- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванцова М.В. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением информатики»
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №____от______2012г. МОУ «Средняя школа № 37»
№____от______2012г.
Согласована
зам. директора по УВР
___________Н.В.Ивраева
«___»__________2012г.
Рабочая программа
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Разработала:
Иванцова
Марина Васильевна
г. Каменск-Уральский
2012г.
Содержание:
1. Пояснительная записка ………………………………………………..….…стр.3-4
2. Сведения об учебно-методическом комплекте………………………….....стр.5
3. Содержание программы……………………………………………………..стр.5-11
4. Календарно-тематическое планирование ………………………………….стр.12-17
5. Планируемый результат……………………………………………………..стр. 18
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г.
(Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 2010. -п.5.2.6 - (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».[Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ
осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а
также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКиСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКиСЭ
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения и учебном плане
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом,
ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его
родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа в 4 классе.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид
деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное
развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации
содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
· Патриотизм
· Социальная солидарность
· Гражданственность
· Семья
· Труд и творчество
· Наука
· Традиционные российские религии
· Искусство и литература
· Природа
· Человечество
Сведения об учебно-методическом комплекте
-
А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, Москва; «Просвещение», 2010г.
-
В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы», Москва; «Просвещение», 2010г.
-
А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы», Москва; «Просвещение», 2010г.
-
А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы», Москва; «Просвещение», 2010г.
Содержание учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного
согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию
учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2,
связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и
презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут
быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов
приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность
обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной,
творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса
получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о
других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и
выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
· Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с
использованием компьютера).
Предметные результаты:
· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
· Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
· Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
· Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
· Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
· Осознание ценности человеческой жизни.
Примерная программа комплексного учебного курса
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (34 часа)
Основы
православной
культуры
Основы исламской
культуры
Основы буддийской
культуры
Основы иудейской
культуры
Основы мировых
религиозных
культур
Основы светской
этики
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Урок 1. Россия - наша Родина.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)
Урок 2.Введение в
православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.
Культура и религия.
Урок 2. Введение в
исламскую духовную
традицию. Культура и
религия
Урок 2. Ведение в
буддийскую духовную
традицию. Культура и
религия
Урок 2. Введение в
иудейскую духовную
традицию. Культура и
религия
Урок 2. Культура и
религия
Урок 2. Культура и
мораль. Этика и её
значение в жизни
человека.
Урок 3. Священное
Писание.
Урок 3. Пророк
Мухаммад - образец
человека и учитель
нравственности.
Жизнеописание
Урок 3. Будда и его
Учение
Урок 3. Тора - главная
книга иудаизма.
Сущность Торы. «Золотое
правило Гилеля».
Урок 3. Культура и
религия
Урок 3. Род и семья -
исток нравственных
отношений в истории
человечества.
Урок 4. Священное
Писание и Священное
Предание.
Урок 4. Пророк
Мухаммад -
проповедническая миссия
Урок 4. Будда и его
Учение
Урок 4. Письменная и
Устная Тора.
Классические тексты
иудаизма
Урок 4. Возникновение
религий. Древнейшие
верования
Урок 4. Ценность
родства и семейные
ценности
Урок 5. Во что верят
православные христиане
Урок 5
Прекрасные качества
Пророка Мухаммада
Урок 5. Буддийский
священный канон
Урок 5. Патриархи
еврейского народа.
Урок 5. Возникновение
религий. Религии мира и их основатели
Урок 5. Семейные
праздники как одна из
форм исторической
памяти.
Урок 6. Что говорит о
Боге и мире
православная культура
Урок 6 Священный Коран и Сунна как источники нравственности
Урок 6. Буддийский священный канон
Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
Урок 6. Священные книги религий мира: Веды,
Авеста. Трипитака,
Урок 6. Образцы нравственности в
культурах разных
народов
Урок 7. Что говорит о
человеке православная
культура
Урок 7.Общие принципы ислама и исламской этики.
Урок 7. Буддийская
картина мира.
Урок 7. Исход из Египта
Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.
Урок 7. Нравственный
образец богатыря
Урок 8. Христианское
учение о спасении.
