III Всероссийская конференция Эрудит-2015 ученица 11 класс Алексеева Н

Региональные традиции песенного творчества бурят, в том числе и аларских, относятся к числу малоразработанных тем фольклористики. Значимость темы обусловлена своеобразием музыкально-песенного творчества бурят, которое занимает значительное место в их духовной культуре. Назрела необходимость исследования песенного творчества отдельных бурятских районов в широком историческом и социокультурном контексте.  Исследование песенной культуры бурятского народа выявляет особенности традиционного миропоним...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

III Всероссийская заочная научно-практическая

конференция «THE ERUDITE 2015»

(с международным участием)



Секция "Искусство и культура"



Тема:

Народные песни Аларских бурят

Алайрай аймагай арадай дуунууд







Автор: Алексеева Наталья Александровна

ученица 11 класса

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Аларская средняя общеобразовательная школа

Руководитель: Марактаева

Светлана Николаевна

учитель бурятского языка и литературы





2015 г.

с. Аларь

Содержание:

  1. Введение

  • Практическая значимость

    • Цель и задачи

    • Актуальность темы

    • Степень изученности

    • Апробация работы

  1. Основная часть

  • Классификация стиля бурятских песен

  • Песни западных бурят

  • Аларь - родина ёхора

  • Главная особенность песен - нааданов

  • Темы песен ёхора

  • Шоно Баатар

  1. Заключение

  2. Библиографический список

  3. Информаторы

  4. Глоссарий - словарь

  5. Приложения

  1. Введение.

Песенные жанры фольклора, характеризующиеся широким охватом самых различных явлений мира, отражением всего многообразия жизни человека и социума, неизменно развиваются в самых различных социально-исторических условиях. Исследование песенной культуры бурятского народа выявляет особенности традиционного миропонимания и ставит важную задачу сохранения его национального своеобразия в современности.

В данной работе представлен комплексный анализ песен аларских бурят в единстве с обрядом и инструментальной традицией. Географическое положение Аларского района, его удаленность от центра, определенного рода изолированность в развитии традиций, компактное проживание населения, сложившиеся устойчивые связи и отношения - все это определило особенности самого материала исследования. В исследовании проанализирован материал двух фольклорных экспедиций в Аларский район, который включает в себя 263 песни и 25 инструментальных наигрышей. Всего нами учтено порядка 50 образцов песенного творчества именно муниципального образования «Аларь». Представленный материал позволил проследить процесс сохранения и развития песенного фольклора аларских бурят в современный период.

Актуальность исследования. Непреходящая ценность народного творчества особенно ясно выявляется в современных условиях интеграции различных культур. Изучение песенного творчества аларских бурят как части традиционного наследия народа является своевременным в условиях возрождения национальной культуры, в песнях, как ни в каких других жанрах, отражаются особенности национального мировидения в едином сплаве словесного и музыкального выражения.

Региональные традиции песенного творчества бурят, в том числе и аларских, относятся к числу малоразработанных тем фольклористики. Значимость темы обусловлена своеобразием музыкально-песенного творчества бурят, которое занимает значительное место в их духовной культуре. Назрела необходимость исследования песенного творчества отдельных бурятских районов в широком историческом и социокультурном контексте.

Актуальность определяется как познавательным значением народной песенной культуры, так и ее значимостью, глубиной этического и эстетического потенциала, который направлен на сохранение и передачу фольклорных традиций подрастающему поколению.

Степень изученности. Изучение песенного творчества бурят имеет свою определенную историю. Песни издавна были объектом научного внимания этнографов, историков, искусствоведов, фольклористов. История изучения народных песен начинается с XVIII века, со времени, когда была сделана первая нотная запись бурятской народной песни.

В трудах бурятских фольклористов систематизированы тексты народных песен, сделан их тщательный филологический анализ, рассмотрены особенности языка, лексики, стиля, формы стихосложения песенного фольклора. Следует отметить работы С.П. Балдаева «Бурятские народные песни», Н.О. Шаракшиновой «Лирические песни бурят», М.И. Тулохонова «Исторические песни бурят», Т.М. Болдоновой «Лирико-бытовые песни осинских бурят».

Исследованию музыкальной стороны бурятских народных песен посвящены работы Д.С. Дугарова, Л.А.Халтаевой, Л.Д. Дашиевой.

На сегодняшний день свыше ста песен, записанных в селах Аларского района, опубликованы в сборнике «Родные напевы. Ёхор». Составители: К.А.Макаров, Н.Н.Ильина; «Народные песни западных бурят» - альбом С. и Э. Жамбаловы, однако они не стали еще предметом специального изучения.

