- Преподавателю
- Другое
- ПРОГРАММА по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних «БУДУЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ»
ПРОГРАММА по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних «БУДУЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суськова А.С. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми обучающимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких обучающихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально - запущенными», «трудновоспитуемыми», дети «группы риска». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к обучению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются, в последствии, как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники. Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал; интенсивная информация общества кардинально перестраивает пространства детства, процесс его духовного становления, влияет на психологию взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в массовую школьную практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания трудных обучающихся могут дать хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и профилактики правонарушений. Поэтому большое внимание в программе уделяется ребенку как личности, способной самореализоваться в жизни. Программа направлена на результативное разрешение проблем девиантного поведения обучающихся. Она отличается целостным характером. Ее приемы сгруппированы в единую методическую систему, которая позволит предупредительно влиять на обучающихся с целью их воспитания и развития.
Работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1» строится на основании Федерального Закона №120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», районной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и позитивное развитие личности» на 2011-2013 годы, районной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ардатовского муниципального района Нижегородской области» на 2011-2013 годы, Устава школы, программы перспективного развития школы, локальных актов. На данный момент сравнительная таблица по мониторингу правонарушений выглядит следующим образом:
2009-2010
2010-2011
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Внутришкольный учет
7
9
8
7
9
КДН и ЗП
2
7
1
1
1
ПДН
0
0
0
4
9
Налицо резкое увеличение числа обучающихся, совершивших правонарушения. Анализ причин правонарушений показывает, что в основном это действия с нарушением комендантского часа и общественно - опасными деяниями.
Эти группы обучающихся стоят на учетах в КДН и ЗП, ПДН, внутришкольном учете и находятся под пристальным наблюдением социального педагога, педагога-психолога, классных руководителей и администрации школы. Регулярно отслеживается посещаемость занятий, успеваемость, занятость в различных кружках и секциях, поведение в школе и во внеурочное время. Обследуются условия проживания и воспитания детей. Все это фиксируется в специальном дневнике, который ведется на каждого обучающегося и хранится у социального педагога. Проводятся индивидуальные и групповые беседы, психологические тренинги, тесты, в результате которых вскрываются причины неадекватного поведения и намечаются пути решения проблем. В работе используются методики диагностики Н.Е. Щурковой, Р.С. Немова, П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, и др. В исключительных случаях к работе привлекается родительский комитет школы, педагогический совет, совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В случаях, когда принятые меры не приносят желаемого результата, дело передается на рассмотрение в КДН и ЗП, ПДН, отдел образования.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.
Целью программы является: предупреждение и изменение девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Задачи:
-
Оказать своевременную психолого - педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
-
Способствовать формированию у детей и подростков "здоровых" моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
-
Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
-
Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
-
Научить противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
Принципы профилактической работы:
• комплексность;
• дифференцированность;
• многоаспектность;
• последовательность;
• аксиологический (ценностный) подход, предполагающий формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
• директор, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, организаторы детского творчества, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, педагог-психолог, социальный педагог.
• представители правоохранительных органов;
• представители общественных организаций.
Механизм реализации программы
-
Повышение уровня правовых знаний;
-
Снижение числа проявлений девиантного поведения обучающихся;
-
Укрепление психологического здоровья участников программы, повышение значимости здорового образа жизни;
-
Улучшение взаимоотношений родителей (законных представителей) и детей;
-
Повышение педагогической компетенции у родителей (законных представителей).
Ожидаемые результаты и способы оценки результативности реализации программы.
№
Ожидаемые результаты
Способы оценки результативности
1
Повышение уровня правовых знаний
Монитринг наркоситуации (анкетирование)
2
Снижение числа проявлений девиантного поведения обучающихся
Данные ВШУ, КДН и ЗП, ПДН
3
Укрепление психологического здоровья участников программы, повышение значимости здорового образа жизни
Диагностика «Личностный рост обучающихся»
(Л.В. Степанов, Д.В. Григорьев,
И.В. Кулешова)
4
Улучшение взаимоотношений родителей (законных представителей) и детей
Анкетирование, индивидуальное собеседование, наблюдение.
