• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Актуальность проблемы дополнительной подготовки воспитателя ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Статья на тему Актуальность проблемы дополнительной подготовки воспитателя ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В соответствии с новым Законом «Об образовании» первой ступенью образования является дошкольное звено, что, несомненно, составляет фундамент всей образовательной системы. Важнейшая задача, стоящая перед обществом –   привести качество педагогической деятельности воспитателя в соответствие с высокими стандартами качества образования, способствовать повышению квалификации педагогов и создать такой политический климат, который рассматривает образование как основной ресурс страны.      Несомненно,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность проблемы дополнительной подготовки воспитателя ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В соответствии с новым Законом «Об образовании» первой ступенью образования является дошкольное звено, что, несомненно, составляет фундамент всей образовательной системы. Важнейшая задача, стоящая перед обществом - привести качество педагогической деятельности воспитателя в соответствие с высокими стандартами качества образования, способствовать повышению квалификации педагогов и создать такой политический климат, который рассматривает образование как основной ресурс страны.

Несомненно, более высокие требования предъявляются и к подготовке специалиста, готового к реализации этой задачи.

Основной целью, стоящей сегодня является подготовка квалифицированных специалистов-практиков, способных осваивать и применять для работы самые современные технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста. Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с подготовкой кадров для детских садов в связи с введением ФГОС дошкольного образования. Сейчас уже является очевидным тот факт, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования. Требуется глубокая и детальная работа в этом направлении.

Еще одной проблемой, которая возникает перед обществом, является проблема переобучения воспитателей. Педагогу приходится работать с совершенно иными детьми, которые владеют современными технологиями иногда даже лучше, чем взрослые, которых подчас интересуют совсем не детские проблемы. Соответственно, необходим и другой подход к образовательному процессу.

И дошкольные образовательные учреждения стали другими. Воспитатель должен уметь работать и с одаренными детьми, и с детьми с особыми образовательными потребностями, и с детьми различных национальностей.

Нельзя не коснуться и такой проблемы как содержание самого образования. К сожалению, например, не достаточно внимания уделяется таким вопросам как духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.

Поэтому и в вопросах подготовки кадров необходимо обращать внимания на эти проблемы. Уже разрабатываются методики, технологии подготовки кадров в соответствии с новыми требованиями. Но этот процесс отдан на откуп самим учебным заведениям, которые в рамках вариативной части освоения профессиональных программ вводят соответствующие обучающие модули.

Формы дополнительной подготовки воспитателя. Повышение квалификации в системе работы ДОУ.

Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов.

«Обновление содержания во всех ветвях образования требует и обновления профессиональной компетентности»

Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.

Создание образовательных учреждений нового типа, необходимость обновления содержания дошкольного образования, выдвижение на передний план управленческих аспектов профессиональной деятельности, определяет необходимость повышения профессионально- педагогической квалификации педагогов ДОУ.

Качество педагогических кадров - самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.

Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализовать себя в жизни.

Внимание к проблеме повышения квалификации объясняется многими факторами:

-нарастающим объемом научной информации;

-прогрессом в области техники и технологии;

-интеграцией образования, наук и производства;

-углубляющимися глобальными (демографическими, экономическими, энергетическими и экономическими) проблемами.

На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных в дошкольном образовании.

Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогических работников довольно широко освещено в публикациях таких ученых - управленцев, как Т.Шамова, К.А.Нефедова, Г.Н.Сериков, И.О.Котлерова, Н.Горчарова, А.Дарвинский, А.Пескунова, В.Турчинка и другие.

Целесообразность и возможность применения программно-целевого принципа в управлении повышением квалификации педагогических работников обосновываются в работах С.Г.Молчанова, Д.Ф.Ильясова, В.П. Ворошиловой, В.А.Худякова, В.В.Давиденко и др.

Управленческое содействие в повышении квалификации педагогов сводится к созданию в образовательной системе комплекса условий:

- Социально-правовых

  • Перспективно-целевых

  • Потребностно - стимулирующих

  • Коммуникативно - информационных

«Повышение квалификации имеет объектом своего воздействия профессиональную компетентность работника сферы образования и состоит из пяти основных компонентов:

-специально- профессиональные знания;

-научно-познавательные потребности;

-коммуникативные способности, умения и навыки;

-организаторские способности и навыки управленческой деятельности;

личностно-гуманные качества.