Объектом исследования является традиционная культура аларских бурят.

Предмет исследования - песенное творчество аларских бурят.

Цель работы - определение локальных особенностей песенного фольклора аларских бурят.

В соответствии с сформулированной целью определены следующие задачи:

  1. выявить особенности традиционного уклада жизни аларских бурят, его значение в формировании песенной культуры, социокультурные факторы развития песенного творчества;

  2. изучить особенности процесса развития музыкально-песенной культуры Аларского района;

  3. определить содержательную специфику песенного творчества аларских бурят на примере кругового хороводного танца ехор.

Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы в практике преподавания бурятского фольклора в средних общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях. Научные выводы и материалы проекта могут быть востребованы в исследованиях по проблемам истории, этнографии бурят. Основные положения проекта могут способствовать решению проблем региональной специфики бурятского фольклора. Фольклорно-этнографический материал, собранный и систематизированный в процессе работы над проектом, может быть использован учителями, которые ведут кружковую работу с фольклорными коллективами. А нотные расшифровки песен могут быть использованы руководителями фольклорных ансамблей и народных хоровых коллективов.

Апробация работы. Результаты научных исследований отражены в 4 публикациях. Основные положения исследования были представлены на межрегиональной НПК ученических работ по фольклору «Фольклор моего села» - Марактаев Андрей (Улан-Удэ, 2010); межрегиональной НПК «Семья как центр сохранения национальной самобытности» по теме «Воспитание детей средствами фольклора»- Марактаева С.Н.(п. Бохан, 2013); «Аларские народные песни» - сборник (Усть-Ордынский Национальный центр народного творчества, 2014); региональная краеведческая конференция школьников "Байкальское кольцо 2014" - "Алайрай аймагай арадай дуунууд"(Алексеева Наталья - диплом лауреата II степени).

  1. Основная часть.

Из глубины веков дошли до нас народные игры, танцы, которые непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельности бурятского народа. Среди большого количества игр, танцев и развлечений до недавних пор имели широкое распространение игры и пантомимические сценки, которые относятся к древнейшим по своему происхождению.

В исследовании стиля бурятских песен большое значение имеет проблема жанровой классификации. В первых сборниках бурятских народных песен сделаны попытки классификации, основанные на делении по тематическому содержанию: эпические, лирические, бытовые, танцевальные, свадебные, шаманские песнопения.

В сборниках Д.С. Дугарова весь материал распределен по трем регионам - песни хори-бурят, селенгинских и западных бурят. Третий том «Песни западных бурят» состоит из трех разделов: первый посвящен крайним западным (нижнеудинским, тулунским и зиминским) бурятам; второй - хонгодорам Аларского района. Жанровая классификация третьего тома включает наиболее популярные жанры песенного фольклора западных бурят: исторические песни (түүхын дуунууд), застольные песни (архиин дуунууд), хороводные песни (хатар нааданай дуунууд), кумысные песни (сэгээ зугаа), лирические песни (гуниг дуунууд). Особое место занимают такие жанры традиционной музыки западных бурят, как улигеры (үльгэрнүүд) и шаманские призывания.

Я хочу немного остановиться на одном из групп игрового фольклора бурят - Гүүгэл. Эта игра бытовала только у западных бурят в Иркутской области и названа в честь главного героя Гүүгэла - веселого, умного, находчивого и смелого человека. По мнению И.Е.Тугутова, этот образ вполне реалистический и собирательный.(Тугутов, 1089, с.8).

Эрхүүһээ нааша

Эльтидэһэн Гүүгэл.

Эржэн мүнгэн хазаараа

Яларгаһан Гүүгэл.

С иркутской стороны

Прилетел Гүүгэл.

Уздой с серебряной насечкой

Сверкал ты, Гүүгэл.

Эта песня - мелодия была записана у известного бурятского улигершина, прекрасного знатока эпических традиций Апполона Андреевича Тороева (1893-1981),

Алайрһаа нааша

Аягалаһан Гүүгэл.

Алта мүнгэн хударагаа

Яларагаһан Гүүгэл.

От Алари к нам всю дорогу

Развлекался Гугэл,

Злато-серебряной шлеей

Сверкавший Гугэл,

У всех поколений велика тяга к родникам жизнеутверждающего народного творчества. Ёхор привлекает внимание самых широких слоёв населения своей простотой, сочетанием пения и танца, вечным зовом любви к прекрасному, он представляет собой уникальное, гармоническое сочетание поэзии и пластики, мелодии и ритма телодвижения. В этом, пожалуй, и заключён социальный и гносеологический корень «ёхора».