5
Повышение педагогической компетенции у родителей (законных представителей)
Анкетирование «Уровень тревожности родителей по вопросам воспитания»
Программа мероприятий
№ п/п
Мероприятия
Ответственные
Сроки выполнения
1. Подготовительные мероприятия
1
Анализ состояния воспитательно-профилактической работы
Зам. директора по ВР
Май
2
Подготовка нормативно-правовой базы школы по организации профилактической работы
Зам. директора по ВР
В течение года
3.
Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей и неблагополучных семей
Классные руководители
Ежегодно
4.
Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Ежегодно
2. Информационно-методическое обеспечение профилактики
(работа с педагогическим коллективом)
1.
Составление социального паспорта класса и школы
Классные руководители
Ежегодно
2.
Уточнение банка данных учащихся риска, неблагополучных семей
Классные руководители
Ежегодно
3.
Проведение семинаров на темы:
а) «Индивидуальные особенности учащихся с отклонениями в поведении»;
б) «Возрастные особенности учащихся группы риска»;
в) «Конфликты и пути их разрешения»
Педагог - психолог
Ежегодно
4.
Педагогическое консультирование
Педагог - психолог
По мере необходимости
5.
Обучение классных руководителей методике проведения родительских собраний в форме тренингов
Педагог - психолог
1 раз в четверть
6.
Правовая учеба классных руководителей
Специалисты правоохранительных органов
1 раз в полугодие
7.
Закрепление педагогов-наставников за учащимися «группы риска», состоящими на внутришкольном учете (ВШУ) и на учете в КДН, ПДН.
Зам. директора по ВР
По мере необходимости
8.
Учеба классных руководителей по проблеме «Система работы с «трудными» школьниками»
Педагог - психолог
Постоянно
3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних
1
Информирование учащихся об уголовной и административной ответственности за общественно - опасные деяния
Специалисты правоохранительных органов
Ежегодно
2.
Привлечение учащихся к укреплению правопорядка в школе
Зам. директора по ВР,
классные руководители
Постоянно
3.
Изучение личностей обучающихся и
составление социально-психологических карточек обучающихся, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН и ЗП.
Социальный педагог,
Педагог-психолог,
кл. руководители
В течение года
4.
Вовлечение обучающихся в творческие объединения дополнительного образования детей
Классные руководители
Постоянно
5.
Изучение семейных взаимоотношений в семьях с целью оказания социальной, психологической помощи.
Социальный педагог,
Педагог-психолог,
кл. руководители
В течение года
6.
Повышение правовой грамотности учащихся путем проведения:
• недель профилактики;
• правовых месячников;
• индивидуальной работы
Специалисты правоохранительных органов
По отдельному плану
7.
Участие учащихся в акциях:
• «Молодежь за здоровый образ жизни»;
• «Внимание дети»
Зам. директора
по ВР
Ежегодно
8.
Выполнение планов индивидуально-профилактической работы с учащимися, стоящими на ВШУ и учете в КДН и ЗП, ПДН
Зам. директора по ВР,
классные руководители
В течение года
9.
Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни»
Учителя физкультуры, классные руководители
Ежегодно
10.
Организация отдыха учащихся в каникулярное время
Администрация школы
Ежегодно
11.
Контроль мест нахождения обучающихся в вечернее время
Классные руководители; родительский патруль
По мере необходимости
4. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи
1.
Работа родительского лектория по правовым, валеологическим и психологическим проблемам
Классные руководители
1 раз в четверть
2.
Выявление малообеспеченных, многодетных, семей. Организация защиты интересов и прав данной категории семей
Администрация, классные руководители
Ежегодно
4.
Индивидуальные и групповые консультации по вопросам воспитания
Классные руководители
По мере необходимости
5.
Тренинги «Семья - защитный фактор в жизни ребенка»
Классные руководители
Ежегодно
6.
Правовой всеобуч для родительского актива
Специалисты правоохранительных органов
Ежегодно
7.
Привлечение к работе с «трудными» обучающимися членов родительского комитета
Администрация
По мере необходимости
8.
Работа с опекаемыми семьями
Классные руководители; педагог-психолог
Постоянно
9.