Для повышения собственного уровня рефлексии педагог должен научиться постоянно спрашивать себя, имея ввиду педагогическую деятельность: Зачем? Что именно? Почему так? Что требуется? Как это делают другие? Какие есть рекомендации?

В исследованиях П.Хани и Э.Мамфорда выделяются три стиля обучения, которые можно использовать при организации повышения квалификации педагогов. «Деятели» ценят возможность играть активную роль в образовательном процессе, им нравятся действия, связанные с ролью руководителя, и интересно всё новое. «Теоретики» любят разбираться в концепциях, лежащих в основе того, что они изучают, исследовать вытекающие из них выводы, предложения. «Мыслители» получают удовольствие от исследования и изучения проблем, используют системный подход к проблеме. «Прагматики» стремятся связать содержание теоретического материала с практикой.

Повышение квалификации

В настоящее время возрождается подход к человеку как к самоценной личности, поэтому актуальной проблемой стала подготовка высококвалифицированного, активно действующего воспитателя, способного свободно мыслить и гармонично развивать ребенка.

Вопросам качества дошкольного образования всегда уделялось большое внимание, поэтому воспитатель детского сада повышение квалификации обязан проходить периодически, тогда его работа будет соответствовать запросам общества и обеспечивать сохранение самоценности и неповторимости детства в дошкольном периоде. Каждое дошкольное учреждение доказывает свою привлекательность и неповторимость, нередко, при помощи высокого качества воспитательно-образовательного процесса, в немалой степени обеспечиваемого курсами: такими как курсы младших воспитателей, старших воспитателей.

Повышение квалификации воспитателей ДОУ - это одно из важных направлений программы обучения педагогов. Наряду с привычным курсовым обучением (курсы младших воспитателей, старших воспитателей и прочее) различные регионы предлагают разнообразные альтернативные формы обучения и переподготовки воспитателей на базе традиционных институтов повышения квалификации. Это могут быть мастер-классы или стажировки, дистанционное обучение, семинары, проходящие на базе лучших ДОУ, управленческих школ, и консультационных пунктов, и другие методы.

Вопрос о том, должен ли проходить воспитатель детского сада повышение квалификации, даже не возникает. Каждый год в дошкольном образовании разрабатываются новые технологии и подходы к методикам обучения. Чтобы соответствовать новым требованиям, необходимо ежегодно повышать свой уровень компетенций. Методическая работа в детском саду предполагает взаимосвязь с общей системой непрерывного образования, что заставляет строить систему повышения квалификации воспитателей используя разнообразные ее формы, с творческим осмыслением новых подходов к обучению детей, изучением нормативно-правовых документов, внедрением достижений науки и передовых технологий в практику ДОУ.

По сути, повышение квалификации воспитателей ДОУ - это возможность расширения перспектив своего карьерного роста, возможность перехода на смежную профессию и совершенствование знаний в каком-либо конкретном вопросе, получение профессиональных навыков в решении практических задач и улучшение качества дошкольного образования в целом.

Воспитатель детского сада повышение квалификации может получить используя разные формы и виды образования. Повышение квалификации осуществляется в виде очной, очно-заочной, заочной или дистанционной формы и представляет собой курсовую подготовку или профессиональную переподготовку.

Курсовой подготовкой называют непродолжительное обучение работников ДОУ, которое направлено на освоение новых знаний и навыков, касающихся сферы их профессиональной деятельности. На курсы младших воспитателей, старших воспитателей направляются работники ДОУ по мере необходимости. Проходить повышение квалификации они могут в форме однократного обучения либо нескольких циклов (курсы, модули), распределенных во времени. Курсовую подготовку воспитатели проходят не реже одного раза в три года. Обычно в курсовую подготовку включается краткосрочное (72-100 часов) тематическое обучение. В процессе повышения квалификации воспитателей ДОУ происходит актуализация и обогащение опыта воспитателя, он овладевает критериями, нормами и инструментарием педагогической деятельности.