У меня особый интерес вызвал тот факт, что по этнографическим наблюдениям в новое время родиной ёхора является Аларь-долина, берущая своё начало у подножья отрогов Саянского хребта. Отсюда география его распространения идёт по направлению движения солнца. Из Алари он шествует в Унгу, Каху, затем через тайгу к подножью Берёзового хребта в Янгуты, Шаралдай и Кудинскую долину. Отсюда, с западного побережья Байкала, ёхорные напевы переходят в Забайкалье, доходят до баргузинских бурят.

Применительно к ёхорному творчеству бурят можно сказать словами Гегеля, что «поэзия… есть нечто сделанное, произведённое человеком, то, что он воспринял, переработал в своём представлении, а затем посредством собственной деятельности выявил вовне».

Ёхор танец есть не что иное, как внешнее выявление, переработанное представление о деятельности людей. Оно в ёхорном танце образно выражено единством поэзии и пластики. В нём одухотворённая поэзия, облагороженная самобытным танцем, воспринимается как своеобразное отражение реальной деятельности.

В ёхоре танцующие и исполнители хорового пения образуют общий круг. Участники его, взявшись за руки, постепенно убыстряют приставные шаги, а запевала заводит песню. Её подпевает весь ёхор, подпрыгивая в унисон с ритмом запева. Танцующие то приподнимаются на носочки, то полуприседают, продолжая петь плясовую песню. Одни певцы, исполнив один-два танцевальных куплета, пускаются в пляс, а другие, которые только что плясали, начинают подпевать им. Ёхорные песни одноголосные. В них обычно чередуются одна и та же мелодия с новыми мотивами.

Высоко ценился тот запевала, который дольше других умел по ходу танца сочинять куплеты на злобу дня, импровизировать. Особым даром импровизации, необычайно красивым голосом ёхора владела М.Б.Шамбуева - моя землячка, первая бурятская женщина - режиссёр.

Главная особенность песен - наадана - коллективность исполнения и хоровой характер.

Участница фольклорного ансамбля, старейшина - Хинхаева Екатерина Оболовна рассказывала: «В прежнее время, когда в бурятских улусах проводили зимой нааданы или в чьём-нибудь доме или юрте, бывало очень много молодёжи. У нас в Алари различали многие разновидности «наадана»: «нэрьеэрэй хуурай», «хиhиин хуурай», «басаганай наадан», «тухэрѳѳн или зѳѳхэйн наадан».
…. «Нэрьеэрэй хуурай» - это наадан, имеющий обрядовый характер, устраивался он после сильной грозы.
….. «Хиhиин хуурай» - носил также обрядовый характер. Этот вид наадана устраивали кузнецы без приглашения шаманов.
….. « Басаганай наадан» - затевался родителями (родственниками) в честь дочери, выходящей замуж».

Составным элементом наадана является ёхор. Как я понимаю, это плясовое отделение наадана. Любая вечеринка молодёжи начиналась с хоровой части. Значительно позднее хоровое пение переросло в массовый танец хатар. Ёхор как и хатар на наадане, известен у западных бурят с древнейших времён. Он претерпел много изменений, но в своей основе сохранился до наших дней. Ёхор до Октябрьской революции бытовал только у иркутских бурят.

Ёхор как культурный феномен, как непреходящая ценность, которая передаётся из поколения в поколение, изучался в разные годы, исследователями. В конце 19 - начале 20 века бурятский учёный этнограф Матвей Николаевич Хангалов написал статью, в которой дал, в основном, её внешнее описание, причём вместо термина ёхор автор называл танец словом «хатарха»(рысить, бежать рысью).

Начало ёхора, состоящее из скользящих шагов, а затем переход к скачкообразному движению - всё это напоминает танго. Ёхорный танец, где левая нога каждого танцора движется впереди правой, имеет общее направление, повторяющее движение солнца. По медлительности песни в её начальной стадии ёхор сравнивают с негритянским танцем блис, но без его грустного напева. В ёхорных песнях нарочито подчёркивается то, что увеселение происходит не в закрытом помещении, а на лоне природы, в широкой долине реки или в слегка всхолмленной степи. В такой обстановке хороводная песня и танцы отзываются далёким эхом на горной вершине или в ущелье, где трубный мужской голос оттеняет нежные девичьи напевы, где земля содрогается от топота десятка, сотен ног.

