Разработка библиотечного урока Словари. Энциклопедии. Справочники

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Справочная литература. Словари. Энциклопедии.

Библиотечный урок. 6 класс.

Задачи: познакомить учащихся 6 классов с некоторыми справочными изданиями библиотеки, научить пользоваться ими.

Форма проведения: исследовательская работа в парах и группах.

Контроль: поисковая работа по «Путеводным листам», заполнение Листов-отчетов, создание схемы «Алгоритм работы со словарями, справочниками, энциклопедиями».

Оборудование урока: подбираются словари, справочники и энциклопедии, готовятся листы формата А4 и А3, маркеры, мел для работы на доске.

Организационная часть:

  1. Урок проводится для каждого класса отдельно.

  2. Время проведения - 90 минут (вступит. часть - 5 мин, работа в группах - 10 мин, выступления групп -по 5 минут, орг. момент (об общей структуре справочных изданий, постановка новой задачи) -5 минут, работа в парах - 10 минут, выступления - по 3-4 мин, подведение итогов, написание общих плакатов -5 минут)

  3. Задания рассчитаны на работу в парах (по партам) и группах (2 парты).

  4. Координатор работы - библиотекарь, который может помогать ребятам, затрудняющимся с выполнением заданий, он же - Пресс-группа, рисующий общие плакаты.

Библиотекарь:

- Сколько интересного вокруг! Обо всем хочется знать. А как ответить на сотни вопросов: кто? что? откуда? где? когда? как? Конечно, все на свете узнать нельзя. Но вы учитесь, читаете книги, работаете за компьютером, расспрашиваете взрослых. Постепенно вам удастся ответить на большую часть вопросов. Верные помощники в этой охоте за информацией - справочная литература, словари и энциклопедии. Что-то у вас есть дома, чем-то вы можете пользоваться в библиотеке. Для того чтобы легко было найти нужные сведения, мы и проводим наше сегодняшнее занятие.

Но сначала мы должны выяснить, что мы будем относить к словарям,

к энциклопедиям и справочникам. Обсудите, пожалуйста, в парах. А троих желающих попрошу выступить в роли экспертов (трое ребят находят информацию в словаре Ожегова «Толковый словарь русского языка»)

(После обсуждения в парах ребята высказывают свое мнение вслух. Эксперты зачитывают информацию, найденную в «Толковом словаре». На доске появляется запись:

«Справочники- книги, содержащие сведения по различным отраслям знаний.

Энциклопедии- книги, которые содержат систематизированные сведения из разных областей знаний.

Словари- сборники слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык»)

Библиотекарь:

- На ваших столах вы видите книги. Сегодня в нашей мастерской будут работать 6 групп. Задания группам:

  1. Рассмотрите свои книги, определите, что это: словари, энциклопедии или справочники.

  2. Познакомьтесь с содержанием, определите, как расположен материал, как быстро найти нужную информацию.

  3. Попробуйте выяснить, что общего в строении ваших книг.

  4. Подумайте, где и когда может пригодиться та или иная книга из вашего списка.

Итог работы - схема «Строение справочников, словарей, энциклопедий», устный отчет групп. Время на работу группы - 15 минут, на выступления - 5 минут.

Группы работают со следующими книгами:

1 группа: Энциклопедический словарь юного техника. Энциклопедический словарь юного математика. Энциклопедический словарь юного натуралиста.

2 группа: Ю. Дмитриев. Земноводные и пресмыкающиеся; Сто великих сокровищ; Акимушкин. Мир животных.

3 группа: Имена и названия; Ожегов и Шведова. Толковый словарь русского языка; Словарь иностранных слов.

4 группа: Иллюстрированный энциклопедический словарь, Русские детские писатели 20 века, Энциклопедический словарь «Отечество».

5 группа: Аванта+: Астрономия, Я познаю мир:Тайны жизни животных, Энциклопедия школьника «Оксфорд»

6 группа: Детская энциклопедия. Т.4. «Биология»; Что такое? Кто такой? Т. 2; Школьная энциклопедия «История средних веков».

(Во время выступлений происходит, с одной стороны, презентация справочных изданий, которые есть в библиотеке, с другой стороны, дети обобщают свои наблюдения о структуре энциклопедий, словарей и справочников. На доске появляется 3 плаката (пока роль художника выполняет библиотекарь:

Справочники:

  • Материал расположен по темам

  • От простого к сложному

  • Есть содержание (оглавление)

  • Есть предисловие

  • Есть послесловие

  • Иллюстрации.