Профессиональной переподготовкой называют дополнительное профессиональное образование, проходящее в виде обучения новым специальностям тех, кто уже имеет определенную специальность (в том числе, получение второго высшего образования). Профессиональная переподготовка имеет продолжительность не менее 500 часов.

По окончании курсов слушатели получают документы государственного образца, удостоверяющие повышение квалификации работника.

Курсы младших воспитателей, безусловно, очень востребованы. Однако помимо обучения на курсах существует такая система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ как самообразование. Самообразованием принято считать самостоятельное приобретение знаний с привлечением различных источников и опорой на интересы и склонности каждого конкретного человека. Такое повышение квалификации воспитателей ДОУ помогает адаптироваться в постоянно меняющейся обстановке и поддерживать уровень своей профессиональной компетенции на высоком уровне. Самообразованием воспитателям следует заниматься в период между обучением на курсах. Оно расширит и углубит знания, полученные на курсах, поможет осмыслить опыт и применить его в своей практике.

Повышение квалификации воспитатель детского сада должен проходить, используя любую удобную форму.

Разнообразие форм повышения квалификации позволяет воспитателям повышать квалификацию непрерывно. Это важно как для него самого, так и для его воспитанников.

Формы повышения квалификации

В настоящее время можно использовать следующие формы и методы в обучении взрослых: лекции в форме диалога, проблемные лекции, семинарские занятия по типу «малых групп», семинар-интервью, творческие семинары, семинар - пресс - конференция, игровое моделирование (деловая и ролевая игра), решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия («мозговая атака», тренинги, научно - практические конференции, самообразование.

Основные задачи профессионального совершенствования (повышения квалификации) должны решатся на базе детского сада, несмотря на различные формы повышения квалификации в других структурах. Так как успех любой деятельности, в частности управленческой, находится в адекватной зависимости от своевременности и качества повышения квалификации кадров.

В результате аттестации педагогов и детского сада мы узнаем «какой уровень требований к компетентности педагога отсутствуют или слабо выражен», а это позволяет определить содержание методической и научно-методической работы. Кроме того, выносятся рекомендации «по поводу отсутствия или слабой выраженности определенного уровня требований к профессиональной деятельности», т.е. мы управляем качеством профессиональной компетентности.

Методическая работа в детском саду - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическую работу внутри детского сада нельзя назвать новым направлением деятельности. Однако сегодня приходится говорить о серьезной модификации её задач, содержания, методов, всей её системы, преодолевать ограниченные подходы к самому пониманию её сущности.

Методическая работа в области повышения квалификации должна обеспечивать с одной стороны, личностно-ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности, с другой - выявление, систематизацию и распространение передового педагогического опыта.

Результативность методической работы в повышении квалификации педагогов просматривается, с одной стороны через аттестацию педагогов, с другой - через продуктивность методической деятельности (описание обобщенного опыта работы, методические разработки и рекомендации, пособия и оборудование педагогического процесса и др.)

Имея чёткое представление о сущности методической работы в детском саду и конкретные результаты анализа деятельности методической службы детского сада, можно осуществить дальнейшее проектирование деятельности по развитию профессионального мастерства педагогов, обеспечивая эффективное влияние на успешность модернизации образовательного процесса и на достижение высокого качества развития воспитанников.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре: прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция и анализ.

С.Г.Молчанов определяет содержание управления методической работой как: поддержание традиционной нормы; внедрение инновационной позитивной нормы; предохранение образовательной системы от инновационной негативной нормы.

Приоритет в методической работе сегодня должен быть отдан формам ориентированным:

-на активизацию самостоятельной профессионально- гностической деятельности педагогического работника, обеспечивающей его профессиональное самовыражение, анализ достоинств и недостатков собственной профессиональной деятельности, а также и коллег;

-на создание, разработку и (или) внедрение научно-методической продукции (учебные программы, учебные пособия, учебные материалы, разработки учебных занятий и воспитательных мероприятий, различных социально-образовательных проектов и т.п.) и организацию освоения педагогами и руководящими работниками.

