 4. Части речи.

10


Тема 4.1. Самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные и служебные части речи: на какие вопросы отвечают, что обозначают, морфологические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль.

2

1

Самостоятельная работа:

Задание 186 (заполнить таблицу).

2


Тема 4.2. Нормативное употребление форм слова.

Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

2

1

Тема 4.3. Стилистика частей речи.

Употребление грамматических форм слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста.

2

2

Самостоятельная работа:

Исправление предложений с нарушением морфологических норм.

2


Раздел 5. Синтаксис.

12

Тема 5.1. Основные

Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор словосочетания. Отличительные

2

1

синтаксические единицы.

черты словосочетания и предложения.




Тема 5.2. Простое, осложненное, сложное предложение.

Простое предложение, осложненное предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение, их характерные черты и синтаксические особенности.

2

2

Самостоятельная работа:

Исправление предложений с нарушением синтаксических норм.

2


Тема 5.3. Выразительные возможности русского синтаксиса.

Использование выразительных возможностей русского синтаксиса при создании собственных текстов.

2

1

Тема 5.4. Синтаксическая синонимия.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

2

1

Самостоятельная работа:

Реферативная работа: «Выразительные особенности синтаксиса».

2


Раздел 6. Нормы русского правописания.

8

Тема 6.1. Принципы русской орфографии.

Типы и виды орфограмм. Правила правописания.

2


2

Самостоятельная работа:

Л. М. Рыбченкова, А. И. Власенков. Упражнение 3, стр.8.

1


Тема 6.2. Принципы русской пунктуации.

Правила постановки знаков препинания.

2

2

Тема 6.3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Смыслоразличительная роль орфографии и знаков препинания.

2

1

Самостоятельная работа:

Реферативная работа: «Речевая выразительность орфографии и пунктуации».

1


Раздел 7. Текст. Стили речи.

8

Тема 7.1. Текст. Функционально-смысловые типы речи.

Структура текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

2

1

Самостоятельная работа:

Мини-сочинение (повествование, описание, рассуждение).

1


Тема 7.2. Функциональные стили литературного языка.

Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный стили речи; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи.

2

1

Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для специальности среднего профессионального образования 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)Самостоятельная работа:

Лингвистический анализ текста.

Составление деловых бумаг.

3


Дифференцированный зачет.

2


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)





3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- кабинета социально-экономических дисциплин;

- посадочных мест по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. Р.-на-Д.: Феникс, 2008. - 380с.

Дополнительные источники:

Введенская Л. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: Р.-на-Д.: МарТ, 2010. - 416с.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. М.: Просвещение, 2003. - 350 с.

Евтюгина А. А., Родионова И. В., Миронова И. К. Словарь-справочник по культуре речи. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 336с.

Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. М.: Русский язык, 2002. - 346с.

Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 368с.

http//www/vesbook.ru

Универсальный словарь по русскому языку. С.-П.: Весь, 2010. - 1184с.




Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для специальности среднего профессионального образования 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)4. Контроль и оценка результатов освоения

Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, а также выполнения обучающимися домашнего задания

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:

знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

Экспертная оценка выполнения домашнего задания.

знать лексические и фразеологические единицы языка;

Экспертная оценка выполнения домашнего задания.

знать служебные и самостоятельные части речи;

Экспертная оценка выполнения домашнего задания.

знать синтаксический строй предложения;

Экспертная оценка выполнения домашнего задания.

знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

Экспертная оценка выполнения домашнего задания.

Умения:

владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

владеть нормами словоупотребления, уметь пользоваться словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологизмов;

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте;

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

уметь редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

уметь различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; создавать тексты учебно-научного и официально - делового стилей.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.












© 2010-2022