Урок 8
Столпы ислама и
исламской этики.
Урок 8. Буддийская
картина мира.
Урок 8. Получение Торы
на горе Синай
Урок 8. Хранители
предания в религиях
мира.
Урок 8. Дворянский
кодекс чести
Урок 9. Добро и зло в
православной традиции
Урок 9 Исполнение
мусульманами своих
обязанностей.
Урок 9. Добро и зло
Урок 9. Пророки и
праведники в иудейской культуре.
Урок 9. Человек в
религиозных традициях мира
Урок 9. Джентльмен и
леди
Урок 10. Христианская
этика. Заповеди
блаженства
Урок 10
Обязанности мусульман.
Урок 10. Ненасилие и
доброта
.
Урок 10. Пророки и
праведники в иудейской культуре.
Урок 10. Священные
сооружения
Урок 10. Государство и
мораль гражданина
Урок 11. Христианская
этика. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему.
Урок 11
Обязанности мусульман
Урок 11. Любовь к
человеку и ценность
жизни
Урок 11. Храм в жизни
иудеев
Урок 11. Священные
сооружения
.
Урок 11. Образцы
нравственности в
культуре Отечества
Урок 12. Христианская
этика. Добродетели и
страсти. Отношение к
труду.
Урок 12
Обязанности мусульман
Урок 12. Милосердие и
сострадание
Урок 12. Назначение
синагоги и её устройство
Урок 12. Искусство в
религиозной культуре
Урок 12. Мораль
защитника Отечества
Урок 13. Христианская
этика. Долг и
ответственность.
Милосердие и
сострадание.
Урок 13 .
Обязанности мусульман.
Урок 13. Отношение к
природе
Урок 13. Суббота
(Шабат) в иудейской
традиции. Субботний ритуал
Урок 13. Искусство в
религиозной культуре
Урок 13. Порядочность.
Интеллигентность
Урок 14.Спаситель.
Жертвенная любовь
Урок 14
Для чего построена и как устроена мечеть.
Урок 14. Буддийские
святые. Будды
Урок 14. Молитвы и
благословения в
иудаизме.
Урок 14. Добро и зло.
Возникновение зла в
мире. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.
Рай и ад.
Урок 14. Трудовая
мораль. Нравственные
традиции
предпринимательства
Урок 15. Спаситель.
Победа над смертью
Урок 15
Мусульманское
летоисчисление и
календарь.
Урок 15. Семья в
буддийской культуре и ее ценности.
Урок 15. Добро и зло
Урок 15. Добро и зло.
Возникновение зла в
мире. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.
Рай и ад.
Урок 15. Что значит
«быть нравственным» в
наше время?
Урок 16. Творческие работы учащихся
Урок 17. Подведение итогов.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Урок 18. Православие в
России.
Урок 18. Ислам в России
Урок 18. Буддизм в
России
Урок 18. Иудаизм в
России.
Урок 18. Религии России
Урок 18. Добро и зло
Урок 19. Православный
храм
Урок 19. Семья в исламе
Урок 19. Основы
буддийского Учения и
этики
Урок 19. Основные
принципы иудаизма.
Урок 19. Религии России
Урок 19. Долг и совесть
Урок 20. Православный
храм и другие святыни
Урок 20. Нравственные
основы семьи в исламе
Урок 20. Человек в
буддийской картине
мира.
Урок 20. Основные
принципы иудаизма
Урок 20. Религия и
мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира
Урок 20. Честь и
достоинство
Урок 21. Православные
Таинства. Символический
язык православной
культуры
Урок 21. Нравственные
ценности ислама:
сотворение добра,
отношение к старшим
Урок 21. Человек в
буддийской картине
мира.
Урок 21. Милосердие,
забота о слабых,
взаимопомощь.
Урок 21. Религия и
мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира
Урок 21. Смысл жизни и
счастье
Урок 22. Христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение,
прикладное искусство)
Урок 22. Нравственные ценности ислама:
дружба, гостеприимство
Урок 22. Буддийские символы
Урок 22. Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев.
Урок 22. Религиозные обычаи и обряды.