За долгие годы народ создал множество ярких ёхорных движений, выработал разные стили в пластике, напеве, характере и манере исполнения, создавая свои местные, локальные варианты. Но при всём многообразии движений можно выделить ряд наиболее устойчивых и распространённых движений. Д.С.Дугаров по типам напева и движения выделяет 8 вариантов кругового танца бурят: аларо-унгинский, эхирит-булагатский, идинский, тункинский, закаменский, байкало-кударинский, баргузинский и заимствованный у западных бурят в 1920-х годах востчно-бурятский.

Основными темами для песен ёхора могли стать окружающая среда человека: его работа, семья, скот, орудие труда, родной край, народ, любовь, известные люди, исторические события которые имели место. Вот что об этом поведала Дамбинова Е.С:
Хуhан соогуур ябахадаа Холшор залуу ябахадаа.
Ходо нажар байhай даа. Ходо наадан бай hай даа.

У нас в Алари «наадан» устраивался по случаю приезда в улус молодого гостя или гостьи. Но чаще всего по инициативе молодёжи он проходил как увеселительное самодеятельное зрелище, которое называлось «Зѳѳхэйн наадан» (Саламатный ёхор).

Ёхор как особая форма народной хореографии был теснейшим образом связан с важнейшими обрядами родоплеменных культов и имеет уйгуро-курыканское происхождение. Являясь важным элементом ритуального комплекса белого шаманства, был занесён к нам извне пришлыми индоиранскими и индоевропейскими племенами, у которых он бытовал с древнейших времён, тогда как аборигенам Сибири и Центральной Азии он был совершенно чужд (Дугаров Д.С. 42.с.118).

С древних времён буряты занимались охотой, добывали еду в тяжёлых климатических условиях. Очень много зависело от погоды, местности. Будь это ранняя весна, тёплое лето, осень - богатая урожаем - всё это отражали в песне:

Нажарай саг ерэжэ

Зуhаландаа нүүгээбди,

Зуhаландаа ороhон хойноо

Залуу үтэлhэнтэеэ зугаалнабди…

Ёхор рождается, основываясь на жизнь людей, и показывает его внутренний мир, его мироощущение. Например, раньше девушек выдавали замуж без их согласия - продавали . И свои внутренние переживания, своё отношение к этому она изображала в песне:

Хуhан хурээ хотолзоо,
Хухархаяа хотолзоо.
Хатархаяа нахилзаа.

Мы члены фольклорного кружка «Тэрэнги» с 2004 года включились в поисково-исследовательскую работу по сбору материала, а именно ёхора, благопожеланий, старинных песен и т.д. Проведена большая, кропотливая работа. Очень интересен вариант аларской легенды о Шоно баторе, рассказанной Булгатовым Савелием Баировичем: «Очень давно у одного хана заболели глаза. Хан посылает двух своих сыновей достать целительную воду. Сыновья отправились в разные стороны, и после окончания своих заданий встретились. Оказалось, что старший брат, убив ястреба, взял из его зоба какую-то жидкость, а младший Шоно батор достал «живую воду». Во время сна старший брат подменил свою находку, подсунув ястребиную воду младшему брату. Братья предстали перед отцом. Младший брат дал свою находку, и отец совсем ослеп. Когда же старший брат дал украденную им «живую воду», то отец вновь прозрел и решил наказать младшего сына. Ему вырезали левую лопатку и заперли в сарай, где, страдая от боли и обиды, он запел:

Березовое дерево,

Как ты качаешься удивительно?

Мой старший брат,

Как ты обманываешь удивительно?»

Известно, что песни о Шоно баторе исполняются до сих пор в Аларском районе. Очень ярко, напевно поет жительница деревни Кукунур - Дарханова Анна Батоевна.

Во всех текстах песен о Шоно баторе характеристика отца (доверчивая простота, вариант - легковерность и глупость) и брата (удивительный ябедник Сэрэн - Галдан, вариант - удивительный сплетник и лжец)семантически противопоставляется образам деревьев - тотемов (береза, лиственница, сосна). Такой художественный параллелизм имеет скрытый иносказательный смысл: сакральность деревьев - тотемов, особенно березы, как бы символизирует очищающую силу мудрость, благородство и щедрость Шоно батора. Поэтому неслучаен конфликт главного героя и коварного, лживого брата Сэрэн - Галдана и глупого отца хунтайжи. Это противопоставление выражает главную антитезу исторических песен о Шоно баторе: добро и зло, благородство и подлость, мудрость и жестокость.

Тоской по родине, горькими воспоминаниями о близких людях проникнута прощальная песня Шоно батора, записанная М.И.Тулохоновым в 1966году в улусе Бахтай Аларского района:

Белую кожу ягненка

не смог я обработать,

От отца и матери

Не видел я добра.

