Анализ оздоровительной работы в интернатном учреждении санаторного типа

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сендецкая Елена Викторовна,
общеобразовательная санаторная
школа-интернат І-ІІ ступеней № 9

города Горловки, директор.


Анализ оздоровительной работы в интернатном учреждении санаторного типа.

Мы с вами живем в эпоху великих перемен, происходящих во всем мире. Эти изменения касаются всех сторон жизни, в том числе и образования. Создание системы образования, которая не только воспитывала бы образованного, культурного человека, но сохраняла и укрепляла его здоровье - одна из главнейших проблем современного общества.

К сожалению, статистика заболеваемости школьников сегодня является неутешительной. По данным социологов на 1000 детей имеют заболевания сердечно - сосудистой системы 18,46 детей, впервые заболевших-12,67 детей.

Горловская санаторная школа-интернат І-ІІ ступеней № 9 создана как образовательная организация, объединяющая три системы: обучение, воспитание в сочетании с комплексным оздоровлением детей с заболеваниями сердечно - сосудистой системы. Это дети из разных семей, с разными диагнозами, разными степенями заболеваний.

Наша школа имеет достаточную материальную, научно-методическую и кадровую базу, что позволяет в полном объеме проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

С первых дней пребывания в школе - интернате каждый ребенок попадает в атмосферу доброжелательности и доверия. Создание комфортных условий обучения отличается системным подходом к формированию личности ребенка. Системный подход предупреждает возникновения каких-либо проблем и обеспечивает положительное отношение к обучению через созданное воспитательное пространство, способствующее формированию культуры здоровья учащихся, педагогов и родителей.

Вопросы сохранения, укрепления и восстановления здоровья красной лентой проходят через все направления учебно-воспитательного процесса. Они органично вплетаются в ежедневную канву обычной жизни школы, создавая ситуации положительной взаимообусловленности здоровья и обучения, когда учебно-воспитательная деятельность способствует улучшению здоровья детей, а результаты этой работы повышают эффективность образовательного процесса.

Медико-педагогический коллектив санаторной школы - интерната работает над созданием компетентностно направленного инновационного учреждения, в котором учебно-воспитательный процесс, строится на научных принципах лечебной педагогики, психологии жизнетворчества и педагогического проектирования.

Планирование жизнедеятельности воспитанников обязательно предполагает мониторинг состояния их здоровья, диагностику состояния интеллектуально - волевой и эмоциональной сферы, уровень социальной активности, как интегрального показателя сформированности социального опыта. Поэтому, в основу комплексного оздоровления воспитанников положен принцип организационно-технологического сочетания программ медицинской, психологической и социально-педагогической реабилитации. Каждая из них реализуется методами и средствами диагностики, коррекции и профилактики.

Медицинская диагностика направлена на определение соматического и кардиологического состояния организма воспитанников. Входной мониторинг оздоровительной функции выделяет контингент обучающихся с кардиологическими видами заболеваний. Медицинским персоналом, входящим в штат учреждения, определяются факторы, которые влияют на рост сердечно - сосудистой патологии среди детей школьного возраста нашего контингента. Степень функционирования органов и их систем напрямую зависит от физического развития, морально - психологического состояния, наличия резервов организма ребенка. Осенняя диспансеризация дает возможность врачам - специалистам выявить у воспитанников сопутствующие патологии, которые проявляются на фоне основного заболевания, и определить взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья. Как правило, чем старше школьники, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера.

На основании входящей медицинской диагностики медицинским персоналом определяются типы режимов для каждого воспитанника, составляются рекомендации и доводятся до сведения педагогического коллектива.

С целью определения личностных характеристик, изучения индивидуальных и возрастных психологических особенностей, познавательных возможностей обучающихся, видов мотивации обучения, уровня адаптированности, межличностных отношений школьников проводятся психодиагностические исследования зон ближайшего развития детей.

Социально-педагогическая диагностика выявляет уровень сформированности жизненной компетентности, духовных ценностей и норм поведения воспитанника, а также уровень социальной адаптированности личности и комфортности условий ее развития.
На основании результатов психодиагностики, медицинской и социально - педагогической диагностик обучающиеся привлекаются к различным видам деятельности. Им оказывается педагогическая помощь, идет корректировка педагогического воздействия на личность ребенка, создаются отношения доверия и сотрудничества между школьниками и педагогами.

Медицинская коррекция в учреждении направлена на устранение болезни или компенсацию ее проявлений. С этой целью в школе организованы занятия по лечебной физкультуре, массаж. Медицинская сестра (инструктор ЛФК), руководствуясь рекомендациями врачей, индивидуально подбирает комплекс физических упражнений, виды двигательной деятельности, согласно состояния здоровья воспитанников, перенесенных ими заболеваний.

