Методическое пособие по составлению кроссвордов для преподавателей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Купинский медицинский техникум»















Методическая разработка пособия по теме:

« Кроссворд как форма организации самостоятельной работы студентов»



















Купино

2016











Рассмотрено на заседании ПЦМК

Протокол №__ «___» __20__г

Председатель ПЦМК ______





Автор - составитель: преподаватель анатомии и физиологии человека высшей категории Андреева Нина Михайловна

























СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная запискастр.4-5

  2. Учебно-методический план занятия стр.6-7











Пояснительная записка

Решение кроссвордов многие называют «гимнастикой ума». Их некоторые составители проявляют чудеса изобретательности и оригинальности. В книге рекордов Гиннеса зарегистрирован кроссворд площадью 21 м2, а дополнен этот рекорд кроссвордом длиной 30 м 82 см, в котором содержится 50 400 слов. Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.

А еще - удовольствие! Если человек справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти минут смеха.

О пользе кроссвордов для здоровья говорят много. Невероятную популярность кроссворды обрели именно в динамичном 20-м веке - жизнь помчалась вскачь, нервы у людей истончились, а чтобы они не порвались, требовалось простое и действенное средство по нейтрализации стрессов. Этим средством и стал кроссворд. Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на организм - оно успокаивает, расслабляет, что побуждает все органы работать в оптимальном режиме.

Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Медики, в свою очередь, уже довольно давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство. Наилучшим способом вовлечения в работу наибольшего количества клеток головного мозга и, следовательно, обеспечения им полноценного сна является разгадывание кроссвордов минут за тридцать до того, как отправиться спать. Научно доказано, что разгадывание перед сном кроссвордов улучшает память!



Содержание

Кроссворд - это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов. Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» - пересечение и «word» - слово) и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда - «крестословица».

Классификация кроссвордов

• по форме:

- кроссворд - прямоугольник, квадрат;

- кроссворд-ромб;

- кроссворд-треугольник;

- круглый (циклический) кроссворд;

- сотовый кроссворд;

- фигурный кроссворд;

- диагональный кроссворд и т.д.

• по расположению:

- симметричные;

- асимметричными;

- с вольным расположением слов и др.

• по содержанию:

- тематические;

- юмористические;

- учебные;

- числовые.

• по названию страны:

- скандинавские;

- венгерские;

- английские;

- немецкие;

- американские;

- итальянские.

Виды кроссвордов

Рис 1. Классический кроссворд

Методическое пособие по составлению кроссвордов для преподавателей

Классический кроссворд

Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали. Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые - снаружи кроссворда только буквы.

Рис 2. Японский кроссворд

Методическое пособие по составлению кроссвордов для преподавателей

Японский кроссворд

1. Оптимальный размер японского кроссворда по горизонтали - 20-35 или 55 клеток. Нежелательно количество клеток, не делящееся на 5 без остатка.

2. Ряд (столбик) должен содержать не более пяти групп закрашенных клеток.

3. Желательно, чтобы получившаяся картинка была узнаваемой и более-менее интересной.

4. Японский кроссворд должен иметь однозначное решение.

Рис 3. Кейворд

Методическое пособие по составлению кроссвордов для преподавателей

Кейворд

Разновидность кроссворда, в клетках которого указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно, для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово

Рис 4. Крисс - крос

Методическое пособие по составлению кроссвордов для преподавателей

Крисс-кросс

Дана сетка кроссворда и слова, которые необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.

Рис 5. Сканворд

Методическое пособие по составлению кроссвордов для преподавателей

Сканворд

Вопросы к словам записываются внутри сетки, в клетках. Соответствие вопросов словам указывается стрелками. Если стрелки только горизонтальные и вертикальные - тип сканворда готика. Если есть стрелки и по диагонали, то италика.

Рис 6. Филлворд

Методическое пособие по составлению кроссвордов для преподавателей

Филлворд

Данный тип кроссворда представляет из себя поле заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка. Филлворды бывают двух типов: венгерские и немецкие. Венгерские предполагают направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. В данном типе филлворда одна буква может быть использована один раз.

