Мой дом - планета света, добра и красоты

Это занятие вводное к моей программе. Разрабатывая его, ставила цель познакомить ребят с материалом образовательной программы, активизировать внимание к экологическому состоянию ближайшего окружения, создать условия для развития познавательной активности. В процессе занятий работаю над развитием творческих принципов мышления, которые бы позволяли ребенку самому ставить цели, отражающие реальное взаимоотношение человека и природы в динамике их развития и реализовать эти цели, используя весь объем...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект


Открытого занятия педагога дополнительного образования

Орловой Галины Алексеевны

МОУ ДОД Детского эколого-биологического центра г. Ростова-на-Дону


Тема: «Мой дом - планета света, добра и красоты».

(введение в образовательную программу «Природа - это мы»).


Форма занятия: ознакомление.

Тип занятия: комбинированное.

Цель занятия: познакомить детей с материалом образовательной программы, активизировать внимание к экологическому состоянию ближайшего окружения, создать условия для развития познавательной активности.

Оборудование:

  1. ПК, проектор, экран;

  2. презентация Power Point;

  3. видеофильмы: «Природный парк Донской», «Весна в Ботаническом саду»;

  4. карточки с таблицами для практической части;

  5. гидрометр для измерения влажности в помещении;

  6. термометр для измерения температуры воздуха в помещении;

  7. ручки.

Ход занятия.

I. Подготовительный этап.

Подготовка кабинета к занятию: установка оборудования, материалов диска - презентации Power Point, видеофильмов.

II. Организационный этап.

Знакомство с детьми.

III. Основной этап.

Презентация Power Point к занятию открыта. Вступительное слово педагога. Общее обсуждение значения понятия «Экология», объяснения педагога.

Рассказ педагога о самом уникальном живом существе на планете - Человеке и его природном окружении. Обозначение природных особенностей нашего края.

Определение педагогом значения понятия «Национальный парк». Просмотр фильма о природных красотах края на примере парка «Донской». Обсуждение увиденного.

Обсуждение экологически безграмотного поведения человека. Цитирование отрывка поэмы Р.Рождественского «Монолог царя зверей». Беседа о бережном, созидательном отношении к природе.

Определение педагогом значения понятия «Памятник природы». Просмотр фильма о Ботаническом саде Ростовского университета, как пример экологически созидательной деятельности человека. Обсуждение увиденного.

Дискуссия «Кого можно назвать настоящим другом природы?».

IV. Практический этап.

Проведение экологической оценки учебной комнаты в игровой форме экспресс-методом (группа детей разделена на команды экологов и дизайнеров. Каждой команде определены задания, с помощью которых ребята оценивают состояние помещения). Определение общих результатов с помощью схемы-пирамиды профессора В.А.Блинова. Занесение результатов в презентацию Power Point к занятию. Обсуждение итогов практики.

V. Заключительный этап.

Подведение итогов занятия. Обсуждение интересных моментов занятия. Выяснение, что нового узнали ребята. Пожелание педагога юным экологам творческих успехов.



























Конспект занятия.

Здравствуйте ребята!

Давайте познакомимся. Меня зовут Галина Алексеевна. Я веду занятия в экологическом объединении «Природа - это Мы!».

Я предлагаю вам необычное занятие с красивым поэтическим названием «Мой Дом - планета света, добра и красоты», на котором вы познакомитесь с программой моего объединения. Как вы думаете, ребята, о каком Доме в названии нашего занятия идёт речь? (о Доме по имени планета Земля).

Экология в переводе с греч. дословно означает наука о доме. «Экология - это наука об обиталищах, или, говоря более широко, об условиях существования», - так в 1963 году определил понятие экологии учёный Юджин Одум. Общая экология - наука о законах взаимоотношений организмов и условий среды (Маркин Б.М., Наумова Л.Г. 1994 г.) …экология - более чем научная дисциплина… (В.И. Данилов-Данильян, 2000 г.). Но говорить о нашем с вами Доме сухими научными фразами совсем не хочется, необходима поэзия:

Есть просто храм,

Есть храм науки

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!

Итак, экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов (говоря иначе живой природы) с окружающей средой (т.е. условиями в которых организм живет). Наше занятие, как и моя программа, посвящены отношениям человека с окружающим миром. Человек - уникальное живое существо на планете Земля, он может многое. Каждый из нас неповторим, каждый из вас Вселенная. Вселенная, состоящая из двух частей: одна - это Я каждого из нас, и другая та, что лежит вне этого Я (так определяет человека писатель, мыслитель Клод Сен-Симон). У каждого из вас свой мир потребностей и увлечений (основные - в пище, воде, воздухе, в продолжении рода человеческого; дополнительные - в жилище, одежде, в общении, в труде, творчестве и т.д.). Природная среда обитания включает огромный мир вне нашего дома. Жилой дом, город, край - вот наша основная среда обитания. Какие природные условия отличает наш край? Что вы можете вспомнить? Донской край - степной район со значительными колебаниями температуры, недостатком осадков. Большинство дождей приходится на раннюю весну и первую половину лета. Погода часто ветреная, особенно весной и поздней осенью. Часто наблюдается весеннее-летняя засуха.