Психокоррекция направлена на облегчение адаптации, снятия стрессов и повышения самооценки воспитанников для преодоления негативных воздействий.
Социально-педагогическая коррекция помогает ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках; повысить мотивации обучения и личностного совершенствования, а также решить проблемы семьи, окружения; повысить социальную адаптированность и продуктивность личности.

Медицинская профилактика направлена на реабилитацию кардиологического заболевания, терапию общих отклонений, требующих медикаментозного лечения, физиотерапии, специальной лечебной физкультуры. Медицинское сопровождение воспитанников образовательной организации осуществляет научный руководитель - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии Донецкого медицинского университета, республиканский кардиоревматолог, городские врачи - специалисты, медицинский персонал учреждения школы - интерната.

Дважды в год (осенью, осенью) в школе проводятся углубленные медицинские осмотры с привлечением городских специалистов врачей - ортопеда, гинеколога, хирурга, окулиста, эндокринолога. По результатам осенней диспансеризации врачами - специалистами выдаются рекомендации, согласно которым совместно с педагогическим коллективом проводятся профилактические мероприятия по снижению сопутствующих заболеваний. При использовании информационных технологий в учебном процессе определяются нормы, предусмотренные санитарно-гигиеническими требованиями.

На основании результатов проведения медицинских осмотров, врачом - педиатром учреждения составляется план проведения противорецидивного лечения. Врач-педиатр школы - интерната контролирует выполнение медицинских рекомендаций педагогами, исходя из реального состояния здоровья каждого воспитанника, контролирует своевременность проведения прививок учащихся, которые дают возможность детскому организму противостоять респираторным и инфекционным заболеваниям.

Медицинский персонал с помощью педагогических работников своевременно выявляют простудные заболевания, осуществляют медикаментозные (ноотрофическую, бициллино-, витамино-, симптоматическую, кардиотрофическую) терапии, лечение с использованием физиотерапевтического кабинета. Физиотерапией охватывается 100 % воспитанников. Проводятся такие процедуры, как лечебный электрофорез, ингаляции, светолечение, УВЧ - терапия, дарсонвализация, магнито - терапия, диадинамотерапия, тубус кварц.

Комплекс профилактических лечебных мероприятий: противорецидивное лечение, проведение физиотерапевтических процедур, прививки, вакцинация дают возможность в условиях сурового зимнего периода не прерывать учебно-воспитательный процесс.

Медицинская профилактика позволяет детям предотвращать заболевания или их обострение, улучшить общее физическое развитие и ориентирована на профилактику отклонений в психическом и социальном развитии ребенка.

В становлении качественного компетентностно направленного учебно-реабилитационного процесса значительная роль принадлежит воспитательному пространству школы. Оно направлено на формирование творческой личности, через обеспечение его психического и нравственного здоровья, через духовное саморазвитие ребенка, через формирование национального самосознания гражданина. Другими словами, наша цель - научить ребенка полноценно жить, проектировать свое будущее, ставить перед собой задачи по самовоспитанию и самообразованию с учетом личных возможностей.

В учреждении работают 40 педагогов. Среди них подавляющее большинство - опытные учителя и воспитатели. Но в последние годы коллектив пополняется молодыми специалистами, полными идей и желаний самоутвердиться. В тандеме со старшими коллегами, они активно познают все тонкости работы с нашими воспитанниками. Характерной чертой работы школы является преобладание личностного подхода к обучению и воспитанию. Педагогический коллектив считает, что условием успешности воздействия на учащихся - это изучение их индивидуальных и возрастных психологических особенностей, познавательных возможностей, видов мотивации обучения, межличностных отношений школьников. Понимая концепцию образования как процесс саморазвития творческой личности, педагоги постоянно осваивают новые педагогические технологии, акцентируя внимание на здоровьесберегающих и здоровьеформирующихих технологиях. Уроки рассматриваются с позиций сохранения здоровья, поэтому строятся с использованием активных и проблемных методов обучения.
Внедрение инновационных педагогических здоровьесберегающих технологий дает возможность учащимся правильно определять линии жизненных ценностей, приобретать практические навыки и определенный жизненный опыт.

Характерным отличием воспитательной работы школы является ее направленность на формирование устойчивой положительной мотивации на здоровый образ жизни. Этому способствуют как ежедневные воспитательные средства, так и школьные праздники, конкурсы, соревнования.