Кроссворды широко используют в учебной деятельности. Кроссворд - это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у студентов в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой.

Учебный кроссворд - это дидактическая игра, которая содержит игровую и учебную задачу.

Выделяют несколько типов составления кроссвордов: познавательный, обобщающий, итоговый.

Познавательный (или обучающий) - составляется по тексту (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебной литературы, лекции. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Обобщающий - предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела, с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому тестированию.

Итоговый - служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.

Предлагая учащимся учебные кроссворды преподавателю необходимо знать, что при его решении или составлении должны быть достигнуты определенные учебные и воспитательные цели. Поэтому необходимо учитывать следующее. Кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены подготовка по предмету, требования учебной программы.

Кроссворд должен быть мотивирован, т.е. побуждать в студенте работать на конечный результат. Это могут быть: оценивание, соперничество, анализ, обсуждение ответов и т.д.

Кроссворд призван воспитывать эстетичность, т.е. преподаватель должен продумывать оформление, расположение, цветовую гамму букв, рисунков и т.п..

Решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года.

Составление кроссвордов является одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Самостоятельное составление кроссвордов способствует развитию умений ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать в печатном и электронном варианте, а также развитию творческих возможностей студентов.

Общие требования при составлении кроссвордов

Составляются кроссворды по тексту учебной литературы.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

1.Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

2.Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

3.Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

4.Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5.Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6.Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

7.Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению:

1.Рисунок кроссворда должен быть четким.

2.Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Оформление ответов на кроссворды:

- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;

- Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;

- Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Они предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов - повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Составление условий (толкований) кроссворда.

• Во-первых, они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

• Во-вторых, старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

• В - третьих, просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Этапы составления кроссворда.

- Сделать анализ учебного текста по теме занятия.

- Составить список слов изучаемого учебного материала.

- Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.

- Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения.

- Вычерчивание рисунка сетки.

- Нумерация рисунка сетки.

- Печать текстов вопросов и ответов.

- Орфографическая проверка текстов.

- Проверка текстов на соответствие нумерации.

- Печать кроссворда.

Оценка решения кроссворда.

Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела изучаемого предмета, обычно состоят из 15-20 слов, а итоговые доходят до 25. Согласно действующей пяти балльной системе оценивания знаний разработана шкала оценки знаний.

Шкала оценки знаний

Кол-во слов в кроссворде

Уровни эрудиции

Время для решения кроссворда

Время для составления кроссворда

Высокий «5»

Средний «4»

Удовлетворите-льный «3»

Низкий «2»

10

10

9-8

7-6

5 и ниже

20 мин

60 мин

11

11-10

9-7

6-5

4 и ниже

22 мин

66 мин

12

12 -11

10-8

7-6

5 и ниже

24 мин

72 мин

13

13-12

11-9

8-6

5 и ниже

26 мин

78 мин

14

14 -13

12-9

8-6

5 и ниже

28 мин

84 мин

15

15 -14

13-10

9-7

6 и ниже

30 мин

90 мин

16

16 -15

14-11

10-8

7 и ниже

32 мин

96 мин

17

17 -16

15-12

11-8

7 и ниже

34 мин

102 мин

18

18 -17

16-13

12-9

8 и ниже

36 мин

108 мин

19

19-18

17-15

14-10

9 и ниже

38 мин

114 мин

20

20-19

18-14

13-10

9 и ниже

40 мин

120 мин

21

21-20

19-15

14-11

10 и ниже

42 мин

126 мин

22

22-20

19-15

14-11

10 и ниже

44 мин

132 мин

23

23-21

20-16

15-12

11 и ниже

46 мин

138 мин

24

24-22

21-17

16-13

12 и ниже

48 мин

144 мин

25

25-23

22-18

17-14

13 и ниже

50 мин

150 мин

Создание кроссвордов с применением Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.