Урок 22. Высшие нравственные ценности
Урок 23. Христианское
искусство (иконы,
фрески, церковное пение,
прикладное искусство)
Урок 23. Нравственные
ценности ислама:
любовь к отечеству,
миролюбие.
Урок 23. Буддийский
храм
Урок 23.
Совершеннолетие в
иудаизме. Ответственное
принятие заповедей
Урок 23. Религиозные
ритуалы. Обычаи и
обряды
Урок 23. Идеалы
Урок 24. Православный
календарь, его
символическое
значение.
Урок 24. Забота о
здоровье в культуре
ислама.
Урок 24. Буддийские
святыни.
Урок 24. Еврейский дом - еврейский мир:
знакомство с историй и традицией.
Урок 24. Религиозные
ритуалы в искусстве
Урок 24. Принципы
морали
Урок 25. Православный
календарь. Почитание
святых.
Урок 25. Ценность
образования и польза
учения в исламе.
Урок 25. Буддийский
календарь
Урок 25. Знакомство с
еврейским календарем:
его устройство и
особенности.
Урок 25. Календари
религий мира. Праздники
в религиях мира
Урок 25. Методика
создания морального
кодекса в школе.
Урок 26. Православный
календарь. Почитание
святых.
Урок 26. Ценность
образования и польза
учения в исламе.
Урок 26. Праздники в
буддийской культуре.
Урок 26. Еврейские
праздники: их история и традиции.
Урок 26. Праздники в
религиях мира.
Урок 26. Нормы морали. Этикет.
Урок 27. Православный
календарь. Почитание
святых.
Урок 27. Праздники
исламских народов
России: их
происхождение и
особенности проведения.
Урок 27. Искусство в
буддийской культуре
Урок 27 Еврейские
праздники: их история и традиции.
Урок 27. Семья,
семейные ценности.
Урок 27. Этикетная
сторона костюма.
Школьная форма - «за и против».
Урок 28. Православный
календарь. Праздники.
.
Урок 28. Праздники
исламских народов
России: их
происхождение и
особенности проведения.
Урок 28. Священные
буддийские сооружения
Урок 28. Ценности
семейной жизни в
иудейской традиции.
Праматери еврейского
народа.
Урок 28. Долг, свобода,
ответственность, учение и труд.
Урок 28. Образование как
нравственная норма
Урок 29. Христианская
семья и ее ценности.
Урок 29. Искусство
ислама.
Урок 29. Отношение к
природе
Урок 29. Ценности
семейной жизни в
иудейской традиции
Урок 29. Милосердие,
забота о слабых,
взаимопомощь,
социальные проблемы
общества и отношение к ним разных религий.
Урок 29. Человек - то,
что он из себя сделал.
Методы нравственного
самосовершенствования
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Урок 31. Подготовка творческих проектов
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»
Календарно-тематическое планирование по модулю «Основы светской этики»
№
п.п
Темы
уроков
Кол-во
часов
Дата
Основные термины и понятия
Вид контроля на уроке
Домашнее задание
1
Россия - наша Родина
1
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы.
Творческая работа Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»
Рассказать членам семьи
об известных людях.
Придумать вопросы для
интервью с известным
человеком
2
Что такое светская этика?
1
Культура. Мораль. Этика
Творческая работа «Составление предложений со словами культура моральный, этический»
Прочитать статью
пособия, обсудить с
родителями её
содержание
3
Мораль и культура
1
Мораль. Культура
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Прочитать статью из
пособия, ответить на
вопросы
4
Особенности морали
1
Культура. Материальная культура. Духовная культура.
Мораль.
Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»
Подготовить рассказ об
особенностях морали
как особого вида
духовной культуры
5
Добро и зло
1
Добро и зло как основные этические понятия
Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно
важными»
Подготовить рассказ с
примерами из истории
представлений человека
о добре и зле
6
Добро и зло
1
Добро. Зло. Гуманность.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Рассказать членам семьи
и друзьям, что такое
добро, зло, гуманность
7
Добродетель и порок
1
Добро. Зло. Добродетель. Порок.
Самостоятельная работа «Найти в тексте два
определения добродетели, подчеркнуть их»
Рассказать членам семьи
и друзьям, что такое добродетель и порок.