Из - за ваших преследований

Я умираю на чужбине,

Соловый мой конь,

Милый Хабхарай расскажешь.

(Тулохонов, 1973, с.162)

Истоки национального своеобразия в хореографическом искусстве бурят исследователи видят в богатом пластическом фольклоре - сюжетных танцах, а также в наиболее популярном хороводе - ёхоре. В настоящее время, когда круговой танец стал общебурятским, а не только западно-бурятским, как это было в дореволюционное время, общенациональным названием этого танца стал термин «ёхор», который означает хороводный танец (Бурятско - русский словарь.-М., 1973).

  1. Заключение.

Вывод: специфика песенного фольклора аларских бурят определяется многими факторами: этнической историей, языком, материальной и духовной культурой народа. Устойчивость традиций в жизни и быту аларцев обусловила своеобразие их песенного фольклора, сохранение в нем компонентов древнейших воззрений творцов и носителей устной поэзии.

Несмотря на изменения фольклорных традиций во времени, в песенной традиции аларских бурят прослеживается относительная устойчивость. Углубленное изучение традиционной песенной культуры бурят в целом и локальных ее особенностей в частности в современный период обретают особенную актуальность и значимость. От души хочется верить, что мы, буряты, сохраним свою самобытность, свои традиции и обычаи, свой запоминающийся лик через много лет. В современном мире мы начинаем терять те обычаи традиции, которые были в глубокой древности. И наша задача сохранить то, что передали нам наши предки. Я как представитель молодого поколения являюсь носителем песенного фольклора аларских бурят.

Считаю, что нам, молодому поколению, надо хранить память о прошлом своего народа, почитать его. Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, то прошлое должно быть частью его души.

Библиографический список

1. Балдаев С. П. Бурятские свадебные обряды. - Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1959. - 180 с.

2. Герасимова К. ML, Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 74, 161-162, 144 с.

3. Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят. - Улан-Удэ, 2005.

3. Жорницкая М. Я. Традиционные танцы западных бурят (по материалам этнографической экспедиции в Усть-Ордынский национальный округ) // Сибирь: этносы и культуры. - М. ; Улан-Удэ, 1999.-Вып. 5.-С. 121-143.

4.Тугутов И. Е. Игры в общественной жизни бурят. Улан--Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1989. - 64 с.
6. Хангалов М. Н. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. - Улан-Удэ : тип., 2004. - 505 с.

Информаторы:

1. Коняев Георгий Егорович, с. Аларь - п. Кутулик, 1933г. 82 год.

2. Хинхаева Екатерина Оболовна, с. Аларь, 1935года. 80 лет.

3. Дадуева Александра Михайловна, с. Аларь, 93 года.

4. Булгатов Савелий Баирович, с. Аларь, 1940г - 74 года.

5. Марактаева Тамара Ивановна, д. Куркат, 1934г - 81 лет.

6. Ужиханова Зоя Михайловна, д.Куркат, 1936г - 79 лет.

7. Махачкеева Сара Васильевна, д. Кукунур, 1935г - 79 лет.

8. Семёнов Пётр Иннокентьевич, с. Аларь,1941г - 74 года

9. Степанова Дарья Матвеевна, д. Куркат, 1927года рождения.

10. Алексеева Василиса Бажеевна, с. Аларь, 1943г - 72 год.

Глоссарий - словарь

1. Шогой дуун - шуточная песня

2. Дэрбээшэн - махать руками

3. Ёхор - хороводный танец

4. Хадам - свёкор

5. Хүлэг - лошадь-рысак

6. Хурин зээрдэ морин - каре-рыжая лошадка

7. Нэрьеэрэй хуурай - молния, устраивался он после сильной грозы

8. Хиhиин хуурай - устраивали кузнецы без приглашения шаманов

9. Басаганай наадан - девичьи игрища, затевался родителями

10. Добуун - холм, бугор, курган

11. Суурай - эхо

12. Ургы - подснежник

13. Булжамуур - жаворонок

14. Түхэрѳѳн (түхэреэн) наадан - круговой танец

15. Мушхаралдаан - закручиваться, подпрыгивая, продолжают быстрое движение по кругу.

16. Гүүгэл - имя веселого парня, главного героя нааданов

17. Хабхарай - жена Шоно батора

18. Шоно батор - «волк», «богатырь»

19. Хунтайжи - хан - титул главы рода

20. Түүхын дуунууд- исторические песни

21. Архиин дуунууд - застольные песни

22. Дуун - песня

23. Хатар нааданай дуунууд - хороводные песни

24. Сэгээ зугаа - кумысные песни

25. Гуниг дуунууд - лирические песни


9


© 2010-2022