С целью повышения мотивации учащихся к обучению для решения и создания кроссвордов можно использовать возможности персонального компьютера. Если делать кроссворд с помощью компьютера, то интерес возрастает многократно, а преподаватель получает своеобразную тестовую программу в виде кроссворда.

Цель технологии кроссворда.

Развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность студентов.

Результат- активизация мыслительной деятельности студентов.

Основные идеи технологии кроссворда.

Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологиями. И поэтому имеет сходные с ними идеи.

Это - развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный подходы.

Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность учащегося. А это одно из самых главных требований к проектным заданиям.

Кроссворды можно составлять тремя способами: использование программ: Microsoft Word,Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.

Первый способ. Создание кроссворда в MS Word.

Основные приемы

Создание сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы

• Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются

• Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками

• Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.

Требования к созданию кроссворда в MS Word.

• Наличие сетки.

• Наличие нумерации.

• Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.

• Наглядное оформление и расположение кроссворда на странице

Достоинства метода:

Возможность многократной распечатки.

Независимость от компьютера при использовании.

Простота реализации.

Недостатки метода:

Неэффективная возможность использования в электронном виде.

Невозможность автоматизации проверки результата.

Создается в основном только для работы на бумаге.

Второй способ. Создание кроссворда в Microsoft PowerPoint.

Основные приемы

• Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются

• Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками

• Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или на каждый вопрос отводится отдельный слайд.

• Решение кроссворда должно быть организовано автоматически, с использованием гиперссылок.

Требования к созданию кроссворда в Microsoft PowerPoint.

• Наличие сетки.

• Наличие нумерации.

• Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.

• Наглядное оформление и расположение кроссворда на слайде.

• Наличие возможности выбора верного ответа и присутствие неверных ответов с гиперссылками на автоматическое появление правильного ответа в сетке и переход на слайд неверно при выборе неверного ответа.

Достоинства метода:

Возможность многократного использования.

Эффективная возможность использования в электронном виде.

Возможность использования в обучающих целях.

Недостатки метода:

Невозможность распечатки.

Зависимость от компьютера.

Трудность в реализации.

Проверка результата происходит при выборе ответов, до тех пор пока ученик не справится с заданием.

Третий способ. Создание кроссворда в Microsoft Excel.

Основные приемы

• Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.

• Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.

• Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная буква, то ячейка заливается определенным цветом или идет подсчет верных букв в словах).

Требования к созданию кроссворда в Microsoft Excel.

• Наличие сетки.

• Наличие нумерации.

• Наличие грамотного сформулированных заданий к кроссворду.

• Наглядное оформление и расположение кроссворда на рабочем листе.

• Наличие проверки правильности решения кроссворда.

Достоинства метода:

Возможность многократной распечатки.

Возможность размещения большого по размерам кроссворда.

Возможность автоматизации проверки результата.

Создается для работы не только на бумаге, но и в электронном виде.

Эффективная возможность использования в электронном виде.

Недостатки метода:

Зависимость от компьютера при использовании.

Настройки проверки требует определенных знаний.

Исследуя методы создания кроссвордов с применением Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint наиболее легким в овладении является способ создания кроссворда в Word, он же и наиболее часто используемый среди преподавателей и студентов. Наиболее сложным в освоении является способ создания в Microsoft Excel. Каждый из способов требует достаточное количество времени. Все перечисленные способы имеют как ряд достоинств, так и ряд недостатков.

Выводы.

Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности студентов.

Решение кроссвордов, тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями позволяет с пользой провести время.

Студентам нравится решать и составлять кроссворды, потому что кроссворд:

· выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки;

· позволяет с пользой провести свободное время;

· это способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы;

· это заряд оптимизма;

· это средство снятия стрессов.

Литература

  1. Беляев Н.В., Большой словарь-справочник для решения и составления кроссвордов 1998

  2. Попова Е. А., Новейшая энциклопедия для решения кроссвордов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.



© 2010-2022