Словари:

  • Предисловие

  • Материал расположен в алфавитном порядке

  • Алфавитный указатель (не во всех)

  • Оглавление /содержание (не всегда)

Энциклопедии:

  • Предисловие

  • Материал расположен в алфавитном порядке

  • Алфавитный указатель

  • Материал тематический

  • Послесловие

  • Иллюстрации)

Библиотекарь:

- Какие же общие признаки имеют все справочные издания? Создайте, пожалуйста, свой плакат «Структура справочного издания» (Ребята вновь работают группами, в итоге появляются мини-плакаты каждой группы, примерно такие:

  • Содержание (оглавление)

  • Вступление (послесловие)

  • Алфавитный указатель

  • Алфавитное расположение материала

  • Иллюстрации)

Библиотекарь:

В конце нашего занятия должен появиться еще один плакат «Алгоритм поиска информации в справочнике, словаре, энциклопедии». Вам удастся это сделать после выполнения задания «Путеводного листа». Вновь вернемся к работе в парах. На листке-отчете покажите, пожалуйста, как искали нужную информацию. (Пары выбирают задания, получают «Листки-отчеты». Ваше время - 10 минут)

Задания для «Путеводных листов»:

  1. Какие растения и животные могут подписаться под телеграммой: «Нас осталось мало на Земле! Спасите нас!» (Энциклопедический словарь юного натуралиста. Статья «Красная книга», с. 132-135)

  2. Нарисуйте знак, обозначающий предка нуля. (Энциклопедический словарь юного математика. Статья «Нуль», с. 219)

  3. Растолкуй значения слов АМУЛЕТ и МИШУРА. (Толковый словарь русского языка)

  4. «Злая как мегера». Как изобразить Мегеру на рисунке? (Словарь «Имена и названия», с. 142)

  5. Как ухаживать за морской свинкой? (Акимушкин. «Мир животных», с. 422-423)

  6. Сколько времени существует легенда о Несси? (Ю. Дмитриев. Земноводные и пресмыкающиеся», с. 72)

  7. Что такое МАКЧУ-ПИКЧУ? (Иллюстрированный энциклопедический словарь, с. 440)

  8. В какой стране живут БРАГУИ? (Иллюстрированный энциклопедический словарь, с. 101)

  9. Назовите настоящую фамилию русской детской писательницы Чарской Лидии Алексеевны, в каком жанре она любила писать? (Библиографический словарь «Русские детские писатели 20 века», с. 472-473)

  10. Кто и когда учредил Табель о рангах, до какого года он действовал? (Энциклопедия «Отечество», с. 600)

  11. Где впервые появился ХОККЕЙ? (Большая энциклопедия школьника Oxford, с. 572)

  12. Какие обязанности имели ВИКОНТЫ в эпоху раннего Средневековья? (История средних веков, с. 198)

Листок - отчет

Задание:

Выполняли:

Ответ искали в:

Название источника

Как искали

Если есть информация - указать страницу.



Устный отчет пар.

(На доске вслед за выступающими появляются несколько схем «Алгоритм поиска информации в словарях, энциклопедиях, справочниках». Например, такие:

  1. Если известно, где искать → источник→оглавление/содержание или алфавитный указатель, или поиск слова по алфавиту → есть или нет

  2. Если неизвестно, где искать (незнакомое слово) → в толковом словаре или энциклопедическом словаре, или словаре иностранных слов узнай значение слова по алфавиту → определи источник → оглавление/содержание или алфавитный указатель, или поиск слова по алфавиту → есть или нет)

Библиотекарь:

- Спасибо всем за работу. Я очень надеюсь, что ваша работа поможет вам лучше ориентироваться в мире информации, в частности, работать со словарями, справочниками и энциклопедиями. Ваши плакаты мы повесим в библиотеке, к ним вы можете обращаться во время подготовки заданий к урокам.

Список книг, необходимых на уроке:


  1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 1993.

  2. Большая энциклопедия школьника/ Пер. с англ. У.В. Сапциной, А.И. Кима, Т.В. Сафроновой и др. - М.: ООО «Издательство «Росмен-Пресс», 2002.

  3. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  4. Детская энциклопедия. Т. 4: Биология. - М.:Академия педагогических наук, 1960.

  5. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся. - М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1998.

  6. Джонсон Джинни. Тайны жизни животных/ Пер. с англ. С. Анисимова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2001.

  7. Ионина Н.А. 100 великих сокровищ. - М.: Вече, 2001.

8. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь/ Ред.кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев и др. - М.: Большая Российская энцикл., 1998.

9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4 изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.

  1. Отечество. История, люди, регионы России: Энциклопедический словарь / Сост. А.П.Горкин, В.М. Карев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

  2. Русские детские писатели 20 века: Биобиблиографический словарь. 2 изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 1998.

  3. Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов, образование терминов и понятий, происхождение имен нарицательных. - М.: Современник, 1998.

  4. Школьная энциклопедия «Руссика». История средних веков. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

14.Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П. Савин. - М.: Педагогика, 1985.

  1. Энциклопедический словарь юного натуралиста/ Сост. А.Г.Рогожкин. - М.: Педагогика, 1981.

  2. Энциклопедический словарь юного техника/ Сост. Б.В.Зубков. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1988.

  3. Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия. - 2 изд., испр. / Глав. Ред. М.Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 2001.

© 2010-2022