Применение приёмов критического мышления на уроках татарского языка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение приёмов критического мышления на уроках татарского языка.

Критическое мышление это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающаяся в анализе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умении делать собственные выводы.

Описание слайда: Диаграммы сравнения

Иең неч Ь Ъ я, ю, е Иҗекнең нечкә әйтелешен белдерү: Ямь, Юньле, Сәгать, Ашъяулык хәрефнең _ Алъяпкыч калын, Төньяк булуын, Көньяк белдерә, мәгънә, нәкъ.

Кластер

Тема: Сыйфат (Имя прилагательное)- 5 класс

Вызов. (Предлагаю определить о чём? или о ком? это стихотвотрение.

Әй, ... , ... , Кечкенә генә,

Бик йомшак кына,

Бик куркак гына.

Осмысление.

Какие слова помогли нам узнать, что в стихотворении говорится о зайце? (кечкенә, йомшак, куркак) Все эти слова отвечают на вопрос нинди?(какой?)

Сыйфат - нинди? Куркак.

Куркак , кечкенә (трусливый) (маленький)

Йомшак (мягкий) куян.

Предлагаю придумать концовку стихотворения, используя прилагательные.

Әй, куян, куян,

Кечкенә генә,

Бик йомшак кына,

Бик куркак кына. (Бик ап-ак кына.Бик тыйнак кына. Син бит ак кына...)

Предлагаю по аналогии сочинить стих про другого животного. (Әй, төлке, төлке, Кызгылт-сары гына, Бик йөнтәс кенә, Хәйләкәр генә.) Этот приём развивает у детей фантазию, воображение, умение слушать друг друга.

При объяснении темы обязательно идёт сравнение двух языков. В татарском языке нет категории рода. Красивый человек( матур кеше) Красивая шапка( матур бүрек) Красивое платье(матур күлмәк

Без әти - әниләргә булышабыз. мин идән юам савыт - саба юам тузан сөртәм энемне карыйм кер үтүклим ашарга әзерләргә булышам

Работа с художественным текстом. Прием прогнозирование. Прочитайте название произведения и назовите его автора. (Рабит Батулла. Тукай - Апуш). Рассмотрите иллюстрации и предположите о ком или о чём идёт речь в произведении? Почему вы так решили?(о мальчиках) Как вы думаете какая мальчики на рисунке? (…) Почему вы так решили?( п. ч. он что - то рассказывает) Чтение произведения. Оправдался ли наш прогноз?

Чтение с остановками . Приём «Чтение с остановками» выглядит как поиски ответов на вопросы - Почему так называется произведение?

-Почему текст построен именно так?

-Как будут развиваться события дальше?

-При подготовке к уроку я «выделяю» 2-3 остановки. Во время остановок задаются вопросы, которые позволяют пробудить интерес к чтению.

Например, при чтении «Су анасы» Г.Тукая можно задать такие вопросы:

Простые- Ул нинди малай?(он какой мальчик?)

Уточняющие - …,т.е . ты говоришь, что он стеснительный или жадный (объясняющие)

- Почему мальчик украл …?

_Почему домой принес?

Описание слайда:

Ромашка Блума творческие

- Что изменилось бы если... мальчик не украл? (… булса, нәрсә үзгәрер иде?)

Оценочные:

- Кешеләргә карата нинди булырга кирәк? (Какими нужно быть по отношению к людям?)

практические

- Син малай урынында булсаң, нишләр идең?(Как бы ты поступил на месте мальчика?)

_Хикәянең эчтәлеге буенча син нинди рәсемнәр ясар идең?(Какие бы ты нарисовал рисунки к тексту?)

Синквейн .

Этот приём позволяет проявить своё творчество и выразить своё отношение к изучаемому объекту. Развивает творческое мышление и речь, обогащает словарный запас. Кояш Зур, җылы Балкый, җылыта, яктырта Кояш нурларын сибә. Шар

Синквейн Куян Ак, кечкенә Кача, сикерә, чаба Куян тиз йөгерә. Җәнлек

Сбор ассоциаций. Написание детьми слов, выражений, связанных с каким - либо понятием изучаемой темы. Ученики пишут ассоциации, обсуждают в группах, каждая группа поочерёдно называет одно из написанных выражений, а учитель фиксирует на доске. Җәй (җылы, каникуллар, Сабантуй, авыл, лагерь, урман, җиләкләр, ял итү)

Материал Интернеттан алынды.


© 2010-2022