Давайте ближе познакомимся с красотами нашего края, совершим виртуальную экскурсию в природный парк Донской (просмотр отрывка). Понятие природный парк (иначе, национальный парк) - природный объект для восстановления численности животных и растений, которым может угрожать сокращение, территория для эстетического восприятия, посещающих его людей. В фильме, прозвучала мысль о том, что если еще в начале 20 века к самой идее создания природных парков и заповедников относились как к чудачеству, то теперь люди осознают, что это - бесценное достояние, которое необходимо сберечь для будущего поколения. Сегодня мы можем наслаждаться этой красотой, потому что заботливые руки экологов и просто небезразличных людей стараются донести к нашим сердцам это великолепие.

Но когда человек совершает поступки, думая только о своём Я, может происходить непоправимое, как в поэме Роберта Рождественского «Монолог царя зверей»:

В катакомбах музея пылится пастушья свирель,

Бивень мамонта, зуб кашалота и прочие цацки,

Человек, ты послушай царя терпеливых зверей

И прости, что слова мои будут звучать не по-царски.

Я последний из львов, но пускай за меня говорят

Лань в объятьях капкана, ползучего смога громадность

И дельфинья семья, за которой неделю подряд

С вертолета охотился ты, чтоб развеется малость.

Пусть тебе повстречается голубь, хлебнувший отрав,

Муравейник сожженный, разрытые норы барсучьи,

Оглушенная семга, дрожащий от страха жираф

И подстреленный лебедь, и чайка по горло в мазуте.

Пусть они голосят, вопрошая карающий век,

Пусть они стороною обходят любую машину,

Ты, бесспорно, вершина природы, мой брат человек.

Только где и когда ты видал без подножья вершину?

Ты командуешь миром, стоишь у руля.

Ты хозяин, мы спорить с тобой не хотим и не можем.

Но без нас, ты представь, разве будет землею земля?

Но без нас, ты пойми, разве море останется морем?

Будут жить на бетонном безлюдье одни слизняки.

Океан разольется огромной протухшею лужей.

Я тебя не пугаю, но слишком уж сети крепки,

И растет скорострельность твоих замечательных ружей.

Все твое на планете, а нашего нет ничего.

Может, правда, что день ото дня мир становится злее.

Вот глядит на меня поредевшее царство мое,

Не мигая, глядит, и почти ни о чем не жалея.

И уже ни о чем не моля, ни за что не коря,

Видно, в хоботы, пасти и когти судьба не дается,

Я с седеющей гривы срываю корону царя

И реву от бессилья, что мне еще остается.

Человек не обязательно разрушитель, можем быть не только потребителем, но и созидателем. Яркий тому пример Ботанический сад нашего города. Предлагаю вновь совершить виртуальную экскурсию. На этот раз в Ботанический сад, в самое прекрасное время года, в период весеннего цветения (просмотр отрывка). Территория для Ботанического сада Ростовского университета была выделена в 1927 году. Тогда на этом месте была степь, пашни, огороды, добыча известняка для городских построек и небольшие группы деревьев. Главная задача стоявшая перед создателями сада была акклиматизация в степном донском крае растений из других районов России и зарубежных стран. В посадке лесопарка, дендрария участвовали десятки тысяч ростовчан, всё делали вручную. Создание сада оказалось делом нелёгким, так как природные условия нашего края не благоприятствуют развитию древесной растительности. Нужен был продуманный подбор пород деревьев и кустарников, специальный уход, чтобы вырастить здесь большое число различных видов плодовых и декоративных деревьев и кустарников, создавать устойчивые лесные насаждения. Сейчас здесь произрастает свыше 6,5 тысяч видов деревьев, кустарников, травянистых растений, больше 1,5 тысячи видов тропических и субтропических растений. Питомник Ботанического сада предоставляет для озеленения улиц и скверов города, личных садов саженцы и семена. Ботанический сад является памятником природы, территория его - охраняемая природная зона. Здесь нельзя рвать цветы, собирать лечебные травы, ягоды и грибы, разжигать костры, шуметь, включать радио и магнитофон, что мешает птицам. Из сада выносят только знания, впечатления, фотоснимки, видеозаписи. Смотрю вместе с вами на это великолепие и вспоминаются слова писателя Александра Солженицына: «Я стою под яблоней, отцветающей - и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочат после дождя - и нет названия тому сладкому духу, который напаивают воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всей грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми не знаю, как лучше. Никакая еда на земле не слаще мне этого воздуха; этого воздуха, напоенного цветением, сыростью, свежестью».

