• Преподавателю
  • Другое
  • Методические материалы Тематика исследовательских работ с учащимися эколого-природоохранного направления

Методические материалы Тематика исследовательских работ с учащимися эколого-природоохранного направления

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Брянский областной эколого-биологический центр»




Тематика исследовательских работ с учащимися
эколого-природоохранного направления.

Методические материалы Тематика исследовательских работ с учащимися эколого-природоохранного направления




Подготовила:

Зерина Е.Ю.,
методист Центра













Брянск, 2015 г.

Оглавление




Основная цель данной методической рекомендации - оказание помощи учителям биологии, экологии, педагогам дополнительного образования в выборе исследовательской работы эколого-природоохранного направления.



Литература:

  1. Организация и проведение комплексных экологических экспедиций. Р-Д., 1993.

  2. Воспитание экологической культуры у детей и подростков М., 2000.

  3. Т.Я. Ашихмина. Школьный экологический мониторинг. М., 2000.


Введение.

Основными формами экологической работы, в которых реализуется данная деятельность, являются: школьные экологические кружки, отряды, клубы, центры, экологические летние лагеря, школьные научные общества, научно-практические конференции и многое другое. Данные формы экологической работы экологической работы действуют не только в учебных учреждениях, но и в условиях системы учреждений дополнительного образования.

Характер исследовательских работ по экологии отличается от других видов исследовательской деятельности ядом особенностей:

  1. Проблемным характером и поисковой направленностью.

Учащиеся в процессе эксперимента пытаются найти ключ к решению проблемы, аргументируя его полученным результатом или данными из литературных источников.

  1. Высокая степень объективности и достоверности обеспечивается за счёт систематических, комплексных исследований, что позволяет делать взвешенные оценки, прогнозы, правильные выводы по состоянию изучаемого объекта.

  2. Экологические исследования представляют собой сочетание теоретических знаний в области различных дисциплин, экологической культуры и практических действий.

Темы экологических исследований для учащихся следует подбирать, исходя из реалий жизни. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью.

При организации исследовательской работы учащийся под руково­дством учителя определяется:

  • в выборе темы исследования, обосновании необходимости данной работы, формулировке цели;

  • в выборе объекта экологических исследований, приёмах и методах работы;

  • в отработке и разработке методик исследований, отборе и подго­товке необходимого оборудования, приборов, реактивов;

  • в составлении плана последовательности работ;

  • в обработке собранного и полученного материала, формулировке выводов, рекомендаций.

Тематика исследовательских работ с учащимся по эколого-природоохранной работе

Тематика исследовательских работ по природоохранной работе весьма разнообразна. Для наблюдений и исследований выбирают такие объекты и явления, которые наиболее характерны для экологических систем данной местности, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Эти объекты могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, для совершенствования практических умений и навыков. Экологические исследования разнообразны. Они могут быть лабораторными и полевыми, иметь характер эксперимента или прямых наблюдений. Для проведения их пользуются теми же методами, которые широко применяются в зоологии, ботанике, физиологии, почвоведении и других науках.

К эколого-природоохранной деятельности нужно привлекать и ребят, у которых в процессе этой работы будут формироваться культурное мировоззрение и бережное отношение к природе. Очень важно, чтобы помимо чисто теоретических знаний по экологии, учащиеся приобретали практические навыки и умения, развивали экологическое мышление.

Темы исследовательских работ можно разделить на разделы:

  1. Биоэкология (растения);

  2. Биоэкология (животные);

  3. Биомониторинг (растения);

  4. Химическая экология;

  5. Промышленная экология;

  6. Медицинская экология и урбоэкология;

  7. Экология природных территорий;

  8. Гидробиология.

Согласно разделам для работы можно предложить следующие темы работ:

I. Биоэкология (растения)

  1. Проект реконструкции городского парка.

  2. Флора территории (микрорайон, школы и др.).

  3. Эколого-биологическая характеристика растительных сообществ.

  4. Редкие и исчезающие виды растений территории.

  5. Изучение первоцветущих травянистых растений.

  6. Пути сохранения охраняемых растений.

  7. Влияние антропогенного фактора на береговую растительность.

  8. Экологическая характеристика местообитания ландыша майского и земляники лесной.

  9. Экология растений города и его окрестностей.

  10. Оценка состояния окружающей среды методом лихеноидикации.



II. Биоэкология (животные)

  1. Эколого-фаунистическая характеристика муравьев.

  2. Структура населения жужелиц почв и её изменение в зависимости от характера биотопов и антропогенного воздействия.

  3. Шмели в условиях разного антропогенного воздействия на среду их обитания.

  4. Изучение видового состава птиц на территориях с различной степенью рекреационной нагрузки.

  5. Изучение видового состава почвенных беспозвоночных.

  6. Редкие виды птиц озера.

