- Преподавателю
- Другое
- Преемственность при обучении математике
Преемственность при обучении математике
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Елаш Н.Е. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Нужно сохранять в последующих классах тот стиль взаимоотношений, который складывался в соответствии с требованиями системы на протяжении начального обучения.
Методические рекомендации по преемственности
1. Необходимо заранее готовить детей 4 классов к переходу в среднее звено, позаботиться о стыковке программы, чтобы в 5 классе не наблюдалось резкого перехода в организационных формах и содержании обучения.
2. Не допускать либерализации в оценке знаний учащихся, не ставить завышенные оценки, быть объективным, строгим и принципиальным. При переводе в следующий класс и в особенности при переходе из начального звена в среднее у учителя должна быть уверенность, что знания соответствуют стандарту образования.
3. Учителям предметникам в 5 классах создавать условия психологического комфорта, благоприятствовать умственной деятельности школьников.
4. Необходима специальная подготовка учителей, которые будут работать в 5 классе.
5. Учитывать возрастные особенности ребенка, не допускать перегрузки памяти, взяв за основу в работе проверенную дидактическую цепочку «увидел- услышал - сделал - запомнил - понял!».
6. На всех уроках развивать у учащихся самостоятельность в выработке и принятии решений учебного, трудового характера. Учить творчески мыслить.
8. Опираясь на передовые, совершенные методы обучения
поддерживать и развивать интерес к учению, предмету.
9. Вместе со школьным психологом составить подробные психолого-педагогические характеристики учащихся класса и вести целенаправленную и постоянную работу с ним.
10. Каждому учителю проанализировать свою профессиональную деятельность, объективно оценив успехи и недостатки и наметить план действий по улучшению качества обучения и воспитания учащихся.
5-ый класс - это переход из начального звена в среднее, из-за смены структуры, содержания обучения у этих детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:
Возрастает состояние стресса.
Увеличивается количество изучаемых предметов, в некоторых случаях происходит переход на обучение по новым программам.
Кабинетная система.
Переутомление.
Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению ученика к учению.
Все эти причины неизменно приводят к снижению качества успеваемости. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4-го класса. Такая адаптация должна быть организована на уровне школы с использованием возможных ресурсов, привлечением специалистов.
Прежде всего, следует установить систематические деловые контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками. Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов.
Там где соблюдается преемственность в работе учителей начальных классов и учителей -предметников, процесс формирования психологической готовности к обучению в средней школе идёт более успешно.
Желательно как можно раньше определить классных руководителей и нагрузку учителей - предметников у будущих 5-классников. Вовремя проведённая тарификация даёт возможность учителям-предметникам познакомиться со своими будущими учениками, а также с «педагогическим подчерком» их первого учителя.
Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками.
-
Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
-
Уделять особое внимание организации учебного процесса:
-
готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте)
-
правильность оформления тетради, различных видов работ
-
сделать нормой единые дисциплинарные требования
-
начинать уроки со звонком
-
готовиться к уроку на перемене
-
прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика
-
поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа
-
отвечаем, выйдя из-за парты, для развёрнутого ответа выходим к доске
-
Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей
-
Домашнее задание не оставляем на самый конец урока, его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
-
Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-ом классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физкультминутку
-
На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений
-
Новые виды деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями
-
Особое внимание на всех уроках уделять развитию навыков работы с текстом
-
Учащиеся должны знать свои обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных
-
Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь
-
Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Литература
1. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / А.В. Батаршев. - СПб.: Ин-т профтехобразования, 1996. - 88 с.
2. Ванцян А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы / А.Г. Ванцян // Б-ка "Вестник образования России". - 2007. - № 9. - С. 45-50.
4. Волович М.Б. Преемственность при обучении математике в 5-6 классах /Математика, 2004, №33.
3. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С.М. Годник. - Воронеж, 1981. - 288с.
5. Орешкина А.К. Теоретико-методологическое обоснование процесса непрерывного образования / А.К. Орешкина // Образовательная политика. - 2008. - № 1. - С. 18-19.
6. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В.Н. Просвиркина // Педагогика. - 2005. - №2. -