- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для специальности среднего профессионального образования 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины Культура речи для специальности среднего профессионального образования 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Урюпинская О.И. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
-
"Себряковский технологический техникум"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура речи
для специальности среднего профессионального образования
220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
2012
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания ПЦК
№ _________
от «______» ____________ 20 _____ г.
_______________ О. И. Урюпинская
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
________________Н.А. Фирсова
«______» ____________ 20 _____ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»
Разработчики:
ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум» преподаватель О. И. Урюпинская
Эксперты:
____________________ __________________________ __________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________________ __________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
-
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура речи
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий».
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения культуры речи в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих специалистов среднего звена.
-
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- знать лексические и фразеологические единицы языка;
- знать служебные и самостоятельные части речи;
- знать синтаксический строй предложения;
- знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;
- владеть нормами словоупотребления, уметь пользоваться словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологизмов;
- уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте;
- уметь редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- уметь различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; создавать тексты учебно-научного и официально делового стилей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
Составление таблиц
4
Выполнение упражнений
7
Реферативные работы
5
Исправление предложений с нарушением языковых норм
4
Мини-сочинение
1
Лингвистический анализ текста
2
Составление деловых бумаг
1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (в 1 семестре)
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества речи.
4
1
Самостоятельная работа:
Составление таблицы: «Языковые нормы».
2
Раздел 1. Фонетика.
10
Тема 1.1. Фонетические единицы языка.
Фонемы. Особенности русского ударения. Логическое ударение.
2
1
Тема 1.2. Орфоэпические нормы.
Произносительные нормы и нормы ударения, орфоэпия отдельных форм и отдельных слов.
2
2
Тема 1.3. Варианты русского литературного произношения.
Произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.
2
1
Тема 1.4. Фонетические средства речевой выразительности.
Ассонанс и аллитерация. Ритм и интонация.
2
1
Самостоятельная работа:
Реферативная работа: «Фонетические средства речевой выразительности».
2
Раздел 2. Лексика и фразеология.
12
Тема 2.1. Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность слов.
2
1
Тема 2.2. Лексические и фразеологические единицы русского языка.
Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.
2
1
Самостоятельная работа:
Задание 100 (внести исправления в предложения).
2
Тема 2.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Употребление в устной и письменной речи синонимов, антонимов паронимов. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
2
2
Тема 2.4. Речевые ошибки.
Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.
2
2
Самостоятельная работа:
Задание 106.
2
Раздел 3. Словообразование.
6
Тема 3.1. Способы словообразования.
Морфологический, лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический способы образования слов. Стилистические возможности словообразования.
2
1
Самостоятельная работа:
Н. В. Кузнецова. Задание 8, стр. 140.
2
Тема 3.2. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Нормы словообразования применительно к общенаучной и профессиональной лексике.
2
1
Раздел 4. Части речи.
10
Тема 4.1. Самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные и служебные части речи: на какие вопросы отвечают, что обозначают, морфологические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль.
2
1
Самостоятельная работа:
Задание 186 (заполнить таблицу).
2
Тема 4.2. Нормативное употребление форм слова.
Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
2
1
Тема 4.3. Стилистика частей речи.
Употребление грамматических форм слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста.
2
2
Самостоятельная работа:
Исправление предложений с нарушением морфологических норм.
2
Раздел 5. Синтаксис.
12
Тема 5.1. Основные
Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор словосочетания. Отличительные
2
1
синтаксические единицы.
черты словосочетания и предложения.
Тема 5.2. Простое, осложненное, сложное предложение.
Простое предложение, осложненное предложение, сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение, их характерные черты и синтаксические особенности.
2
2
Самостоятельная работа:
Исправление предложений с нарушением синтаксических норм.
2
Тема 5.3. Выразительные возможности русского синтаксиса.
Использование выразительных возможностей русского синтаксиса при создании собственных текстов.
2
1
Тема 5.4. Синтаксическая синонимия.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
2
1
Самостоятельная работа:
Реферативная работа: «Выразительные особенности синтаксиса».
2
Раздел 6. Нормы русского правописания.
8
Тема 6.1. Принципы русской орфографии.
Типы и виды орфограмм. Правила правописания.
2
2
Самостоятельная работа:
Л. М. Рыбченкова, А. И. Власенков. Упражнение 3, стр.8.
1
Тема 6.2. Принципы русской пунктуации.
Правила постановки знаков препинания.
2
2
Тема 6.3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Смыслоразличительная роль орфографии и знаков препинания.
2
1
Самостоятельная работа:
Реферативная работа: «Речевая выразительность орфографии и пунктуации».
1
Раздел 7. Текст. Стили речи.
8
Тема 7.1. Текст. Функционально-смысловые типы речи.
Структура текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
2
1
Самостоятельная работа:
Мини-сочинение (повествование, описание, рассуждение).
1
Тема 7.2. Функциональные стили литературного языка.
Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный стили речи; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи.
2
1
Самостоятельная работа:
Лингвистический анализ текста.
Составление деловых бумаг.
3
Дифференцированный зачет.
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
- кабинета социально-экономических дисциплин;
- посадочных мест по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. Р.-на-Д.: Феникс, 2008. - 380с.
Дополнительные источники:
Введенская Л. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М.: Р.-на-Д.: МарТ, 2010. - 416с.
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. М.: Просвещение, 2003. - 350 с.
Евтюгина А. А., Родионова И. В., Миронова И. К. Словарь-справочник по культуре речи. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 336с.
Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. М.: Русский язык, 2002. - 346с.
Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 368с.
http//www/vesbook.ru
Универсальный словарь по русскому языку. С.-П.: Весь, 2010. - 1184с.
4. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, а также выполнения обучающимися домашнего задания
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Знания:
знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
Экспертная оценка выполнения домашнего задания.
знать лексические и фразеологические единицы языка;
Экспертная оценка выполнения домашнего задания.
знать служебные и самостоятельные части речи;
Экспертная оценка выполнения домашнего задания.
знать синтаксический строй предложения;
Экспертная оценка выполнения домашнего задания.
знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
Экспертная оценка выполнения домашнего задания.
Умения:
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
владеть нормами словоупотребления, уметь пользоваться словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки и ошибки в употреблении фразеологизмов;
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте;
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
уметь редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
уметь различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; создавать тексты учебно-научного и официально - делового стилей.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.