• Преподавателю
  • Другое
  • Семинар педагогов дополнительного образования Этнокультура и дополнительное образование детей

Семинар педагогов дополнительного образования Этнокультура и дополнительное образование детей

Федеральными государственными требованиями определены единые воспитательные процессы школьного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. У современных образовательных учреждений в этом плане своя роль. По важности она сравнима только с ролью семьи: там происходит передача из поколения в поколение тех знаний, умений, традиций, которые и позволяют народу сохранить свою...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар для педагогов дополнительного образования

«Этнокультура и дополнительное образование детей»

(из опыта работы).


«Корни человечества лежат в той почве, которая

его взрастила, в той среде, где он вырос,

но ветви он может устремлять во всех направлениях,

и они покроются листвой и цветами».

И.А.Абашидзе:


Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Доказательством этого является сегодняшняя активизация этнического самосознания нашего народа, повышенное внимание к своему культурному наследию. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры.

Федеральными государственными требованиями определены единые воспитательные процессы школьного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. У современных образовательных учреждений в этом плане своя роль. По важности она сравнима только с ролью семьи: там происходит передача из поколения в поколение тех знаний, умений, традиций, которые и позволяют народу сохранить свою культуру, историю, самобытность, что влечёт за собой особенности в воспитании и обучении.

Из всего многообразия видов деятельности декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту повсюду: в доме, на работе, в общественных местах.

Знакомство ребенка с народными ремеслами, начинается с дошкольного возраста, затем продолжается на уроках ИЗО и технологии, но более полно раскрыть эту тему можно в учреждениях дополнительного образования детей. В ноябре в МБОУ ДОД Доме пионеров и школьников состоялся районный семинар педагогов дополнительного образования детей на тему «Этнокультура и дополнительное образование детей».

Об особенностях изготовления декоративных элементов в интерьере, одежде с использованием национальных мотивов, о технологии изготовления сувенирной продукции в национальном стиле поделились опытом работы педагоги Дома пионеров и школьников и Станции юных техников.

Опыт каждого из них достоин восхищения и поэтому несколько слов о каждом из них мне хочется сказать. Начну, пожалуй, с коллег из Станции юных техников. Педагоги Пудник О.Е. и Бронников Н.М. каждый раз радуют своим выступлением. Николай Михайлович, на этот раз, показал как из бересты можно смастерить туесок и даже предложил присутствующим дамам попробовать сделать основу для туеска с соединением «ласточкин хвост». И что вы думаете? Желающая нашлась тут же. Под руководством опытного мастера теория быстро осуществлялась на практике.Семинар педагогов дополнительного образования Этнокультура и дополнительное образование детей

Ольга Евгеньевна - большой мастер по работе с бумагой. Каждый раз не перестаю удивляться её выдумкой, фантазией, творческими работами. Всегда готова поделиться опытом. Вот и здесь участники семинара под её руководством составляли орнамент славянского рушника в технике «Бумагопластика». На такую кропотливую работу, конечно же, мало отведенного времени, но понять идею и технологию выполнения работы, закрепить на практике получилось у каждого, кто попробовал создать свой орнамент.Семинар педагогов дополнительного образования Этнокультура и дополнительное образование детей

В последние годы все большей популярностью стал пользоваться такой старинный вид рукоделия как бисер. Жулева И.А, педагог доп. образования мастерской «Народные ремесла» Дома пионеров и школьников в совершенстве владеет этим искусством и успешно учит этому рукоделию детей разного возраста. Многие её воспитанники неоднократные победители конкурсов российского и международного уровней. На этой встрече Ирина Анатольевна предложила коллегам сделать кулон «Дерево жизни». Бусинка за бусинкой, узелок за узелком, совет за советом, время, терпение и вот оно, готовое изделие, которое можно поместить в интерьере любой комнаты.Семинар педагогов дополнительного образования Этнокультура и дополнительное образование детей

Конгарова Е.Н. из МБОУ Топановской СОШ№16 - дебютант нашего семинара, увлекла всех присутствующих лепкой розы из полимерной глины. Даже в руках новичка, далеко не прикладного творчества, получались настоящие цветы, которые осталось обжечь в духовом шкафу, покрыть лаком, приклеить на кольцо или цепь и вот вам готовое украшение, которое сегодня востребовано среди детей и подростков.Семинар педагогов дополнительного образования Этнокультура и дополнительное образование детей

Разговор о сувенирной продукции в национальном стиле пришелся на вторую половину семинара, когда начала чувствоваться усталость. Но когда началась работа по изготовлению кукол, вот тут у участников семинара открылось, как говорится, второе дыхание. Все кропотливо и увлеченно под руководством опытных педагогов Сафроновой С.А. и Колмаковой И.А. из Дома пионеров и школьников мастерили куклу-оберег «Колокольчик» и куклу-закрутку из пряжи. О нашем народе: о его внешнем виде, о нарядах, о характере, о таких чертах, как скромность, целомудрие, хозяйственность, доброта может многое рассказать русская кукла. Надо только присмотреться. Как и человек, она может быть весёлой, смешной, грозной, дружелюбной. Вот у нас получился замечательный, весёлый, дружный хоровод кукол.Семинар педагогов дополнительного образования Этнокультура и дополнительное образование детейСеминар педагогов дополнительного образования Этнокультура и дополнительное образование детей

И завершила череду выступающих удивительный мастер своего дела Терскова В.А., педагог, работающий на базе Фыркальской СОШ№13. Человек увлеченный, отзывчивый, коммуникабельный, ответственный. Вера Армасовна предложила коллегам проявить воображение на примере сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце» и создать сказку на окне, используя вырезанные силуэты героев сказки, русские узоры, спрей-мел, двойной и малярный скотч. Получился сказочный узор, напоминающий о том, что скоро зима, а вместе с ней и много зимних забав и праздников.Семинар педагогов дополнительного образования Этнокультура и дополнительное образование детей

В настоящее время западная культура всё сильнее оказывает влияние на подрастающее поколение, заменяя собой наши исконно русские традиции. Ушли в прошлое вместе со старым крестьянским бытом прялки, вальки, тряпичные доски, домотканое полотно и т.д. Компьютеры и интернет стали привычными даже в глубинке. Игра, конечно же, не исчезнет из культуры, но постепенно с изменением образа жизни, вытесняется традиционная игра, которая способствует развитию качеств, необходимых человеку традиционной культуры. О роли традиционной игры в этнокультурном воспитании учащихся рассказала Христенко Л.А., педагог-организатор МБОУ ДОД Дом пионеров и школьников и провела с присутствующим несколько народных игр.Семинар педагогов дополнительного образования Этнокультура и дополнительное образование детей

Поскольку сегодня остро встает вопрос о возрождении и развитии духовной культуры общества, образовательная система не должна оставаться в стороне от этого процесса. Есть школы с этнокультурным компонентом, разработаны программы для школьных факультативов. Но школьная программа не может заменить или компенсировать практические занятия, «желания творить и создавать». Большой потенциал и перспективы развития имеет дополнительное образование детей, в чем участники семинара очередной раз убедились. И в процессе релаксации педагоги высказали добрые пожелания, свое мнение о прошедшем семинаре: «… замечательно, познавательно, интересно, увлекательно, запоминающе; …воодушевил на дальнейшую работу по поликультурному направлению; появились новые идеи …».

Хочется еще раз сказать большое спасибо всем участникам семинара за плодотворную работу, за теплую дружескую атмосферу. Желаю всем коллегам творческих успехов и знайте, что вы даёте детям образование дополнительное - значит необходимое.

О.А.Гринь,

методист Дома пионеров и школьников.

© 2010-2022