Человек является частью природы, поэтому в его жизни, как и в природе, все должно происходить ритмично: сон, гигиенические процедуры, физические упражнения, полноценное сбалансированное питание, труд и отдых. Чтобы дети не уставали во время учебных занятий и самоподготовок учителя и воспитатели проводят физкультминутки. Дети в школе находится круглосуточно, поэтому особое внимание со стороны медико-педагогического коллектива уделяется соблюдению воспитанниками правильного режима дня. Все это является залогом здоровья, работоспособности воспитанников, предупреждает их переутомление, вялость, апатию, нервозность.

В нашей школе даже тяжело больной ребенок находит свое место, свой способ самореализации, самоутверждения, достижения успеха. Тщательно проработанная и апробированная система индивидуального психолого-педагогического сопровождения помогает ребенку максимально раскрыть свои способности и желания и реализовать их через участие в кружках, секциях и школьных воспитательных мероприятиях. Наши воспитанники успешно конкурируют с учащимися общеобразовательных заведений города и получают призовые места. Их достижения неоднократно отмечались наградами и призами. Это вдохновляет наш коллектив на продолжение педагогических поисков и внедрения в практику работы новейших педагогических технологий здоровьесохраняющего и здоровьеформирующего направлений.

Реалии, социальные потребности общества требуют от школы воспитания инициативных, высоконравственных, деловых и ответственных граждан, которым суждено строить сильную экономическую и независимое государство. В рамках целостного учебно-воспитательного процесса эти качества формируются через участие воспитанников в работе ученического самоуправления «Школьный парламент». От того, как оно организовано, зависит уровень эффективности всей воспитательной системы школы. Ученическое самоуправление в нашей школе - это педагогически целесообразный способ организации детского коллектива. Оно обеспечивает комплексное воспитательное воздействие на учащихся путем привлечения к сознательной системной участия в жизни школы, дает возможность практически приобрести жизненный опыт через участие в социальных проектах города.

Ведется постоянная индивидуальная работа с обучающимися и их родителями. Анализируется динамика изменений в учебно-воспитательном процессе и взаимоотношениях между членами коллектива, проводятся психолого - педагогические консилиумы и постоянно действующие лектории для родителей, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, даются рекомендации педагогам по вопросам оптимальных способов воздействия на учащихся. Школа активно сотрудничает с родителями учащихся, привлекая их к своим программам и мероприятиям. Это помогает созданию сообщества, объединенной желанием помочь больным детям найти свое место в жизни.

С целью обновления учебно - воспитательного процесса на основе новейших педагогических технологий, педагогическим коллективом ведется активный поиск современных методов индивидуального психолого-педагогического влияния на развитие личности ученика. Педагогами разработаны и внедряются авторские программы. Методическими объединениями учителей, воспитателей школы составлены рекомендации по оздоровительной работе с учащимися в учебно - воспитательном процессе. Рекомендации содержат комплекс упражнений: для развития малой моторики, для формирования правильной осанки, дыхания, гимнастики для глаз, релаксации и сценарии воспитательных оздоровительных мероприятий. Это способствует интеграции культуры здоровья во все факторы ежедневной жизни школы. Творческие достижения нашего коллектива постоянно освещаются педагогическими изданиями, на веб-сайтах.

Именно гармоничное сочетание учебного, воспитательного и оздоровительного процессов способствует созданию здорового ученического коллектива. Свою роль в этом играют все члены коллектива: от директора до техперсонала. Нашу общую цель мы формулируем словами Сократа: "Ребенок не бокал, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".
Система уровней реабилитации и учебно - воспитательной работы школы дает положительные результаты: стабильность учебных успехов, укрепления здоровья, отсутствие правонарушений. И самым главным достижением является доверие учащихся и родителей к коллективу школы. За годы существования санаторной школы из ее стен вышло более двух тысяч выпускников. Именно интернат помог многим из них восстановить и укрепить состояние здоровья и найти свое место в жизни.

Приятно осознавать, что наши усилия дают убедительные положительные результаты. Это придает нам сил на дальнейшие педагогические эксперименты. Личная заинтересованность в профессиональном росте, неравнодушие к результатам труда, стремление к творческому поиску и осознанию необходимости постоянного саморазвития - вот черты, присущие членам нашего коллектива и является залогом дальнейших творческих достижений.
Мы убеждены, что приоритет сохранения и укрепления здоровья учащихся, должен стать аксиомой для нашего учебного заведения. Поэтому целью коллектива, было, есть и будет превращение школы в центр грамотной, комплексной и неустанной заботы о здоровье.
Как директор школы я осознаю масштабность работы в этом направлении и чувствую личную ответственность за ее результаты. Поэтому участие в работе сайта воспринимаю как возможность общения и обмена опытом со специалистами, которые работают в этой области, и ожидаю от этого сотрудничества собственного профессионального роста, а, следовательно, и пополнения новыми знаниями, идеями всего медико-педагогического коллектива.


© 2010-2022