Работа с неблагополучными семьями
Классные руководители; социальный педагог
Постоянно
5. Совместная работа субъектов профилактики
1
Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами
Специалисты ПДН; зам. директора по ВР; социальный педагог
Ежегодно
2.
Совместная работа школы и органов правопорядка по:
• выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
• формированию навыков законопослушного поведения
Специалисты органов профилактики
Ежегодно
3.
Родительские собрания с привлечением специалистов правоохранительных органов, центров планирования семьи, наркологического диспансера и др.
Специалисты органов профилактики
Ежегодно
4.
Неделя профилактики
Специалисты органов профилактики
По плану
5.
Организация правового месячника
Специалисты органов профилактики
Ежегодно
6. Вовлечение общественности в работу по профилактике
правонарушений несовершеннолетних
1.
Совместные рейды педагогов и родительской общественности в неблагополучные семьи
Администрация,
Специалисты ПДН
По мере необходимости
7. Контроль
2.
Сравнительный анализ правонарушений и преступлений обучающихся (по полугодиям)
Зам. директора по ВР
2 раза в год
3.
Мониторинг реализации индивидуальных планов сопровождения обучающихся
Классные руководители
Ежегодно
8. Информационная работа
1.
Пополнение видеотеки и аудиотеки материалами о ПАВ
Педагоги - предметники
Постоянно
2.
Размещение материалов на школьном сайте
Педагоги - предметники
Постоянно
3.
Разработка методических рекомендаций по здоровьесбережению
Педагоги - предметники
Постоянно
4
Разработка памяток для родителей, учащихся
Педагоги - предметники
В течение года
5.
Информационные листы:
а) «Напутствие педагогу, идущему к детям»;
б) «Правила семейного общения»;
в) «Заповеди для родителей»;
г) «О правах личности» и др.
Педагоги - предметники
В течение года
6.
Конкурсы плакатов, рисунков:
а) «Жизнь полна радостей и удовольствий»;
б) «Дым вокруг от сигарет - мне в том дыме места нет»;
в) «Мода и здоровье»
Классные руководители,
педагоги - предметники
В течение года
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
№
Мероприятия
Сроки выполнения
Ответственные
1.
Общешкольные родительские собрания
Согласно плану
Администрация школы
2.
Индивидуальное консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями поведения
По мере
необходимости
Классные руководители
3.
Тренинг для родителей «Семья - защитный фактор в жизни ребенка»
Согласно плану
Классные руководители
4.
Проведение родительского всеобуча
Согласно плану
Классные руководители
5.
Оказание помощи родителям в вовлечении учащихся в сферу дополнительного образования
В течение года
Классные руководители
6.
Проведение открытых родительских собраний в рамках операции «Моя семья»
Апрель
Классные руководители
7.
Выпуск буклетов:
«Будь здоров»;
«Жить Здорово».
Сентябрь - декабрь
Классные руководители
8.
Привлечение родителей к профилактической работе:
а) проведение родительских собраний;
б) участие в рейдах
В течение года по плану
Классные руководители
9.
Контроль за неблагополучными семьями
Постоянно
Классные руководители, социальный педагог
10.
Привлечение родительских комитетов к работе с неблагополучными семьями
По мере
необходимости
Классные руководители
11.
Операция «Семья»
По мере
необходимости
Специалисты КДН и ЗП, ПДН
12.
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания
По мере
необходимости
Педагог - психолог
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
№
Мероприятия
Сроки выполнения
Ответственные
1
Проведение тематических недель профилактики:
а) «Сохранность сотовых телефонов»;
б) «Выполняем устав школы (права, обязанности,
ответственность учащихся)»;
в) «От пьянства до преступления - один шаг»;
г) «Проступок, правонарушение, преступление»;
д) «Опасные игры»;
е) «Профилактика употребления ПАВ»;
ж) «Механизм действия Федерального закона "О запрете курения»;
з) «Калейдоскоп развлекательных мероприятий»
По отдельному плану
Зам. директора по ВР,
специалисты правоохранительных органов,
классные руководители
2
Закрепление за «трудными» учащимися педагогов-наставников
По мере необходимости
Зам. директора по ВР
3.
Мониторинг посещения занятий учащимися
В течение года
Классные руководители
4.
