- Преподавателю
- Другое
- Тематическое планирование краеведческого кружка
Тематическое планирование краеведческого кружка
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михалей Ю.А. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор: Ермакова А.Н.__________________(________________)
«____»_____________________2014 года
Программа краеведческого кружка
на 2014-2015 год.
Руководитель: Михалей Ю.А.
МКОУ «Красногорская СОШ»
Пояснительная записка.
Программа кружка краеведческой направленности разработана на основе авторской программы Болотиной Л.А. «Программы для учреждений дополнительного образования детей» выпуск 4-М… ГОУ ЦРСДОД, 2002г. Основные направления в деятельности кружка - изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создан музей
Цель: воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Красногорское средствами музейной педагогики.
Задачи:
1. Образовательные:
овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.
2. Развивающие:
развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работ.
3. Воспитательные:
воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьном историко-краеведческом музее.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Использование экспонатов и документального материала, собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-15 лет.
Прогнозируемый результат и способы определения результативности.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своего края, села Красногорское, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
работать с историческими источниками;
уметь брать интервью;
проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
уметь представлять свою исследовательскую работу.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных краеведческих чтениях, конкурсах, конференция
Учебно-тематический план.
Раздел
теория
практика
всего
I. Введение.
1
__
1
II. Музей и история родного края.
3
7
10
III. Документоведение.
1
2
3
VI. Методика подготовки и проведения экскурсий.
2
3
5
V. Этнография родного края.
1
2
3
VI. Поисково-исследовательская работа.
1
6
7
VII. История нашего села.
3
1
4
VIII. Итоговое занятие.
1
_
1
Всего
13
21
34
Содержание программы.
Тема «Музей и история родного края» - 10 часов.
Теория: знакомство с историей основания и села Красногорское, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.
Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «Верхотурском направлении», «История школы»; обновляют стенды школьного музея, проводят встречи с ветеранами труда и тружениками тыла.
Тема «Документоведение» -3 часа.
Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.
Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.
Тема « Поисково-исследовательская деятельность» - 7 часов.
Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
Тема «Этнография родного края» - 3 часа.
Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.
Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.
Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» - 5 часов.
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.
Тема «История нашего села» - 4 часов.
Теория: изучения история родного края, изучение истории села Прокоп-Салда, основных вех его развития.
Практика: защита проектов по истории села, творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки. Составление схем по истории села, библиографических указателей статей о селе Прокоп-Салда, оформление папок, походы по историческим местам
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Красногорское, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Верхотурского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.