8
Добродетель и порок
1
Добродетель. Порок. Чувство собственного достоинства.
Самостоятельная работа «Найти в тексте
слова с противоположным значением. Выписать две- три пары»
Подготовить рассказ с
примерами добродетели
и порочных поступков
9
Свобода и моральный выбор
человека
1
Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального
выбора. Моральный конфликт
Самостоятельная работа «Выписать из текста
пособия, что предполагает свободный выбор»
Подготовить рассказ с
примерами поступков,
предполагающих
свободный выбор человека.
10
Свобода и ответственность
1
Ответственное поведение. Свободный выбор
личности. Отношения ответственности.
Самостоятельная работа «Выписать из текста
пособия, что входит в отношения ответственности»
Подобрать примеры из
литературы, в котором
описывается
ответственное
поведение человека
11
Моральный долг
.
1
Моральный долг. Моральная обязанность
Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»
Подобрать пословицы, в
которых говорилось бы
о долге человека
12
Справедливость
1
Справедливость. Моральные правила справедливого
человека.
Самостоятельная работа «Составить план
статьи из пособия»
Придумать рассказ о
справедливом и
несправедливом
человеке
13
Альтруизм и эгоизм
1
Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм.
Самостоятельная работа «Найти и выписать
определения альтруизма и эгоизма»
14
Дружба
1
Добродетельные отношения. Дружба.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Написать рассказ о
своём друге
15
Что значит быть моральным
1
Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный
выбор. Моральные нормы
Самостоятельная работа «Продолжить
предложение «Быть моральным - это
значит…»
Подготовиться к
сочинению «Что такое
добро и зло»
16
Творческие работы учащихся.
1
Самостоятельная работа учащихся по
составлению плана будущей творческой
работы.
Редактирование,
обсуждение с
родителями, подбор
иллюстративного
материала.
17
Презентация творческих работ
1
Презентации творческих работ
18
Род и семья - исток нравственны
х отношений в истории человечества
1
Род. Семья. Фамилия. Родословная.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Выполнить задания из
пособия
19
Нравственный поступок
1
Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель
поступка. Средства достижения цели. Действие.
Результат.
Самостоятельная работа «Выписать из
пособия пять компонентов нравственного
поступка»
Выбрать и
проанализировать
поступок любимого
героя литературного
произведения
20
Золотое правило нравственности
1
Золотое правило нравственности
Самостоятельная работа «Выписать из
пособия золотое правило нравственности в
положительной или отрицательной
формулировке»
Оценить поступок героя
сказки с точки зрения
золотого правила
нравственности
21
Стыд, вина и извинение
1
Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние
Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Подготовить вопросы к тексту в пособии
22
Честь и достоинство
1
Честь. Достоинство. Кодекс чести.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Подобрать пословицы, в
которых говорилось бы
о чести и достоинстве
23
Совесть
.
1
Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.
Самостоятельная работа «Составить план
статьи»
Рассказать членам семьи
и друзьям о совести
24
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
1
Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.
Самостоятельная работа «Составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей»
Подготовить рассказ на
тему «Нравственный
образец богатыря»
25
Джентльмен и леди
1
Джентльмен. Леди.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Подготовить рассказ на
тему «Джентльмен и
леди»
26
Образцы нравственности в культуре
Отечества
1
Нравственность. Культура. Культура России. Патриот.
Защитник Отечества. Коллективист.
Словарный диктант по содержанию 18-24
уроков.
Ответить на вопрос
«Кого из современников
можно назвать героями,
защитниками
Отечества?»
27
Этикет
1
Этикет. Образец. Правила этикета.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Составить перечень
правил этикета, которые
должен соблюдать
школьник.
28
Семейные праздники
1
Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Подготовить рассказ о
семейном празднике.
29
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
1
Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Подготовить рассказ на
тему «Жизнь человека -
высшая нравственная
ценность»
30
Любовь и уважение к Отечеству.
1
Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Рассказать членам семьи
и друзьям о государстве
и морали гражданина
31
Подготовка творческих проектов.
1
Самостоятельная работа учащихся по
составлению плана будущей творческой
работы.
32-34
Презентации творческих проектов
3
Презентации творческих работ