В основу работы по повышению квалификации педагогов через методическую работу образовательного учреждения целесообразно положить диагностику профессиональной деятельности педагогов. Диагностика поможет руководителю не только оценить фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявит их профессиональные запросы и потребности, а значит, четко определит цель формирования системы работы с педагогическими кадрами дошкольного образовательного учреждения.

Сегодня главное для педагога - научить его использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему педагогической деятельности. Всё это, конечно, требует от педагогов умения работать творчески, используя собственный потенциал. Поэтому мы стремимся помочь педагогу работать в условиях обновленной педагогической практики, решать разнообразные задачи содержания образования, выбора методических и организационных средств, и возможностям воспитанников, а также учебно-материальной базы детского сада, дидактических и методических пособий и технологий. Развертываемая в детском саду методическая работа направлена:

-информирование педагогов о новых требованиях, достижениях педагогической науки и практики;

- выявление, изучение и распространение наиболее ценного педагогического опыта;

-подготовку методического обеспечения, для осуществления образовательного процесса.

Проводимая нами работа, позволила в какой-то мере формировать содержание, наиболее полно отражающее современные процессы, происходящие в дошкольном образовании. Освоение этого содержания происходит в различных формах:

Повышение квалификации педагогов в ДОУ осуществляется через:

  • учеба в вузах,

  • курсы ПК

  • ГМО

  • открытые просмотры

  • проекты

  • самообразование

Отбор содержания повышения квалификации педагогов, форм и методов его осуществления определяется в планах работы ДОУ: в Программе развития, годовом плане и месячных планах работы.

Продумывая систему профессионального совершенствования педагогов и свою роль в качестве наставника в образовательном процессе, учитываются основные принципы:

  • равенство позиций в образовательном процессе,

  • стремление к использованию диалогических форм,

  • опору на личный опыт и индивидуальные потребности специалиста,

  • побуждение к развитию творческих потенций личности взрослого человека.

В условиях модернизации и развития образования методические структуры считают основными направлениями деятельности следующее:

-Ознакомление педагогического коллектива с новыми программами, технологиями, учебно-методическими пособиями.

-Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.

-Анализ результативности работы дошкольного образовательного учреждения и разработки рекомендаций по совершенствованию качества образовательной деятельности в детском саду, городе.

-Диагностика профессиональных потребностей педагога.

-участие методических служб в аттестационных, экспертных, конкурсных комиссиях.

Повышение квалификации педагогов - комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр (в детском саду - это методический кабинет), в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного обучения и воспитания и т.п. В детском саду существуют различные формы методической работы для повышения квалификации педагогов, каждая из которых имеет свои специфические особенности:

- Педагогические Советы

  • Обучающие семинары и деловые игры

- Индивидуальные и групповые консультации

  • Открытые просмотры

  • Психологические тренинги

  • ППО

  • Научная среда

  • Педагогические часы и др.

В управленческой деятельности мы придерживаемся дидактического правила: учить учиться - актуально.

Педагоги активно познают неизвестное, каким бы ни был их индивидуальный стиль познания, и обучение взрослых эффективно в том случае, когда:

-оно отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;

-связано с их прошлым и настоящим опытом;

-участники активно вовлечены в процесс обучения, и сами им управляют;

-создана атмосфера взаимного уважения;

-есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.

«Поработать над самим собой» это актуально в наши дни и педагог должен развивать своё самосознание, т.к. он работает над развитием личности каждого ребёнка.

Значительная роль в расширении профессиональной компетентности педагогов отводится самообразованию, которое рассматривается как:

-форма, в которой осуществляется познавательная деятельность;

-компонент системы непрерывного образования;

-индивидуально-личностный процесс целенаправленного совершенствования;

-объективно-необходимый процесс, связанный с развитием творческого потенциала личности.

В качестве основных условий повышения информированности педагогов рассматривается следующее:

-формирование в детском саду библиотеки;

-обеспечение оперативного доступа к периодическим научно-педагогическим и научно-методическим изданиям;

-оборудование читального зала, что повышает охват количества пользователей информацией;

-организация участия педагогов в семинарах, конференциях, педагогических чтениях и т.д., с целью взаимообмена опытом осуществления профессионально-педагогической деятельности;

-наличие технических систем.



© 2010-2022