  7. Влияние антропогенного фактора на количественный и видовой состав рыб.

  8. Видовой состав, биотопическое распределение и некоторые особенности биологии бабочек в окрестностях города (посёлка).

  9. Изучение жизни и распространения муравьев.



III. Биомониторинг

  1. Биоиндикация состояния окружающей среды.

  2. Биоиндикация воздушного загрязнения территории по состоянию хвои сосны.

  3. Оценка системы загрязнения атмосферного воздуха методами лихеноиндикации .

  4. Исследование экологического состояния парка, школы, микрорайона школы и др.

  5. Ельники-кисличники в экологическом мониторинге.

  6. Городской парк как зелёная зона и зона отдыха.

  7. Лишайники разных типов местообитаний.

  8. Оценка токсичности атмосферного воздуха с помощью сосны обыкновенной.

  9. Экология года, посёлка и других территорий.

  10. Создание экологической тропы.



IV. Химическая экология

  1. Определение качества воздуха в городе (посёлке и др.) методом лихеноиндикации.

  2. Комплексное исследование чистоты воздуха города методами лихеноиндикации.

  3. Комплексные исследования загрязнений атмосферного воздуха в городе (пригороде).

  4. Анализ эффективности работы (по некоторым гидроклиматическим показателям) очистных сооружений города.

  5. Влияние компонентов табачного дыма на активность ферментов и другие факторы здоровья.

  6. Оценка степени загрязнения воздуха на территории школы.

  7. Экологическая безопасность и продукты питания.

  8. Мониторинг качества воды участка (реки, озера).

  9. Выявление чистоты воздуха с помощью растений-индикаторов.

  10. Загрязнение воды реки (озера) и оценка его влияния на состояние здоровья жителей.

V. Промышленная экология

  1. Исследование радиационного фона школы.

  2. роль автотранспорта в загрязнении окружающей среды в районе (городе), микрорайоне школы.

  3. Влияние интенсивности движения транспорта и выбросов предприятий на эпифитную лихенофлору.

  4. Проблема загрязнения тяжёлыми металлами окружающей среды города (области).

  5. Электромобиль - экологически чистый вид транспорта.

  6. Мониторинг загрязнения воздуха автотранспортом в городе (области).

  7. Влияние автотранспорта на экологию посёлка (города).

  8. Проблема уничтожения химического оружия.

  9. Основные проблемы оборота твёрдых бытовых отходов.

  10. Определение фактической эффективности работы пылегазо- очистительных установок, эксплуатируемых в городе (области).



VI. Медицинская экология и урбоэкология

  1. Влияние экологических факторов на психологическое состояние человека.

  2. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения города (посёлка).

  3. Изучение информированности учащихся, учителей и родителей по проблемам наркомании.

  4. Экологический мониторинг состояния здоровья населения города.

  5. Влияние шума на функциональное состояние организма подростков.

  6. Шумовые загрязнения школы (посёлка).

  7. Санитарно-бактериологическое состояние школы (гимназии).

  8. Экологический паспорт школы.

  9. Компьютер и здоровье.

  10. Применение профилактических мероприятий по очищению микрофлоры воздуха школьного помещения.

  11. Проектирование экологически комфортного кабинета.



VII. Экология природных территорий

  1. Организация учебной экологической тропы в лесничестве (национальном парке, пришкольном участке).

  2. Изучение экологического состояния мемориальных парков.

  3. Разнообразие растений и насекомых лесо-опушечных сообществ и возможности их сохранения.

  4. Экологическое состояние микрорайона.

  5. Экологическая экспертиза и проектирования пришкольного участка.

  6. Рекреационное влияние человека на состояние растений и животных.

  7. Экологическая тропа как средство познания единства природы и человека.

  8. Изучение современного состояния и хозяйственного использова­ния лесных ресурсов.



VIII. Гидробиология

  1. Биоиндикация чистоты воды в родниках (города, посёлка) (ис­следование чистоты воды в родниках биологическими и химическими методами).

  2. Изучение экологического состояния водоемов территории посёлка (города) методами биоиндикации.

  3. Определение токсичности и общего загрязнения воды в реках (озёрах) в 2 точках (на воде и выходе из города).

  4. Антропогенные воздействия на гидросистему как глобальная экологическая проблема.

  5. Пиявки водоёмов.

  6. Мониторинг качества воды в реке (озере) по показателям макро- зообентоса путём отбора и обработки проб зообентоса.

  7. Донные сообщества пруда (озера).

  8. Сапробность воды рек (озёр).

  9. Мониторинговые исследования экологического состояния рек (озёр).

  10. Анализ уровня загрязнения поверхностных вод района и пути решения данной проблемы.


Заключение

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного отношения к эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, проблем родного края.

Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.

10


© 2010-2022