Значит гармония Человека и Природы возможна и даже необходима. Как можно быть другом природы? Кого можно назвать настоящими друзьями природы? Конечно, в первую очередь экологи (люди, которые занимаются наблюдением и изучением взаимоотношений живых организмов с окружающей средой). Но ведь другом природы может быть человек любой профессии и любого возраста. Согласитесь, даже маленький ребенок может бережно относиться к цветам, деревьям, бабочкам, птицам, насекомым, которые его окружают и он уже друг природы.

Давайте выясним в игре, как люди различных профессий могут заботиться о природе, другими словами быть ее друзьями. Я предлагаю вам небольшую игру, которая так и называется «Друзья природы». Итак, ребята, я хочу пригласить 6 человек. Станем в круг. Я вам раздам конверты, из которых вы узнаете вашу предполагаемую профессию. Например: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и так далее. Каждый участник должен назвать несколько вариантов экологически правильного поведения в своей работе. После того, как все игроки назовут свой вариант, они делают шаг по кругу и меняются конвертами, а значит и профессиями, и вновь должны сделать то же самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со "своей профессией" (возможные варианты профессий и их помощь природе - приложение 1). Ребята, давайте подведем итог игры. Я хотела бы выслушать ваше мнение об разыгранных ролях. Чьи ответы вам понравились больше? Задумывались ли вы раньше о том, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы?

Чувство комфортности для человека связано с определёнными условиями среды (с природными - температура, влажность, свет, состав воздуха и т.д; социальными, психологическими, эстетическими), насколько гармоничны взаимоотношения человека и его окружения. Является ли помещение, в котором мы сейчас находимся нашей окружающей средой? Конечно! Чувство эстетического удовольствия поднимает нам настроение и в результате даже улучшает самочувствие. Давайте сделаем оценку комнаты, в которой проходит наше занятие, с точки зрения экологов и дизайнеров. В каких условиях мы общаемся, насколько нам комфортно? Ведь качество среды любого помещения, прежде всего, сказывается на работоспособности человека. Правильная организация рабочего места, чистый воздух, могут значительно повысить эффективность труда и у взрослого, и у школьника. Разделимся на две команды: экологи и дизайнеры (таблицы для оценки - приложение 2).

Команда ЭКОЛОГОВ. Существуют санитарные нормы, которые устанавливают, исходя из физиологических особенностей человека. Нормы обеспечивают усредненный комфорт: наличие достаточной естественной освещенности, эффективности вентиляций, отделки внутренних помещений (натуральные природные материалы или нет), озеленение помещения (это позитивный фактор создания экологически комфортной среды), режим уборки и проветривания помещения, температуры воздуха кабинета.

Команда ДИЗАЙНЕРОВ. В последнее время на нашем телевидении появилось большое количество программ, в которых показывают, как из типового помещения, сделать красивую, удобную и функциональную комнату. Когда смотришь все эти передачи, то, кажется, что ничего в этом сложного нет, и абсолютно любой человек, может сам создать себе любой дизайн интерьера по своему вкусу. Задача наших дизайнеров - определить, является ли обстановка этого кабинета оптимальной с эстетической и функциональной точки зрения?

Задания для команд очень просты, не требуют специальных знаний и углублённого исследования, поэтому наш метод назовем экспресс-метод экологической оценки помещения (быстрый).

После обработки результатов, предлагаю с помощью экологической пирамиды профессора В.А. Блинова дать общую оценку комнаты. Схема этой пирамиды была предложена профессором для дифференцированной оценки состояния городской среды, природных комплексов, внутреннего микроклимата помещений, состояния здоровья человека (шкалу комфорта и дискомфорта предлагается представить в виде семиступенчатой экологической пирамиды; графически ее можно изобразить вершиной вниз, тем самым показывая снижение экологического потенциала системы; вверху - система в расцвете сил; ее характеризует высшая степень экологического комфорта; внизу - нулевая отметка - полное истощение и разрушение системы).

Давайте вместе, ребята, подведем итог нашей встрече. Что вам запомнилось, что нового вы узнали для себя?

Благодаря фильмам и презентации, мы смогли познакомиться с природным парком «Донской», побывали в Ботаническом саду, делились своими знаниями, провели экологическую оценку данного кабинета. О взаимоотношениях Человека и Природы с научной точки зрения, о возможностях гармонии в этих отношениях вы обязательно ещё узнаете много интересного. Продолжайте исследовать окружающий мир сами (узнавайте новое из книг, компьютера, спрашивайте у взрослых).

Творческих удач, Вам, ребята!

© 2010-2022