Мониторинг посещения занятий учащимися, состоящих на всех видах учета
В течение года
Социальный педагог
5.
Ведение карты индивидуальной
профилактической работы с учащимися, состоящими на ВШУ и на учете КДН и ЗП, ПДН
В течение года
Специалисты органов профилактики
6.
Участие учащихся в акции «За здоровый образ жизни»
По плану
Специалисты органов профилактики
7.
Участие учащихся в спортивных мероприятиях
По плану
Учителя физкультуры, классные руководители
8.
Организация отдыха учащихся в каникулярное время
В течение года
Администрация школы
9.
Разработка памяток «Об уголовной и административной ответственности учащихся, совершивших правонарушение и преступление»
Сентябрь - декабрь
Классные руководители
10.
Психологическое диагностирование учащихся с девиантным поведением
Октябрь - апрель
Психолог
11.
Выявление характера и особенностей ближайшего окружения и его положение в нем:
а) постоянные друзья;
б) товарищи по школе;
в) новые друзья;
г) «товарищи по несчастью»
Постоянно
Классные руководители,
родители, психолог, социальный педагог
12.
Определение положения ребенка в коллективе сверстников в сфере неформального общения:
а) выявление социального статуса в классе;
б) выявление социального статуса в секциях, клубах, кружках, дворовых компаниях
Постоянно
Классные руководители, психолог, социальный педагог
Совместная работа субъектов профилактики
№
Мероприятия
Сроки выполнения
Ответственные
1.
Составление совместных планов работы
Сентябрь
Зам. директора по ВР, специалисты ПДН
2
Совместная работа школы и органов правопорядка по профилактике правонарушений, совершаемых обучающимися
По плану
Специалисты ПДН
3.
Родительские собрания, конференции с привлечением правоохранительных органов
По плану
Специалисты органов профилактики
5.
Совместное проведение профилактических акций и операций
По плану
Специалисты органов профилактики, КДН и ЗП, ПДН, классные руководители
6.
Совместные рейды педагогов, родителей и правоохранительных органов в неблагополучные семьи
По плану
Специалисты органов профилактики, КДН и ЗП, ПДН, классные руководители
Методики
Оценки эффективности реализации программы
Приложение1:
Анкета для родителей
-
Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
-
нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)
-
побеги из дома
-
грубость, сквернословие
-
употребление алкоголя, пьянство
-
курение
-
раннее начало половой жизни
-
хулиганство
-
унижение других
-
воровство
-
неподчинение, критика взрослых
-
ношение «вызывающей» одежды
-
отрицательное отношение к учебе
-
драки, нанесение телесных повреждений
-
употребление наркотиков
-
что- то еще
-
Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)?
-
Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе?
-
-
-
не более 1часа
-
2-3 часа
-
4-5 часов
-
6-8 часов
-
более 8 часов
-
затрудняюсь ответить
-
Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?
-
Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?
-
-
стремление получить сильные впечатления
-
заболевания ребенка
-
повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя
-
неблагополучная ситуация в семье
-
стремление к самостоятельности и независимости
-
недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями
-
отставание в учебе
-
пренебрежение со стороны сверстников
-
непонимание взрослыми трудностей детей
-
недостаточная уверенность ребенка в себе
-
отрицательная оценка взрослыми способностей детей
-
стрессовые жизненные ситуации
-
напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.)
-
примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации
-
чрезмерная занятость родителей
-
конфликты с родителями
-
что- то другое______________________________________________________
-
К какому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении?
-
-
классному руководителю
-
школьному психологу
-
социальному педагогу
-
психотерапевту
-
инспектору по делам несовершеннолетних
-
врачам
-
справились бы самостоятельно
-
к кому - то еще
-
затрудняюсь ответить
-
Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию?
-
да
-
нет
-
затрудняюсь ответить
-
Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения?
-
-
-
Приложение 2
Схема проведения опроса психологом трудного подростка.
-
Учеба - любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.
-
Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
-
Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.), причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечений и т.п.
-
Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены т.д.).
-
Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения в причина конфликта). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи.
-
Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет милицией.
-
Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
-
Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые им сведения без согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы):
-
первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
-
самооценка своей привлекательности;
-
начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей сексуальной неполноценности.